Гиперчувствительность 6 страница
Безответная любовь
По мере взросления склонность подростков Ignatia к проявлению бурных и изменчивых эмоций еще более возрастает, отчетливо выделяя их среди сверстников. Девушка Ignatia может приставать к одноклассникам и в конце концов безумно влюбиться в одного из них. Большинство подростков Ignatia осознают свою ранимость и избегают серьезных отношений, пока не получат достаточных подтверждений взаимности своих чувств. Если же любимый отвернется от них, горе Ignatia не будет знать границ, далеко выходя за рамки истинной значимости этого события (Кент: «Болезни от несчастной любви»). Естественно, что так может произойти только в том случае, если, вступив во взаимоотношения с любимым, Ignatia снимет часть защитного барьера со своего сердца, прикрывавшего его в течение большей части ее жизни. В этом уязвимом состоянии ощущение брошенности вызовет подавленную ранее боль прежних обид, и такая девушка вновь почувствует себя брошенным ребенком, которого никто не любит. В такие моменты девушка Ignatia полностью теряет над собой контроль и
разражается безутешными рыданиями. Она теряет аппетит, по неделям ничего не ест (а если ест, у нее может возникнуть рвота), постоянно прокручивая в своей голове мучительные воспоминания о своей потерянной любви, к которой она страстно желает вернуться (Кент: «Несмотря на все ее старания отвлечься, горе буквально разрывает ее на куски»). Малейшие попытки заговорить с ней о ее чувствах вызывают потоки новых слез, полные отчаяния слова о том, что она хочет умереть. Некоторые Ignatia в этом состоянии могут выпить повышенные дозы снотворных или других препаратов и даже на самом деле совершить самоубийство, так как боль их сердца кажется им непереносимой.
Женщины Ignatia часто склонны влюбляться в мужчин, которые не могут ответить им взаимностью. Это могут быть женатые мужчины или просто недоступные для них люди. Кент в своих лекциях отмечает эту тенденцию Ignatia влюбляться в женатых мужчин или людей «совершенно иного круга». Все люди склонны снова и снова притягивать к себе обстоятельства, воспроизводящие ситуацию раннего детства и способствующие имитации взаимоотношений со своими родителями. По-видимому, это связано с подсознательными попытками залечить старые раны, «переписав страницу набело». Склонность Ignatia влюбляться в недоступных мужчин можно, таким образом, расценить как отражение ее детства, когда ее любовь к родителям не находила достаточной взаимности.
Паники
В периоды эмоциональных срывов пациентки Ignatia часто склонны к панике. Она ощущает себя уязвимой, чувствует потерю контроля над собой, и это вызывает в ней нарастающий страх сойти с ума. Удивляет та быстрота, с которой лекарство восстанавливает спокойствие и стабильность психики таких пациентов. Одна капля под язык прямо в кабинете врача — и спустя несколько секунд мучительная тревога на лице сменяется расслабленным и даже заинтересованным выражением.
Под действием стресса у Ignatia могут развиться многие фобические состояния. Они могут быть напрямую связаны с психотравмирующими переживаниями, спровоцировавшими срыв. Например, разрыв с любимым произошел во время поездки в автобусе, и после этого каждый раз поездка в автобусе начинает сопровождаться безотчетным ощущением тревоги. Пациентка может не осознавать причину своей тревоги, тем более что она может выявиться не сразу, а спустя недели и даже годы после психотравмирующе-го события, а пусковым моментом ее появления может послужить какой-то
иной стресс. По мере стабилизации состояния пациентки фобия может уменьшаться, однако иногда этого не происходит и она остается в подсознании никогда не заживающей раной.
Горе
Когда гомеопат сталкивается с необходимостью лечения глубоких или слишком длительных реакций на горе, основными препаратами, приходящими на ум, будут Ignatia и Natrum muriaticum. Психодинамика обоих препаратов очень схожа: для обоих характерно чувство недолюбленности в детстве (которое может быть подсознательным), а реакции горя чаще всего связаны со старыми психотравмирующими событиями потери любимых — в результате того, что их отвергли или бросили. Пациентки Natrum muriaticum лучше контролируют себя и обычно страдают молча, тогда как женщины Ignatia обычно теряют контроль над собой, по крайней мере в самом начале. Первой реакцией Ignatia на потерю будут истерические рыдания, соответствующие острому психологическому шоку. Они сменяются долгими неделями периодов эмоциональной нестабильности, когда вспышки рыданий и гнева чередуются с периодами тихих (но очень мучительных) переживаний. Как и Natrum muriaticum^ Ignatia будет прятать свою душевную рану от людей (Кент: «Хуже от утешения», «Отвращение к компании»). Однажды покинутая, она не рискует искать утешения у людей. Однако временами Ignatia чувствует себя в одиночестве гораздо хуже, особенно в острой стадии горя.
Будучи покинутыми или пережив потерю любимого человека, представители любого конституционального типа могут оказаться в состоянии Ignatia. Основными признаками этого состояния будут неконтролируемый плач, быстрая смена эмоций, тошнота, рвота и потеря аппетита, с ощущением пустоты в области желудка, которую невозможно заполнить, а также ощущением кома в горле. По мере того как горе становится хроническим и переходит в подсознательную тоску, которая накатывает, только когда человек вспоминает о своей потере, более подходящим лекарством становится Natrum muriaticum. Другими словами, Ignatia больше подходит для острой реакции на горе, a Natrum muriaticum - для его хронических последствий.
Одним из характерных, хотя и относительно нечастых проявлений реакции Ignatia на горе является истерия. Медицинский термин «истерия» означает появление в ответ на эмоциональный стресс признаков, имитирующих физические симптомы. В этом смысле Ignatia является, возможно, основным истерическим лекарство'м. Однако, как замечает Кент в своих лекциях, Ignatia вряд ли будет помогать тем истеричным субъектам, которые сознательно совершают
эксцентричные действия с целью привлечения внимания. Подобные индивидуумы нуждаются в других лекарствах, для которых характерна большая степень психической дезорганизации, например Moshus или Lilium tigrinum.
Истерические реакции Ignatia обычно сопровождаются неврологической симптоматикой — судорожными припадками, спазмами, онемением и т. п. Совсем недавно мне пришлось столкнуться с подобным случаем — у девочки-подростка возникла преходящая слепота, сопровождающаяся быстрыми непроизвольными подергиваниями глазных яблок. Она была осмотрена окулистами, которые и пришли к заключению об истерическом характере ее симптомов, связанных со стрессовой ситуацией, так как они не имели органической причины. Во время приема девочка показалась мне достаточно разумной. Она была очень рассудительной для своего возраста (12 лет), но совершенно не могла объяснить, с чем могла быть связана столь драматическая реакция. У нее были заботливые родители, при этом не удавалось выявить явных эмоциональных травм, подтверждающих истерический характер ее симптомов. Тем не менее она сказала, что несколько месяцев чувствует некоторое напряжение и тревогу, признав, что степень этой тревоги явно связана с возникновением слепоты. Из разговора с родителями стало ясно, что отец явно зациклен на своем бизнесе и лишь небольшое количество времени проводил с семьей. Даже когда он бывал дома, его мысли по-прежнему были заняты бизнесом и дочь почти не имела реального общения с отцом. В свою очередь, ее мать страдала серьезным хроническим заболеванием, которое все больше мешало ей оставаться собой. В довершение всего пациентке было плохо в школе, так как ее чувствительная, утонченная натура с трудом могла находить общий язык с остальными детьми, выходцами из простых семей. Ее дразнили «воображалой» и никто с ней не дружил. Другими словами, хотя и не удалось обнаружить какого-то явного психотрав-мирующего события, которое могло бы объяснить появление истерических симптомов, было очевидно, что девочка испытывает хронический недостаток проявлений спонтанной любви, которые могут исходить только от относительно расслабленных и удовлетворенных жизнью родителей. Невидное на первый взгляд, непреднамеренное отвержение со стороны родителей усугублялось неприкрытой травлей со стороны одноклассников. Одна или две дозы Ignatia ЮМ быстро устранили ее глазные симптомы, а степень стресса уменьшилась после перевода ее в более интеллигентную школу, а также благодаря тому, что отец стал уделять больше внимания своей семье.
Желчность и мужеподобность
Когда пациентка Ignatia оказывается отвергнутой своим возлюбленным (или
ей начадает так казаться), она очень часто становится желчной и даже мстительной (Кент: «Последствие унижения», «Сварливый», «Гнев с тихим горем»)..При этом она быстро закрывается дымовой завесой обвинений в нечеещости, жестокости, подлости и эгоизме в адрес обидевшего ее человека. Это негодование призвано понадежнее скрыть от самой себя лежащее на самом дне ее души ощущение того, что она недостойна любви. И обстоятельства жизни в очередной раз подтверждают это ощущение. Крайне уязвимая Ignatia очень чувствительна к любой форме отвержения, независимо от истинной значимости конкретных событий. Если какая-либо встреча с нужным ей человеком срывается и ее ставят в известность лишь кратким уведомлением, ее гневная реакция будет очень бурной и она постарается ясно дать понять, что крайне возмущена. Яростц Ignatia вполне можно унять, но для этого нужны, во-первых, извинение, а во-вторых, рчевидная демонстрация уважения и симпатии — двух чувств, потребность в которых Ignatia испытывает особенно остро.
Те женщины Ignatia, чья жизнь особенно изобилует неприятными событиями, становятся жесткими и желчными. Причем чем больше нарастает их жесткость, тем больше они становятся похожи на мужчин. По-прежнему нуждаясь в признании и не имея возможности и далее оставаться столь эмоционально уязвимыми, жесткие женщины Ignatia стараются завоевать внимание публики доминированием над другими. Они любят командовать, очень раздражительны, а вспышки их гнева заставляют дрожать от страха даже крепких мужчин. Для повышения чувства собственной значимости жесткие Ignatia становятся амбициозны и стремятся к максимальной известности. Это женщины, жестко ориентированные на карьеру, которые успешно сражаются с мужчинами на их собственном поле — в сфере интеллекта и в духе соперничества.
Чем больше мужских черт появляется в облике Ignatia, тем больше она полагается на силу интеллекта. Она старается производить впечатление остротой своего ума. Увенчанные академическими степенями, Ignatia обычно очень гордятся своими регалиями и никогда не упускают возможности перечислить все свои титулы. Это придает им ощущение собственной значимости, которое стоит для Ignatia на втором месте вслед за ощущением, что их любят. В современном обществе, в котором доминируют мужчины, обычно легче добиться общественного положения с помощью интеллекта, чем с помощью искусства или ремесла. Кроме того, погружаясь в мир чистого интеллекта, Ignatia может убежать от болезненных переживаний. Таким образом, многие Ignatia становятся интеллектуалками, что достаточно легко для этого исходно склонного к аналитическому мышлению и обладающего острым умом типа.
Чем больше мужских черт приобретает Ignatia, тем легче спутать ее с Nux
vomicay который, хотя и является преимущественно мужским лекарственным типом, тем не менее может встречаться и у некоторого числа женщин. Оба типа решительны, работоспособны и агрессивны, а многие женщины Nux vomica также ориентированы на интеллект. Оба типа предпочитают мужской стиль одежды, преимущественно костюмы, короткие стрижки, во всей их позе ощущается некоторая напряженность и «строевая» выправка. Чтобы различить эти два типа, гомеопату необходимо копнуть чуточку поглубже. Напряженность Ignatia отличается некоторой хрупкостью, поскольку это не более чем броня, созданная, чтобы защитить слишком чувствительное сердце. Так, для Ignatia более характерны оборонительные реакции и склонность взрываться при малейших признаках противодействия или недостаточно восторженной оценки. Женщина Nux vomica более уверена в себе и своих силах, поэтому она может спокойно проигнорировать мнение других. Жесткая Ignatia все равно во многих случаях сохраняет потребность в любви и может открыть свое сердце другому, а если она почувствует отвержение, это приведет к срыву. (Внешний облик типичных представителей этих двух типов довольно разный, что помогает в проведении дифференциального диагноза.)
Другой тип, с которым легко можно перепутать жесткую Ignatia — это Natrum muriaticum. Здесь сходство гораздо ближе в силу схожести психики. Основное отличие — большая изменчивость состояния Ignatia. Она легко взрывается слезами или гневом, тогда как Natrum muriaticum будет скрывать свои чувства внутри. Оба типа ищут признания за счет карьерного роста, однако обычно женщин Ignatia больше привлекает престиж, власть, начальственные должности, тогда как Natrum muriaticum вполне достаточно видеть эффективность и нужность своей работы.
Престиж
Эмоционально уязвимые женщины Ignatia почти все время заняты одним — укреплением своего шаткого чувства собственной значимости. Она будет расшибаться для друзей в лепешку, но ровно до тех пор, пока будет ожидать от них чего-либо взамен — либо в виде словесного выражения признательности и восхищения, либо в виде ощущения надежного тыла на непредсказуемое будущее. Правда, поскольку ее никогда не покидает ощущение старой эмоциональной травмы, она будет очень осторожна, прежде чем, в свою очередь, воспользоваться помощью, и обычно вначале удостоверится, помните ли вы, как она вас когда-то выручила. А вот перечисление имен своих влиятельных знакомых — любимый способ Ignatia зарабатывать себе авторитет. Женщина Ignatia обладает природным обаянием и часто выгля-
ди т очень эффектно.Ее внешность, утонченность и умение подать себя час-ю позволяют ей действительно добиться контактов с влиятельными людьми, и если ей и не удается стать полноправным членом высшего общества, она ПО крайней мере может похвастаться личным знакомством с его представителями. Я знал несколько женщин Ignatiay которые регулярно и по малейшему поводу старались проникнуть к тому или другому известному человеку, а одна подобная женщина хранила у себя целую подборку вырезок из прессы, где она была сфотографирована с различными знаменитостями.
Обычно Ignatia бывают очень контактными людьми. Здоровые Ignatia с удовольствием разделяют свой энтузиазм с другими и бывают очень отзывчивы. Более уязвимые Ignatia часто используют общественные связи в качестве источника одобрения и поддержки. Ежедневник такой женщины обычно бывает до отказа заполнен встречами, вечерами и банкетами, позволяющими ей общаться с максимально возможным числом людей. Бывая на людях, она излучает очарование, собирая дань восторгов и восхищения, преимущественно от представителей противоположного пола. Ignatia очень зависима от положительной оценки окружающих и часто напрашивается на комплименты, которые ей, возможно, и не собирались говорить. (Образы героинь, которых играет актриса Диана Китон, часто соответствуют типичным Ignatia, и она прекрасно передает их самые характерные черты.)
Драматизм
Ignatia— один из наиболее склонных к драматизации и «театральности» типов. Многие из женщин Ignatia с пользой для себя находят применение этому качеству на сцене. Театральная игра во многих отношениях идеально подходит для этого типа, так как в ней оказываются востребованы естественные для него эмоциональный драматизм и тщеславие. Актеру нужна аудитория, a Ignatia с раннего детства учится использовать свое окружение — маленькую аудиторию, завоевывая у нее одобрение и любовь либо наказывая ее за свои несчастья. Даже когда у нее все хорошо, уязвимая Ignatia будет драматизировать свои чувства, чтобы получить отклик от тех, кто в данный момент оказался рядом, одобрительный отклик, который говорил бы ей: «Да, ты очаровательна, и я тебя люблю». Уязвимая Ignatia будет хвастаться своим счастьем, раздувать его, чтобы она могла показаться какой-то особенной и потому заслуживающей любви. (Похожие вещи могут делать женщины Natrum muriaticum и Phosphorus.) Если Ignatia получает комплимент или простое одобрение, она приходит в исступленный восторг и может даже хихикать от счастья. (Хихиканье вообще очень характерно
для Ignatia.) С другой стороны, малейшая негативная реакция (или равнодушное отношение) со стороны аудитории вызывает смятение и даже депрессию или гнев. Ignatia стремится казаться исключительной и большую часть времени тратит на получение одобрения.
Утонченность
Здоровая Ignatia обычно бывает весьма утонченной особой. Ее утонченность представляет собой сочетание интеллектуальности и художественного/артистического дара. Она одинаково хорошо владеет математическим анализом и интуицией. В этом Ignatia напоминает Silicea, а также Sepia. Оставаясь очень эмоциональными личностями, здоровые Ignatia обычно больше интересуются вопросами о смысле человеческой жизни (а также жизни растений и животных), чем теоретическими науками, мало связанными с ее ощущением бытия. Поэзия, метафизика и антропология являются основными областями ее интересов, а также питание, здоровье и эзотерика. Здоровая женщина Ignatia склонна избегать «сухой теории» математики, физики, механики и экономики, оставляя их на откуп чисто рациональным типам, а также мужеподобным Ignatia. He то чтобы она не может понять премудрость этих наук, нет, они просто не привлекают ее интуитивную, чувствительную натуру.
Здоровая Ignatia также очень разборчива в своих социальных контактах. Обычно она очень вежлива и очаровательна и не допускает даже намека на вульгарное поведение. Благодаря способности глубоко чувствовать она может создать вполне ясную систему ценностей, в которой одинаково высоко стоят уважение и понимание. Подобно Silicea, Ignatia сочетает в себе деликатность с очень сильным чувством собственного «я», а также с высокой шкалой личных этических норм. (Чувство личного «я» у Ignatia выражено даже сильнее, чем у Siliceay так как, в отличие от последнего типа, ей не мешает избыток робости и нерешительности.) Обычно женщины Ignatia бывают достаточно прямыми людьми, несмотря на всю свою деликатность, и если ей приходится поступиться собственными принципами, она быстро начинает смущаться и злиться на себя. Лишь по мере нарастания жесткости в характере Ignatia становится менее разборчивой в средствах и принимает более низкую планку этических стандартов. Впрочем, даже тогда Ignatia старается не нарушать своего слова и требует соблюдения слова от других, так как она не выносит обмана и нечестности. Цельность личности Ignatia столь высока, что многие из них буквально заболевают, если не могут следовать собственным моральным принципам. Однажды я лечил одну молодую
женщину от очень сильных вегетативных пароксизмов, сочетавшихся с приступообразным подъемом температуры. Эти симптомы начались внезапно после путешествия по тропическим странам, а соединение психологических и физических симптомов очень мешало постановке диагноза.
Немного застенчиво она рассказала мне, что непосредственно перед тем, как началось ее заболевание, у нее случился «курортный» роман с одним человеком, членом ее туристической группы. С ее точки зрения, этот человек не имел каких-либо особых достоинств, и она не слишком горевала после расставания с ним, однако после этого она заболела. Со смущенным видом она подтвердила, что дома у нее были давние отношения с другим человеком, которые она, как теперь поняла, не имела права подвергать риску. Получалось, что ее романтическое приключение настолько подорвало ее уважение к себе, что она даже заболела от этого. В конечном счете ей был поставлен диагноз вирусного гепатита, однако я был уверен, что время начала ее заболевания не случайно совпало с окончанием ее романа. В результате назначения Ignatia ЮМ ее вегетативные приступы и подъемы температуры быстро ушли, а сменила их сильная робость, потребовавшая назначения China.
Внешность
Внешне Ignatia разделяется на два подтипа, хотя между ними существует много переходных форм. Более утонченные Ignatia очень худощавы, с длинными тонкими костями. Мужеподобные Ignatia тяжеловеснее и имеют склонность к полноте. По мере усиления мужских черт в характере Ignatia у нее появляется все больше волос на теле и лице. Оба типа чаще бывают брюнетками, хотя среди Ignatia попадаются и более светловолосые, даже чистые блондинки. Лицо скорее имеет треугольную, нежели округлую форму, а скулы обычно посажены довольно высоко, что отчасти объясняет спрос на женщин этого типа в модельном бизнесе. Ресницы длинные и нежные, нос прямой или орлиный, свидетельствующий о сильном и остром уме. Одной из наиболее заметных внешних особенностей Ignatia являются ее губы, которые бывают очень пухлыми, однако всегда четко очерчены, словно резцом, что отражает одновременно интенсивность эмоционального мира и утонченность. В отличие от Sepia, волосы у Ignatia обычно бывают густыми и вьющимися, отражающими более страстную натуру. (Хорошим примером женщины Ignatia, как в отношении внешности, так и применительно к характеру, является английская комедийная актриса Элеонора Брон, а также киноактриса Барбара Стрейзанд.)
Kali carbonicum
Сущность: ригидность.
С конституциональной точки зрения Kali carbonicum - наиболее часто встречающийся препарат всего семейства Kali. Сравнится с ним по частоте встречаемости может только Kali bichromicum. Личностные черты этих двух лекарств очень близки, так что различить их на основании одних психических особенностей обычно бывает невозможно.
Кент в своих «Лекциях» замечает, что «понять сущность пациента Kali carbonicum очень тяжело» и это лекарство «используется реже, чем должно было бы». Kali carbonicum - закрытый тип, и вследствие этого гомеопату очень трудно получить достаточно информации, чтобы ухватить сущность человека. Старые книги по Materia Medica дают очень краткие описания личности Kali carbonicum, и поэтому гомеопаты чаще пропускают таких пациентов, чем узнают их.
Большинство психических характеристик Kali carbonicum можно воспринимать в качестве проявлений основного свойства этого типа - ригидности. Первое впечатление, которое производит пациент Kali carbonicum, - определенный формализм отношений, скованность, которая отражает неспособность расслабиться как физически, так и психически. Субъекты Kali carbonicum практически неспособны расслабиться. Особенно хорошо это видно на вечеринках и дискотеках, когда шумное и раскованное веселье окружающих может сделать человека Kali carbonicum более замкнутым и строгим. Даже походка Kali carbonicum отличается некоторой скованностью (которую особенно хорошо можно увидеть, если такой человек все же решится переступить порог танцевальной площадки).
«Правильность»
Субъекты Kali carbonicum ответственны, серьезны и консервативны. Один мой приятель Kali carbonicum признался мне однажды, что самое трудное для него в жизни — это участвовать в увеселительных мероприятиях, так как основное, к чему он всегда стремился, — быть максимально правильным. Kali carbonicum - самый консервативный из всех конституциональных типов. Его боязнь изменений ярко проявляется в том, как он будет яростно сопротивляться всему незнакомому и недостаточно доказанному. Одно из самых характерных проявлений Kali carbonicum — педантичное «следование букве». Работник Kali carbonicum будет до мельчайших подробностей изучать свои должностные инструкции, чтобы затем выполнять надлежащие обязанности с точностью часового механизма, никогда не поворачиваясь в сторону чего-либо незнакомого и рискованного. Особенно ярко это будет заметно у невысокого ранга чиновников, мелких бюрократов и других «маленьких начальников», например у работников автоинспекции. Чиновник Kali carbonicum ни на йоту не отступит от правила. И это ревностное следование правилам будет далеко выходить за рамки обыкновенной добросовестности, необходимой в его работе. (Но при этом Kali carbonicum крайне чувствителен к общественному мнению и к малейшим угрозам своему положению, поэтому его вполне можно вынудить к тайному нарушению правил. Например, политик Kali carbonicum, как и прочие политики, вполне способен пойти на тайную сделку, если это будет необходимо ему для сохранения власти.)
Ригидность психики Kali carbonicum приводит к неспособности или нежеланию увязывать общие правила со специфическими обстоятельствами. Например, полицейский Kali carbonicum может оштрафовать автомобилиста за остановку в неположенном месте, даже если у того заглох мотор. Причем он сделает это не из злобного желания досадить, а просто потому, что закон есть закон и он не может осмелиться изменить его, главным образом из нежелания заработать неприятности себе. Kali carbonicum пытается избежать неприятностей, вцепившись в затверженные и испытанные формулировки, будь то юридические законы, религиозные предписания, профессиональные инструкции или жизненные ценности, переданные ему по наследству. В качестве яркого примера этого типа молено привести функционеров коммунистических профсоюзов, пытающихся придать вес своим утверждениям с помощью нудной марксистско-ленинской фразеологии. В широком смысле ригидность индийской кастовой системы или уродство антигуманного бюрократического строя старой советской системы являются примерами ригидного консерватизма, типичного для психики Kali carbonicum.
Однажды мне пришлось работать с одной женщиной-гомеопатом, особенности работы которой являлись образчиком характерного для Kali carbonicum ригидного «следования букве». Больше всего она боялась навлечь на себя неодобрение своих далеких от гомеопатии коллег, и одним из проявлений этого страха было желание во что бы то ни стало избежать обострений у ее пациентов. Чтобы избежать обострений, она пользовалась только ЗО-й потенцией даже при назначении конституциональных лекарств. Она особенно тщательно следила за тем, чтобы ее пациенты принимали все показанные при их состояниях аллопатические средства наряду с собственно гомеопатическим лечением. Поступая так, она страховала себя от опасности обвинения во врачебной некомпетентности. Ее страх навлечь на себя проблемы пронизывал все, что она делала, поэтому то гомеопатическое лечение, которое она практиковала, было самым консервативным из всех, которые я видел.
Привязанность Kali carbonicum к ясно очерченным правилам и установкам близка к аналогичному стремлению Arsenicum album. Однако между этими лекарствами имеются тонкие различия. У Arsenicum album обычно более сильное эго, чем у Kali carbonicum, поэтому субъект Arsenicum album с большим рвением проводит в жизнь собственные принципы правильности и добросовестности. В противоположность ему Kali carbonicum обычно менее уверен в себе, и его приверженность правилам в большей степени носит характер самозащиты, нежели самозабвенного отстаивания принципов. Субъект Arsenicum album обычно более яростен и решителен в своей любви к порядку, тогда как Kali carbonicum можно скорее назвать благоразумным, логичным и спокойным в отношении своих принципов. Оба типа стремятся к одобрению со стороны общественного мнения, но при этом Arsenicum album делает это более ярко, a Kali carbonicum стремится отойти в тень и «не высовываться», стремится к тому, что приемлемо, а не к тому, что может произвести впечатление.
«Квадратность» Kali carbonicum — это качество, которое довольно трудно описать. Оно объединяет несколько характеристик, в первую очередь консерватизм, негибкость и чрезмерную серьезность. Arsenicum album обычно столь же консервативен, однако у него нет столь выраженной « квадратности », как у Kali carbonicum, так как первый более эмоционален и менее ригиден. Например, Arsenicum album часто одевается со вкусом, тогда как одежда Kali carbonicum обычно не только старомодна, но и отражает полное отсутствие вкуса у ее обладателя. (Субъект Kali carbonicum лучше себя чувствует в одежде незаметных серых или коричневых оттенков.)
Однажды мне довелось присутствовать на приеме одного известного калифорнийского гомеопата, когда к нему пришел молодой человек с поствирусной астенией. Он работал священником в университетском городке и был
женат на тихой и благоразумной женщине, разделявшей его труды. Сам он производил впечатление рассудительного и ответственного человека. Во время беседы с ним не было выявлено ни одной характерной для какого-либо средства черты, за исключением типичного для Kali carbonicum ощущения тревоги в желудке. Молодой человек описывал себя как относительно открытого и прогрессивного человека, и это вполне могло соответствовать действительности, если сравнивать его с другими священниками его церкви, однако по сравнению с обычными молодыми людьми его возраста он был гораздо менее раскрепощен и раскован. Образ серьезного, почти старомодного молодого священника, окруженного огромным числом беззаботных и предающихся веселью студентов, которые были моложе его всего на несколько лет, навел меня на мысль о Kali carbonicum. В этой ситуации можно было бы подумать и о Natrum muriaticum, однако для молодых людей Natrum muriaticum скованность обычно не характерна. Серьезность Natrum muriaticum происходит от тоски, запрятанной глубоко в душе этих людей. Пациенты Natrum muriaticum часто отводят глаза, и в них можно заметить едва блеснувшие слезы, что отражает сильные эмоции этих людей, которые они постоянно пытаются контролировать. Серьезность же Kali carbonicum совсем другого свойства. Обычно люди Kali carbomcum настолько чужды каким бы то ни было эмоциям, что они выглядят сухими, похожими на роботов и серыми. Им не нужно бороться со своими эмоциями (за исключением периодически возникающей тревоги), им не нужно скрывать депрессию. Они скорее производят впечатление людей, жизненная энергия которых оказалась подавлена, вследствие чего у них почти полностью отсутствует эмоциональная жизнь. Подобно First Officier Spock U.S.S. Enterprise, субъект Kali carbonicum работоспособен, логичен и неэмоционален. Однако и у Спока оказываются эмоции; то же самое можно сказать и о большинстве Kali carbonicum.
Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 420;