Структура программы.

 

Для любого языка программирования необходимо знать основные правила написания программ. Любая программа состоит из строк. В языке Паскаль максимальная длина строки не должна превышать 127 символов.

Типичная программа на Паскале имеет следующую структуру:

ProgramName;

       
 
   
 


Begin

 

End.

1. В начале программы находится заголовок, состоящий из служебного слова PROGRAM и произвольного имени программы Name, задаваемого пользователем. Имя может состоять из латинских букв, цифр и знака подчеркивания; начинается должно только с латинской буквы . Заголовок завершается знаком ";".

2. Блок объявления данных в общем случае включает:

- описание меток;

- описание констант;

- описание переменных;

- описание процедур и функций.

Любой из этих разделов может отсутствовать. Они могут встречаться в программе любое количество раз и следовать в любом порядке.

3. Тело программы - это текст основной программы. Тело программы начинается служебным словом BEGIN и заканчивается словом END. Слова Begin и End не являются операторами. Эти слова используются, как правило, для выделения составных блоков операторов: Begin - в качестве левой скобки, End - в качестве правой. В конце программы обязательно ставится точка.

4. Знак ";" является разделителем всех операторов, списков, строк в программе. И об этом никогда не стоит забывать.

 

Описание данных.

Описание констант и переменных.

Константами называются элементы данных, значения которых известны и в процессе выполнения программы не изменяются. В разделе описания именам констант присваиваются их значения. Для описания констант используется служебное слово Const.

Описание: Const имя константы=значение;

Пример: Const Max=100; Min=0;

После того как константа определена, ей нельзя присвоить другое значение. В Паскале имеются некоторые константы, значения которых уже заранее определены и к ним можно обращаться без предварительного описания. Одной из таких констант является число Пи, для обозначения которого применяется идентификатор Pi=3.14159.

Переменные – это данные, которые могут изменять свои значения в процессе выполнения программы. Каждая встречающаяся в программе переменная должна быть описана до начала программы. Для описания переменных используется служебное слово Var.

Описание: Var имя переменной : тип переменной;

Для каждой переменной, встречающейся в программе, в разделе описания должен быть указан именно тот тип значения, которое оно принимает в программе.

Стандартные типы переменных:

1. Integer – целочисленный тип, охватывающий целые положительные числа, отрицательные и нуль в диапазоне от -32768 до +32767.

Пример: Var n, k, i : Integer;

Index, X_max, Y_max : Integer;

2. Real – дробные числа.

Пример: Var a, b, c : Real;

A_1, Mas : Real;

Программа состоит из последовательности операторов, выполняемых строго друг за другом в порядке их описания слева направо и сверху вниз.

 

Простые операторы

Оператор присваивания := вычисляет выражение справа от него и присваивает результат переменной, стоящей слева.

 

Операторы ввода-вывода

Оператор ввода (чтения) обеспечивает ввод данных с клавиатуры (либо чтение из файла) для их последующей обработки программой.

Оператор вывода (записи) обеспечивает вывод данных на экран монитора (либо запись в файл). При выводе на экран текстовой информации текст в операторе записывается в одинарных кавычках.

Структурные операторы

Условный оператор if обеспечивает выполнение оператора или группы операторов в зависимости от заданных условий. Если условие выполняется, то работает оператор1, в противном случае работает оператор2.

Задача 1. В электрической цепи напряжение U=48 В. Для заданного сопротивления R определить количество теплоты Q=I2×R×t , выделяемое на проводнике за время t.

 

В данной задаче примем следующие обозначения:

t – расчетное время, задается с клавиатуры, т.к. численное значение не дано;

R – сопротивление резистора, задается с клавиатуры.

U – напряжение цепи, может быть задано константой в блоке описания данных либо непосредственно в программе;

I – значение тока, определяется по закону Ома ;

Q – расчетное значение количества теплоты, определяется по заданной в условии формуле.

Текст программы начинается словом Begin и заканчивается словом End. В конце программы обязательно ставится точка. До начала программы должны быть описаны все переменные и константы, встречаемые в программе.

Константы – это данные, которые в программе не изменяются (в нашем примере это может быть напряжение U=48). Описываются константы с помощью слова const.

Для описания переменных используется служебное слово var.

Вариант решения задачи:

 








Дата добавления: 2016-08-30; просмотров: 1080;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.