Выбор объекта в зависимости от возрастных ступеней
То, что оба пола в детстве заполняют своим либидо как женские, так и мужские объекты, принадлежит к основополагающим открытиям психоанализа. На различных возрастных ступенях развития либидо выбор объекта происходит на основе различных потребностей и необходимостей. Объединения с лицами того же пола являются поэтому такими же нормальными, как объединения с лицами противоположного пола, и никакое из этих предпочтений неприемлемо для прогнозирования более поздней нормы и аномалии (см. у 3. Фрейда: «Выбор объекта представляется психоанализу скорее независимым от пола объекта, как его можно наблюдать в детском возрасте, в примитивных состояниях и раннеисторические времена, где существуют одинаково свободные директивы относительно мужских и женских объектов, чем изначально заданным» (1915).
Маленькие дети в начале жизни выбирают свои объекты на основе осуществления своих потребностей и желаний, не обращая внимания на половую принадлежность. Мать заполняется либидо, потому что ее ухаживание доставляет удовольствие, отец — вследствие своего удивительного всемогущества, как защитник, как повелитель матери и т. д. Там, где отец вместо матери берет на себя уход за ребенком, ребенок переносит на него «отношение к матери»; где мать играет в семье ведущую роль, к ней направляется «отношение к отцу». Однако естественным образом ребенок и того, и другого пола либидоносно связан с обоими полами. Мы по праву говорим, что маленький ребенок не является ни гомосексуальным, ни гетеросексуальным. Мы можем точно так же сказать, что он является и тем, и другим.
То, что первый выбор объекта у человека происходит на такой основе, подтверждается при переносах на аналитика во время лечения. Здесь пол также имеет мало значения. Отношение к отцу и матери переносится как на мужчину-аналитика, так и на женщину.
В самом деле, включая этот первый «выбор объекта по типу опоры и поддержки» (т. е. на основе удовлетворения потребностей), все прегенитальные частные инстинкты ведут себя тем же самым образом. Они исходят из удовлетворений, для которых
сексуальный аппарат партнера не играет никакой роли, однако его другие свойства и действия имеют для них значение. Там, где мать доставляет ребенку оральное или анальное удовольствие, мы можем сказать, что мальчик является на этой фазе гетеросексуальным, девочка — гомосексуальной; где отец и мать смешивают свои роли, результат противоположен. В связи с выбором объекта здесь рассматривается специфическая цель частного инстинкта, который пока независим от пола.
В противоположность предшествующей генетической ступени на фаллической фазе пол объекта любви стоит на первом месте. Генетически обусловленная высокая оценка мужского органа побуждает как мальчиков, так и девочек выбирать объект, который обладает пенисом или которому по меньшей мере в фантазиях приписывается обладание пенисом (фаллическая мать). Как бы ни происходило прежде их сексуальное развитие, на этой ступени они не могут освободиться «от выделенного посредством определенного условия объекта», («Как наш маленький Ганс, который одинаково нежен как с мальчиками, так и с девочками и при случае зовет своего друга Фрица «своей самой любимой девочкой». Ганс гомосексуален, как только могут быть гомосексуальны все дети в полном соответствии с фактом, которого нельзя не замечать, что он знает лишь один вид гениталий, таких, как у него самого» — 3. Фрейд, 1915).
Сам Эдипов комплекс (как положительный, так и отрицательный), конечно, основывается на половом различии, и выбор объекта эдипальных детей происходит не иначе, как среди взрослых. Положительная эдипальная связь с родителями противоположного пола по внешнему проявлению похожа во всех отношениях на взрослую гетеросексуальность, связь с родителем того же пола — на взрослую гомосексуальность. Оба проявления находятся в рамках нормального развития и основываются на биологически обусловленной бисексуальности человека. С другой стороны, здесь существуют качественные различия в заполнениях, которые можно рассматривать как первые предвестники более поздних отклонений от нормальной сексуальной цели. Ребенок обнаруживает большую притягательную силу, которая исходит либо от мужского, либо от женского объекта и основывается на впечатлениях от преэдипального времени. Здесь имеет значение, как отец и мать выполняют свои собственные мужские и женские роли. Где остаются фиксации на агрессивно-садистической стороне анальной фазы, они толкают мальчика в сторону положительного Эдипова комплекса и к последующей
ЛЧ
гетеросексуальности, фиксации на оральной и анальной пассивности толкают в обратную сторону, а именно к отрицательному Эдипову комплексу и к более поздней гомосексуальности.
Со вступлением в латентный период эти предвестники опять отступают на задний план, за исключением случаев невротических детей с неразрешенными эдипальными образованиями. Здоровый латентный ребенок, у которого на первом плане находятся ограниченные, отодвинутые и сублимированные стремления, выбирает свои объекты опять без особого внимания к их полу. Например, учителя, которые играют большую роль для школьника, заполняются положительно или отрицательно, т. е. любимы, уважаемы, внушают страх и т. п., не на основе их мужественности или женственности, а потому, что они готовы помочь, могут понять и увлечь, бывают строгими, неприступными и вызывающими страх.-
Важно также обратить внимание на то, что в латентном периоде либидоносное отношение к старшим товарищам строится иначе, чем у взрослых. То, что мальчики предпочитают друзей или товарищей по игре мужского пола и отстраняются от девочек, внешне кажется проявлением гомосексуального выбора объекта, в действительности же является признаком здоровой мужественности (т. е. последующей гетеросексуальности); более поздняя гомосексуальность проявляет себя противоположным образом, т. е. такой мальчик ищет общество девочек и предпочитает их игрушки, их книги и занятия. Девочки, стремящиеся играть с мальчиками, разделяющие их интересы и т. п., не ищут мужского партнера, а хотят сами быть мальчиками. Б эту сторону их толкают пенисная зависимость и комплекс мужественности, а не их феминистические установки.
В латентности в качестве внешне проявляющейся гомосексуальности выступает то, что соответствует, следовательно, гетеросексуальным побуждениям; внешне проявляющаяся гетеро-сексуальность соответствует гомосексуальности. Перевернутое состояние объясняется тем, что на этой генетической ступени отношения к старшим товарищам основываются не на объектных отношениях к партнеру, а на идентификации с ним. Ребенок стремится к «тождественности» (см. пословицу «Свой свояка видит издалека») с соратниками, что обыкновенно включает в себя факт одинакового пола.
В предпубертатности гомосексуальные связи не менее часты и также не менее нормальны, чем гетеросексуальные. Они мало или ничего не значат для более позднего выбора объекта
и основываются прежде всего на повторении старых, прегени-тальных отношений.
Гомосексуальный выбор объекта в пубертатности основан по большей части на частых в этом периоде жизни регрессиях от либидного заполнения объекта к себялюбию (нарциссизму) и первичной идентификации. В таких случаях субъект служит для самого себя, или, правильнее сказать, для идеальной картины самого себя, включая собственную идеализированную сексуальную функцию, в качестве партнера. Сходство таких отношений с гомосексуальными связями между взрослыми мужчинами является лишь поверхностным. С метапсихологической точки зрения последние связи соответствуют заполнению какого-либо партнера объектным либидо, первые отношения являются нар-циссическими феноменами и принадлежат вместе с многими другими к шизоидным симптомам, которые появляются в пубертатности. Они показывают, как глубоко заходит в отдельном случае регрессия либидо, и мало что говорят о том, как сложится будущая любовная жизнь индивида.
Дата добавления: 2016-08-07; просмотров: 539;