ПСЕВДОСИМПТОМАТИЧЕСКАЯ ЗАДЕРЖКА

При использовании детскими психиатрами и воспи­тателями диагноза «инфантильный психоз» чаще происходит ги­пердиагностика, чем гиподиагностика. Приписывание родителя­ми и профессионалами психогенной этиологии странному, вы­чурному поведению долго предшествовало появлению нового интереса к этой теме в психиатрической литературе.

Общеизвестно, что развитие поведения подлежит по край­ней мере временному давлению со стороны окружающей сре­ды. Очень естественно, что родители дефективных детей стре­мятся найти внешнюю причину, которая бы объясняла наблю­даемую задержку развития. Родители надеются, что данные причины являются препятствиями и могут быть устранены в процессе лечения или исчезнут сами, тем самым освободив по­тенциал развития. В связи с историей заболевания ребенка ро­дители приводят в доказательство какие-либо правдоподобные причинные факторы, такие, как длительная госпитализация, на-сильное кормление, различные долго не прекращающиеся фор­мы экземы, доминантная няня, заболевание или травма.

Пересказывая историю случая, родители добавляют оправ­дательные утверждения: «Некоторые вещи он делает очень хо­рошо»; «Он так много понимает»; «Как будто ему что-то меша­ет, что-то держит его, не давая двигаться вперед»; «У него отличные способности»; «У него намного больше спо­собностей, чем он хочет использовать»; «Однажды он очень ясно сказал целое предложение»; «Он выглядит грустным».

В некоторых случаях сохранные элементы поведения и вни­мания настолько сходны с нормальным поведением, что их ин­терпретация родителями как прогрессивных кажется правдопо­добной. Часто поведение ребенка очень причудливо, и, как это ни парадоксально, достаточно самой странности этого поведе­ния, чтобы привести к диагнозу, который может пропустить яв­ный умственный дефицит. Когда поведение принимает причуд­ливые формы, то появляется соблазн найти психогенный источ­ник и построить структуру заболевания на этих симптомах. Например, у ребенка может быть чрезмерная фиксация на од­ной игрушке или на одном и том же действии, таком, как пере­сыпание песка через трубочку, открывание и закрывание две­ри. Это специфическое поведение вводит в заблуждение и сме­щает фокус внимания при интерпретации данного случая. Поведению приписывается только символический смысл, при этом недоучитываются множественные симптомы, явно указы­вающие на базовый интеллектуальный дефицит.

Чрезвычайная стереотипность является частой характеристи­кой таких групп случаев. По своей природе стереотипии склон­ны к чрезмерному разрастанию. Это может быть широко рас­пространенное раскачивание, издавание звуков, невнятная непо­нятная речь, жевание, щелканье, сопение и другие действия. Мутизм, негативизм, уединение фигурируют в разных синдромах. Негативизм может проявляться как небрежность в произнесении звуков или рассеянность, необращение внимания на другого че­ловека. Часто это сочетается с гиперактивностью. Если ребенок апатичен, то его отсутствие внимания к человеку может быть ско­рее распознано как форма невнимания при умственном дефици­те. Но такое поведение часто сочетается с привлекательным ли­цом и далеким, задумчивым выражением на нем, что создает впе­чатление спящей или непонятной нормальности. Действительно, существует некая отвлеченность в поведении ребенка, что наво­дит на размышления о нереализованном потенциале.

Когда врач некритично поддается данному впечатлению, то он может описать это состояние как симптоматическую задер­жку развития. Родители одобряют веру в то, что через какое-то время ребенок придет к норме. Они посещают специальные кур­сы коррекции, прибегают к интенсивным и дорогим психотера­певтическим программам. Родители совершают героические под­виги, чтобы обучить ребенка и преодолеть те преграды, кото­рые, по их мнению, задерживают и отклоняют его развитие.

Это описание и иллюстрирующие его случаи полностью со­ответствуют случаям аутистических и психотических детей, опи-

санным впоследствии. Гезелл и Аматруда обозначили таких де­тей как имеющих псевдосимптоматическую задержку развития, так как причудливыи характер поведения благоприятствует пред­ставлению о психогенной этиологии, тем самым затемняя ис­тинную природу органического расстройства. Термин «псевдо­психогенный» был бы более точен. Наш последующий опыт, так же как и других, подтверждает эту точку зрения, что у боль­шинства этих детей есть интеллектуальный дефицит разной сте­пени тяжести.








Дата добавления: 2016-08-07; просмотров: 522;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.