Детерминация эффективности мнемических процессов местом материала в структуре деятельности.
Проблематика соотношения эффективности произвольной и непроизвольной памяти в зависимости от мотивации получила развитие в деятельностном подходе. Смирнов поставил своей задачей исследовать, чем же определяется «случайно», т.е. непроизвольное запоминание. Было выяснено он спрашивал своих коллег, что они запомнили из своего утреннего пути к месту работы, что важнейшим условием непроизвольного запоминания является причастность материала к основному руслу осуществляемой в данный момент деятельности иили к сфере значимых устойчивых мотивов. Традиционно, под эффектом генерации понимается психологической феномен, заключающийся в том, что испытуемые запоминают лучше то, что они создают генерируют сами, по сравнению с тем, что им просто демонстрируют. Проявление эффекта достаточно устойчиво и обнаруживается при работе испытуемых с различными экспериментальными задачами. В условиях целенаправленного и непроизвольного запоминания, при работе со словами, текстами, схемами испытуемые лучше помнят тот материал, который придумали сами. Обилие результатов такого рода привело к тому, что к настоящему времени сформировалось устойчивое понимание: эффект генерации – феномен памяти.
В 1961 Зинченко утверждал, что основная форма непроизвольного запоминания является продуктом целенаправленной деятельности, не мнемической по своему характеру. Методика его эксперимента заключалась во включении материала запоминание которого впоследствии тестировалось в деятельность, не связанную с запоминанием. Испытуемым предъявлялось 15 карточек, в центре которых были изображения различных бытовых предметов, игрушек, фруктов, животных, а в углу – цифры. Одной группе испытуемых предлагалось расклассифицировать изображения предметов, а другой составить возрастающий числовой ряд из цифр. При тестировании обнаружилось, что те, кто выполнял первую задачу, вспоминал цифры почти в 10 раз хуже, чем предметы. Те же, кто имел дело со второй задачей, наоборот, практически не могли воспроизвести предметы, которые видели на карточках. Таким образом, была выявлена высокая продуктивность непроизвольного запоминания картинок и чисел там, где они были предметов деятельности, и плохая эффективность там, где они были лишь фоновыми раздражителями. В следующей сери экспериментов Зинченко предлагал испытуемым два набора по 15 карточек с изображениями предметов. Требовалось или составить пары по совпадению первых букв, или объединить их по смыслу. При втором варианте инструкции испытуемые могли вспомнить значимо большее количество карточек, чем при первой. После целого ряда уточняющих экспериментов, был сделан вывод о том, что оптимальным для непроизвольного запоминания является соответствие материала целевому уровню деятельности.
21 Закономерности непроизвольного запоминания.
Мы можем наблюдать закономерности непроизвольного запоминания, когда наша деятельность неожиданно для нас прерывается. Если человек поглощён решением какой-то задачи, то при прерывании его деятельности существует большая вероятность, что эта деятельность будет непроизвольно запомнена, причём лучше, чем та деятельность, которая была завершена. Любое действие должно быть вызвано определённой потребностью человека. Действие человека вызывается некоторым напряжением, и человек стремится это действие довести до конца. Такое напряжение соответствует актуализации некоторой потребности квазипотребности. Когда человек завершает действие, напряжение разряжается, и человек перестаёт стремиться к выполнению действия. Однако, если действие не выполнено и напряжение не разряжено, то сохраняется тенденция к выполнению действия. А если тенденция сохраняется, значит, действие должно оставаться в памяти человека. Очевидно, тенденция в каком-то смысле и является одним из механизмов памяти. Именно она и препятствует забыванию действия. Таким образом, потребностное напряжение влияет на работу памяти. Этот феномен исследован Б. В. Зейгарник и Г. В. Биренбаум в рамках теоретического направления школы К. Левина.
Непроизвольное запоминание и деятельность. Непроизвольное запоминание не определяется лишь только стимулами, воздействующими на органы чувств. Непроизвольное запоминание не есть простое запечатление действительности. Непроизвольное запоминание связано с мотивацией, с деятельностью. Содержание памяти отражает деятельность, которую человек выполнял. Это подтверждается экспериментальными исследованиями П. И. Зинченко и А. А. Смирнова. П. И. Зинченко проводил следующие эксперименты . Испытуемым предлагались 15 карточек с изображением предмета. 12 карточек можно было объединить в 4 группы. 3 карточки были различного содержания. Помимо этого, на каждой из карточек было написано какое-то число. Все числа различались. Было проведено два опыта. В первом опыте испытуемые выполняли определённую деятельность по классификации предметов, изображённых на картинках. После выполнения деятельности их просили назвать предметы и числа. Во втором опыте испытуемые наоборот, выполняли деятельность по расстановке в правильном порядке с числами. При назывании предметов и чисел было видно, что непроизвольно запоминались лучше те объекты, на которые была направлена деятельность. Ещё одно исследование было проведено А. А. Смирновым. Он просил испытуемых рассказать о том, как они добирались на работу. Испытуемые должны были рассказать это как можно более точно с указанием мельчайших подробностей. Оказалось, что испытуемые указывали в основном ту информацию, которая относилась к деятельности, связанной с прибытием во время на рабочее место. Испытуемые указывали в своих отчётах чаще всего свои действия по достижению цели и то, что мешало им её достичь. В этом эксперименте было показано, что «важнейшим условием, определившим собой запоминание…, явилось основное русло деятельности испытуемых, … и те мотивы, которыми они руководствовались в своей деятельности».
Забывание впечатлений и намерений. Некоторая информация может вытесняться из непроизвольной памяти. Вытеснение провоцирует невозможность актуализировать в сознании эту информацию. Вытеснение связано с мотивацией избегания неприятного. Вытесняться может сама неприятная информация, но может и та, которая ассоциируется с ней. Причём вытеснение не означает полной потери информации. При таком забывании участвует бессознательное, поэтому чтобы вспомнить информацию, необходимо осознать неосознаваемые мотивы, которые стимулируют её вытеснение.
Как пишет З. Фрейд , содержания памяти двух человек, проделавших вместе путешествие, которые обмениваются после воспоминаниями, существенно различаются. Условия для каждого из путешественников равны, однако сами путешественники – разные люди, следовательно, некоторые закономерности непроизвольной памяти могут быть обнаружены при изучении связи её с личностью человека и его мотивацией. Ещё одни случай, когда проявляются закономерности непроизвольной памяти – забывание впечатлений и намерений. Касательно забывания намерений Фрейд писал, что «… при забывании намерений происходит известный выбор наличных впечатлений, и отдельных элементов каждого впечатления или переживания». По мнению Фрейда, этот выбор определяется наличием определённой мотивации, в частности в основе случаев, им описанных, лежит мотив неохоты. Неохота что-либо делать вызывает забывание намерения. Неохота появляется из-за нежелания испытывать неприятные ощущения. Это относится не только к забыванию намерений. Фрейд пишет относительно забывания впечатлений и знаний: «…многое забывается по причинам, лежащим в нём самом, там, где это невозможно, тенденция отпора передвигает свою цель и устраняет из нашей памяти хотя бы нечто иное, не столь важное, но находящееся в ассоциативной связи с тем, что собственно и вызвало отпор». Содержание памяти тесно связано с мотивацией. Какая-то информация может быть крайне неприятна для нас, с ней могут быть связаны неприятные или даже травмирующие переживания. Интересный факт, что забываться может не сама неприятная информация, но та информация, которая находится с ней в ассоциативной связи. Фрейд приводит пример того, как он обещал купить шкатулку для одной женщины, но не мог вспомнить, где находится магазин. Оказалось, что магазин находился недалеко от места, где жили люди, с которыми Фрейд имел плохие отношения. В этом примере мы видим, что забывание коснулось не сам?й неприятной информации, но той, которая с ней ассоциируется. Ассоциация в данном случае была вызвана пространственной близостью. Забывание намерения может происходить в силу того, что сталкиваются два мотива. Когда человек намеревается что-то сделать, он приходит к осознанию того, что он через некоторое время должен что-то сделать. Человек может не одобрять того, что он вознамерился сделать, даже сам того не осознавая. Происходит столкновение ощущения того, что человек должен что-то сделать и внутренней оценки этой деятельности. Тогда намерение может забываться и происходить это будет, скорее всего, именно тогда, когда есть время для его реализации. Надо отметить, что намерения могут забываться не только в случае прямого столкновения ощущения чувства долга и отрицательной оценки предстоящей деятельности, но и в результате наличия ассоциативной связи между намерением и чем-либо значимым и неприятным, не относящимся к данному намерению.
22. Теория уровневой переработки информации. Следствия для психологии памяти.
Теория уровневой переработки информации была предложена 1972 г Крейком и Локхартом. Эта теория опиралась на два тезиса. 1 Она исходила из постулата о поэтапной иерархической системе переработки инфо. Авторы разделяли представление о том, что любая воспринятая информационная единица последовательно проходит ряд стадий переработки, таких как первичный анализ сенсорных качеств объекта, перцептивный анализ распознавание отдельных признаков объекта, семантическая обработка определение значения, самореференция соотнесение с Я-системой. 2 Отталкивалась от цикла работа Зинченко. Они показали, что включение материала в более высокоорганизованную деятельность ведёт к его лучшему запоминанию. Крейк и Локхарт объясняли результаты Зинченко так: в том случае, если испытуемому надо грубо оценить стимул ответить на вопрос на листе справа или слева написано слово, требуется только первичный анализ. Если задача включает более сложную обработку ответить на вопрос рифмуются ли слова в паре, необходимо провести и первичный анализ, и распознать отдельные признаки. Задача, решение которой предполагает анализ значения материала найти синонимичные слова, включает в себя уже последовательную переработку на трёх уровнях: первичный анализ, анализ отдельных признаков и семантический анализ. А задача на соотнесение материала с личностью испытуемого ответ на вопрос, описывает ли данное слово особенность вашего характера задействует все возможные уровни. По мере происхождения всё более глубокого уровня переработки всё более прочным становится след памяти, который рассматривается как побочный продукт этой переработки. В своих исследованиях авторы продемонстрировали эффект, названный эффектом уровней переработки. Их оппоненты говорили о возможности другой интерпретации полученных данных. Возможно дело не в переходе на новый уровень, а в том, что задачи второго типа включают в себя более трудоёмкие манипуляции с материалом. Но авторы теории принципиально говорили не просто об усложнении или повышении кол-ва вкладываемой в выполнение задания энергии, а о переносе инфо с одного уровня на более глубокий. Их теория утверждает, что качество следа памяти является функцией глубины переработки инфо. С переходом процесса переработки инфо на более глубокий уровень возрастает и эффективность запоминания.
структура хранения | функции | процессы | причина ошибочного воспроизведения | |||
кодирование = форма представления информации | объем | длительность | воспроизведение | |||
сенсорный регистр (ико-, и эхоическая память) | кратковременное удержание информации в первоначальной форме обеспечивает время для обработки сигналов, необходимое системам выделения признаков и распознавания образов | · сенсорные признаки | максимум – 12-20 элементов | 250 мс -4с | полное, при наличии определенной инструкции | маскировка или угасание (течение времени и накладывание новой информации) |
кратковременная память | кратковременное хранение информации, необходимое для процессов мышления, чтения, высказывания | · акустическое · семантическое · опознанные и названные сенсорные признаки | 7±2 элемента | ~12 секунд; при повторении – дольше (20) | полное, каждый элемент воспроизводится каждые 35 мс | · вытеснение · интерференция · угасание |
долговременная память | долговоременное хранение информации à накопление опыта (знания, умения, события жизни и значения) | · семантическое · зрительные представления · абстракции · значения · образы | огромный, видимо, не ограничен | неопределенно долго | конкретная и общая информация при наличии соответствующей инструкции | · интерференция · органические нарушения · неадекватные инструкции |
Дата добавления: 2016-08-07; просмотров: 1322;