Структурная модель психики
Предлагая структурную модель психики Фрейд определяет ее составляющие, как оно, я и сверх – я. (Ид, Эго, супер Эго).
Ид – это первоначальная, основная, центральная и вместе с тем наиболее архаичная часть личности. Фрейд считал, что Ид содержит все уникальное, что есть при рождении. Кроме того основой Ид являются инстинкты, которые находят в нем психическое выражение. Необходимо понять, что только Ид является источником жизненной энергии индивида и одновременно с этим Ид целиком бессознательно. Фактически Ид можно сравнить со свирепым диктатором, который принимает решения, но действует только через посредников.
Ид сохраняет свое значение для индивида на протяжении всей жизни. Оно примитивно и не знает ограничений. Фактически Ид является наиболее древней частью психики, и выражает первичный принцип биологической жизни – редукционную разрядку энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно агрессивными и половыми). Немедленную разрядку напряжения, к которому стремиться человек, Фрейд назвал принципом нирваны.
Когда инстинкты и желания Ид не находят прямого и немедленного удовлетворения, они остаются в бессознательном, но сохраняют свою силу и выражаются в сознании в виде ошибочных действий и психических нарушений.
Ид подчиняется принципу удовольствия, выражаясь в импульсивной, иррациональной и животной манере. Инстинкты Ид не обращают внимания на последствия поведения и самосохранения. Фрейд считал, что раз Ид не принимает осторожности, это может представлять опасность для самого индивида и для общества.
В теории Фрейда Ид – это посредник между соматическими и психическими процессами в организме. Считается, что у человека есть два механизма, через которые Ид избавляет личность от напряжения, это рефлекторные действия и первичные процессы.
Рефлекторные действия – это автоматический ответ Ид на сигналы возбуждения, и немедленно снимает напряжение, вызванное раздражителем. Такие врожденные механизмы – это кашель, когда посторонний предмет попадает в горло, слезы, когда соринка попадает в глаз. При этом не все виды напряжения могут быть редуцированы рефлекторными действиями. Например, половое влечение практически всегда требует прямого удовлетворения.
Когда рефлекторное действие не может немедленно снизить напряжение, то срабатывает другая функция Ид – называемая первичным процессом представления. В этом случае Ид формирует субъективный образ объекта, связанного с удовлетворением основной потребности. Первичные процессы обнаруживают себя в галлюцинациях, психозах, а также психической деятельности новорожденных младенцев.
Первичные процессы – особая форма человеческих представлений, характеризующих неспособностью подавлять отрицательные импульсы и различать реальность и субъективность. Такое замещение может даже привести к смертельному исходу, если не появятся реальные источники удовлетворения потребности. Поэтому младенец неспособен откладывать удовлетворение своих потребностей, им всегда руководит принцип удовольствия. Постепенно ребенок осознает, что существует еще и внешний мир, с которым приходится считаться. Так появляется вторая структура психики – Эго.
По латыни слово Эго означает «Я». Фактически Эго – это та часть психики, которую мы называем сознанием. Эго принимает решение и осуществляет контроль деятельности. Желания и инстинкты, зарождающиеся в Ид, поступают в Эго и реализуются с учетом ограничений, накладываемых внешним миром.
Фрейд сравнивал Эго с корой дерева. Эго питается за счет Ид и в то же время защищает его. Эго получает свою энергию из Ид, эволюционирует из него, вся структура Эго является продолжением структуры Ид.
Главная функция Эго – накопление жизненного опыта, дифференциация положительных и отрицательных стимулов и перестройка окружающей действительности для нужд индивида. Таким образом, Эго обеспечивает безопасность и самосохранение индивида.
Например, голодный человек в поисках еды должен отличать настоящую пищу от пищи, возникающей в его воображении. Эго заставляет человека учиться, думать, рассуждать, воспринимать, решать и т.д., т.е. выполнять все психические функции. Одновременно Эго использует психические функции в своем стремлении удовлетворять желания и потребности.
Если Ид руководствуется принципом удовольствия, то основа Эго – это принцип реальности. Цель Эго – сохранить психическое и физическое здоровье организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом, и когда условия внешней среды будут соответствующими.
Принцип реальности позволяет обуздать инстинктивные побуждения и не дать им реализоваться немедленно. Постепенно Эго все-таки дает выход грубой энергии, но в рамках социальных норм и ограничений, а также совести индивида. Например, психически здоровый человек в состоянии в состоянии подавить свои сексуальные влечения до тех пор, пока не появится подходящий объект или обстоятельство. В тот момент, когда условия становятся подходящими, Эго как бы выпускает Ид на волю и поведением индивида руководит принцип удовольствия. Принцип реальности определяет степень разумности поведения. В отличии от Ид, Эго может различать реальность и фантазию, меняется в зависимости от опыта человека и участвует в познавательной деятельности человека.
Фрейд считал, что в «психическом разделении труда» Эго осуществляет т.н. «вторичный процесс», т.е. способно направлять поведение в безопасное русло. Таким образом, Эго является «исполнительным центром» личности и областью протекания сознательных психических процессов.
Супер-Эго - по латыни Super – сверх, Эго – я. Это социальная часть личности, позволяющая человеку эффективно функционировать в обществе. Супер-Эго «состоит» из норм этики, системы ценностей и ограничений, налагаемых на индивида его окружением.
В структуре психики Супер-Эго появляется самым последним. Большей частью Супер-Эго существует бессознательно и является результатом психического отражения общественных норм и стандартов поведения. Супер-Эго в наибольшей степени зависит от опыта человека, от его взаимодействия с родителями, учителями и другими людьми, формирующими его личность.
Супер-Эго начинает влиять на поведение индивида тогда, когда ребенок начинает понимать понятия «хорошо», «плохо», «правильно» и «неправильно» когда формируется та сторона личности, которую мы называем нравственностью.
В возрасте 3-5 лет «хорошее» и «плохое» поведение ребенок может различить только по реакции родителей. Поэтому ребенок учится направлять свое поведение таким образом, чтобы избежать показания и получить поощрение. Постепенно внешний мир ребенка перерастает границы семьи и его Супер-Эго начинает включать в себя нормы поведения в школе, в группе сверстников, религиозные установки. Фрейд рассматривал Супер-Эго, как обобщенную совесть социума, при этом реальные установки общества могут быть искажены.
Фрейд видел в структуре Эго две части: совесть и Эго-идеал. В детстве ребенок получает от родителей наказание на т.н. «непослушное» поведение» и таким образом приобретает совесть. Совесть включает в себя способность к критической оценке, моральные запреты и чувство вины за те поступки, которые человек должен был совершить, но не совершил.
Одновременно с наказанием, ребенок в детстве часто получает поощрения от родителей за «хорошие» поступки. Такой поощрительный компонент Супер-Эго – это Эго-идеал. Он формируется из морально-этических установок родителей и способствует тому, чтобы индивид устанавливал для себя более высокие стандарты. Если человек далее в жизни сможет достичь какой-то цели, но он будет чувствовать гордость и самоуважение. Например, если в детстве ребенка часто хвалят за спортивные достижения, то на протяжении всей жизни он будет гордиться своей физической формой.
Если в детстве основной источник Супер-Эго – это контроль родителей, то к зрелому возрасту у полноценной личности он заменяется самоконтролем.
При этом Супер-Эго руководствуется принципом идеальности, т.е. не обращает внимания на последствия, пытается затормозить любые социально-осуждаемые импульсы со стороны Ид и пытается направить человека по пути «идеального поведения». Таким образом, Супер-Эго пытается подавить принципы реальности.
Инстинкты
В конце XIX – начале XX века, когда жил и работал З.Фрейд, происходили крупные открытия в области химии и физики, прежде всего в сфере термодинамики и физики энергий. Будучи высокообразованным человеком, Фрейд объединил физические, математические и философские концепции и перенес их на область психического.
Фрейд считал, что психика подчиняется закону сохранения энергии, следовательно, количество психической у индивида постоянно, но она может переходить из одного состояния в другое. Основным выводом, который в этой связи сделал Фрейд, является положение о том, что поведение индивида связано со стремлением уменьшить напряжение, вызванное скоплением этой энергии. Например, если всю психическую энергию тратить на просмотр телепередач, то ее не хватит ни на что другое, в том числе на учебу.
Таким образом, Фрейд считал, что в основе любой человеческой деятельности и, следовательно, любой мотивации, лежит стремление удовлетворить физиологические потребности.
Психическое отражение физиологических потребностей Фрейд назвал инстинктами. Он считал, что все психические процессы – мышление, воображение, восприятие, память – также обусловлены инстинктами. Как писал Фрейд «инстинкты являются конечной причиной любой активности».
В своей теории Фрейд не указывал и не определял инстинкты, как таковые, но смог выделить две группы инстинктов: Эрос и Танатос.
Эрос – это инстинкты жизни, поддерживающие жизненно важные процессы и обеспечивающие выживание индивида и продолжение рода. Фрейд считал, что все инстинкты являются продолжением сексуальных влечений. Энергию сексуальных влечений Фрейд назвал Либидо (от лат. «желать»). Либидо – это определенная часть жизненной энергии человека, которая находит разрядку исключительно в сексуальном удовлетворении.
Фрейд считал, что сексуальных инстинктов несколько, хотя доминирующими для человека является только один. Каждый из них связан с так называемой эрогенной зоной, т.е. участком тела, где происходит удовлетворение сексуального инстинкта. Все тело может служить источником сексуального удовольствия, но особо Фрейд выделял рот, анус и гениталии.
Танатос – это инстинкты смерти. Танатос «отвечает» за агрессивные и жестокие аспекты поведения. Убийства и самоубийства по Фрейду берут свое начало именно в инстинкте смерти.
Дело в том, что Фрейд определил Танатос как психическую сущность в тяжелый для него период жизни, поэтому эта тема не получила большого развития в теории психоанализа. При этом, придерживаясь законов физики, Фрейд утверждал, что все подчиняется принципу энтропии, в том числе психика, следовательно, если людям присуще стремление вернуться в начальное, неживое состояние.
По Фрейду, все инстинкты имеют четыре составляющие: цель, объект, источник и стимул.
Источник инстинкта - это физиологическая потребность, вызывающая напряжение в определенном месте организма (жажда, желание выспаться и т.д.). При этом в теории Фрейда нет описания источников Танатос.
Цель инстинкта всегда состоит в устранении возбуждения и напряжения, вызванного потребностью. Когда индивид достигает такой цели, то в течение короткого времени испытывает состояние удовольствия. При этом, согласно принципу удовольствия, индивид стремиться постоянно минимизировать напряжение.
Объект инстинкта – это человек, предмет или часть тела самого индивида, позволяющая удовлетворить потребность. На протяжении жизни объект инстинкта может меняться и индивид, пользуясь сознанием и принципом реальности, может откладывать удовлетворение инстинкта до тех пор, пока не появится настоящий объект.
Стимул инстинкта – количество энергии, которое необходимо для удовлетворения инстинкта. Стимул – понятие во многом субъективное, но оно может быть оценено по тому, сколько сил затрачивает индивид для достижения цели.
Основой понимания инстинктов служит так называемое смещенное поведение. Согласно этому принципу высвобождение энергии и редукция напряжения происходит благодаря смене поведения индивида. Смещенная активность имеет место, когда выбор нужного объекта для удовлетворения инстинкта невозможен. В таких случаях инстинкт смещается и выражает свою энергию на своем объекте.
Пример: Преподаватель обидел студента, обещав исключить его за неуспеваемость. Студент не может выплеснуть естественный агрессивный импульс на преподавателя, он приходит домой, хлопает дверью, пинает собаку, кричит на супруга.
По Фрейду подавляющее большинство социальных феноменов можно объяснить через смещение двух инстинктов: сексуального и агрессивного. Например, социализация ребенка – это постепенное смещение сексуальной активности от одного объекта к другому, как того требуют родители и общество. Аналогично театр, искусство и вся цивилизация.
Развитие личности
В развитии личности человека психоанализ делает упор на двух предпосылках.
1. Генетика. Развитие взрослой личности основано на переживаниях раннего детства. Психоанализ предполагает, что личность человека формируется к 5-6 годам и остается относительно неизменной на протяжении всей жизни.
2. Сексуальная этиология. Фрейд считает, что сексуальные потребности изначально заложены в человеке. Ребенок рождается с сексуальным инстинктом, и сексуальная энергия (либидо) сопровождает все развитие личности.
По мнению Фрейда, в своем развитии личность проходит четыре последовательных стадии развития: оральную, анальную, фаллическую и генитальную. Кроме этих фаз в развитии человека присутствует так называемый латентный период, включающий возраст от 6 лет до начала пубертата, т.е. до 11-12 лет. К сожалению, считается непонятным природа такого «провала» в работе либидо. Почему, сопровождая человека с первых дней жизни, либидо на время засыпает, а затем проявляется вновь.
Акцент на термине «психосексуальный» обусловлен тем, что в теории Фрейда главным фактором, влияющим на развитие личности является переход сексуального удовольствия с одной части тела на другую. Согласно Фрейду в каждый период времени на теле человека существует одна определенная зона, доставляющая максимальное сексуальное удовольствие. Таким образом, психосексуальное развитие – это биологически определенная последовательность, развивающаяся в низменном порядке и присущая всем людям, независимо от социального и культурного статуса. Тем не менее, социальная среда на каждом этапе оказывает значительное влияние на развитие личности, основное влияние заключается в формировании установок и ценностей Супер-Эго.
На каждой стадии развития ребенка со стороны родителей может проявляться две формы поведения: сверхзаботливость и фрустрация. При фрустрации инстинктоидные потребности ребенка – кусание, сосание и т.д. – не находят своего удовлетворения полностью. В более позднем возрасте это может быть причиной агрессивности и недоверия по отношению к внешнему миру.
При сверхзаботливости родители или воспитатели чрезмерно потакают потребностям ребенка, что в дальнейшем может выражаться в отсутствии чувства независимости, несамостоятельности и некомпетентности.
Из теории психосексуальных стадий развития следует обоснование такого механизма, как регрессия, т.е. взрослый человек, находясь в состоянии стресса, т.е. когда он не может получить удовольствие путем, характерным для его «сегодняшней стадии развития», возвращается к детским формам эротизма и получения удовольствия. Примеры: сосание пальца, грызение ногтей, ручек, желание выпить спиртного.
По Фрейду регрессия – это особый случай фиксации человека на определенной стадии развития. Чем сильнее фиксация, тем выше вероятность регрессии. Фиксация – это задержка или остановка на определенной стадии психосексуального развития, она представляет собой неспособность продвижения от одной психосексуальной стадии к другой, приводит к чрезмерному выражению потребностей, характерных для той стадии, на которой произошла фиксация. Например, упорное сосание пальца ребенком 9-10 лет свидетельствует фиксации на оральной стадии.
Таким образом, в теории психоанализа, структура личности каждого человека – это сочетание достигнутой им стадии психосексуального развития и фиксаций.
Дата добавления: 2016-08-07; просмотров: 1746;