ГЕРОИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

 

В XVII—XVIII вв. на Западе вместе с утверждав­шимся капитализмом в жизнь входил и новый тип че­ловека, с особым отношением к труду, религии, обще­ству, семье и любви, к самому себе.

Это новое восприятие мира, совершенно непохожее на прежнее, средневековое, стало зарождаться еще в эпоху Реформации. С течением времени протестант­ская этика, разработанная Жаном Кальвином, охва­тила самые широкие слои общества, но главными ее носителями были буржуа. И это вполне естественно: она давала именно те ориентиры, которые были необ­ходимы для жизни в капиталистическом обществе, где многое зависело от трудолюбия и предприимчивости, где социальное происхождение уже не предопреде­ляло судьбу человека.

Образ буржуа, который пришел на смену средне­вековому рыцарю, мы можем восстановить по лите­ратуре той эпохи, на основе биографий представите­лей третьего сословия, все более активно стремивших­ся завоевать свое место в обществе. Обратимся к про­славленным произведениям двух идеологов буржу­азии, которые оказали огромное воздействие на своих современников. Это автобиография выдающегося аме­риканского политического деятеля Бенджамина Франклина (1706—1790) и роман английского писате­ля Даниеля Дефо «Робинзон Крузо», написанный в 1719г.

 

Джентльмен-буржуа

И Франклин, и Дефо, воплощая свои идеалы на бумаге, подтверждали их реальность собственной жизнью. Они родились в мещанских протестантских семьях: отец Дефо вытапливал свечи, потом стал мясником; отец Франклина, уехавший, как и многие другие, из Англии в Америку в поисках религиозной свободы, изготавливал мыло и свечи. Их сыновья сумели многого добиться, их карьера может служить прекрасной иллюстрацией главного принципа, вы­двинутого новым временем: человек должен быть всем обязан самому себе. Дефо добился славы жур­налиста и писателя. Особенно впечатляет карьера Франклина: он начал ее мелким типографским служащим, а закончил блестящим дипломатом, вид­ным политическим деятелем, сыгравшим важную роль в отсоединении североамериканских колоний от Англии.

Что же представляли собой новые герои — носи­тели капиталистического духа, многими презирае­мые «лавочники» и «мещане»? Идеологи буржуазии создавали свой идеал, отталкиваясь от идеала арис­тократического, рожденного в средние века, потому что буржуазия претендовала на роль новой элиты в обществе. Однако теперь право на элитарность давало не благородное происхождение, а личные достоинства. Дефо, советуя буржуа усваивать изящ­ные дворянские манеры, презрительно отзывался о «джентльменах по рождению» — дворянах, которые кичатся своим родом, но обычно ничего собой не пред­ставляют. Истинного уважения достоин «джентльмен по воспитанию», или «купец-джентльмен», который сам добился и богатства, и знаний, и умения вести се­бя в обществе — одним словом, создал себя как лич­ность.

Одним из важнейших критериев успеха были деньги. «Неблагородная» для аристократа тема зара­батывания денег становится теперь едва ли не глав­ной. В XVII—XVIII вв. появлялось бесчисленное ко­личество «руководств по обогащению». Конечно, стремление к богатству — явление вневременное, оно существовало всегда. Но для докапиталистического человека обычно главным было обеспечить себе про­питание. Его хозяйственная деятельность определя­лась потребностями, которые в средневековом обще­стве оставались практически неизменными: сколько благ потребляется, столько и должно быть произве­дено. В XVII—XVIII вв. страсть к обогащению, выхо­дящему далеко за рамки необходимого, вышла на пе­редний план в сознании человека, стала определять смысл жизни.

Для чего нужны деньги? Отношение к этому, каза­лось бы, простому вопросу было отнюдь не однознач­ным. Неправильно было бы свести его к примитивно­му лозунгу « Обогащайтесь!». Достижение богатства и в XVIII в. еще воспринималось — согласно учению Жана Кальвина — как знак Божественной милости. «Человек, которому Бог дал богатство и душу, чтобы правильно его употребить, получил в этом особенное и превосходное знамение милости», — писал Франклин, не отличавшийся пылкой религиозностью. Богатство, следовательно, накладывает на человека обязательства: нельзя, чтобы оно лежало праздно, «оно должно умножать имущество своего владельца и повсюду рас­пространять счастье». Кроме того, деньги — это путь к независимости,к свободе личности от жестоких зако­нов общества. Стань обеспеченным человеком — «и независимость будет твоим щитом и твоей защитой, твоим шлемом и короной».

 

Пути к обогащению

Каким же образом можно разбогатеть? Средневе­ковые люди предпочитали искать клады, занимать­ся алхимией или делали ставку на неожиданное ве­зение — милость монарха, добычу от военных походов и т. д.

Дух авантюризма был не чужд и капиталистиче­скому человеку. XVI—XVII вв. — это время искателей золота и приключений, морских разбойников, среди которых постепенно лидерство завоевали англичане. Пиратством не брезговали заниматься представители аристократических семей; корабли «купцов-авантю­ристов», полуразбойников, снаряжались при помощи коронованных особ. История сохранила яркие образы знаменитых пиратов той эпохи, соединявших в себе ученых, поэтов, философов, аристократов и грубых беспощадных грабителей. Это Уолтер Рэли, «благород­ный разбойник» Фрэнсис Дрейк, Мартин Фробишер, Кавендиш, который однажды, захватив богатую добы­чу, поднялся по Темзе на кораблях с парусами из доро­гой ткани, с позолоченными мачтами и моряками, разодетыми в шелк и бархат.

Однако со временем личности такого рода стали и меняться под влиянием общества. Авантюризм не чез, но принял более цивилизованные формы.

И все-таки важнейшей основой капиталистичесю го духа было трудолюбие, а не авантюризм. Роль тр; да — ежедневного, упорного и методического — не лонно возрастала в сознании буржуазии.

В средние века эта мысль была чужда не только дворянству, но и низшим, трудящимся слоям общест­ва. Исследователи подсчитали, что число праздников в докапиталистическую эпоху было огромным: в тече­ние года около 100 дней, а то и больше, пропадало для работы. Да и сам темп труда был медленным.

Капиталистический человек начинает спешить. «Время — деньги» — эта знаменитая фраза Франкли­на стала лозунгом новой эпохи. Отсюда проистекала любовь к порядку, к составлению графиков, по кото­рым идеологи буржуазии советовали строить день тем, кто хочет разбогатеть. Принципу пользы подчинялись буквально все стороны жизни.

 

Главные добродетели буржуа: воздержанность в еде и питье, немногословность, порядок, неукосни­тельное выполнение задуманного, бережливость, трудолюбие, искренность, справедливость, умерен­ность, опрятность, спокойствие, целомудрие, скром­ность.

По Б. Франклину

Однако, по мнению идеологов буржуазии того вре­мени, методы достижения богатства должны быть нравственны. «Честность — вот лучшая полити­ка», — писал Франклин. Добродетельный торговец или предприниматель будет процветать, пользуясь доверием окружающих. Так рекомендовалось вести себя не только по отношению к клиентам, но и к сво­им коллегам. Старая цеховая солидарность еще не из­жил а себя.

Если ты продаешь что-нибудь для наживы, то прислушайся к шепоту твоей совести, удовлетворись умеренной прибылью и не обращай в свою пользу неос­ведомленности покупателя.

Бенджамин Франклин

 

Собрав воедино основные особенности новой лич­ности, зародившейся в капиталистическую эпоху, мы получим в результате весьма неромантичный образ человека — прагматичного, «умеренного и аккуратно­го», расчетливого. Правда, эта приземленность урав­новешивалась ярко выраженным стремлением преоб разовать мир вокруг себя. Примером тому может служить деятельность Франклина, поражающая своей разносторонностью. Помимо занятий политикой он прославился и научными открытиями в области элект­ричества. Франклин основал первую в Америке пуб­личную библиотеку, Академию, превратившуюся за­тем в знаменитый Пенсильванский университет, пер­вое в своем штате научное общество, — словом, на деле реализовал собственный призыв к тому, чтобы богат­ство одного служило многим. Франклин оставил массу всевозможных проектов, стараясь улучшить, усовер­шенствовать все, с чем сталкивался.

Таков и Робинзон Крузо, который, оставшись один на необитаемом острове, создал в этом диком месте по­добие цивилизации.

Разумеется, реальность, как это обычно и бывает, расходилась с теориями. Исторические события на­глядно показывают, что человек нового типа не только создавал, но и разрушал, и грабил, и далеко не всегда употреблял богатство во благо ближнего. И все-таки образ этого человека появился на реальной основе, оказывая, в свою очередь, огромное воздействие на об­щественное сознание, формируя новую систему цен ностей.

Вопросы и задания

1. Какой идеал личности выдвинули идеологи буржуазии7 Чем он отличался от средневекового идеала человека9 В чем образ идеального буржуа противостоял образу идеального дво­рянина9 В чем буржуа хотели подражать дворянству9

2. Как буржуа XVII—XVIII вв относились к богатству9 Какие пути для обогащения они выбирали9 Сравните с отношением к богатству в средние века

3. Нравится ли вам образ буржуа-джентльмена, созданны(| Д Дефо и Б Франклином9 Обоснуйте свой ответ

 

 

§4

ПРОСВЕТИТЕЛИ:








Дата добавления: 2016-08-07; просмотров: 703;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.