ПАРТИЯ И МАССЫ В БОРЬБЕ ЗА КУЛЬТУРНЫЙ УРОВЕНЬ, НЕОБХОДИМЫЙ ДЛЯ ПОБЕДЫ КОММУНИЗМА

 

Пятнадцать лет тому назад, выступая на IV конгрессе Коминтерна (13 ноября 1922 г.), Ленин говорил об учебе. Он говорил это не детям – он говорил это передовым борцам за мировую революцию, за социализм.

«Я полагаю, что самое важное для нас всех, как для русских, так и для иностранных товарищей, то, что мы после пяти лет российской революции должны учиться. Мы теперь только получили возможность учиться (курсив мой. – Н. К.). Я не знаю, как долго эта возможность будет продолжаться. Я не знаю, как долго капиталистические державы предоставят нам возможность спокойно учиться. Но каждый момент, свободный от военной деятельности, от войны, мы должны использовать для учебы и притом с начала (курсив мой. – Н. К.)

Вся партия и все слои России доказывают это своей жаждой знания! Это стремление к учению показывает, что важнейшей задачей для нас является сейчас: учиться и учиться. Но учиться должны также и иностранные товарищи, не в том смысле, как мы должны учиться – читать, писать и понимать прочитанное, в чем мы еще нуждаемся»[236].

Далее Ленин говорил о том, что иностранным товарищам надо переварить добрый кусок русского опыта; говорил об Италии, о том, что Италия благодаря темноте народных масс еще не гарантирована от черной сотни – от фашизма. «Мы учимся в общем смысле, – говорил Ильич. – Они же должны учиться в специальном смысле, чтобы действительно постигнуть организацию, построение, метод и содержание революционной работы»[237].

В своих статьях за. январь 1923 г. Ильич вновь и вновь, возвращается к вопросам учебы. Статья «Странички из дневника» целиком посвящена этим вопросам. В этой статье Ильич говорит о том, что вопрос о народной грамотности вопрос общеполитический, говорит о той настоятельной черновой работе, которую нам предстоит сделать. «Это (отставание на фронте всеобщей грамотности. – Н. К.), – писал Владимир Ильич, – показывает далее, какая уйма работы предстоит нам теперь для того, чтобы на почве наших пролетарских завоеваний достигнуть действительно сколько-нибудь культурного уровня»[238].

Ильич считал, что у нас есть все предпосылки для того, чтобы выбраться из тяжелого бескультурья, оставшегося нам в наследство от царизма. «Речь должна идти, – писал он в той же статье «Странички из дневника», – о той полуазиатской бескультурности, из которой мы не выбрались до сих пор и не можем выбраться без серьезных усилий, хотя имеем возможность выбраться, потому что нигде народные массы не заинтересованы так настоящей культурой, как у нас; нигде вопросы этой культуры не ставятся так глубоко и так последовательно, как у нас; нигде, ни в одной стране, государственная власть не находится в руках рабочего класса, который в массе своей прекрасно понимает недостатки своей, не скажу культурности, а скажу грамотности; нигде он не готов приносить и не приносит таких жертв для улучшения своего положения в этом отношении, как у нас»[239].

В этой же статье Владимир Ильич дает ряд практических указаний, что надо делать, чтобы изжить наше бескультурье.

Первое, на что он обращает внимание, – это на финансовую помощь со стороны государства: «Конечно, в первую голову должны быть сокращены расходы не Наркомпроса, а расходы других ведомств, с тем, чтобы освобожденные суммы были обращены на нужды Наркомпроса»[240]. Наркомпросу же Ильич говорил о том, что в нем можно найти много и много лишнего, раздутого ведомственным интересом, не приноровленного к потребностям широкого народного образования.

Второй практический вопрос, который ставил Ильич, – это вопрос о кадрах, об учителе. Я не буду повторять того, что говорил Ильич о необходимости материального улучшения положения учителя – все это знают, – подчеркну его требование подготовлять учителя «систематической, неуклонной, настойчивой работой и над его духовным подъемом, и над его всесторонней подготовкой к его действительно высокому званию»[241]. Тут шел вопрос о политическом, коммунистическом просвещении учителя; тут же Ильич подчеркнул важность организации народных учителей.

Третий вопрос касался издательства, обслуживания издательством широких масс. Ильич хотел, «чтобы был больше политический размах издательства в будущей России»[242] (курсив мой. – Н. К.).

Четвертый важнейший вопрос, поставленный Ильичей в этой статье, – это вопрос о культурной помощи города деревне. В этом разрезе писал Ильич о роли учительства в деле сближения крестьянства с пролетариатом, о поездках в деревню, о снабжении деревни литературой, проводящей линию партии, о культурном шефстве города над деревней, об изменении характера влияния города на деревню при Советской власти, о внесении сознания, планомерности и систематичности в эту работу.

За пятнадцать лет, прошедших со времени этих высказываний Ильича, проделана громадная работа в области культурного строительства. Она проделана и по ликвидации неграмотности. Деревня очень сильно отставала в ликвидации неграмотности, и все время в связи с ростом промышленности в рабочие массы вливались значительные кадры крестьянства. Это широко наблюдалось в первый период борьбы за социалистическую индустриализацию страны (1926–1929). Следующий этап – этап борьбы за коллективизацию сельского хозяйства (1930–1934) – начался с знаменитого культпохода, который характерен тем, что массы сами взялись за дело ликвидации неграмотности, широко развернулась общественность, громадную работу провело учительство, много сделал комсомол. Но вопросы организационные недостаточно были подработаны, не внесено было в это дело той планомерности и систематичности, которых требовал Ильич. Дело завяло, превратилось в шумиху. Однако за время культпохода многие и многие миллионы обучились грамоте.

В период завершения соцстроительства и подготовки новой Конституции партия и правительство в январе 1936 г. издали постановление об окончательной ликвидации неграмотности[243]. Поднявшееся внимание к этому делу со стороны партии и общественных организаций гарантирует завершение работы по ликвидации неграмотности в самом ближайшем будущем, а фактическое проведение всеобщего обязательного обучения подрезывает окончательно корни неграмотности.

Однако ликвидация неграмотности – лишь первый шаг в деле вооружения масс знаниями, которые им необходимы, как винтовка в бою, в деле поднятия сознательности, выработки материалистического мировоззрения, которое одно только окончательно вырывает корни религии; знаниями, которые им необходимы для выработки коммунистической морали, морали коллективиста, которые необходимы им для сознательного отношения к окружающей действительности, для осознания того, кто враг, кто друг, осознания дела строительства социализма. Знания необходимы и рабочим, и колхозникам, и всем гражданам нашей великой Страны Советов для лучшей организации труда, для поднятия его производительности, для подготовки обороны, для учета и контроля, для лучшего налаживания всей бытовой и общественной жизни, для работы в интернациональном разрезе, для управления страной.

Советская Конституция дает невиданные в истории человечества права всем трудящимся, открывает перед ними широкое поле общественной работы.

За двадцать лет и в деле поднятия культурного уровня страны проделана громадная работа. Наши рабфаки раскрывали рабочим и крестьянам двери в высшую школу. В первый период социалистической индустриализации страны (1926–1929) широко развернулись рабочие университеты и совпартшколы, заочное обучение; особое внимание уделялось расширению политехнического горизонта, широко практиковались «вводные курсы в производство». В первые годы борьбы за коллективизацию сельского хозяйства (1930–1934) развернулась широкая разъяснительная работа в избах-читальнях и Домах культуры, развилось рабочее шефство, велась большая разъяснительная работа в связи с коллективизацией. Исключительно большое значение стало приобретать на селе радио. Во всей этой работе не было, однако, достаточной планомерности и систематичности, благодаря чему снижалось качество работы.

Последние годы партия и правительство обращают особое внимание на вооружение масс книгой. Библиотечное дело укрепилось, особую роль сыграло соцсоревнование на лучшую библиотеку на селе. Быстро стали развиваться школы для малограмотных, школы взрослых среднего образования. В настоящее время в неполных средних и средних школах для взрослых обучается около 700 тысяч учащихся. Особое внимание обращается сейчас на качество учебы, на программы. В этой области еще уйма работы, уйма борьбы с пренебрежительным отношением к этому делу, с недооценкой его, с устарелыми методами работы. Но горячо стремление учащихся к знанию, заинтересованы в этом деле партия, Советская власть, профсоюзы, все ведомства, Советская Конституция поможет укрепить и развить по-настоящему это дело, подкрепить его библиотечной работой, работой по самообразованию, организацией лекционной и клубной работы.

Все шире и шире будут использовать граждане нашей страны свое право на образование. Оно необходимо для активного участия в управлении страной в эпоху социализма.

1937 г.

 

ПОЛИТПРОСВЕТРАБОТА НАРКОМПРОСА И ПРОФСОЮЗОВ (ВЫСТУПЛЕНИЕ НА I ВСЕСОЮЗНОМ СЪЕЗДЕ ПРОФСОЮЗА ПОЛИТПРОСВЕТРАБОТНИКОВ)

 

Товарищи, недавно политпросветчики – библиотекари, избачи, культработники нашего профсоюза – все принимали активное участие в организации подготовки выборов в Верховный Совет, и, поскольку приходилось это наблюдать, чувствовалось, что Советская Конституция – это подлинная Конституция социалистического уклада: мы видели, как поднялись самые отсталые массы, как на глазах росли люди. Какая-нибудь домашняя работница, которая раньше ничем не интересовалась, шла на собрание один, другой, третий раз и стала интересоваться политическими вопросами, хотя раньше она была к ним совершенно равнодушна. Я не говорю о домашних хозяйках. Домашние хозяйки есть разные. Есть домашние хозяйки сознательные, а есть домашние хозяйки, которые до последнего времени не хотели приходить на собрания и оставлять в детской комнате ребенка, потому что боялись, как бы ребенка не похитили. Трудно поверить, а бывали такие случаи. Теперь домашние хозяйки, в связи с выборами, всколыхнулись, активизировались.

Всколыхнулись села и деревни – самые глухие углы, и характерно, что вся работа по выборам была связана с политпросветской работой. Возьмем такой вопрос, как ликвидация неграмотности. Ведь и неграмотные могли голосовать, но люди так взволновались тем, что они неграмотны, что даже старики взялись за учебу. Одна учительница писала мне: пришел стопятнадцатилетний старик – и быстро выучился грамоте. У всех было чувство, ясное сознание, что наша страна стала культурной и мощной страной, что выборы – это общее дело, в котором заинтересованы все. Все стали интересоваться политикой, потянулись к знанию, выявился громадный спрос на политпросветскую работу.

Мы, товарищи, сейчас именинники, именинники в том смысле, что, если сумеем использовать момент и развернем по-настоящему работу, мы сможем сделать очень многое.

Политпросветами пройден большой путь. В годы гражданской войны политпросветчики играли крупнейшую роль, направлялись на фронт с агитацией, пропагандой.

Я помню, какое внимание уделял Владимир Ильич политпросветработе. Пришел он в 1919 г. на внешкольный съезд и говорил не только о том, что мы должны делать, но и о тех политических вопросах, которые его самого волновали. Вся политпросветская работа тогда была объединена. Вся работа среди взрослых образовывала нечто цельное, и работа одного учреждения дополняла работу другого.

Трудное тогда было время. Теперь мы ругаем коллекторы за то, что они нас снабжают малым количеством книг, а тогда, бывало, одну старую какую-нибудь беллетристическую книжонку шлют и шлют, а о современности ни одной книжки не получишь. Когда сейчас берешь наши книжки 20-го года, то как они странно выглядят: и бумага плохонькая, и шрифт никуда негодный! И вот думаешь: какие мы тогда нищие были, даже ценный материал не могли лучше издать. То, что сейчас есть, и то, что было, нельзя и сравнить. Теперешняя молодежь часто забывает, какие трудности тогда приходилось преодолевать.

В годы нэпа Владимир Ильич особенно выдвигал вопрос о производственной пропаганде. Сейчас многие и забыли, что это была за работа – производственная пропаганда. Был комитет при ВЦСПС[244], и входили туда Главполитпросвет и представители разных наркоматов. Основная мысль, которую развернул тогда Ленин, – это мысль, что политпросветработу надо связывать с теми задачами, которые стоят перед страной. Этому мы, политпросветчики, из года в год учились.

Каждый год имел свои ярко выраженные особенности, и на фоне их, на фоне постановлений партийных съездов, выходивших декретов можно лучше понять, почему менялся характер политпросветработы. На разных этапах менялись и степень, и характер связи между политпросветами и профсоюзами. При переходе к нэпу эта связь стала менее тесной, чем в годы гражданской войны. В 1930 г. реорганизован был Наркомпрос. Главполитпросвет перестал существовать как таковой. Его функции были распределены по различным отделам Наркомпроса, и это значительно ослабило его работу и связь с профсоюзами.

Возьмем 1928–1929 гг. Что тогда было? Поднималась промышленность, механизировалось сельское хозяйство, производство требовало поднятия культурного уровня масс, поднятия грамотности. Началось своеобразное массовое движение, известное под именем культпохода. Теперь об этом говорят часто немного презрительно: больше-де шуму было, чем дела. Это неверно. Культпоход много дал. Владимир Ильич все время подчеркивал, что необходимо, чтобы сами массы взялись за дело ликвидации неграмотности; они взялись за нее – и это вылилось в культпоходы. Я помню, как рассказывал один товарищ в Курской губернии о том, как в деревнях производилось обучение грамоте по очереди в избах отдельных крестьян, как обучающиеся крестьянки приходили туда – некоторые даже с младенцами на руках, – все усердно учились, а хозяин избы другой раз заботливо строгал топором карандаши. Вообще, если мы перелистаем материал того времени, то увидим, что это было подлинное движение масс, но начатое дело не было как следует закреплено, оно постепенно обюрокрачивалось. За время культпохода обучились грамоте многие миллионы, но обучились слабо.

Политпросветработа в Наркомпросе, распыленная по отделам, постепенно ослаблялась, отодвигалась на задний план, слабела и связь с профсоюзами. Работа шла самотеком, из нее выхолащивалась сплошь и рядом вся ее политическая сущность, о значении которой говорил Владимир Ильич на II съезде политпросветов в 1921 г. Он говорил, что теперь такого открытого врага, как Колчак и Врангель, нет, но враг среди нас, а мы этого врага не видим: враг этот – мелкое, распыленное хозяйство; нет еще настоящего, планового хозяйства, а распыленное, мелкое хозяйство – база анархизма. Враг среди нас, а мы его не видим.

Это было в 1921 г. Владимир Ильич звал уже тогда к бдительности, требовал, чтобы шире нести политику в массы, раскрывать массе глаза. Приходилось все время бороться против выхолащивания из работы со взрослыми политики. Мотивировали это тем, что «надо, чтобы люди отдыхали, а не политикой занимались», «надо, чтобы орфографией занимались, а не политикой». В клубах, избах-читальнях получился, как я в шутку выражалась, «балалаечный уклон», в школах взрослых – игнорирование запросов учащихся. Отдых необходим, но отдых отдыху рознь. Необходим культурный отдых. Надо, чтобы во время культурного отдыха человек испытывал радость общения с другими людьми, чтобы у него были переживания, . которые ширили бы его горизонт, делали бы жизнь более яркой, более осмысленной и полной, радостной. С организацией настоящей, содержательной работы в избах-читальнях и клубах дело обстояло плохо.

Библиотеки у нас оказались в несколько лучшем положении, потому что имеются многочисленные высказывания Владимира Ильича по библиотечному делу. Тут была организована известная подмога со стороны научных библиотек, тут были известные установившиеся традиции, и когда стали применять соцсоревнование, то мы видели, как в результате обдуманного соцсоревнования на лучшую сельскую библиотеку массы примкнули к этому делу. Социалистическое соревнование на лучшую сельскую библиотеку наглядно показало, что социалистическое соревнование является настоящим учетом качества работы, потому что не только директор определяет, что хорошо или плохо, а сама масса определяет, что плохо и что хорошо. Важно соцсоревнование коллективов. Тут необходимо учитывать опыт производственников, надо у них учиться. У производственников в соцсоревновании чувствуется социалистический дух, и вот надо было бы, чтобы и политпросветсоревнования были пропитаны этим духом.

Культпоход сник, между прочим, и потому, что одно время получился разрыв между техучебой и общим образованием. Я помню, как удивилась несколько лет назад, когда мне тут, в Москве, в Ленинском районе, стали рассказывать, как «мешает» ликвидатору неграмотности и работнику среди малограмотных техучеба. «Почему это техучеба может мешать?! – удивилась я. – Как будто техучеба не должна опираться на грамотность?!» Оказалось, преподаватели техучебы говорят: «Нам часы надо», – а ликвидатор неграмотности говорит: «Нет, надо нам часы». И оказалось, что не только в Ленинском районе, но и в других районах смычки между техучебой и между поднятием уровня грамотности нет, получился какой-то разрыв, какое-то соперничество. Вообще приходилось наблюдать, что разрыв между Наркомпросом и другими комиссариатами стал сильнее, чем он был в 1921 или в 1925 г., когда все наркоматы были заинтересованы в поднятии грамотности. Последствия этого разрыва мы переживали до последнего времени. Было так, что занимался ликвидацией неграмотности главным образом Наркомпрос, а другие наркоматы и профсоюзы забрасывали это дело.

Несколько лет назад лучшими библиотеками были заводские библиотеки, а в последнее время заводские библиотеки снизили свою работу, а ведь все рабочие заинтересованы, чтобы их библиотеки как можно лучше работали.

Возьмем, например, такую вещь, как работа красных уголков домов отдыха. Все рабочие домов отдыха – и шоферы и повара – входят в союз Медсантруд. В домах отдыха есть все возможности наладить работу – есть хорошие помещения, есть возможность материальная, но Медсантруд о культработе и думать позабыл: не дают культурника, который организовал бы работу сотен рабочих и их семей, работающих в доме отдыха, и работа заброшена. Есть отдельные, замечательные совхозы и колхозы, где есть библиотеки, клубы для взрослых, школы и т. д. Но ведь наша страна социалистическая: мы не можем удовлетвориться отдельными достижениями, и я думаю, что каждый из членов нашего союза заинтересован в том, чтобы дело было поставлено как можно лучше во всех деревенских организациях.

Мы наблюдали выборы в Верховный Совет СССР, принимали в них участие. Мы видели на живом деле, сколько у нас прекрасных организаторов. Ленин говорил, что гвоздь строительства социализма – в организации. Бывая на различных собраниях по выборам в Верховный Совет, я думала: «Вот как мы организационно выросли, какая у нас крепкая организация!»

Но это к чему-то обязывает. Будут еще выборы по республикам. Организация крепнет, а мы, политпросветчики, что делаем? Мне кажется, каждый из членов нашего союза сознает, что у нас еще много недостатков, что надо работать засучив рукава.

Я думаю, что наш профсоюз должен смотреть на политпросветработу как на свое родное дело: устроить настоящую избу-читальню, устроить настоящий колхозный клуб – ведь это дело нашего союза.

Надо работать, объединяя все силы. Сейчас вопрос о необходимости увязки работы встает опять с особой силой.

Приходит к нам, например, представитель Наркомата машиностроения, и мы толкуем, как усилить библиотечную работу по распространению в массах технической книги. Необходима тесная связь между наркоматами, необходимо помогать друг другу в работе.

Вот Наркомат легкой промышленности. Передо мной здесь выступал товарищ из Иванова. Мы должны с легкой промышленностью сомкнуться теснейшим образом, нужно больше друг друга знать, друг другу помогать. Есть интересные письма на эту тему. Пишут, например, о том, что в интересах поднятия техучебы надо вместе с Наркомпросом наладить издание пособий.

Грамота нужна и для техучебы, а то на техучебе сидят люди, читать не умеют, и дело не идет, а технику надо поднимать на высшую ступень.

Нам нужна помощь со стороны Академии наук. Мы теперь связались с ней. Мы заинтересованы в том, чтобы Академия наук помогала всей нашей культурной работе, и она сама так смотрит на дело. Она помнит, что Ленин говорил: отныне наука перестанет обслуживать эксплуататоров – она будет обслуживать массы. И сейчас Академия наук вплотную приступила к этому делу, она старается нести науку в массы. Мы, политпросветчики, должны ей помогать, но и нам нужна ее помощь: запросы масс растут не по дням, а по часам.

Самое важное – чтобы на каждом участке нашей работы была тесная смычка с массами. Предпосылки для этого есть. Нужно закрепить то, что сделано во время выборов.

Мне думается, что сейчас наш профсоюз должен по существу побольше обсуждать вопросы политпросветработы и особенно связывать их с заботой о человеке. Каждый член профсоюза должен думать не только о себе, но и о других. Здесь должна быть социалистическая смычка, должно быть внимание к людям, помощь друг другу, знание друг друга. Не только нужно указывать, что там-то и там-то плохо работают, надо помогать друг другу в работе, помогать расти. И это – одна из главнейших задач работников нашего профсоюза.

Вот недавно закончился съезд работников начальной и средней школы. Я и там говорила о том же, что члены союза заинтересованы в том, чтобы работу профсоюза поднять на социалистическую высоту, чтобы каждый член профсоюза был пропитан желанием строить социализм, учился этому.

Это относится не в меньшей мере и к политпросветчикам. Среди вас, товарищи, есть много тех, кто бывал в Наркомпросе на наших заседаниях, дополнявших заседания профсоюза. Они рассказывали, что их волнует, мы – что нас волнует. Связь Наркомата с профсоюзом по линии политпросвета была. Она должна во сто раз вырасти. Надо, чтобы это вылилось в дружную постоянную работу. Не только с отличниками надо работать, но со всеми членами союза. Надо, чтобы все члены союза стали отличниками, чтобы каждый вносил свою инициативу.

Вы скажете, нам надо сначала еще многому научиться. Конечно, учиться надо, учиться приходится каждый день. Я думаю, что сознание собственного роста – это вещь не неприятная, а, напротив, очень радостная. Сознание политического своего роста – это такая вещь, которая дает высокое удовлетворение.

У нас в стране социализма профсоюзы социалистические. Они должны представлять собой дружный коллектив. Не только нужно ставить вопрос о сборе членских взносов – это само собой, – надо заботиться о том деле, которое каждый из нас ведет.

Я вижу много героизма у наших политпросветчиков. Получает человек во многих отраслях работы очень мало[245], а работает не покладая рук. Почему? Потому что понимает всю важность этой работы в данный момент. Я не скажу, чтобы все понимали значение этой работы. Я наблюдала в последние годы, что даже некоторые заведующие отделами народного образования часто не понимали значения политпросветработы. Но у нас есть такие кадры, которые выросли на этой работе, которые эту работу вытаскивают. Есть много энтузиастов среди молодежи. У нас ведь сейчас все аппараты очень демократизируются. Чувствуется, что и наш аппарат Наркомпроса демократизируется тоже, становится демократичным, по-советски демократичным.

Конечно, наладить все в два счета нельзя, для этого нужно время, но дело начато. Наркомпрос заинтересован в том, чтобы как можно ближе связаться с нашими работниками на местах. Они усиленно нам пишут, усиленно новые мысли выдвигают. Конечно, не сразу это подхватишь, не сразу это сделаешь, но я думаю, что надо только, чтобы была организация этого дела, чтобы оно не шло стихийно. И тут нужна смычка с профсоюзами. Сейчас проходят профсоюзные съезды учителей, политпросветчиков, дошкольников – все это поможет правильной организации дела.

Я думаю, что и на этом съезде в смысле организации вы многого добьетесь, но нужно не только поговорить на съезде – нужно посмотреть, как на местах работа проходит. Мы хотим усилить, улучшить инспектуру, но ведь инспектора без вашей помощи не смогут многое сделать. Каждое учреждение должно будет обрасти активом, нужно заботиться, чтобы и секции горсоветов и сельсоветов в это дело вовлечь, и комсомол взять по-настоящему под жабры, и на учителей налегать, если они не будут пускать политпросветчиков в помещение школы или будут относиться к делу формально. Перед вами стоит большая организационная работа.

Владимир Ильич говорил о том, что каждый должен учиться сам и затем думать, как наилучшим образом передать эти знания другим. Вот это каждый из нас должен помнить, и каждый из нас должен работать, чтобы быть сознательным гражданином нашей социалистической Родины, чтобы вовремя увидеть врага, чтобы дело вести по той линии, по которой нужно вести. Надо над собой работать – учиться коммунизму, учиться работать, как учил Ленин.

То, что делается на международном фронте, не может нас не волновать. Вот, например, в Испании идет борьба. Мы спокойно не можем пройти и мимо этого, и мимо того, что творится в Китае. Политпросветчики мимо этого пройти не могут. Но нужно уметь передать свою мысль, заинтересовать другого, знать, как и чем заинтересовать человека, перекинуть мост между его опытом, между тем, что он переживал, и тем, что сейчас происходит на международном фронте.

По производственной пропаганде, по устройству выставок, проведению экскурсий у нас есть богатейший опыт – надо его изучать; в нем много ценного.

Нам, политпросветчикам, нужно осветить пройденный за двадцать лет путь.

Я говорила с членами испанской делегации, приехавшими для участия в праздновании двадцатилетия Великой Октябрьской социалистической революции. Мы говорили о том, как учить на фронтах грамотности, как подбирать литературу. Их больше всего заинтересовали рабфаки. Они учатся на фронте так же, как мы учились, и у них страстное желание открыть двери широчайшим массам к высшему образованию. Учиться по нашей истории, по пройденному пути должны не только мы. Учатся, читают и узнают об этом иностранные товарищи, которые сейчас там, в огне борьбы, стоят, – им наш опыт очень интересен, очень нужен.

Я просила учителей начальных и средних школ и вас прошу, если имеются у вас какие-нибудь документы, которые могут осветить работу библиотечную, изб-читален, рабочих университетов – одним словом, всякую политпросветработу, которая была проделана нами, – присылайте нам, так как мы хотим устроить музей по народному образованию. Это было бы показом, как мы росли.

Ведь мы не росчерком пера добились того, что у нас есть. Будем учиться не формально, не бюрократически подходить к делу. Еще бывает так: приходит человек,

формально отчитается, уходит; кажись, все в порядке, а вот по сути дела посмотреть – настоящий ли это гражданин Советской республики? Этого мы часто не умеем. Нужно знать людей, а знать людей можно только на настоящей, живой, товарищеской, а не на бюрократической работе.

Я не могу пожаловаться на наш профсоюз, на то, что был разрыв, но нужно использовать переживаемый момент .для более тесной смычки. Надо на каждом областном и каждом районном участке, в каждом культурном учреждении бороться за дружную работу; надо втягивать массы, надо научиться слушать массы – что массы говорят; нужно расти и превращаться в настоящий социалистический союз.

Только тогда мы выполним наш социалистический долг, только тогда мы выполним заветы Ленина.

1938 г.

 








Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 534;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.023 сек.