ВСЕРОССИЙСКИЙ СЪЕЗД ПО ВНЕШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
6 мая в Доме Союзов в 11 часов утра открылся I Всероссийский съезд по внешкольному образованию. «Что такое внешкольное образование?» – пожалуй, спросит далекий от ведомственных терминов читатель. Конечно, термин малоговорящий, не выражающий сути дела и не громкий, что говорить. Достался он нам в наследство от старого времени и не был сменен на другой, потому что внешкольное образование было той формой народного образования, на которую в прежние времена наиболее сыпались всякие гонения. Лекции, курсы – это внешкольное образование; школы всякого рода для взрослых – тоже внешкольное образование; библиотеки, распространение литературы, всяческая пропаганда – все это внешкольное образование.
Сейчас только ленивый не занимается устройством библиотек, школ для взрослых, курсов, распространением литературы. Военный комиссариат устраивает избы-читальни не только для красноармейцев, но и для населения, устраивает театры, кинематографы и т. п. Ведет внешкольную работу Пролеткульт, причем во многом эта работа параллельна работе внешкольного отдела. ЦИК ведет внешкольную работу в крупном масштабе: издает азбуки, рассылает библиотечки, устраивает курсы и т. п.; то же делает и ЦК. Комиссариат здравоохранения устраивает лекции и организует бойскаутов. Каждый профессиональный союз ведет внешкольную работу, ведут ее кооперативы, не говоря уже о губернских, городских, уездных Совдепах.
Сейчас сил – действительно годных для работы сил – мало: работа растет с каждым днем, и люди буквально надрываются. И, несмотря на это, в области внешкольного образования существует такой параллелизм, как нигде, такое мотовство сил и времени, как нигде. Необходима координация.
Не уметь скоординироваться – значит вообще не уметь работать. Этот индивидуализм, заставляющий одну организацию относиться презрительно к работе другой организации, действующей в том же направлении, проводящей те же принципы, является худшим наследием капиталистического строя, и если не уметь преодолеть этого, то смешно говорить о коммунизме!
Необходим и план работы. А то сейчас так например: Военный комиссариат основывает в уезде двести пятьдесят изб-читален, но нет ни районного, ни уездного центров, которые питали бы их, организовали передвижные библиотеки, опорными пунктами которых были бы избы-читальни. И избы-читальни скоро изживают себя.
В губернии, где ничтожно рабочее население, все внимание обращено на Пролеткульт, на работу среди двух-трех тысяч рабочих, а для крестьянства не делается ничего. В городе – ряд студий для пролетариата, а в губернии – ни одной школы грамоты. Непропорциональность недопустимая.
Должен быть выработан план, установлены основные принципы работы – совершенно иные, чем были при старом режиме, тесно, неразрывно связанные с развертывающейся жизнью нашей Советской республики.
Пропаганда! А что же теперь представляет собой внешкольное образование, как не систематически организованную пропаганду?!
На съезд по внешкольному образованию должно было съехаться около 1500 человек. Теперь, во время мобилизации, съедется, вероятно, меньше тысячи.
Но внешкольный отдел Народного Комиссариата просвещения все же решил не отменять съезда, так как чрезвычайно важно поскорее выровнять линию работы и крепче организовать наш внутренний фронт.
1919 г.
ТЕКУЩИЙ МОМЕНТ И ВНЕШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (ДОКЛАД НА I ВСЕРОССИЙСКОМ СЪЕЗДЕ ПО ВНЕШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ)
Товарищи, мировая война явилась не неожиданной. Социалисты всех стран давно уже предсказывали, что этим кончится империалистическое состязание между государствами. Мировая война органически связана была с капиталистическим строем. В 1912 г. Международное бюро[5] на своем заседании в Базеле вынесло резолюцию, в которой говорилось, что в случае, если разразится мировая война, социалисты должны будут использовать ее для агитации среди населения, для того, чтобы подготовить социальную революцию.
Таким образом, социалисты ясно сознавали неизбежность этой войны. Об этом еще раньше писал Энгельс. Он писал, что если все же мировая война разразится и 15–20 миллионов солдат будут стрелять друг в друга, опустошат Европу так, как никогда этого еще не было, то неизбежна победа социализма. Во всяком случае, мировая война настолько подорвет капиталистический строй, настолько опустошит, внесет всюду разрушение, что победа социализма будет неизбежна через 10–15 лет. И теперь мы переживаем как раз этот момент – момент, когда мировая война привела к тому, что в целом ряде стран началось социалистическое брожение.
Истории угодно было, чтобы Россия была той страной, в которой впервые началась социальная революция. Это вполне понятно. Если мы посмотрим на капитализм европейский и на русский, то мы увидим, что в Европе капитализм являлся не только хищником, но и могучим организатором, что организованные капиталисты сумели повлиять на массу народа, на массу мелкой буржуазии. В Европе, где-нибудь в Германии, во Франции, мы видим, как начиная с детского сада детям стараются привить буржуазную идеологию, преклонение перед богатством. Потом школа еще больше продолжает дело внедрения в умы детей этой буржуазной идеологии. В этом отношении есть очень интересная книжка француза Гюстава Эрве, который в брошюре «Их отечество» (т. е. отечество буржуазии) описывал, как в школах внедряется это буржуазное миросозерцание в умы детей[6]. Это делает школа. То же делает и буржуазная пресса. Буржуазия каждый факт освещает со своей точки зрения, преломляет через призму буржуазно-капиталистического эгоизма, и буржуазные установки разносятся по всей стране буржуазными газетами, проникают в самые глухие уголки. Поэтому влияние буржуазии в Европе, конечно, неизмеримо больше, чем в России.
Наша буржуазия имела такие неограниченные возможности эксплуатации, что она не заботилась о том, чтобы особенно влиять на умы рабочих. Она предоставляла это дело царизму. До тонкости европейского порабощения умов наша русская буржуазия еще не дошла, и потому, когда разразилась мировая война, русские солдаты гораздо легче, чем немецкие или французские, поняли, во имя чьих интересов ведется эта война.
Характерно и то, что влияние буржуазии распространилось и на социалистов Франции, Германии и других стран. Они тысячу раз писали, что если разразится война, то она будет вестись ради интересов буржуазии, но в критический момент они не пошли против своей буржуазии, и только небольшая группа восстала против выступления своих правительств. Характерно, что рабочие, которые в Германии причисляли себя к социалистическим партиям, когда разразилась война, не знали, как отнестись к этому, – они пели ту песню, которой их учили в школе: «Германия превыше всего». И эта песня любви к буржуазному отечеству, эта заученная в школе песня вспомнилась германским рабочим в тот критический момент, когда они не находили ответа на то, что в данную минуту надо делать.
Поэтому в стране, менее пропитанной этой буржуазной идеологией, было легче совершить переворот. Это не случайность, что в России, а потом в Венгрии произошла социальная революция. Теперь и в Германии часть рабочих уже осознала, что должно произойти крушение капиталистического строя. И мы видим, как недавние социалисты Германии, социалисты большинства, заливают Германию кровью рабочих – тех рабочих, которые осознали, что капитализму пришел конец, которые борются за социализм. В России легко было совершить переворот. Но остается совершить еще очень многое: не только разрушить старое – разрушили мы очень хорошо, – нужно создать еще новые, социалистические формы жизни, и в этом отношении Россия находится в чрезвычайно тяжелом положении: массы даже неграмотны. Возьмем какую-нибудь Симбирскую губернию: там 80% безграмотных, отсутствуют часто самые элементарные знания по естествоведению и другим наукам. Один из комиссаров, который недавно ездил в Поволжье, приехав, рассказывал, как в одном из поволжских сел один крестьянин-колчаковец рассказывал своим односельчанам, что во сне ему явился мужицкий бог, который пришел в лаптях, подпоясанный, и заявил, что нужно помогать Колчаку; население к этому рассказу не отнеслось с критикой, а на веру приняло, что действительно мужицкий бог явился этому крестьянину.
Мы видим – и каждый это знает, особенно работающий в провинции, – как трудно в настоящее время проводить новые формы жизни именно потому, что не хватает работников, не хватает сознания, не хватает знания самых элементарных вещей. Конечно, когда победит в Европе социальная революция, положение России изменится. Сейчас строительство жизни трудно еще потому, что у нас внешние враги со всех сторон, потому, что у нас есть внутренние враги, белогвардейские восстания и восстания кулаков, которые наущаются белогвардейцами. Одна из причин, почему у нас так трудно строить новую жизнь, – это наша отсталость, отсутствие у нас самых элементарных знаний. Когда в Европе победит социальная революция, будет легче, потому что не будет этих внешних фронтов. А когда не будет внешних фронтов, тогда не будет и внутреннего, потому что этот внутренний фронт рассчитан на то, что будет побеждена Советская Россия и вновь установится старый порядок.
Но, несмотря на эту победу социализма в Европе, все же эта грядущая социальная революция не сможет сделать одного – извне перестроить заново весь наш внутренний уклад. Говорят, освобождение рабочих должно быть делом самих рабочих, но и создание новых форм социалистической жизни должно происходить внутри той страны, где социальная революция происходит. Она не может извне прийти. При победе социализма будет общий обмен новыми достижениями, это будет подвигать дело вперед, но все же придется проделать определенную работу внутри самой страны; вне зависимости от того, когда и как произойдет социальная революция, надо строить новую жизнь в России. Тут внешкольное образование имеет огромное значение.
Вчера вечером один из товарищей говоривших сказал, что надо «воспитать» народ.
Я думаю, что не приходится говорить о воспитании народа. Кучка интеллигенции, которая до сих пор владела монополией знаний, не может воспитывать массы. Массы воспитывает тот строй, те формы политической жизни, в которых приходится им жить. Если посмотрим на то, что происходит теперь, то увидим, что за эти полтора года массы в значительной степени уже перевоспитались. Но перевоспитывала их не интеллигенция, а перевоспитывала их сама жизнь. Точно также и та работа, которую мы будем вести, не будет носить того характера, который она носила в 90-х годах. В 90-х годах старались развивать рабочих, старались их убеждать, что знание полезно. Мне приходилось работать в то время в воскресных школах – обыкновенно, там старались развивать рабочих: то прочитают рабочим про англичан, то про звездное небо или еще что-нибудь, – и это преследовало цель общего развития. Теперь война, переворот советский – все это в умах рабочих, в умах крестьян пробудило страшную жажду знаний, какой еще никогда не бывало. Если поговорите с рабочим, с крестьянином малограмотным, вы увидите, какая масса озлобления кроется в человеке на то, что у него нет тех знаний, какие ему нужны в жизни. В прежние времена приходилось слышать от рабочего, от крестьянина: «На что мне грамота?» Теперь вы этого не услышите. Теперь каждый хватает на лету каждый кусок знаний. И, значит, не то теперь нужно. Смешно было бы теперь жаждущему знаний крестьянину или рабочему толковать о пользе знания.
Теперь нужно давать знание, которое бы давало ответ на все запросы. Насколько можно было судить из разговоров с товарищами, приезжавшими к нам все это время с мест, спрос на знания существует в двух направлениях: одно требование – это выяснение политических вопросов, выяснение данного положения. Политические вопросы занимают теперь повсюду умы рабочих и крестьян и требуют ответа. Другое – это требование технических знаний. Теперь рабочий хочет быть не только рабочим, но он хочет быть и рабочим и хозяином производства в одно и то же время, а для того, чтобы ему быть и рабочим и хозяином производства, ему надо и технику освоить и усвоить общие основы экономики.
Вот в этих двух направлениях и приходится работать: с одной стороны, в области политпросветской, с другой – в области профессионально-технической. Политическую работу мы не думаем сводить к политической агитации. Если вы станете углублять, политическую работу, тут вам придется коснуться и развития рабочего движения во всех странах и структуры общества. И вы мало-помалу принуждены будете коснуться всех основных вопросов общественной жизни. Политическая и культурная работа сливаются воедино. Конечно, странно было бы вести в школах только агитацию по поводу злободневных вопросов. Это может быть в исключительных случаях; всякая внешкольная работа должна носить пропагандистский характер, но ее надо связывать с текущим моментом, потому что крестьяне, которым вы будете передавать отвлеченные знания, не связанные с вопросами текущего момента, не будут слушать, и часто наблюдается, что школа разбегается, в библиотеки не ходят. Это объясняется тем, что школа не отвечает потребностям, которые пробудились в массе. Поэтому нам нужно пересмотреть все те формы внешкольного образования, которые мы получили в наследство от старого режима. Многое у нас идет по-старому, и только мало-помалу создаются новые формы.
В деле внешкольного образования мы сделали еще слишком мало. Мы еще работаем в одиночку. Не вовлекли еще в нужной мере в работу массу. У нас по декрету, например, существуют советы народного образования. Но где на местах они существуют? Иногда даже принципиально не признается их необходимость. Между тем если серьезно хотим ставить внешкольное образование, если хотим выявлять потребность народных масс, то эти советы народного образования являются одним из необходимейших учреждений. Кроме того что надо пересмотреть все формы внешкольного образования, его надо направить в определенное русло. Нам необходимо наладить работу как можно скорее, потому что все существование Советской республики зависит от того, сумеем ли мы вовремя сорганизоваться.
Организация – это больное место России. Организация была слаба и при старом порядке. Если возьмете какие-нибудь буржуазные государства, то организационные навыки там развиты гораздо сильнее, чем в России. Нужно учиться организовываться всем нам, и организовываться в деле внешкольного образования еще больше, чем где-нибудь в другом. И так как нам надо спешить, так как нельзя массы оставлять неграмотными, так как нельзя массы оставлять без самых элементарных знаний, то необходимо распределить свои силы, сорганизовать свои силы. Одним из примеров того, как мы не умеем сорганизоваться, является тот параллелизм, который в работе на местах, может быть, не так сказывается, как у нас. А вот у нас на днях, например, говорили с Красной Армией о том, как снабжать эшелоны литературой. И вот выясняется, что каждая станция имеет для снабжения три рода организации: политический отдел, Центральный совет железнодорожных культурно-просветительных учреждений и еще какую-то профессиональную рабочую организацию с мудреным названием. И каждая из этих трех организаций ведет одну и ту же, параллельную работу.
Если посмотрим на работу Пролеткульта и нашу работу, то тут тоже разделения труда нет, а в большинстве мы видим параллельную работу. Затем отдельно ведет работу кооперация. Отдельно ведут работу профсоюзы. Между тем у нас очень мало внешкольников, мало людей, которые могли бы всецело отдавать себя работе по внешкольному образованию.
Теперь перед населением возникла такая масса запросов, везде нужны люди, люди нарасхват, и нельзя рассчитывать на громадные кадры внешкольников. Поэтому тем внешкольникам, которые есть, необходимо, как можно экономнее распределить силы, уничтожить тот параллелизм, который мешает работе, подрывает ее, мешает сплоченными силами двинуться вперед, действительно поставить внешкольное образование на ту высоту, которой требует современный момент.
1919 г.
К ИТОГАМ СЪЕЗДА
6 мая открылся I Всероссийский съезд по внешкольному образованию. Съехалось более 700 делегатов. Представительство должно было быть гораздо большим, но мобилизация коммунистов не дала возможности полностью его осуществить, да и среди съехавшихся коммунисты вместе с сочувствующими составляли две трети всего числа делегатов.
Вначале, когда только что стали образовываться отделы народного образования, в заведующие часто попадал совершенно неподходящий элемент из старых культурных работников или малосведущих людей. Довольно часто случалось, что губернский заведующий бывал совершенно отрезан от уездов. Пензенская губерния просила 200 тысяч только на обследование уездов; за такую сумму брались произвести обследование слушатели университета Шанявского. Представитель Рязанской губернии организовал в сентябре 1918 г. лекции о значении Учредительного собрания, а в Рязанском уезде в церквах производились сборы на внешкольное образование. Это, конечно, отдельные случаи, но в общем большинство заведующих не имело представления ни о том, как составлять сметы, ни о том, что делать; или же делали всё по старинке, и ничего у них не выходило.
Теперь внешкольные отделы народного образования существуют уже везде: и в губерниях и в уездах, – и работники теперь совсем другие. Среди внешкольников немало было рабочих и работниц, много молодежи, были и члены исполкомов, видные работники. Теперешний внешкольник, как правило, с головой уходит в свое дело, изучает и продумывает его. Разговоришься с делегатом – сейчас тот тащит из кармана карту своего уезда и тычет в нее, указывая, где какие районы надо организовать или где устроить народные дома.
Две недели тянулся съезд – можно было подумать, что делегаты устали. Начинаешь разговаривать – и оказывается, что «настроение поднимается». Это настроение вылилось в последнем заседании в торжественное пение «Интернационала», с которым делегаты и разошлись, продолжая петь и на улице.
«Мы учиться сюда приехали, смотрим на съезд как на семинарий», – сказал один делегат. Пожалуй, что большинство съезда смотрело на него как на семинарий.
Эта жажда учиться, стремление взять правильную линию в своей работе страшно ценны. Они залог того, что дело внешкольного образования на местах будет поставлено на должную высоту.
Революционный период требует от каждого, даже рядового работника, напряжения всех сил, так как обстоятельства жизни и работы требуют от него организаторского таланта, самостоятельности мысли, внимательного учета всех условий. Конечно, такие требования только и вырабатывают настоящего работника, но его работа пойдет во сто крат успешнее, если он учтет коллективный опыт других работников в той же области.
Все это относится и ко внешкольному образованию. Старые формы внешкольного образования малоприменимы при новых условиях; правда, новые формы создаются в процессе работы, но необходима постоянная проверка новых путей, требуется закрепление достигнутого.
И в этом отношении съезд имел громадное -значение.
Первым вопросом, которым занялся съезд, был вопрос о связи внешкольной работы с работой политической. При царизме связывать культурную работу с политической возможно было только под сурдинку, только нелегально. Это делали отдельные лица. Но, вообще говоря, культурная работа того времени сводилась к воспитанию «темных масс». Сегодня поговорят с ними о гигиене, завтра – о географии, послезавтра – о литературе и т. д.; дадут почитать книжку о том, как жили люди в старину или как ухаживать за скотиной; сыграют «Ревизора» и «Горе от ума».
Но рабочие и крестьянские массы и эти обрывки знаний старались связать со своей жизнью. Постоянно слышалась просьба дать книжку, в которой было бы все сказано про жизнь, объяснить, есть бог или нет, потому что если бога нет и царства небесного нет, то надо тут, на земле, по-другому устроиться.
Так было тридцать лет тому назад> а теперь, после войны, после революции, масса неотступно, даже ожесточенно, требует знания. Об этом знают работники на местах, и весь вопрос в том, как подойти к массам и что им дать.
Интерес к политике сейчас самый острый. И вот надо брать за исходную точку работу политическую. Если культурную работу вести как следует, углубленно, то такая работа неразрывно связана с политической. Возьмем обучение грамоте. До сих пор буквари для взрослых были переполнены фразами: «Маша ела сало», «Саша была мала», – наполнены баснями с мещанской моралью, стихотворениями, ' чуждыми по настроению учащимся. Букварь ничего не давал, кроме механического чтения. Но если в букваре будет написано про войну, про Советскую Конституцию, про революцию, про детский сад, про общественную столовую, если будут объяснены самые употребительные иностранные слова, тогда и интерес к чтению будет совсем другой. Если после букваря сразу же учитель приступит с учениками к чтению популярных газет и брошюр, интерес к книге и газете будет совсем иной. И так во всем. Теперь возникает много школ Для взрослых, но они распадаются потому, что преподаватели не умеют подойти к слушателю. Политика рождает такую массу вопросов во всех областях знания, что внешкольнику нечего бояться, что его работа перестает быть культурной.
На съезде необходимо было разрушить предрассудок, будто может быть какая-то чисто культурная работа, не связанная со злобами дня. Так говорили и говорят еще многие интеллигенты: «Я стою в стороне от схватки, я занимаюсь чисто культурной работой».
Как живуч этот предрассудок, видно из того, что, когда этот вопрос обсуждался в Большой аудитории Политехнического музея, зал был битком набит, обсуждение велось необычайно страстно при громадном числе высказывавшихся.
Съезд высказался за тесную связь культурной работы с политической.
И с этой новой точки зрения, с точки зрения углубленной культурно-политической работы, с точки зрения современных условий и революционного развития, были пересмотрены все старые формы внешкольной работы.
О какой бы форме внешкольного образования ни шла речь, всюду в резолюциях намечается та новая цель, которая ставится ей. А затем перечисляются и средства, ведущие к этой цели.
О школах для взрослых говорится: «Школы взрослых всех типов, начиная с элементарной и кончая высшей школой, ставят себе целью пробуждение и развитие классового самосознания трудящихся, подготовляя из них активных работников социалистического строительства и сознательных борцов за мировой коммунизм»[7]
Резолюция о пролетарском университете начинается словами: «Признавая пролетарский университет необходимой организацией для подготовки из среды рабочего класса ответственных работников социалистического строительства, съезд...»[8] и т. д.
О работе среди рабочей и крестьянской молодежи в школах-клубах в резолюции говорится: «Задачей школы-клуба является осветить светом знания бессознательные еще навыки молодого рабочего, превратить его из придатка машины в творца и провести через сознание идеи коммунизма, воспринятые из условий жизни...
...В этих школьных клубных организациях для выработки классового самосознания и систематического усвоения идей коммунизма съезд считает необходимым тесное объединение внешкольных учреждений рабочей и крестьянской молодежи с Коммунистическим Союзом Молодежи»[9].
По поводу организации лекционного дела говорится: «Признавая, что лекционное дело имеет общегосударственное не только просветительное, но и политическое значение...»[10]
О народных домах принята резолюция, в которой «съезд признает, что народные дома в Советской республике являются не только основными ячейками внешкольного образования и центром местной общественной жизни, но и важнейшим очагом социалистической культуры»[11].
Клубы съезд точно так же считает очагами социалистической культуры и пролетарского творчества, воспитывающими коммунистическое мировоззрение масс, новые общественные навыки и принципы общежития и т. д.
Библиотека, по мнению съезда, должна вести работу социально-политическую и социально-экономическую. «Для постановки политической работы библиотеки необходимо, учитывая текущий политический момент, вести библиотекой пропаганду коммунистических идей»[12].
Одним словом, съезд пришел к заключению, что весь громадный внешкольный аппарат должен служить целям углубленной коммунистической пропаганды, имеющей целью открыть массам глаза на все явления, происходящие в природе, и на структуру современного общества и его развитие.
Но съезд не ограничился одними декларациями, он проделал очень большую организационную работу.
Общими усилиями выработано «Положение об организации дела внешкольного образования в РСФСР» в развитие общего Положения – «Об организации дела народного образования в Российской республике».
«Положение» указывает, что в основу советских органов и учреждений по внешкольному образованию должны быть положены следующие принципы:
а) всемерная поддержка и содействие свободно проявляемой творческой самодеятельности широких масс населения в области внешкольного образования и организации участия их как в создании учреждений внешкольного образования, так и в ведении внешкольной культурно-просветительной работы на местах и в центре;
б) общедоступность учреждений внешкольного образования;
в) планомерность и согласованность работы как органов, ведающих делом внешкольного образования, так и отдельных внешкольно-просветительных учреждений;
г) контроль пролетариата и трудового крестьянства над постановкой дела внешкольного образования;
д) соблюдение принципов светскости;
е) ведение внешкольной работы на родном языке народностей, входящих в состав РСФСР[13].
Установив эти основные принципы, долженствующие лечь в основу внешкольной работы, «Положение» устанавливает точное распределение работы между центром, губернией и уездом.
Затем выработан план объединения всей внешкольной работы в республике.
Детализирована организация внешкольных подотделов на местах.
Наконец, принято положение, что работа Народного Комиссариата просвещения "в области внешкольного образования опирается на центральные контрольно-совещательные органы в виде:
а) всероссийских съездов по внешкольному образованию (должны созываться ежегодно);
б) Всероссийского совета по внешкольному образованию (положение должно быть выработано Наркомпросом) ;
в) всероссийских совещаний представителей внешкольных подотделов губернских отделов народного образования (созываемых не реже двух раз в год).
Но особенно важны в области организационной две резолюции, принятые на съезде: по вопросу о ликвидации безграмотности и по вопросу о создании основной государственной системы учреждений внешкольного образования.
До сих пор центр работы по внешкольному образованию лежал в городах. Еще недавно приходилось слышать кое от кого из малосознательных коммунистов даже мнение, что работа должна вестись только среди пролетариата. На съезде делегаты отмечали, как мало сделано для деревни по сравнению с тем, что сделано для города.
Ясно, что работа должна вестись в деревне не менее интенсивно, чем в городе, должна быть поставлена на очень широкую базу.
Резолюция «О ликвидации безграмотности» намечает грандиозный план всеобщего обучения грамоте по всей России, обращает внимание внешкольников на эту работу, подчеркивает ее настоятельность.
«Положение о создании основной государственной системы учреждений внешкольного образования» очень детально рассматривает этот вопрос. «Положение» устанавливает, что основная государственная система учреждений внешкольного образования должна обнимать собой наиболее необходимые для широких народных масс виды этих учреждений (народные дома, школы для взрослых и библиотеки). Эти учреждения должны содержаться целиком за счет государства. Приложение к этому «Положению» указывает подробно, как должны разрабатываться сети, как они должны быть между собой согласованы, к какому сроку приготовлены. Все это чрезвычайно ценно. Это детально разработанный план большой неотложной работы, которую надо выполнить[14].
Кроме секций организационной и отдела внешкольных учреждений, в которых сосредоточилась главная масса делегатов, не меньшее значение имела и секция подготовки персонала.
Сейчас у нас в России вопрос о выработке опытных внешкольников с достаточно широким кругозором, проникнутых идеями революционного марксизма, стоит чрезвычайно остро. Таких работников в настоящее время десятки, а их нужны тысячи.
Резолюция, принятая по отделу подготовки персонала, подчеркивает необходимость как можно шире поставить это дело, на первый план поставить общую социалистическую выучку, на которой будет уже базироваться изучение специальности; указывает на необходимость семинарских занятий в этих институтах внешкольного образования.
Кроме вышеуказанных отделов, работал отдел театральный и музейно-художественный.
Съезды прекрасно подытоживают сделанную работу, и потому всячески надо приветствовать постановления съезда, созывать всероссийские съезды по внешкольному образованию каждый год.
«Теперь, – сказал мне один делегат, – всё, что мы тут решили, мы понесем на места и там воплотим в жизнь».
С новыми силами возьмемся мы за работу в центре; поведут ее дальше под знаком решений, принятых на съезде, товарищи на местах, а следующий съезд покажет, что удалось сделать за год и какие новые проблемы выдвинет развертывающаяся работа.
1919 г.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 1827;