СЪЕЗД ПО ДОШКОЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ
15 октября состоится III Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию. Этот съезд должен стать поворотным пунктом в политике дошкольного отдела Главсоцвоса.
В первые годы революции дошкольные учреждения стали быстро размножаться, и так как в этой области было гораздо меньше вредных традиций, чем в других областях, то дело шло неплохо. Не было, конечно, опыта, делались иногда промашки, но работа развивалась.
Однако дошкольный отдел был в то время заражен общим наркомпросовским максимализмом: желая давать населению все даром, тратил деньги, не жалея. В деревне детских дошкольных учреждений было мало, при учреждениях и фабриках их было довольно много.
Но вот пришел нэп, пришлось по одежке протягивать ножки, и ни одни учреждения так не пострадали, как дошкольные, – их чуть не все как ветром снесло. Дошкольный отдел упорствовал дольше всех остальных – не желал ни за что вводить платность, не желал удешевлять свои учреждения, сокращать штаты и пр. «Мы не можем спускаться до примитивов».
Но жизнь заставила сдаться и дошкольный отдел.
Этим летом хлынула в деревню учащаяся молодежь, в том числе и дошкольницы Академии коммунистического воспитания. Поехали они, что называется, с голыми руками. Признаться сказать, когда мы весной беседовали с ними о работе в деревне, я в душе усомнилась, смогут ли они что-либо сделать в такой короткий срок, при отсутствии средств и пр.
Правда, горели они молодой жаждой приложить поскорей свои знания к делу, да ведь бывает так, что, столкнувшись с жизнью, потухает энтузиазм.
Дошкольницы АКВ, однако, сумели преодолеть все препятствия: и источники нашли, откуда денег раздобыть, и на самые скудные средства развили очень большую работу, обслуживая малышей, а главное, сумели завоевать симпатии и уважение населения. Читая доклады дошкольниц, видишь, как много можно сделать через детский сад и как нужен он в нашей темной, заброшенной деревне. Озлобленная, не доверяющая никому деревня всего боится – боится, что снимут с ребят кресты, что увезут их, что запишут в коммунисты, что увеличат за детский сад налог... Боятся новшеств – того, что детей стригут, моют, меняют на них белье... Через заботу о детях лицом к лицу становишься с бытом заброшенной, глухой деревни и видишь, как убог этот быт, каким средневековьем порой от него веет.
Опыт пионерок-дошкольниц АКВ убедил даже дошкольный отдел, что и примитивы имеют громадное значение и что и на гроши можно сделать колоссальную работу, если уметь подойти к делу, подойти к крестьянке, к мужику.
На съезде будет стоять вопрос о детских садах и площадках в деревне. Нет сомнения, что на нем будет признано необходимым как можно шире развернуть работу по организации дошкольных учреждений в деревне. Эта работа будет признана ударной.
В статье «О кооперации» Владимир Ильич писал, что, для того чтобы перейти к социализму, нам нужно только цивилизоваться. «Только» это, – писал он. – Никакие другие премудрости нам не нужны теперь для того, чтобы перейти к социализму. Но для того, чтобы совершить это «только», нужен целый переворот, целая полоса культурного развития всей народной массы. Поэтому нашим правилом должно быть: как можно меньше мудрствования и как можно меньше выкрутас»[3].
В дошкольном деле у нас также должно быть как можно меньше мудрствования и как можно меньше выкрутас. Надо подходить к делу попроще, я бы сказала, более по-человечески.
Детский сад в деревне – путь к разгрузке крестьянки, к возможности для нее принимать участие в общественной работе, путь к изживанию нашей деревенской запуганности, темноты, к изживанию суеверий, которыми опутана деревня. Детский сад должен войти в быт деревни.
А где средства? Заведующая дошкольным отделом рассказывала мне, как в одной деревне усилиями женотдела, комсомола и пионеров была устроена детская площадка. Женотдел выделил на эту работу своих членов, обеспечил через родителей питание всем ребятам, комсомол изготовил малышам жестяные кружки, а пионерки каждый день отряжали па детскую площадку по два пионера, которые заботились о малышах, играли с ними, рассказывали им.
Если широко будет сагитирована деревня, если все организации в деревне поддержат это дело, если работа поведется с достаточным напряжением, тогда и при сравнительно небольших средствах можно будет сделать многое.
Ни один отдел Наркомпроса не должен ни на минуту забывать последнего завета Ильича. Говоря о главных задачах, стоящих перед нами в данный момент (статья писана в 1923 г.), он писал: «Вторая наша задача состоит в культурной работе для крестьянства»[4].
Работа в деревне наложит печать на всю работу дошкольного отдела: с облаков философского углубления дошкольной работы он спустится на нашу еще такую убогую землю и денно и нощно будет заботиться о том, как бы обслужить всех ребят дошкольного возраста, в первую очередь ребят всех, рабочих и всей городской и деревенской бедноты...
1924 г.
ВТЯГИВАТЬ МАССЫ В ДОШКОЛЬНУЮ РАБОТУ. ВЫСТУПЛЕНИЕ НА III ВСЕРОССИЙСКОМ СЪЕЗДЕ ПО ДОШКОЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ)
Позвольте, товарищи, приветствовать вас!
Наш съезд собирается в момент, когда особенно ярко чувствуется в рабочем классе и в крестьянстве определенный подъем. То стремление перестроить всю жизнь на новых началах, которое охватило в начале Великой социалистической революции самые широкие массы, вспыхивает теперь опять очень ярко.
В этом, 1924 г. особенно приходится наблюдать в рабочем классе развитие самодеятельности. Мы видим в связи с ленинским призывом, как беспартийные рабочие стремятся войти в партию и под руководством партии реорганизовать всю жизнь. Мы видим, как в крестьянской среде ключом бьет стремление к самодеятельности. К нам в Наркомпрос каждый день приходит молодежь из деревень и рассказывает о своей большой работе, которую она проводит на местах.
Вот сейчас, перед выступлением, я разговаривала с одним парнем, который работает в какой-то глухой деревушке Ярославской губернии. Рассказ этого парня показывает, какую громадную работу можно проделать при самых ничтожных средствах. Парень этот – инвалид, он рассказал про ту работу, которую он начал в своей собственной избушке, где ничего не было. Он организовал в ней избу-читальню, сумел связать ее с массой красных уголков, рассеянных по деревням, развернул там большую работу. Когда ему не хватало денег, он брал котомку и шел собирать на избу-читальню. И теперь в «Правде» писали, что на конкурсе, который открыт «Правдой», он получит одну из первых премий. Парень этот не останавливался перед тем, что нет средств, и не боялся препятствий, встречавшихся на его пути. Громадная энергия кипит в этом крестьянине.
Когда видишь рабочих, которые строят свою жизнь по-новому, когда видишь крестьянскую молодежь, которая употребляет героические усилия для того, чтобы изменить весь быт, вековые старые устои, которые так тяготеют над. широкими массами и в особенности над массами крестьянства, тогда начинаешь понимать, что наша обязанность – сделать все, что мы можем, для того, чтобы возможно шире развить сеть красных уголков, изб-читален, детских площадок, постараться весь наш опыт передать массам и помочь молодежи, помочь рабочим и крестьянам действительно перестраивать жизнь на новых началах. Мне кажется, что этот съезд, III съезд по дошкольному воспитанию, должен быть переломным съездом.
Надо хорошенько сообща обдумать, как добиться того, чтобы детский сад стал бытовым явлением и в городе и в деревне, как добиться при теперешних условиях, при теперешнем безденежье громадного общественного внимания к детскому саду, как сделать так, чтобы детский сад получил помощь не только в государственном порядке, но получил помощь от всех культурных организаций, от всех тех, кто сознает, какое значение имеют детские сады и детские дошкольные учреждения. Мы имеем уже опыт нашей студенческой молодежи, которая летом ездила в деревню, основывала там детские сады. Мы имеем опыт наших показательных школ, которые тоже в некоторых местах устраивают детские сады. Этот опыт показывает, что при большой инициативе, при умении возбудить внимание к этому делу можно и с небольшими средствами добиться чрезвычайно больших результатов. Можно, опираясь на крестьянскую молодежь и даже опираясь на пионеров, достигнуть того, что в другой обстановке было бы совершенно немыслимо.
Я думаю, что этот съезд должен продумать, как приблизить детский сад к населению, как тех дошкольных работников, которые, по общему отзыву, работают с громаднейшим самоотвержением на местах, научить втягивать массы в дошкольную работу. Задача выдвинута самой жизнью, и я думаю, что эта задача должна стоять на обсуждении съезда и так или иначе должна быть им разрешена. Я считаю, что эта задача чрезвычайно важная, и поэтому от всего сердца желаю вам успеха в этой работе.
1924 г.
ДЕРЕВНЯ И ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ (ДОКЛАД НА III ВСЕРОССИЙСКОМ СЪЕЗДЕ ПО ДОШКОЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ)
РАБОТА В ДЕРЕВНЕ – В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ
Товарищи, работа в деревне стала в последнее время в центре внимания и партии, и просветительных организаций. Это вполне понятно. Если мы посмотрим на статистику, то увидим, что сельского населения у нас по Союзу республик в пять раз больше, чем городского. Поэтому, конечно, деревня играет большую роль во всем укладе жизни, и поэтому ни на минуту нельзя забывать, что от того, как будет построена деревня, по какому пути она пойдет, – от этого зависит, как сложится жизнь всего Союза.
Конечно, все культурные организации должны уделять большую часть своего внимания и времени работе в деревне. Дошкольникам также нужно обратить на эту работу надлежащее внимание, тем более в данный момент.
ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ДЕРЕВНЯ?
Что представляет собой паша деревня? Было время, когда народники думали, что деревня является какой-то единицей, которая способна прямо перейти в социалистический строй, что психология крестьянина представляет собой что-то такое, к чему надо очень немного для того, чтобы крестьянин стал настоящим социалистом. Так казалось потому, что в крепостное время крестьяне представляли собой один сплоченный фронт против помещиков, и это заставило думать выходцев из среды помещиков, что деревня представляет собой что-то целое и организованное. Они ошибались – крепостная деревня была, по существу дела, разрозненна.
С той поры много воды утекло. По мере того как крестьянин начал работать не только на собственное потребление, но и стал производить на рынок, психология крестьянина все больше и больше изменялась.
Если мы посмотрим на психологию рабочего, то увидим, что условия жизни рабочего воспитывают в нем коллективистическую психологию. Совместная работа на фабрике, работа по одному общему плану, общие интересы – все это развивает взаимное понимание и определенную коллективистическую психологию. Если же мы посмотрим на психологию мелкого производителя, на психологию крестьянина, производящего на рынок, то мы увидим, что у него психология совершенно иная. Ему в его работе кажется, что он не нуждается ни в какой организации, что он со своей семьей за себя сумеет постоять. Если вы присмотритесь к современной жизни, вы увидите, какое недоверие часто питают крестьяне друг к другу, как, по существу, одинок крестьянин, еще более одинока крестьянка. Они думают только о том, как бы укрепить это свое хозяйство. Благодаря этому и психология у крестьянина создается индивидуалистическая, обособленная. Это – характер психологии мелкого производителя, и она свойственна и нашему крестьянину. Конечно, не всем без исключения, но как типу, как массе. Это постоянно надо иметь в виду.
У нас исторические условия, кроме этого, способствовали также и тому, что наш мелкий производитель, русский крестьянин, является еще и чрезвычайно темным, суеверным, безграмотным. Вот это – деревня как она есть.
ВЫХОД – В СМЫЧКЕ И КООПЕРАЦИИ
Конечно, можно спросить: на что же вы надеетесь? Коммунисты на это отвечают: мы не закрываем глаза на то, что представляет из себя современная деревня. Мы не думаем, чтобы живущие вместе, но разрозненные, ничем не спаянные мелкие производители представляли собой наилучший материал для строительства социализма. Социализм зиждется на коллективизме, на объединении усилий для достижения общей цели, и как раз в деревне достичь этого чрезвычайно трудно.
Октябрьская революция проводилась рабочими совместно с крестьянами, и в нашей Конституции есть залог этого союза рабочих и крестьян.
В смычке отдельных мелких производителей между собой, в смычке крестьянства с рабочим классом лежит залог того, что можно выйти из теперешнего состояния и пойти по пути к социализму. Эта задача очень сложная – задача, требующая упорной работы, это та задача, о которой писал в своей статье «О кооперации» и в других своих последних статьях Владимир Ильич. Он видел в кооперации такое средство, благодаря которому движимый своими личными интересами крестьянин пойдет на путь кооперирования, на путь объединения своих усилий. Это экономическое объединение и будет служить укреплению союза между крупной промышленностью и земледелием, между рабочим классом и крестьянством. Для того чтобы кооперация могла действительно широко у нас развиться и действительно охватить все крестьянство до последнего человека, – для этого надо проделать огромную культурную работу.
Сейчас у нас в СССР культурные работники все больше и больше начинают понимать, какие огромные задачи лежат перед ними, и понимают, что надо помочь крестьянству сделаться культурнее, приобрести те знания, которые ему необходимы. В нашей Советской республике необходимо работать для того, чтобы внести сознательность в среду крестьянства, для того, чтобы крестьянству стало ясно, к чему стремятся рабочие и какими путями они идут. Надо показать крестьянству, что этот идеал, этот путь – идеал и путь всех трудящихся.
МЕТОДЫ ДОШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДЕРЕВНЕ
Мы видим, что культурные работники, сознавая всю важность этой работы, начинают работать всё с большим и большим энтузиазмом, и, конечно, дошкольные работники должны также осознать то, что дошкольная работа в деревне имеет громадное значение для крестьянских ребят и всего населения.
Что дает детский сад деревне? Что дает он ребятам? Тут надо подойти таким образом, чтобы работа детских садов помогала ребятам сообща пойти по намеченному пути. При организации детских садов первое, что необходимо, – это позаботиться о здоровье ребят, о привитии им всех гигиенических привычек, об их питании и одежде. Это вопрос чрезвычайной важности. По старой статистике в России умирала до пятилетнего возраста половина ребят. Я думаю, что в настоящее время дело обстоит не лучше, а, по всем вероятиям, еще хуже, в деревне дело обстоит хуже, чем в городе, и поэтому нельзя проходить мимо этой задачи. Это большая культурная задача по охране здоровья деревенских ребят.
Другая задача – научить ребят совместно жить и работать. Деревенские ребята к этому мало приспособлены, и тут надо всю работу строить таким образом, чтобы давать задачи хотя и небольшие, но такие, над которыми надо работать сообща. Это чрезвычайно важная задача. Если мы говорим о кооперировании, об объединении усилий и о том, что к этому надо подвести крестьянство, то и крестьянских ребят надо с самых ранних лет учить работать и жить сообща.
Затем чрезвычайно важна задача работников детских садов, городских и деревенских, научить ребят наблюдать, уметь фиксировать свой опыт и проверять его опытом других. Эти навыки дают известный реалистический подход ко всему окружающему.
Наконец, последняя задача детских садов, задача чрезвычайной важности, – это дать ребятам ряд совместных переживаний. Коллективные переживания, которые выпадают на долю детей в детском возрасте, оставляют след на всю жизнь. Сообща выслушанные рассказы, общее участие в празднестве, какое-либо общее переживание, общая радость и общее горе страшно сближают ребят, связывают их друг с другом и оставляют след на всю жизнь. Детские сады в деревне как раз должны дать детям такие общие переживания, связывающие ребят, дающие им радость.
ДЕТСКИЙ САД – ПРОВОД К КРЕСТЬЯНКЕ
Сады не только влияют на самих ребят, но они также влияют на все население. Если крестьянин – индивидуалист, если он держится принципа «каждый за себя», то и замужняя крестьянка еще больше, чем крестьянин, замкнута в своем хозяйстве, еще больше одинока, и часто никакая агитация ее не трогает. И тут надо найти живую зацепку-провод. Такой-то зацепкой и может быть детский сад. Через него легко можно подойти к крестьянке. Если крестьянка увидит, как руководительница детского сада заботится о ее ребятах, то это сразу заставит крестьянку относиться с доверием к тому, что будет говорить руководительница детского сада.
Организовать крестьянок вокруг детского сада, организовать их работу – это значит сделать большой шаг вперед. Деревня живет слухами, она страшно недоверчива, а если организовать около детского сада крестьянок, то этим можно помочь изжить слухи и недоверие, дать возможность сорганизоваться крестьянкам около общественного дела и выйти из своего одиночества.
Вот эта работа, работа с крестьянками, а через нее общественная общедеревенская работа имеет, конечно, громадное культурное значение. Учитывая это, съезд должен к этому вопросу отнестись со всем вниманием, обсудить его всесторонне и наметить те пути, по которым должна идти эта работа – работа, требующая большого энтузиазма.
1924 г.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 1719;