НАДО ГОТОВИТЬСЯ К МЕЖДУНАРОДНОМУ ЖЕНСКОМУ ДНЮ
За протекший год наша партия выросла; все новые и новые ряды рабочих и работниц пополняют ее состав.
Кандидаты и вновь вступившие члены партии много учились, но не только они – училась вся партия.
Почти каждый член партии перечитывал вновь и вновь, что говорил и писал Ильич.
За этот год мы, пожалуй, научились глубже понимать его мысли и особенно то, что он говорил о смычке рабочего класса с крестьянством. Надо, призывал он, «сомкнуться с крестьянской массой, с рядовым трудовым крестьянством, и начать двигаться вперед неизмеримо, бесконечно медленнее, чем мы мечтали, но зато так, что действительно будет двигаться вся масса с нами. Тогда и ускорение этого движения в свое время наступит такое, о котором мы сейчас и мечтать не можем»[9]
Ильич писал о необходимости найти, установить формы товарищеской связи между рабочими и крестьянами. Он не предрешал всех конкретных форм этой связи, он говорил лишь о необходимости эту товарищескую связь наладить.
За этот год мы много думали о том, что писал о необходимости всесторонней смычки между рабочим классом и крестьянством Ильич, употребляли усилия, чтобы эту связь наладить, но мы еще плоховато умеем это делать, еще много придется этому учиться.
В 1919 г. мне рассказывали работницы на Урале, как они ведут работу с крестьянками. Воскресенье. Едут в деревню, расходятся по избам и начинают крестьянке помогать в работе: становятся за корыто, начинают обмывать и обшивать ребят, мыть полы. Очень скоро лед недоверия к приехавшей работнице тает, крестьянка выкладывает перед ней спои горести; внимательно слушает ее работница и вместе с ней обдумывает, как ее горю помочь. Такой подход имел большой успех.
Готовясь к Международному женскому дню, надо хорошенько обдумать, чем и как можно помочь крестьянке.
Надо помочь крестьянке в ее повседневной жизни и работе: научить, как сохранять здоровье, как ухаживать за детьми, как лучше хранить и готовить продукты, как делать то или другое.
А потом необходимо помочь ей в устройстве яслей, детских садов, школ, потом помочь ей самой научиться грамоте, читать книжку и газету, надо помочь ей в ее работе в сельсовете, крестьянском комитете взаимопомощи, в школьном совете, в кооперации. Надо осветить ей окружающую жизнь.
Надо также расширить ее горизонт, объяснить, как и где живут люди, дать яркую картину другой жизни, чтобы было с чем сравнить. Художественный рассказ, волшебный фонарь, советский фильм должны дать ей ряд живых образов, которые вырвут ее мысли из окружающих ее мелочей, заставят стремиться к другой, более разумной жизни.
И еще важно – важно вырвать крестьянку из ее одиночества, заставить почувствовать себя частью коллектива, частью большого целого.
И тогда надо ей рассказать про то, как забитый, эксплуатируемый, бесправный рабочий класс начал героическую борьбу, какой отчаянной борьбой приходилось отвоевывать себе право на человеческое существование, как выбрасывались с фабрик за каждое смелое слово рабочие и работницы, как высылались лучшие сыны народа по этапу, как томились они в тюрьмах и шли на каторгу, на виселицу.
Надо рассказать, как росла в этой борьбе сплоченность рабочих, как яснее и яснее становилась им цель, к которой надо идти, – к завоеванию власти, уничтожению старых порядков и налаживанию новой жизни для всех трудящихся. Надо рассказать крестьянке, как вырос рабочий класс в вождя революции, чего это ему стоило, рассказать, как борется он, чтобы наладить новые порядки, какие трудности он встречает на пути и как ведет он за собой крестьянство к новой жизни на социалистических началах.
Каждому выступающему оратору, каждой работнице, которая поедет в этот день в деревню, надо хорошенько продумать свой рассказ о борьбе рабочего класса, о международной борьбе его.
А потом надо рассказать крестьянке, каких людей хотим мы воспитать из детей, как хотим сделать их счастливыми.
Пионеры помогут нам: глядя на них, вспоминая свое детство, задумается крестьянка о том светлом будущем, куда мы идем.
Надо готовиться к Международному женскому дню. Закрепив смычку между рабочим классом и крестьянством, между работницей и крестьянкой, мы выполним свой долг перед международным движением, создав для него непоколебимую опору.
1925 г.
ОПЯТЬ О ДЕТВОРЕ
Приближается лето. Часть ребят поедет в деревню, пионеры поедут в лагеря, но много, очень много ребят останется на лето в душных городах; особенно это тяжко будет малышам. Надо о ребятах подумать. Надо дать им возможность проводить время на воздухе, иначе они захиреют.
Даже в центре больших городов имеются сады при некоторых домах. Раньше эти сады были для господ. Их у господ в свое время реквизировали вместе с особняками, с домами. Но для детворы они еще не приспособлены. А между тем сколько радости, сколько здоровья дали бы они детям. Думается, нужно бы немедля в каждом районе города взять на учет имеющиеся сады и приспособить их для ребят. Взрослые могут сидеть в саду и по вечерам, когда детвора разойдется по домам, а днем сады должны принадлежать детворе.
Помню, с какой завистью смотрела я в детстве из окна полутемной питерской квартиры на прилегающий сад соседнего дома. Там гуляла изредка какая-то девица в белом платье. Детвора, населявшая дом, где мы жили, играла на черных лестницах да в узком дворике около помойной ямы. Потом, когда я выросла и стала учительницей, я читала и мне рассказывали, что поступающие в школу ребята иногда не знают, сколько у курицы ног, не видели бабочки, некоторые не видали коровы... Прачкам, уборщицам, женам рабочих некогда водить их гулять, нянюшек у ребят городской бедноты нет – вот и пропадают детишки.
Кроме садов при частных домах и учреждениях, есть еще общественные сады и бульвары: надо бы, чтобы там были устроены детские уголки, где дети были бы хозяевами.
А затем в Москве, например, немало пустырей, которые можно расчистить под детские площадки. Тут могут помочь красноармейцы, жилтоварищества и пр.
Малышам-дошкольникам самое важное, чтобы сад, площадка были совсем близко.
Отвести место для ребят – одно дело. Другое – организовать присмотр за малышами и организовать ребят школьного возраста. Тут много могут помочь жилтоварищества, советы содействия при школах, школьники, пионеры, комсомольцы, женотделы. Надо только разработать указания, как работать с детьми, как, около чего их организовать, каким играм научить.
Говорят, спешно заготовляется для каждого пионерского отряда своя форма с лампасами. Вместо этой благоглупости не лучше ли помочь устройству площадок для городской детворы, октябрят и пионеров в том числе. Пионеры не «потешные» какие-нибудь – они ведь называют себя юными ленинцами, – и им надо учиться помогать организации нужного дела, нужно помочь организовывать детвору на площадках, в садах.
Вообще площадки могут удаться лишь при условии развития около этого дела широкой общественности.
Но и городские Советы должны прийти на помощь, они могут сделать очень много,
1926 г.
ОХРАНА ДЕТСТВА
В день 8 марта я хотела бы поговорить об одном деле, близко касающемся работницы и крестьянки, – об охране детства. У нас есть охрана материнства и младенчества, но у нас совершенно недостаточно развита охрана детства. Отчасти эту работу ведет орган Соцвоса СПОН (социально-правовая охрана несовершеннолетних), отчасти общество «Друг детей», отчасти Наркомздрав, но надо сказать прямо, по РСФСР эта работа носит недостаточно ударный и планомерный характер.
Необходимо, чтобы кто-то заботился о том, чтобы ребята городской и деревенской бедноты не гибли от недостатка питания, чтобы они не дрогли и не простужались, чтобы могли дышать свежим воздухом. Нужен какой-то государственный контроль за здоровьем всех ребят. Нужен контроль в отношении посылки в школу, и не только контроль, но и помощь. Нужна защита детей от жестокого обращения, спаивания и эксплуатации. Нужны площадки для зимних и летних игр. Нужны льготные билеты для поездки за город. Нужны детские купальни, детские столовки, школьные завтраки, детские клубы и очаги.
Мы хотим, нам необходимо, чтобы наше молодое поколение выросло сильным, умелым, счастливым. Мы должны его заботливо растить, а у нас это дело в забросе.
Между тем это такого рода дело, которое способно привлечь внимание широчайших слоев населения. Это дело близко каждой трудящейся женщине.
Нужно создать в Главсоцвосе орган охраны детства. Он не должен сливаться с органом, работающим над ликвидацией беспризорности. Хотя охрана детства тесно связана с беспризорностью, служит одним из самых надежных средств предупреждения ее, однако смешивать в одном органе эти два дела не следует.
Беспризорность – такое больное дело, требует так много заботы, что охрана детства невольно будет оттесняться на задний план. Мы видим, что на Украине, где задачи борьбы с беспризорностью и задачи охраны детства вообще разделены, охрана детства поставлена много лучше, чем в РСФСР. Орган Главсоцвоса по охране детства должен тесно быть увязан с Наркомздравом и рядом других советских органов, причем увязка эта не должна быть формальной. Он должен быть также тесно увязан с обществом «Друг детей» и другими аналогичными органами советской общественности, работа которых должна быть планомерно организована. Важно, чтобы в деревне при крестьянских комитетах взаимопомощи были ячейки «Друг детей», чтобы они были разбросаны в каждом городе и на них могли опираться в своей работе и пионеры, и комсомольцы, и делегатки, и все граждане. Опорные пункты советской общественности в деле охраны детства могут сыграть громадную роль. С этим делом надо спешить.
Характерно, что секции Советов очень мало уделяют места вопросам охраны детства, и работа эта ведется разрозненно, от случая к случаю.
Охрана детства не может быть проведена лишь административным путем. Характер работы таков, что она может быть проведена лишь в общественном порядке.
Наши дети – наше будущее.
Возьмем их под охрану советской общественности.
Подумаем об этом в день 8 марта.
1926 г.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 583;