Культурологический смысл романтического движения
Одним из представителей немецкого романтизма был Шиллер Фридрих (1759 – 1805) – немецкий поэт, историк, философ.
У него было достаточно оснований, чтобы с неподдельным пафосом выразить страстный протест против порядков тогдашней Германии. И он полагал, что искусство радикальным образом поможет покончить с феодальными пережитками и утвердить принципы добра и красоты. Перед красотой, созданной человеком, нельзя устоять. Искусство покоряет и возвышает людей.
Шиллер возмущен тем, что общество, разделив людей имущественно, разделило их и культурно. Польза стала великим идолом времени. Меркантилизм и предпринимательство враждебны красоте.
Что делать, как спасти гармоничность и цельность человеческого характера, как противостоять натиску торгашества и денежного расчета?
Шиллер предлагает концепцию эстетического воспитания. По его мнению, только красота ведет к свободе, добру и справедливости. А красота творится в сфере искусства. В искусстве достигается не только воспроизведение жизни, но и идеализация ее. В основе идеализации – игра творческие сил художника. Такая игра – инструмент, с помощью которого человек создает мир прекрасного.
Красота – необходимое условие формирования разумного индивида. Все остальные виды деятельности развивают лишь его отдельные силы, делая его односторонним. Поэтому одна из важнейших задач культуры состоит в том, чтобы «подчинить человека форме уже в чисто физической его жизни и сделать его, насколько это зависит от царства красоты, эстетическим; ибо только из эстетического, а не из физического может разниться моральное состояние».
Мир эстетического идеален, искусственно сконструирован, но он привлекателен для людей, которые готовы бежать от тягот реальности в царство «эстетической видимости». Все народы, вышедшие из состояния варварства, склонны к наслаждению видимостью, к украшениям в игре.
Таким образом, по мнению Шиллера, игра творческих сил художника и эстетическая видимость – базовые ценности культуры, гарантирующей человеку мораль, справедливость и равенство.
Шиллер отражал мятежное стремление к свободе, утверждал человеческое достоинство в работах «Буря и натиск», «Разбойники», «Заговор Фиеско», «Коварство и любовь», «Дон. Карлос» и в других.
Представители романтизма /понятие происходит от французского romantisme/ выразили разочарование в итогах буржуазно-демократических революций.
Романтизм противопоставил утилитаризму и материальности нарождавшегося буржуазного общества разрыв с повседневной реальностью, уход в мир грез и фантазий, идеализацию прошлого. Мучительный разлад идеала и социальной действительности – основа романтического мировосприятия в искусстве. На смену беззаветному служению родине, воспетому Давидом, приходит служение самому себе, идеалы личной независимости. Если Просвещение предлагало бороться со своими чувствами, то романтизм утверждает полную раскованность. Именно их он считает нормальным проявлением индивидуальности, а рассудительность и логику – болезнью. Романтизм – это мир, в котором царствуют меланхолия, иррациональность, эксцентричность. Его следы проявлялись в европейском сознании еще в XVII веке, но расценивались врачами как признак умственного расстройства. Но романтизм противостоит рационализму, а не гуманизму. Напротив, он создает новый гуманизм, предлагая рассматривать человека во всех его проявлениях.
Романтизм пробудил интерес к национальному прошлому, к традициям, фольклору, к культуре своего народа. Романтики стремились создать универсальную картину мира в развитии истории и литературы, выдвигали идею синтеза искусств.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 718;