Механизм и фазы перехода к евро
Формирование экономического и валютного союза (ЭВС) рассматривается ныне как главное условие создания единой Европы в рамках ЕС. «Сценарий» продвижения к ЭВС распадается на три фазы. Первый этап (подготовительный), начавшийся 1 июля 1990 г., характеризовался полной либерализацией движения капиталов в ЕС, усилением сотрудничества между центральными банками, свободой расчетов в ЭКЮ и был завершен до 1 января 1996 г. На втором (организационном), продолжавшемся до 31 января 1998 г., приняты более жесткие меры по координации экономической и валютной политики на основе ратифицированного в 1993 г. Маастрихтского договора, начат процесс создания единой системы центральных банков: образован Европейский валютный институт (ЕВИ) предшественник Европейского центрального банка (ЕЦБ). И наконец, на третьем (финальном) этапе, который начался 1 января 1999 г, и закончится до июля 2002 г., происходит собственно введение евро — сначала в безналичных расчетных операциях, а затем с 2002 г. — внедрение банкнот и монет единого образца*. При этом не произойдет повышения цен, прежними останутся проценты по вкладам, сохранится банковская тайна, все расходы по пересчету в евро понесут банки. С 1 января 1999 г. курсы валют связываются окончательно: появляется единая банковская ставка, устанавливаемая Европейским Центробанком.
* Банкноты евро будут иметь достоинство в 5, 10, 20, 50, 100 и 200 единиц при единообразом дизайне банкнот каждого типа и помещении на их лицевой стороне национальной символики сответствующих стран-членов. Евро дробится по десятичной системе в монеты в 1, 2, 5, 20 и 50 сантимов. Монетарная форма избрана также для единиц в 1 и 2 евро. К началу 1999 г. 30 тыс. грузовиков начали развозить по банкам 50 тыс. т новых денег — 12,1 млрд монет стоимостью в 3,8 млрд евро. Основная адаптационная нагрузка ляжет на банки. Только бескомиссионный обмен старых денег на евро будет стоить им 8—10 млрд долл. накладных расходов. Банки намереваются возместить эти расходы, в числе прочего, путем консультирования клиентов по финансовому менеджменту в переходный к евро период. «Дойче банк» уже оказывает такие услуги фирмам «Сименс», «Даймер Бенц», «БМВ».
Из 15 членов ЕС в первую группу экономического и валютного союза Комиссией Европейских сообществ рекомендовано 11 стран: Франция, Германия, Италия, Испания, Португалия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Австрия, Финляндия, Ирландия.
Великобритания*, Дания и Швеция считают для себя присоединение к зоне евро преждевременным, а Греция еще не готова к этому экономически.
* К середине 1998 г. курс фунта стерлингов завышен примерно на 25% относительно немецкой марки и других ведущих европейских валют. К такому выводу пришли специалисты Института международной экономики (ИМЭ). В исследовании по валютному рынку отмечается, что вступление Великобритании в Европейский валютный союз на данном этапе было бы "равносильно катастрофе"/Финансовые известия. — 1998. — 4 июня.
Одиннадцать государств, которые названы в качестве основателей зоны евро, отобраны на основе содержащихся в Маастрихтском договоре так называемых пяти критериев конвергенции. Они установлены как «пропускные» для членства в валютном союзе:
1) дефицит госбюджета не более 3% ВВП;
2) государственный долг не более 60% ВВП;
3) годовая инфляция не выше чем ±1,5%-ых пункта к усредненному уровню инфляции в трех странах ЕС с наибольшей стабильностью цен (в расчетных показателях 1996 г. — примерно 3-3,3%).
4) средняя номинальная величина долгосрочной процентной ставки не выше +2%-ых пункта к усредненному уровню этих ставок в трех странах ЕС с наибольшей стабильностью цен (в расчетных показателях 1996 г. — около 9%);
5) соблюдение установленных пределов колебаний в существующем в ЕС механизме стабилизации обменных валютных курсов («ЕРМ-1»).
Крайне различный темп продвижения отдельных стран к установленным «пропускным» критериям стабильностиих финансов вынудил сессию в Дублине в декабре 1996 г. ввести систему раннего предупреждения «нарушения критериев и предостерегающих правил» и соответствующие санкции. Конкретно это выразится в том, что в марте каждого года страны-претенденты обязаны представлять в КЕС свои бюджетные «наметки» на следующий финансовый год. По ним Совет министров финансов ЕС (Экофин) выносит свои заключения и рекомендации, обязательные к исполнению. В сентябре происходит проверка, и если обнаружится, что рекомендации не выполняются, то в декабре вступают в силу санкции против стран-нарушителей, действующие до апреля следующего года (когда они в зависимости от обстоятельств могут быть либо отменены, либо продлены). Санкции привязаны в основном к нарушению 3%-го лимита дефицита бюджета и сводятся к принудительному перечислению страной-нарушителем в КЕС беспроцентного депозита в размере 0,2% ВВП плюс 0,1% за каждый процентный пункт бюджетного дефицита свыше 3, но не более 0,5—0,6% ВВП в целом. Если избыточный дефицит сохраняется свыше двух лет, депозит удерживается КЕС как штраф.
Следует также отметить, что после сформирования первого эшелона присоединившихся к евро стран его платежные отношения с остальными государствами ЕС будут регулироваться и обслуживаться обновленным механизмом стабилизации обменных курсов («ЕРМ-2»), в центре которого будет новая валюта, связанная с сохранившимися национальными валютами через индивидуальные обменные курсы (так называемый принцип оси и спиц в колесе). Эти курсы (с разрешенным лимитом колебаний ±15%) будут устанавливаться совместными решениями ЕЦБ, национальных центральных банков данных стран и КЕС. При превышении разрешенных лимитов возможны совместные интервенции этих институтов в пользу колеблющейся валюты на денежных рынках. Взаимные официальные обменные курсы валют стран ЕС, сохранивших самостоятельность, также рассчитываются через евро. Предусмотрен и периодический курсовой пересмотр «ЕРМ-2» к новым реалиям финансового рынка.
При этом принципиально важно, что главной целью нового механизма, в отличие от предшествовавшего «ЕРМ-1», является уже не стабилизация курсов сохранившихся национальных валют, а прежде всего подготовка к их трансформации в евро, т.е. речь идет о «разноскоростной» валютной интеграции с учетом специфики отдельных государств. По мере их присоединения к Европейскому союзу к «ЕРМ-2» станут подключаться и другие страны, за счет которых будет расширяться Евросоюз*.
* Европейская комиссия начала переговоры с государствами, претендующими на вступление в ЕС в ближайшие годы, среди которых лидируют Польша, Венгрия, Чехия, Кипр, Словакия и Эстония.
Становление в Европе новой валютной зоны, на долю которой приходится более 1/3 оборота внешней торговли России, требует подготовки к этой новой ситуации, профилактики ее возможных негативных последствий для нашей страны, квалифицированного использования складывающихся позитивных возможностей. Конкретно речь идет о следующем:
• о переоценке в евро активов и пассивов России и ее хозяйственных субъектов в странах ЕС;
• о допуске евро к котировке на внутреннем валютном рынке страны, в ее валютные резервы и в «корзину» валют для определения курса рубля в случае перехода к его реальной (международной) обратимости;
• об обмене населением части наличной иностранной, валюты (как ее исчезающих, так и сохраняющихся разновидностей) на евро и о защите ее легальных владельцев и от паники и от обменного произвола банков*.
* Центральный банк РФ считает, что переход стран ЕС на евро окажет положительное влияние на российскую внешнюю торговлю, так как около 70% контрактов с европейскими странами в настоящее время заключается в американских долларах.
Опыт продвижения ЕС к евро небесполезен и для специалистов, занимающихся хозяйственной реинтеграцией СНГ. Его основными особенностями являются: принятие политических решений лишь после «вызревания» для этого необходимых экономических предпосылок; приемлемость данных решений для субъектов хозяйства и населения, диалог с ними; концентрация особого внимания на отработку технических деталей; развернутая правовая база, этапность, критериальность и, если необходимо, разная скорость преобразований. В большей степени это относится к реализации ст. 7 «Четырехстороннего договора» (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия) и ст. 7 Договора об образовании сообщества Россия — Белоруссия.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 538;