Миссионерская деятельность
Все эти события и идеи оказали глубокое влияние на церковь. Однако взаимоотношения между колониальными властями и миссионерами были очень сложными. Часто выдвигается обвинение, что миссионеры были агентами колониализма, но это не совсем так, поскольку некоторые из них выступали против колониальной политики в целом, а многие критиковали различные ее аспекты. Не совсем соответствует действительности и утверждение, что миссионеры вошли в дверь, открытую колониализмом, - многие из них действительно работали в колонизированных странах, но во многих других случаях миссионеры добирались до районов, в которых до них не появлялись ни торговцы, ни колонизаторы. Кроме того, миссионерская работа часто вступала в противоречие с политикой колониальных властей и с коммерческими интересами, так как возникало опасение, что религиозные конфликты могут повредить торговле. Суть в том, что колониальная экспансия Запада - в частности, протестантского Запада - совпала по времени с миссионерской экспансией и что эти два движения в одних случаях помогали, а в других мешали друг другу.
Одной из самых существенных характеристик миссионерского предприятия XIX века было образование миссионерских обществ. Одни из них набирали членов из какой-то определенной конфессии, другие ломали конфессиональные границы. Все общества были добровольными, поскольку церкви, как правило, не оказывали миссиям материальной поддержки. Предтечами движения были Общество распространения христианского знания, основанное в 1698 году, и Общество распространения Евангелия в зарубежных странах, основанное в 1701 году. Оба они были англиканскими и какое-то время проводили работу в основном среди британских эмигрантов. В XVIII веке под влиянием пиетистов, моравских братьев и методистов были созданы несколько других подобных организаций. Но расцвет миссионерских обществ наступил в конце XVIII века и продолжался в течение всего XIX века. В 1792 году благодаря усилиям Уильяма Кэри, которого часто называют "отцом современного миссионерства", было основано Общество частных баптистов по распространению Евангелия среди язычников (позднее название сократили, и оно стало называться Баптистским миссионерским обществом). Три года спустя, отчасти по примеру баптистов, методисты, пресвитериане и конгрегационалисты создали Лондонское миссионерское общество. Церковное миссионерское общество, основанное в 1799 году, набирало членов среди евангельского крыла англиканской церкви. Создавались также другие общества с более конкретными целями, такие как Британское и зарубежное библейское общество, основанное в 1804 году. Затем движение распространилось на другие страны, и вскоре протестантские миссионерские общества появились в Нидерландах, Швейцарии, Дании, Германии и в некоторых других странах. Во Франции существовали как протестантские, так и католические общества. В Соединенных Штатах конгрегационалисты основали Американский совет представителей зарубежных миссий. Когда один из этих миссионеров, Адонирам Джадсон, стал баптистом, для помощи ему и другим миссионерам было организовано Баптистское миссионерское общество, послужившее в конечном счете основанием для создания Американской баптистской конвенции.
Появление этих обществ указывает на еще одну характерную черту миссионерского движения XIX века: широкую его поддержку. Раньше в течение столетий миссионерская работа проводилась при официальной поддержке государства. Но в XIX веке большинство западных правительств почти или совсем не имели официальных связей с миссионерским движением. Британская Ост-Индская компания в течение многих лет пыталась удалить миссионеров с находившихся под ее властью территорий. Большинство европейских правительств и Соединенные Штаты занимали нейтральную, а в некоторых случаях - отчасти враждебную позицию по отношению к работе миссионеров и ее целям. По крайней мере теоретически миссионеры могли рассчитывать только на ту защиту, которая предоставлялась их согражданам, занятым другими делами. Но самое разительное отличие от современного миссионерского движения касалось финансовой поддержки. Средства для работы выделяли лишь немногие правительства и немногие церкви. Не имея поддержки со стороны гражданских властей и церкви, миссионеры были вынуждены обращаться к общественности, благодаря помощи которой миссионерские общества начали расти и распространяться.
Таким образом, впервые за много столетий миссионерская работа привлекла широкий интерес членов церквей. Разумеется, и тогда многие не обращали на этот вопрос никакого внимания. Но все, у кого было такое желание, и стар и млад, могли вносить свой вклад в проповедь Евангелия в дальних странах. Со своей стороны, миссионерские общества доносили сведения о том, что происходило в самых отдаленных районах Азии и Африки, и это становилось одним из основных источников информации и учебных материалов о других странах и культурах.
Важную роль во всем этом играли женщины. Во многих конфессиях, как в Соединенных Штатах, так и в Европе, женщины организовывали собственные миссионерские общества и собирали средства и продовольствие для работы за рубежом. Поначалу все миссионеры были мужчинами, хотя многие из них были женаты и брали жен с собой. Но вскоре стало ясно, что женщины могут играть большую роль в зарубежных миссиях. Некоторые женские миссионерские общества начали посылать собственных миссионеров. У католиков такими миссионерами были обычно монахини, и на миссионерском поле они занимались примерно той же работой, что и на родине, - обучением, уходом за детьми и престарелыми и так далее. У протестантов же женщины начали заниматься делами, которые дома им были запрещены, такими как проповедование и организация церквей. (В условиях подспудного расизма того времени казалось вполне приемлемым, что женщины имеют над "аборигенами" власть, которой сексизм лишал их у себя дома.) В конечном счете пример этих женщин и известия о достигнутых ими успехах побудили других женщин в Европе и в Соединенных Штатах требовать возможности делать то же самое. Таким образом, миссионерское движение стало одним из источников феминистского движения среди западных протестантов.
Наконец, еще одним важным последствием миссионерского движения был дух сотрудничества между разными конфессиями. Соперничество, казавшееся вполне естественным в Европе и в Соединенных Штатах, стало камнем преткновения для миссионерской работы в Индии или в Китае. Поэтому многие миссионеры, а вслед за ними и их обращенные, предпринимали меры для устранения преград, отделявших конфессии одну от другой. Некоторые миссионерские общества начали приглашать работников из разных конфессий. Трудившиеся на миссионерском поле постоянно направляли усилия на то, чтобы доносить общее свидетельство и избегать конкуренции. Таким образом, экуменическое движение, во всяком случае - среди протестантов, одним из своих корней уходит в миссионерский опыт XIX и XX веков.
Азия и Океания
В течение многих веков воображение Европы завораживали древние цивилизации Дальнего Востока. В средние века из книги в книгу кочевали неясные слухи о странных обычаях и необычайных чудовищах. Затем Марко Поло и другие путешественники рассказали о сказочных богатствах дворов Китая и Индии. В XVI веке португальцы открыли в этом регионе постоянные торговые базы, и вскоре подобными опорными пунктами стали пытаться обзавестись и другие европейские страны. Торговые интересы и необходимость их защищать часто приводили к военным и политическим завоеваниям, и к началу Первой мировой войны в Азии и в Тихом океане осталось очень немного стран, не подпавших под колониальное управление. Хотя это не всегда происходило в согласии с колониальной политикой, тем не менее миссионеры и основывавшиеся ими церкви становились частью процесса европейской экспансии.
В Азии новую волну колониальной экспансии первым испытала на себе Индия как историческая цельность - сейчас это Индия, Пакистан, Бангладеш и Шри-Ланка. Христианство существовало там с древних времен, а католичество появилось в XVI веке. В начале XVIII века туда прибыли первые протестантские миссионеры под покровительством датского короля, на которого большое влияние оказывал пиетизм. Но самое большое протестантское миссионерское наступление произошло в XIX веке, когда резко возросло британское влияние.
Британская Ост-Индская компания проводила операции в Индии с начала XVIII века. Примерно сто лет спустя она овладела практически всем ее восточным побережьем. Чуть раньше англичане захватили Цейлон. К середине XIX века практически весь регион оказался в руках Великобритании. В 1858 году по постановлению парламента управление Индией было отобрано у компании и передано напрямую британской короне.
В первое столетие своей деятельности Британская Ост-Индская компания противилась миссионерской работе, так как опасалась, что христианская проповедь вызовет трения и беспорядки, нанеся тем самым ущерб торговле. Такая политика не встречала особого сопротивления в Англии, где тогда мало кто интересовался миссионерской работой. Ситуация изменилась отчасти в результате усилий Уильяма Кэри, так что его совершенно справедливо называют "отцом современного миссионерства".
Уильям Кэри воспитывался в англиканской семье, но затем стал баптистом. По профессии он был учителем и сапожником, и его завораживали известия об открытых капитаном Куком новых землях в акватории Тихого океана. Под влиянием веры и того, что ему было известно о существовании далеких земель, он пришел к необычному в то время выводу, рассудив, что христиане обязаны проповедовать Евангелие жителям дальних стран, которые не слышали его. Встретившись с большим сопротивлением, он все же сумел объединить людей, придерживавшихся тех же взглядов, и создать Общество частных баптистов по распространению Евангелия среди язычников. Когда Общество не смогло найти миссионера, Кэри решил взяться за дело сам и в 1793 году прибыл в Калькутту вместе с семьей и врачом, который должен был помогать ему в работе. Трудности встретились немалые. Характерно, что однажды он написал своим сторонникам в Англии, что он на каждом шагу натыкается на препятствия и поэтому не видит другой альтернативы, кроме как продолжить свою работу! Его решимость и, в частности, его письма в Англию пробудили новый интерес к миссионерской деятельности, и вслед за ним отправилась группа миссионеров. Поскольку Ост-Индская компания не разрешила вновь прибывшим поселиться в Калькутте, Кэри перенес свою резиденцию в Серампур, превратившийся в организационный центр всей проводившейся работы. Вместе со своими помощниками, среди которых был печатник, он решил, что одна из первоочередных задач заключалась в том, чтобы сделать Библию доступной индийскому населению. Кэри обладал необычайными способностями к языкам и ко времени своей смерти перевел Библию, полностью или частично, на тридцать пять языков. Он также всеми силами искоренял обычай сжигать вдов на костре вместе с их умершими мужьями. Во всех этих делах он добился замечательных успехов. Работа Кэри и сообщения о ней, поступавшие в Англию и в Соединенные Штаты, побуждали многих следовать его примеру. Многие миссионерские общества, возникшие в начале ХГХ века, своим существованием обязаны именно его влиянию. Все больше было христиан, которые, узнавая о достижениях Кэри, чувствовали призвание, как и он, стать миссионерами. В 1813 году, при пересмотре устава Ост-Индской компании, парламент внес в него положение о свободном доступе миссионеров на территории, находящиеся под ее контролем.
В самой Индии усилия Кэри на первых порах не приводили к большому числу обращений. Но к концу его жизни стало ясно, что там создана церковь и что его работу надо продолжить. В следующем поколении известность своей деятельностью в сфере просвещения приобрел шотландец Александр Дафф, убежденный, что именно распространение образования - наилучший путь для проникновения в Индию. В результате работы его самого и его последователей ко времени, когда век спустя Индия завоевала независимость, многие лидеры нового государства были либо христианами, либо людьми, на которых христианская вера оказала глубокое воздействие.
Между тем среди низших слоев населения обращения были массовыми. Протестантские миссионеры настаивали на несправедливости кастовой системы в Индии. В соответствии с индийской традицией, сам факт преломления хлеба во время евхаристии истолковывался как разрушение кастовых границ. Поэтому многие "неприкасаемые" и некоторые племена, традиционно исключавшиеся из общественной жизни, относились к протестантизму как к освободительной силе и присоединялись к нему. Равным образом, многие женщины видели в христианстве луч свободы и под его влиянием начинали заниматься общественными делами. Самой известной среди них была Рамабаи, совершившая поездку в Англию и в Соединенные Штаты и по возвращении в Индию посвятившая остаток жизни женскому образованию. В результате ее работы многие женщины смогли внести значительный вклад в жизнь церкви и индийского общества.
В Юго-Восточной Азии во владения колониальных держав вклинилось когда-то могущественное королевство Сиам (ныне Таиланд). К востоку от него возникли французские колонии, названные впоследствии Французским Индокитаем, а англичане, западнее Сиама, захватили Бирму. Во французской зоне католические миссионеры селили своих обращенных в отдельных деревнях, где они могли жить в соответствии с католическими учениями. В результате регион разделился на католические и буддистские населенные пункты, и такое положение дел сохранялось и в XX веке. В Бирме самым известным миссионером был Адонирам Джадсон, американский кон-грегационалист, отправленный Американским советом представителей зарубежных миссий и по пути на миссионерское поле ставший баптистом. По примеру Кэри он вместе с женой перевел Писание на бирманский, тайский и другие языки. Они обратили немногих, но один из обращенных, Ко Тха Биу, впоследствии организовал движение массового обращения в своем племени каренов. В Сиаме, единственной стране Юго-Восточной Азии, которой удалось сохранить независимость, работали как католические, так и протестантские миссионеры. Их работа затруднялась кратковременными периодами преследований, но к концу века они сумели создать достаточно сильные церкви.
Китай был великой империей Дальнего Востока. Христианство неоднократно пыталось пустить там корни, но каждый раз отступало из-за суровых гонений и изоляции. Наконец Риччи и сопровождавшим его иезуитам удалось создать небольшую церковь (см. том 1, с. 381-382). Но затем наступил очередной период изоляционизма, и в начале XIX века положение немногочисленной католической общины в Китае было очень шатким. Протестантские миссионеры давно мечтали проникнуть в Китай. К тому времени один из соратников Кэри уже начал монументальный труд по переводу Библии на китайский язык. Затем в Кантоне обосновался шотландец Роберт Моррисон, посвятивший жизнь переводу Библии и других книг на китайский язык. Прошло семь лет, прежде чем у него появился первый обращенный, которых у Моррисона никогда не было много. Но его пример и то, что уже существовал китайский перевод Писания, поддерживали мечту принести в эту обширную страну послание христианства. Трудность, однако, заключалась в том, что китайское правительство нетерпимо относилось к присутствию иностранцев на территории империи. Лишь немногих из тех, кого китайцы считали западными варварами, допускали на строго определенные четко означенные территории, и именно через эти порты осуществлялись торговые связи.
Затем началась Опиумная война (1839-1842). Она стала одной из самых позорных страниц в истории западного колониализма - англичане развязали войну с Китаем для защиты якобы имевшегося у британских купцов права ввозить опиум в Китай, что было явным нарушением китайских законов. По условиям Нанкинского договора, положившего конец военным действиям, англичане получили остров Гонконг и открыли пять крупных торговых портов. После этих событий примеру англичан последовали другие страны, чтобы с помощью военной силы добиться от китайцев еще больших уступок. Многие договоры о таких уступках включали положения о допуске миссионеров на китайскую территорию. Некоторые из них предусматривали также их защиту. В конечном счете особые меры были приняты даже в отношении китайских христиан. Вскоре в Китай прибыли миссионеры из разных стран и конфессий, и их начальный успех вселял большие надежды.
Неожиданным косвенным последствием христианской проповеди стало Тайпинское восстание с созданием "Небесного царства". Основателем движения был школьный учитель, прочитавший несколько христианских трактатов и решивший, что пришло время для установления "Небесного царства великого благоденствия", царем которого станет он. В этом царстве все будет общим, не будет дискриминации по половому признаку и будут приняты законы, направленные на искоренение проституции, прелюбодеяния, рабства, ношения девушками колодок, употребления опиума, табака и алкоголя. В 1850 году движение вылилось в открытое восстание, и войска "Небесного царства" одержали ряд впечатляющих побед. В 1853 году повстанцы сделали Нанкин "Небесной столицей" и угрожали даже императорскому Пекину. В конце концов императорская армия с помощью западных держав подавила восстание. Оно продолжалось пятнадцать лет и унесло двадцать миллионов жизней.
Именно во время Тайпинского восстания в Китае впервые появился Хадсон Тейлор. Вскоре из-за слабого здоровья он был вынужден вернуться в Англию и там сосредоточить свои усилия на создании Китайской внутренней миссии и ее руководстве. Затем в качестве ее представителя он вернулся в Китай. Целью этой организации была евангелизация Китая, не предполагавшая, однако, привнесения различных течений европейского и американского протестантизма. Китайская внутренняя миссия принимала миссионеров из всех конфессий, и благодаря ей возникли сотни церквей в разных частях страны. Она не пожелала обзавестись мнимыми преимуществами, которые якобы сообщало покровительство иностранных государств, поскольку Тейлор сознавал, что такого рода привилегии вызовут недовольство китайцев и в конечном счете обойдутся очень дорого.
Предсказания Тейлора сбылись. Боксерское восстание в 1899-1901 годах стало мощным проявлением недовольства китайцев иностранным вмешательством. Были убиты тысячи миссионеров и их обращенных. Иностранные дипломаты, спорившие о разделе добычи в Китае, оставались в осажденном Пекине, пока им на выручку не пришла объединенная армия западных держав. В конце концов западные страны подавили восстание, и китайское правительство было вынуждено пойти на еще большие уступки, в том числе - уплатить огромные расходы по возмещению понесенных убытков. Некоторые миссионерские агентства, извлекшие урок из восстания, отказались принять платежи. Все эти беспорядки в конечном счете привели к падению империи. В 1911 году, когда вспыхнуло новое восстание, император был вынужден отречься от престола, и открылся путь для создания Республики объединенных китайских провинций. К тому времени число протестантских миссионеров составляло десятки тысяч, в каждой провинции были процветающие церкви, и руководящие позиции в церкви все чаще занимали китайцы. Будущее казалось таким светлым, что некоторые западные наблюдатели заговорили об обращении всей страны - подобно тому, как это произошло в Римской империи при Константине.
В первой половине XIX века Япония оставалась абсолютно закрытой для контактов с Западом. В 1854 году коммодор американских ВМС Мэттью Перри вынудил японцев подписать первый торговый договор с западной державой. Затем его примеру последовали Великобритания, Франция, Нидерланды и Россия. В 1864 году объединенные силы стран Запада положили конец всякому сопротивлению иностранному влиянию. Результатом стало признание японцами технологического превосходства Запада и их стремление как можно большему научиться у него. К концу века Япония превратилась в индустриально развитую и сильную военную державу, нанесшую поражение китайцам и русским, а в 1910 году она аннексировала Корею. Этот процесс быстрого развития по западным образцам облегчал работу миссионеров, устремившихся туда вскоре после достигнутого коммодором Перри прорыва. Во всех главных городах страны появлялись церкви, для руководства которыми готовились кадры из числа местного населения. Любопытно отметить, что в районе Нагасаки протестантские миссионеры обнаружили около ста тысяч человек, сохранявших остатки веры своих предков, переданной несколько веков назад Франсуа Ксавье и другими иезуитскими миссионерами.
Японцы усвоили урок коммодора Перри и в 1876 году принудили Корею подписать свой первый торговый договор. Вскоре аналогичные договоры Корея подписала с Соединенными Штатами (1882), Великобританией (1883) и Россией (1884). Это открыло путь в Корею для первых протестантских миссионеров, методистов и пресвитериан из Соединенных Штатов, прибывших туда в 1884 году. Их цель заключалась в создании церквей, которые с самого начала были бы самостоятельными, и в подготовке руководителей для этих церквей из числа местного населения. Результаты были поразительными. Несмотря на трудности, вызванные японской оккупацией в 1910 году, эти церкви продолжали процветать, и вскоре Корея стала страной с самым большим в процентном отношении христианским населением на Дальнем Востоке, за исключением Филиппин.
Филиппины были завоеваны и колонизированы испанцами гораздо раньше, и к началу XIX века население там стало в основном католическим. Но пример испанских колоний в Америке пробудил надежды на независимость, которая была провозглашена в 1896 году. Два года спустя в результате испано-американской войны Испания уступила Филиппины Соединенным Штатам. Это не остановило борьбу за независимость, продолжавшуюся до 1946 года, когда острова стали наконец независимыми. Во время борьбы против испанского владычества католическая церковь была инструментом в руках колониального правительства, и это привело к созданию Филиппинской независимой церкви, на которую впоследствии оказал влияние протестантизм, в результате чего она еще больше отошла от католичества. Протестанты пришли на острова в период американской оккупации, но к 1914 году созданных ими там церквей было еще мало.
Индонезия, первоначально колонизированная португальцами, к началу XIX века находилась в основном в руках голландцев. Голландская Ост-Индская компания, которая до 1798 года отвечала за проведение колониальной политики, к миссиям относилась враждебно. Поэтому энергичные усилия по работе с коренным индонезийским населением предпринимались главным образом в XIX веке. Христиане в Нидерландах подвергали резкой критике коррупцию колониальных властей и откровенную эксплуатацию местных жителей, и в 1870 году были приняты определенные меры по исправлению положения. Тем временем английский авантюрист Джеймс Брук провозгласил себя раджой в Сараваке. Он сам и его преемники Чарлз и Винер Бруки приглашали на свои территории миссионеров в надежде, что они улучшат положение дел в сфере образования и медицинского обслуживания. Они также поощряли иммиграцию китайских христиан. Таким образом, к концу XIX века число христиан в Индонезии значительно возросло.
К востоку и югу от этих стран располагались земли, смутное представление о которых европейцы имели еще с XVI века и которые привлекли внимание англичан благодаря экспедициям капитана Джеймса Кука, совершенным с 1768 по 1779 год. Самые крупные из них, Австралия и Новая Зеландия, были вскоре колонизированы англичанами, создавшими там церкви, подобные тем, которые существовали у них на родине. Коренные жители Австралии и маори в Новой Зеландии уничтожались европейскими иммигрантами и гибли от принесенных ими болезней, поэтому церкви протестовали против жестокого отношения к ним и их эксплуатации. В Новой Зеландии в таких движениях, как Хау-Хау и Рингату, древние традиции маори сочетались с христианскими учениями и стремлением к справедливости и защите своих прав. Широкой поддержкой среди маори эти движения продолжали пользоваться и в XX веке. Более мелкие острова Тихого океана поначалу привлекали внимание авантюристов и мечтателей. Затем там появились миссионеры. Наконец, когда после 1870 года началась безумная колониальная лихорадка, на сцену вышли великие державы. К концу века на каждый из этих островов претендовало то или иное иностранное государство. К тому времени большинство населения Полинезии стало христианским, и церкви уже были почти на всех островах Меланезии и Микронезии. Имя Христа еще не было донесено лишь до самых отдаленных мест - таких как внутренние районы Новой Гвинеи.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 2187;