Экуменическое движение
При рассмотрении истории христианства в XIX веке можно сделать вывод, что самым значительным явлением этого периода стало зарождение подлинно вселенской церкви. До тех пор христианство было почти исключительно западной религией. Но к 1914 году церкви появились почти во всех странах света, и эти церкви начали развивать самостоятельную деятельность, понимая христианство применительно к своим конкретным условиям. В результате зародилось экуменическое движение в двояком смысле. Во-первых, само слово "экуменический" означает "распространяющийся на всю обитаемую землю". То есть христианство никогда раньше не было таким "экуменическим", каким оно стало в XIX веке. Во-вторых, если под "экуменизмом" понимать единство христиан, становится ясно, что одной из движущих сил, ведущих к объединению христиан, является миссионерское движение.
В Соединенных Штатах, где члены разных христианских конфессий жили бок о бок, экуменические настроения развивались в результате постановки вопросов, выходивших за рамки отдельных конфессий, - таких как аболиционизм, трезвость, фундаментализм, либерализм и так далее. Но, учитывая, что конфессиональная принадлежность обычно не препятствовала решению конкретных задач, даже там обоснованность разделения церквей редко ставилась под сомнение. Наиболее серьезной такой попыткой было, пожалуй, основание церкви "Учеников Христа" (см. главу 25).
В зарубежных же миссиях сотрудничество было неизбежным. Переводы Библии, сделанные миссионерами одной конфессии, использовались и другими, и скоро стало ясно, что координация усилий - хороший способ, чтобы распоряжаться ограниченными ресурсами. Кроме того, на обширных землях, еще не услышавших евангельского слова, имело смысл договориться, какая церковь или миссионерская организация возьмет на себя ответственность за тот или иной район. Но что самое главное - трудно было доносить Благую Весть до людей, раньше ее не слышавших, если им предлагались разные ее истолкования, каждое из которых претендовало на истинность. Различия, казавшиеся вполне естественными в Европе или в Соединенных Штатах, теряли смысл в Южной Индии или в Японии. Поэтому люди, снедаемые пламенной страстью обращения мира, быстро приходили к убеждению, что христиане разных конфессий должны работать сообща.
Великим предтечей экуменического движения был не кто иной, как Уильям Кэри, предложивший созвать в 1810 году в Кейптауне международную миссионерскую конференцию. Он надеялся, что на этой конференции соберутся миссионеры и миссионерские организации со всего мира для обмена информацией и координации планов. Но в то время многие придавали слишком большое значение собственным заботам, поэтому предложение Кэри не встретило понимания. К его призыву прислушались ровно сто лет спустя, на протяжении которых проводились менее масштабные конференции, как в странах, посылавших миссионеров, так и на миссионерском поле.
Наконец, в 1910 году, в Шотландии, в Эдинбурге, собралась Всемирная миссионерская конференция. В отличие от предшествовавших конференций на ней присутствовали официальные делегаты миссионерских обществ, причем их число определялось пропорциональным (в финансовом отношении) вкладом каждой организации в общую миссионерскую работу. Было также определено, что конференция должна заниматься рассмотрением вопросов, касающихся исключительно работы с нехристианами, и что поэтому миссионерская деятельность протестантов среди католиков в Латинской Америке или среди православных на Ближнем Востоке обсуждаться не будет. Кроме того, организаторы конференции приняли решение не обсуждать вопросы "веры и порядка", понимая, что это может привести лишь к еще большему отчуждению. В подготовке к конференции участвовали сотни людей во всем мире, проводивших сбор данных и анализировавших общую картину путем переписки и участия в региональных или местных конференциях. Большинство делегатов конференции представляли Великобританию и Северную Америку. Присутствовало также значительное число делегатов из других европейских стран. От молодых церквей было всего семнадцать представителей, трое из которых прибыли по специальному приглашению Исполнительного комитета.
Конференция полностью достигла основной поставленной цели - обмена информацией и ознакомления с планами, но ее значение выходит далеко за эти рамки. Впервые была проведена конференция такого размаха, в работе которой участвовали официальные представители миссионерских обществ разных конфессий. Это само по себе подготовило почву для организации новых подобных встреч с целью обсудить другие вопросы. Во-вторых, конференция назначила Постоянный комитет, показав тем самым, что начавшееся движение имеет все предпосылки для дальнейшего развития. Работа этого комитета вылилась в проведение исследований, конференций и в конечном счете - в образование Международного совета миссионеров. В-третьих, благодаря этой конференции международную известность приобрели многие из тех, кто в первых десятилетиях XX века станут лидерами экуменического движения, самым видным среди которых был методистский мирянин Джон Мотт. Наконец, Эдинбургская конференция имела важное значение даже в тех вопросах, которые она исключила из повестки дня, - благодаря этим исключенным пунктам получило развитие движение "Вера и порядок" и был создан Комитет по сотрудничеству в Латинской Америке. Движение "Вера и порядок", наряду с прочими, привело к созданию в 1948 году Всемирного совета церквей. Короче говоря, Эдинбургская конференция 1910 года была самым значительным предвестником современного экуменического движения.
Между тем международная напряженность возрастала, и христиане чувствовали необходимость собираться не только для обсуждения церковных вопросов, но и для поиска путей сохранения мира. 2 августа 1914 года в городе Констанце была создана всемирная церковная организация защиты мира. В тот самый день началась Первая мировая война.
Часть четвертая. ХХ ВЕК
ХРОНОЛОГИЯ
Папы | События |
Бенедикт XV (1914-1922) | Первая мировая война (1914-1918) |
Русская революция (1917) | |
«Послание к римлянам» Барта (1919) | |
Сухой закон в США (1919-1933) | |
Предоставление избирательного права женщинам в США (1920) | |
Пий XI (1922-1939) | Приход к власти Муссолини (1922) |
Основание «Zwischen den Zeiten» (1922) | |
Стокгольмская конференция (Жизнь и деятель- | |
ность) (1925) | |
Объединенная церковь Канады (1925) | |
Первые шесть китайских католических епископов (1926) | |
Лозаннская конференция (Вера и порядок) | |
(1927) | |
Церковь Христа в Китае (1927) | |
Конфискация церковной собственности в Мексике (1927) | |
Иерусалимская ассамблея, создание Международного совета миссионеров (1928) | |
Крах фондовой биржи (1929) | |
Начало Великой депрессии (1929) | |
Нибур, «Социальные истоки деноминационализма»(1929) | |
Аулен, «Christus Victor» (1930) | |
Нигрен, «Агапе и Эрос» (1930-1936) | |
Провозглашение Испанской республики (1931) | |
Энциклика «Quadragesimo anno», посвященная | |
социальным вопросам (1931) | |
Энциклика «Non abbiamo bisogno», направленная против фашизма (1931) | |
«Церковная догматика» Барта (1932-1967) | |
Приход к власти Гитлера (1933) | |
Конкордат Ватикана с Германией (1933) | |
Начало президентства Рузвельта в США (1933) | |
Барменская декларация (1934) | |
Начало гражданской войны в Испании (1936) | |
Энциклики против нацизма и коммунизма (1937) | |
Оксфордская конференция (Жизнь и деятельность) (1937) | |
Эдинбургская конференция (Вера и порядок) (1937) | |
Китайско-японская война (1937) | |
Бонхеффер, «Цена ученичества» (1937) | |
Нибур, «Божье царство в Америке» (1937) | |
Мадрасская ассамблея Международного совета миссионеров (1938) | |
Пий XII (1939-1958) | Победа Франко в Испании (1939) |
Бонхеффер, «Общая жизнь» (1939) | |
Вторая мировая война (1939-1945) | |
«Новый Завет и мифология» Бультмана (1940) | |
Нападение Германии на Россию (1941) | |
Нападение Японии на Перл-Харбор (1941) | |
Рейнхольд Нибур, «Природа и судьба челове- | |
ка» (1941-1943) | |
Падение Муссолини (1943) | |
Энциклика «Divino afflante Spiritu» (1943) | |
Бонхеффер (+1945) | |
Капитуляция Германии (1945) | |
Ядерная бомбардировка Хиросимы (1945) | |
Независимость Филиппин и Индонезии (1945) | |
Образование Церкви Южной Индии (1947) | |
Ассамблея в Уитби Международного совета миссионеров (1947) | |
Создание Всемирного совета церквей (1948) | |
Провозглашение Китайской Народной Республики (1949) | |
Догмат о телесном вознесении Девы Марии на небо (1950) | |
Начало войны в Корее (1950) | |
Энциклика «Human! generis» (1950) | |
Решение Верховного суда США против сегрегации в государственных школах (1952) | |
Виллингенская ассамблея Международного совета миссионеров (1952) | |
Приостановка деятельности движения священ- | |
ников-рабочих (1954) | |
Эванстонская ассамблея Международного совета миссионеров (1954) | |
Тейярде Шарлей (+1955) | |
Образование Конференции латиноамериканских епископов (1955) | |
Независимость Ганы (1957) | |
Ассамблея в Гане Международного совета миссионеров (1957-1958) | |
Иоанн XXIII (1958-1963) | Заявление папы о намерении созвать собор (1959) |
Создание папой Секретариата христианского единства (1960) | |
Независимость 17 африканских стран (1960) | |
Энциклика «Mater et Magistra» (1961) | |
Первый полет человека в космос (1961) | |
Ассамблея в Нью-Дели Всемирного совета церквей. Присоединение к Всемирному совету Международного совета миссионеров (1961) | |
Независимость Алжира (1962) | |
«Честность перед Богом» Робинсона (1963) | |
II Ватиканский собор (1962-1965) | |
«Богословие надежды» Мольтмана (1965) | |
Павел VI (1963-1 978) | Эскалация войны в Юго-Восточной Азии (1965) |
Энциклика «Humanae vitae» (1968) | |
Мартин Лютер Кинг-мл. (Ф1968) | |
Медельинская ассамблея Конференции латиноамериканских епископов ( 1 968) | |
Ассамблея в Упсале Всемирного совета церквей (1968) | |
Высадка на Луну (1969) | |
Чикагская декларация (1973) | |
Падение Хайле Селассие ( 1 974) | |
Ассамблея в Найроби Всемирного совета церквей (1975) | |
Иоанн Павел 1(1978) | |
И оанн Павел 11(1978 — ) | Ассамблея в Пуэбло Конференции латиноамериканских епископов (1978) |
Ванкуверская ассамблея Всемирного совета церквей (1983) |
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 627;