Экологической проблемы и экологическая культура

Важным аспектом соотношения природы и культуры является культура природопользования, включая культуру воспроизводства самого человека как биологического существа.

По мере развития технических средств и роста эффективности технологий переработки материалов природы для удовлетворения потребностей человека все острее ставятся вопросы о нарушении баланса воспроизводства природных экосистем, разрушении жизнеобеспечивающих возможностей ландшафтов, вмешательстве в естественный отбор, поддерживающий биологическое качество человеческих популяций. Особенно остро эти вопросы встали во второй половине XX века и, конечно же, в начале XXI века. Нарушение баланса воспроизводства природных экосистем привело к резкому ухудшению естественных условий существования человека. Еще один аспект экологической проблемы – какова мера допустимого вмешательства в биологическую природу самого человека: лишения его жизни, изменения биологических признаков, клонирования людей. Естественный механизм «выбраковки» нежизнеспособных особей нарушен, что ухудшает биологические характеристики человечества.

Таким образом, экологическая проблема – это результат обострения противоречия между культурно-преобразователь-ной деятельностью человека и стабильностью внешней и внутренней природы (телесность человека). Существуют такие пороговые значения природных показателей, за пределами которых биологическая организация не выдерживает и человечеству угрожает гибель.

Решение экологической проблемы возможно лишь на основе изменения социальных и индивидуальных установок, отказа от идеологии потребительства, на основе экологической культуры.

Современный экологический кризис, в конечном счете, является следствием духовного, нравственного кризиса. Классический рационализм и классический антропоцентризм оправдывают стремление к экспансии (территориальной, экономической, идеологической, политической и культурной) и к господству над природой. Неверная оценка человеком самого себя, своих отношений с природой являются глубинными причинами кризисного состояния человечества.

Экологическая культура как компонент культуры общества включает в себя оценку средств, которыми осуществляется непосредственное воздействие человека на природную среду, а также систему средств духовно-практического освоения природы: соответствующие знания, традиции, ценностные установки. Это – нравственно-духовная сфера жизнедеятельности человека, которая характеризует своеобразие его взаимодействия с природой и включает в себя экологическое сознание, экологическое отношение и экологическую деятельность. В качестве особого элемента выступают экологические институты, призванные поддерживать и развивать экологическую культуру.

Структурными элементами экологического сознания являются: центрированность сознания на предметах и явлениях природного мира; нормативы экологического взаимодействия с природой, присущие данному обществу, поколению; чувственный и рациональный аспект культурно-исторического опыта взаимодействия с природой. Этот опыт опосредован разрешениями и запретами, знаково-символическими средствами восприятия природы. Ценностно-нормативное ядро экологического сознания определяет его тип – антропоцентрический и экоцентрический. Структуру антропоцентрического и экоцентрического сознания можно представить в виде сравнительной таблицы их признаков.[31]

Антропоцентрическое экологическое сознание Экоцентрическое экологическое сознание
1. Высшая ценность – человек. 1. Высшая ценность – гармоническое развитие человека и природы.
2. Иерархическая картина мира. 2. Отказ от иерархической картины мира.
3. «Прагматический императив»: правильно то, что полезно человеку. 3. «Экологический императив»: правильно то, что не нарушает существующее в природе равновесие.
4. Природа воспринимается как объект человеческой деятельности. 4. Природа воспринимается как равноправный партнёр во взаимодействии с человеком.
5. Этические нормы и правила не распространяются на взаимодействие с миром природы. 5. Этические нормы и правила распространяются как на взаимодействие людей, так и на взаимодействие с природой.
6. Деятельность по охране природы продиктована дальним прагматизмом – необходимостью сохранить природную среду, чтобы ею могли пользоваться будущие поколения. 6. Деятельность по охране природы продиктована необходимостью сохранить природу ради нее самой и ради людей.

В настоящее время в общественном сознании преобладает антропоцентрическая установка. Экологическая этика, экологическая психология только формируются. Существующая до сих пор система экологического воспитания и образования, декларируя высокие гуманные цели, строилась в своей основе на антропоцентрической парадигме. В экологическом образовании объёмно представлено естественнонаучное содержание, но существенно отстаёт гуманитарное. Экологизация современного образования, проникновение экоцентрических идей во все сферы жизни, осознание непреходящей ценности природы для существования человека как целостного телесно-духовного существа, формирование обостренного восприятия кризисного состояния среды обитания, бережное отношение к культурному наследию человечества – вот необходимые условия предотвращения экологической катастрофы. «Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило равнодушен и к своей стране… Убить человека биологически может несоблюдение биологической экологии, убить человека нравственно может несоблюдение экологии духовной».[32]

Таким образом, осуществление экоцентрической установки в отношениях человека с природой основывается на решении двух взаимосвязанных проблем – экологии внешней природы и экологии духовного мира самого человека. Сохранение гармонии и целостности во взаимождействии человека с природой основывается на подлинных духовно-нравственных ценностях и разумном потреблении. Истинными разумными потребностями являются те, что гарантируют духовное богатство личности, полноту ее жизни: потребности в познании, общении, творчестве не только «по законам красоты», но и «по законам добра». Необходим отказ от избыточного потребления, которое развращает и тело, и душу. Без оптимизации потребления, без гармонии человеческих отношений, без внутренней целостности человека невозможно достичь гармонического отношения с природой.

Задания. Вопросы. Ответы.
1. Раскройте содержание понятия «природа» с культурологической точки зрения. 2. Как рассматривается понятие «культура» при соотнесении его с понятием «природа»? 3. В чем проявляется влияние природы на культуру? 4. Каковы исторические типы отношения человека к природе? 5. Какое отношение к природе характерно для восточного мировоззрения? 6. Раскройте содержание понятия «экологическая проблема». 7. Каковы социально-культурные причины современного экологического кризиса? 8. В чем сущность понятия «экологическая культура»? 9. Раскройте содержание понятия «антропоцентрическое экологическое сознание». 10. Дайте сравнительную характеристику антропо- и экоцентрического сознания. 11. Что означает отказ от иерархической картины мира с точки зрения экоцентрического сознания? 12. Каковы мировоззренческие, духовные и социальные предпосылки выхода из экологического кризиса?  
Задания. Тесты. Ответы.
1. В культурологии природой называется: а) естественные условия существования человека; б) материя; в) Вселенная; г) географическая среда обитания человека. 2. Объективной предпосылкой и источником культуры является: а) практическая деятельность чело-века; б) духовно-теоретическая деятельность человека; в) природа; г) географическая среда. 3. Какое суждение наиболее точно выражает взаимосвязь природного и культурного: а) природа и культура – противоположные и взаимосвязанные сферы реальности; б) природа и культура – формы бытия человека; в) культура – преобразованная человеком природа. 4. Картина природы на первом историческом этапе взаимодействия с ней человека является: а) антропоцентрической; б) антропоморфной; в) механистической; г) теоцентрической. 5. «Прагматический императив» антропоцентрического сознания означает, что правильным отношением человека к природе является такое, которое: а) содействует гармоническому развитию человека и природы; б) полезно человеку; в) сохраняет природу ради нее самой и тем самым ради людей; г) не нарушает существующее в природе равновесие. 6. Какой признак характерен для экоцентрического экологического сознания: а) человек – высшая ценность; б) сохранение природной сферы для использования ее будущими поколениями; в) отказ от иерархической картины мира; г) природа – объект человеческой деятельности. 7. Отказ от иерархической картины мира как признак экологического сознания означает: а) признание равнозначности всех уровней бытия; б) признание единства всех уровней бытия; в) признание однородности Вселенной; г) отказ от принципа развития.  







Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 627;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.