Основные типы культурных процессов.

Контркультура

Временныеизменениякультурных систем, моделей взаимодействия между людьми и их социальными группами называются социокультурными процессами. В них проявляется динамика культуры. Она может быть разделена на социальную микродинамику (в пределах жизни одного-двух поколений) и историческую макродинамику(культурно-истори-ческие этапы); на динамику внутренних процессов (взаимодействие между элементами и субъектами данной культуры) и динамику взаимодействий с ее социальным окружением. В конечном счете, все культурные процессы связаны с обеспечением коллективной жизнедеятельности людей, их социальной интегрированности на основе новой системы ценностей и норм.

Можно выделить две группы причин культурных изменений. Первая состоит в необходимости адаптации человеческих сообществ к меняющимся условиям их существования путем выработки новых форм деятельности и социального взаимодействия (вещей, знаний, социальных структур, норм, механизмов социализации и коммуникации). Второй причиной являются специфические особенности бытия человека как субъекта культуры: противоречивость, принципиальная незавершенность, творческий поиск.

К основным типам культурных процессов относятся следующие:

Ø возникновение новых культурных образцов – знаний, норм, идей, идеалов, символов, форм реализации совместных действий, способов обмена информацией;

Ø распространение культурных явлений, их внедрение в общественную жизнь, заимствование их другими культурами;

Ø усвоение культурного опыта и интерпретация культурных явлений субъектами культуры;

Ø социальное и историческое воспроизводство культурных систем и форм путем межпоколенной трансляции социокультурного опыта, культурных образцов;

Ø воспроизводство форм социальной организации и регуляции в виде социальных институтов и общепринятых норм коллективной жизнедеятельности и взаимодействия;

Ø изменчивость культурных явлений: постепенная трансформация их в процессе функционирования и распространения; повышение или понижение их утилитарной и социальной эффективности;

Ø эволюция культурных систем по пути усложнения их структуры, повышения устойчивости и универсальности, социально-интегративных возможностей, а также, наоборот, деградация культурных явлений, снижение их социально-адаптивных и интегративных функций;

Ø социодинамика культуры – это единство эволюционных, постепенных и революционных, взрывных процессов (так, процесс возникновения великих научных идей и открытий подобен взрыву, а их техническая реализация характеризуется эволюционностью).

Динамика культуры в традиционных и либеральных обществах имеет разные формы. Во-первых, акцент делается на воспроизводство существующих ценностей и образцов, традиций. Во вторых, доминирует стремление к новациям, развитие частной инициативы, свобода, творчество.

Если новые ценности и нормы противоречат базовым ценностям господствующей культуры, то они составляют содержание контркультуры. Контркультура – это попытка создания культуры, противостоящей духовной атмосфере современного индустриального общества. Контркультура получила распространение среди части молодежи стран Запада в 60-70-е годы ХХ века. Для нее характерен отказ от сложившихся социальных ценностей, моральных норм и идеалов, стандартов и стереотипов массовой культуры; культ бессознательного проявления природных страстей и мистического экстаза души. Идеология контркультуры – это смесь различных положений экзистенциализма, фрейдизма, руссоизма, анархизма, восточных философий и религий. Теоретики контркультуры ставили своей целью ниспровержение современной культуры, которая представляется организованным насилием над личностью, душителем творческих порывов. Этот протест принимает различные формы: от пассивных до экстремистских; «непотребительский» образ жизни проникнут культурным нигилизмом, технофобией, религиозным поиском. В 70-х годах контркультурное движение распалось на множество разнохарактерных групп.

Единство традиций и новаций, эволюционных и революционных изменений обусловливает динамику культуры. В ней различают эпоху становления, органического развития (расцвета) и эпоху кризиса, упадка. Это ступени цикла восходящих и нисходящих изменений. В новаторские периоды идеал почти сливается с реальностью, помещается в близкое будущее – поколение «шестидесятников», которые приготовились жить при коммунизме. В органические периоды путь к идеалу уже не представляется таким линейным и кратким, как в период героического энтузиазма. В критический период упадка культуры идеал «опрокидывается» в прошлое – в «утраченный рай».

У истоков нового типа культуры лежит духовный переворот, прорыв, выработка новой системы ценностей и смыслов идеалов бытия. Такой прорыв обусловливает переориентацию социальных отношений, перестройку всей системы власти, оформление новых социальных групп и институтов, в которых кристаллизуются новые ценности культуры. Изменяются международные контакты, расширяется пространство нового типа культуры.

Если духовный порыв не воплощается в деятельности социальных институтов, то возникает социально-культурное противоречие, раскол, который может принять хронический характер и тогда динамика культуры приобретает циклически колебательную форму.

Социокультурное противоречие








Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 952;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.