Понятие мировой религии
Принято считать, что религия как элемент духовной культуры и форма общественного сознания в своем историческом развитии прошла три этапа: родоплеменной, этно-национальный и мировой.
Первый тип религиозных верований тесно связан с развитием первобытной культуры и к нему следует отнести тотемизм, фетишизм, анимизм. В этот период культура носила синкретический характер, и все ее составные элементы тесно переплетались между собой.
Становление духовных ценностей и было становлением культуры. Мифологическое сознание интегрировало в единую целостность древние зачатки эстетического, нравственного, религиозного в жизни первобытного человека.
Ко второму типу – народно-национальным религиям принадлежат, например, индуизм, иудаизм, конфуцианство. Эти религии возникли в период становления классового общества, возникновения государства и развития таких общностей, как народность, а позднее нация.
Характерной чертой этих религий было введение единообразных строгих ритуалов практически во всех областях жизни человека, что затрудняло общение с представителями других вероисповеданий. Культура в этом случае становится более локальной, она более понятна единоверцам.
Но если первая стадия религии была связана с возникновением и развитием политеизма (многобожие), то вторая – с монотеистическими верованиями. Многобожие было заменено единобожием, верой в единого Бога, что вело к централизации управления, общности психологии, оценок, предпочтений, вкусов, традиций, образов.
Все мировые религии возникли примерно в одно время. Предпосылкой их возникновения принято считать выход за рамки родоплеменных вер. Призыв к единому Богу, образу вечности был продиктован новыми условиями жизни и поддержан императорской властью.
Все мировые религии возникли в рамках одного тысячелетия – во время великих исторических поворотов, в период формирования мировых империй.
Сегодня принято в качестве мировых религий выделять следующие: буддизм, христианство, ислам.
«Мировым религиям свойственны сильно выраженный прозелитизм (сильная преданность вере), пропагандистская активность; их проповедь носит межэтнический и космополитический характер, обращенность к представителям различных социально–демографических групп. В этих религиях проповедуется равенство людей».[23]
Как правило, возникновение и развитие мировой религии связано с определенной географической территорией, иногда страной. Так, буддизм – это, прежде всего, Древняя Индия, христианство – восточная часть Римской империи, а ислам – западная Аравия.
Рассмотрим особенности трех мировых религий.
Буддизм
Он возник в Древней Индии в VI–V вв. до н.э. Основателем буддизма принято считать индийского принца Сиддхартху Гаутаму, получившего впоследствии имя Будды.
Слово «Будда» в переводе на русский язык означает просветленный, пробужденный. В буддистской мифологии имя Будда трактуется двояко: либо как человек, достигший предельного совершенствования в духовном развитии, либо антропоморфный, то есть человекоподобный, символ, воплощающий в себе идеал предельного совершенства в духовном развитии. Другими словами Будда – это идеал духовно совершенного человека, Бог, идея совершенства, имеющая конкретно чувственное воплощение. В буддизме нет противопоставления субъекта и объекта, нет Бога как творца и безусловно высшего существа – Абсолютной личности, нет и человеческой личности, души в европейском смысле слова (см. разделы XIII и XV).
В отличие от других мировых религий, основанных на единобожии, Будда только на ранних стадиях был один, а затем их число возросло до 24 и может быть бесконечным.
Буддой становятся люди, достигающие состояния нирваны. Слово нирвана в переводе означает угасание, успокоение. В этом смысле буддизм – отказ от земных забот и наслаждений, освобождение от светских желаний. Нирвана – это состояние свободы, покоя, блаженства, полного растворения в природе. Состояние нирваны можно достичь при жизни, но полное его воплощение возможно только после смерти.
Став Буддой, существо должно возложить на себя обязанности проповедника дхармы. Дхарма – одно из понятий буддистской мифологии. Оно имеет несколько толкований. Дхарма – это закон, моральный порядок, совокупность добродетелей. В древней мифологии – это бог справедливости, олицетворяющий высший моральный закон. Слово «дхарма» переводится как «держать», «поддерживать». Дхарма призвана поддерживать веру человека, что достигается с помощью учения Будды, текста «Трипитака», в котором изложено это учение.
Особенность буддизма заключается в его этико-практи-ческой направленности. В буддизме не придается значения внешним формам религиозной жизни, в частности, ритуалу. Центральная проблема буддизма – проблема бытия человека. Для буддизма важен человек и его внутренний мир, его нравственная позиция. И здесь особую роль играет учение Будды о «четырех благородных истинах»: существует страдание; у страдания есть причина; необходимо освободиться от страдания; найти путь, ведущий к освобождению от него.
Страдание в буддизме – это не только переживание или ожидание утрат и потерь, это, прежде всего, невозможность удовлетворить собственные желания. Поэтому путь освобождения от страданий – в снижении потребностей, усмирении страстности желаний, их количественное уменьшение и качественное изменение.
Буддизм призывает избегать крайностей и проповедует «срединный путь». Поскольку в буддизме отсутствует понятие Бога-судьи, постольку в нем нет и понятий ответственности, вины. Но, тем не менее, и в буддизме сформирован нравственный идеал – абсолютное непричинение вреда окружающему миру. Человек – часть мира, он растворен в нем и должен проявлять терпимость ко всему окружающему. По этой причине некоторые исследователи подчеркивают асоциальность буддизма, отсутствие в нем мотивов преобразования и улучшения мира. Более глубокий анализ позволяет выявить несостоятельность такой точки зрения. От деятельности человека зависит не только его собственная судьба, карма (санскр. – дело, действие, влияющее на характер настоящего и последующего существования), но и судьба мира в целом. Энергетика негативных действий разрушает мир, позитивных – улучшает его.
Понятие кармы связано с понятием сансары (беспрерывного перерождения). Смерть в буддизме интерпретируется как ряд беспрерывных перерождений. Смерть не несет в себе чего-то противостоящего жизни. Она есть форма или ступень перехода в новое бытие, перерождение и не имеет конца.
Со временем буддизм модифицировался и возникло множество его разновидностей. Главными считаются хинаяна и махаяна. В хинаяне утверждается, что нирваны способны достичь только монахи. Согласно махаяне, достичь нирваны и стать буддой может любой человек, ведущий праведную жизнь. В Индии на протяжении I тысячелетия н.э. постепенно происходило сближение брахманизма – религиозно-мифоло-гического учения индийских племен (ариев) и буддизма, в результате чего возникла индуистская религия. Ее главные боги: Брахма – создатель мира, Вишну – хранитель мира и Шива – разрушитель мира.
В настоящее время индуизм доминирует в Индии. Буддизм стал ведущей религией во многих соседних с Индией странах в виде течения хинаяны. С VIII века существует в Тибете и Монголии, из которых распространился на территорию России среди бурятского, калмыцкого, тувинского населения. В XX веке стал приобретать популярность на Западе. Причиной этого является разочарование в ценностях западной цивилизации, ощущение духовной пустоты, что приводит часть людей к отказу от погони за материальными благами, от потребительской установки, к духовному самоуглублению, пересмотру смысложизненных ценностей.
Христианство
Это вторая по времени происхождения мировая религия. Название свое берет от греческого имени собственного – Христос, что в переводе на русский язык означает помазанник, мессия (от евр. мошиах – спаситель). Помазанник, другими словами, царь, возведенный на престол через религиозный обряд, состоящий в смазывании освященным оливковым маслом (миром) лба монарха. Мессия в религиозных представлениях иудаизма является посредником между Богом и людьми, носителем высшего морального авторитета, способного поправить несправедливость мирового бытия. Основы христианства содержатся в Библии.
Христианство возникло в Палестине в I в. н.э. Оно унаследовало от иудаизма ветхозаветную историю сотворения мира и человека, грехопадения, совершенного в раю Адамом и Евой, последующей жизни их потомков на Земле.
Время возникновения и распространения христианства приходится на период глубокого кризиса, охватившего все сферы жизнедеятельности Римской империи. Кризис коснулся и духовных ценностей: в период упадка экономики, политики и государственности, основанных на рабовладении, прежние духовные ценности (античная мифология, философия, языческая религия) утратили свое значение. В духовной жизни воцарился хаос. Это коснулось и религиозных взглядов. Языческая религия теряла свои прежние позиции в консолидации духа граждан империи. Появилось множество ученых, исповедующих различные жизненные принципы, иногда прямо противоположные. Среди них были стоики, киники, наставники, естествоиспытатели, иудаисты. Появились негативные отзывы о языческой религии. Языческая религия практически исчерпала себя.
Переход к новой идеологии, новой религии стал закономерным. Принятие христианства сопровождалось борьбой с язычниками, с одной стороны, и иудаистами, с другой. Христианство наследует от иудаизма идею единого Бога, олицетворяющего собой Владыку и Создателя мира, нареченного иудеями Яхве. Христианство трактует единого Бога как носителя абсолютной благости, красоты, истины, могущества, спасителя всех грешных и смертных. Бог обладает неисчерпаемой животворящей силой, им создан весь земной мир. Иисус Христос –сын Божий, воплотившийся в человеке, пришел в этот мир в качестве Спасителя. Христос победил силу греха, спас от него людей, приняв мученическую смерть на кресте. Страдания Христа – путь к нравственному исцелению и очищению людей от пороков, страдание – главное орудие борьбы со злом. Христианин не откажется от своего права на страдание, ибо через страдание происходит очищение души человека и приближение к Нему. Высшей формой страдания является сострадание: отношение к чужой боли как к своей. Именно сострадание приближает человека к Христу, ибо Христос страдал не за себя, а за других. Символ страдания – Крест. Отсюда выражение – «нести свой крест» – быть покорным судьбе, не сгибаться под ее ударами, быть терпеливым.
Христианство призывает к личной встрече человека с Христом и обретению Христа в своей душе. Поэтому важнейшими ценностями христианства являются вера, надежда, любовь. Опорой веры и надежды на спасение является любовь к Богу.
Священный текст в христианстве – Библия, в которой изложены основные концепции данной веры, как правило, в форме притч.
К ключевым догмам христианства принято относить всего два – догматы триединства и Боговоплощения.
Первый понимается как существование Бога единого в трех ипостасях (воплощениях): Отца – безначального первоначала, Сына – Логоса, другими словами абсолютного смысла, воплотившегося в Иисусе Христе, и Духа Святого – животворящего, являющегося в зримом образе голубя. В православии Святой Дух исходит от Отца, Сын рождается от Отца. Иисус Христос – сын Бога-Отца.
Второй по важности догмой выступает догмат Боговоплощения. Он касается персоны Иисуса Христа, который в равной степени является и Богом, и человеком.
Стержень христианства – вера в спасение души после смерти через преодоление страданий, ведущих человека к преображению, приближающих его к Богу.
Особенности культовых действий связаны в христианстве с понятием таинства: крещения, причащения, миропомазания, покаяния или исповеди, священства, брака, соборования. Крещение – это обряд принятия веры, приобщения к церкви; причащение – обряд вкушения хлеба и вина, символизирующих собой плоть и кровь Христа, – обряд направлен на установление непосредственной связи Христа с верующими.
Миропомазание – помазание миром людей, принявших веру; покаяние – добровольное признание в содеянном грехе; священство – возведение в духовный сан и получение власти совершать таинства; брак – соучастие в мистическом браке Христа и церкви; соборование – обряд, сопровождающийся помазанием тела больного или умирающего. Таинство – это религиозный обряд, сообщающий верующим особую благодать.
В ходе истории христианство разделилось на несколько направлений. В XI веке окончательно оформились западное («латинское») католичество и восточное («греческое») православие. Главный пункт богословских разногласий между ними состоит в следующем. Католическая церковь утверждает, что Святой дух исходит не только от Бога–Отца, но и от Бога-Сына – Иисуса Христа. Отсюда в католическом вероучении делается вывод о том, что церковь как «мистическое тело Христово» является хранителем и распорядителем полученной от Христа благодати Святого Духа, и потому выше светских властей и непогрешима. (В XIX веке был принят догмат о непогрешимости Папы – главы Римской католической церкви).
Православие же более строго придерживается догматов Писания и Вселенских соборов. В нем больше акцентирована божественная природа Христа, а в католичестве акцент сделан на том, что Христос – сын человеческий и поэтому католичество настраивает верующих на улучшение земной жизни. Поэтому в православии главный праздник – Пасха, связанная с концом человеческого существования Иисуса и вознесения его на небо, а в католичестве – Рождество Христово, то есть появление его как человека в земном мире.
В XVI веке возникает протестантизм, общей чертой которого является убеждение, что для спасения души нужны вера и добродетельное поведение человека, а посредники между ним и Богом в лице священнослужителей верующим не нужны. Все обряды упрощаются.[24]
Ислам
Это третья, самая молодая из развитых монотеистических религий. Ислам возник на Ближнем Востоке, в среде арабов, коренных жителей Аравии.
Ислам – слово арабского происхождения, переводимое двояко: предание себя Богу и покорность. Основоположником ислама принято считать Мухаммеда, выходца из могущественного, но обнищавшего мекканского племени. Главная цель Мухаммеда – возвестить людям о едином Боге («Мне было возвещено, что Бог ваш – единый»). Мухаммед – пророк, в исламской традиции мифологизированный образ основателя ислама и исламского государства. Мухаммед – символ ислама, ему принадлежит центральная роль в проповеди новой веры в единого Бога, борца с язычеством, господствующим в аравийских племенах.
Единый Бог мусульман – Аллах. Аллах всемогущ, всеобъемлющ, вечен, единосущ. Аллах – творец мира, состоящего из земли и неба, ада и рая. Он даровал человеку многообразие природы, позволил пользоваться ее благами, пред-определил судьбу каждого человека. Но люди забывчивы, и Аллах напоминает о себе посланниками – пророками (в Коране их упоминается 28), последним и высшим является Мухаммед. Его миссия – вернуть людей к истинной вере. По преданию, в «конце света» Аллах воскресит всех мертвых и будет творить Страшный суд. Аллах справедлив, поэтому он одновременно и страшен, и миролюбив, он высший судья.
Основной источник вероучения в исламе – Коран. Это священная книга, в которой изложены ключевые догмы и положения мусульманской религии, мусульманские мифы и нормы права. Коран – слово арабского происхождения и в переводе означает чтение. По преданию, текст Корана был передан Мухаммеду самим Аллахом, но записали его секретари пророка на основе его проповедей, из которых после его смерти составили книгу, священную для мусульман. Другой важный источник мусульманской религии – сунны. Сунны содержат жизнеописание пророка Мухаммеда, наряду с дополнениями к Корану и его толкованиям.
Основными понятиями мусульманской религии, наряду с исламом, являются понятия «иман» и «дин».
Иман (вера) имеет четыре основных предмета веры, а именно: в единого Бога; в его посланников (Ноя, Авраама, Моисея, Иисуса (Ису), Мухаммеда); в ангелов; в воскресение после смерти и судный день.
Дин – это правила жизни, обязанности, предписания, которые Аллах дает верующим. Дин включает в себя три основных элемента: пять столпов ислама; веру («ислам»); благие дела («исхан»).
Остановимся на характеристике первого.
Пять столпов ислама – это пять основных обязанностей мусульманина: исповедание, молитва, пост, милостыня и хадж.
Первая обязанность правоверного мусульманина – исповедовать единобожие, почитать пророка Мухаммеда. Для того, чтобы стать мусульманином, человек должен торжественно произнести фразу: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед пророк его».
Молитва – намаз – каждодневный пятикратный ритуал обращения к Богу. Его полагается совершать на заре, в полдень, пополудни, при закате солнца и перед сном. Пост у мусульман осуществляется один раз в год, длится целый месяц (рамазан, рамадан). В этот период мусульмане не едят, не пьют, не развлекаются, не курят от восхода до заката солнца. Милостыня – акт добровольного пожертвования в пользу бедных. Совершается один раз в году и называется закятом. Хадж представляет собой ритуальное паломничество в святые места.
Согласно исламу, каждый здоровый мусульманин должен посетить святые места и поклониться Каабе. Кааба в переводе с арабского – куб. Кааба – мусульманская святыня в Мекке, мечеть, в стену которой вделан черный камень, по преданию, упавший с неба. Совершающие хадж должны посетить святые места в Мекке, Иерусалиме, семикратно обойти Каабу, поцеловать черный камень и принести жертву. Паломники, завершившие весь обряд, получают звание хаджи. К пяти столпам исламской веры добавляют иногда шестой – джихад, или газават, что означает священную войну против неверных.
Ислам по мере своего распространения впитывал достижения греко-римской, византийской, персидской и других культур. Это привело к расцвету в X–XII вв. классической арабо-мусульманской культуры – основы культуры всего исламского мира. Особенностью мусульманской культуры является сочетание строгого единства религиозных ценностей и жесткой регламентации культового и бытового поведения с довольно свободным толкованием теологических вопросов ислама. Развитию философии и науки в мусульманском мире в немалой степени способствовало уважение к учености, вошедшее в традицию вместе с благоговением перед Кораном. Ислам исторически сформировался как государственная религия и поэтому в нем сильно выражено стремление к власти над обществом. В шариате – своде правовых и теологических нормативов реализован принцип нераздельности духовной и светской власти, религии и политики.
Подведем итог и рассмотрим общие черты мировых религий. Мировые религии имеют следующие общие моменты:
Ø наличие харизматической личности (Пророк и Основатель);
Ø Священное писание, или Предание, факт существования священного текста (Библия – христианство, Коран – ислам, Трипитака – буддизм);
Ø система догматов как средство упорядочения духовных знаний;
Ø вера, объединяющая приверженцев данной религии;
Ø культ в виде средства, определяющего единство действий, закрепленных в ритуале.
Задания. Вопросы. | Ответы. |
1. В чем различия между этно-национальной и первобытной религией? 2. Каковы главные черты мировых религий? 3. Охарактеризуйте основные понятия буддизма. 4. Дайте характеристику «четырем благородным истинам» в учении Будды. 5. В чем различие между хинаяной и махаяной как разновидностями буддизма? 6. В чем причины современной популярности буддизма? 7. Каковы причины появления христианства? 8. Каковы главные догматы хрис-тианства? 9. Дайте характеристику таинствам христианства. 10. Какова сущность теологического различия между православием и католицизмом? 11. Каково главное убеждение сторонников протестантизма? 12. Охарактеризуйте пять столпов ислама. 13. В чем состоит отличительная черта мусульманской культуры? |
Задания. Тесты. | Ответы. |
1. К народно-национальному типу религии принадлежит: а) буддизм; б) индуизм; в) ислам; г) христианство. 2. Какое суждение неверно: а) мировая религия монотеистична, а этно-национальная политеистична; б) мировая религия характеризуется ярко выраженным прозелитизмом; в) мировые религии носят межэтнический характер. 3. Судьба человека в буддизме зависит от: а) сансары; б) кармы; в) дхармы. 4. Цепь непрерывного перерождения в буддизме называется: а) кармой; б) дхармой; в) сансарой. 5. Особенность буддизма состоит в его направленности: а) активно-преобразовательной; б) социально-практической; в) этико-практической; г) духовно-теоретической. 6. Согласно христианству, главным средством борьбы со злом является: а) любовь; б) терпение; в) страдание; г) все перечисленное. 7. В православии Святой дух исходит от: а) Бога-Отца; б) Бога-Сына. 8. Понятие, выражающее предметы веры в исламе, называется: а) иман; б) дин; в) исхан. 9. Обряд в христианстве, устанавливающий непосредственную связь веру человека с Христом, называется: а) причащением; б) крещением; в) священством; г) покаянием. 10. Свод жизненных правил, обязанностей и предписаний, которые Аллах дает верующим, –это: а) исхан; б) дин; в) сунни; г) иман. 11. Религия, утверждающая, что для спасения души человека не нужны посредники между ним и Богом в лице священнослужителей, – это: а) православие; б) протестантизм; в) католицизм; г) ислам. |
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 1464;