Из-за женской красоты мужчинам отказывает логика
Канадские психологи наконец доказали то, что женщины и так давно знали — мужчины действительно могут пожертвовать целым королевством ради одного красивого личика. А все дело в феномене, получившем название «обесценивание будущего». Биологи давно знают, что животные предпочитают получить меньшее вознаграждение, но сразу, чем более крупное, но потом. Этот феномен существует и у людей; причем именно он служит основой многих экономических моделей.
Ценность тех или иных ресурсов для индивида меняется со временем. К примеру, наличные деньги, доступные сейчас, обычно ценятся больше, чем те же наличные, которые станут доступны только в будущем. При так называемом рациональном обесценивании имеет смысл подождать большего объема денег в будущем. Тем не менее некоторым, например, наркоманам, свойственно иррациональное обесценивание — предпочтение малой дозы сегодня гораздо большей дозе в будущем.
Марго Уилсон и Мартин Дейли из университета МакМастер (Канада) решили изучить обесценивающее поведение и посмотреть, меняется ли оно под действием сексуального настроения. Для этого они показывали группе студентов и студенток университета фотографии представителей противоположного пола разной степени привлекательности. Потом 209 студентам предложили получить награду за участие в эксперименте, выбрав между чеком на сумму от 15 до 35 долл., который будет вручен на следующий день, и чеком на сумму от 50 до 75 долл., который будет передан им через пару недель.
Исследователи обнаружили, что мужчины, смотревшие на фотографии женщин средней степени привлекательности, демонстрировали степенное обесценивание будущего вознаграждения (в зависимости от его размера и отдаленности этого самого будущего). Если же они рассматривали фотографии красивых женщин, то они предпочитали скорейшее вознаграждение вне зависимости от его суммы, т.е. принимали иррациональное решение. Студентки, напротив, оставались одинаково рациональны вне зависимости от того, красивые или обычные мужчины были представлены на предложенных им фотографиях.
News.Battery.Ru — Аккумулятор Новостей, 16.12.2003
Борьба с роскошью — обычное явление для многих культур, обществ и религий. Примером могут служить знаменитые законы против роскоши в Риме, система аскетических ценностей протестантизма, согласно которой решительно отвергалось непосредственное наслаждение богатством и прокламировалось сокращение потребления.
Потребление предметов роскоши в Римской империи считалось столь серьезной проблемой, что для его подавления принимались суровые законы. Так, государственный деятель Марк Порций Катан Цензор (234—149 до н.э.) прослыл противником греческого влияния и получил известность как страстный обличитель роскоши и испорченных нравов в Риме. В эпоху Цицерона (106—43 до н.э.) нормой римского общежития была непритязательность быта, суровая и честная бедность, уравнивавшая членов общины. В государстве, накопившем несметные сокровища, где богачи владели тысячами гектаров, по сути дела, краденой земли и устраивали пиры, на которые свозились диковинные яства со всей земли, эта норма была явной бессмыслицей, а попытки миллионера Цицерона эту норму прославить и ут-
вердить — смесью наивности и лицемерия. Но с того момента, как богатства со всего Средиземноморья обрушились на Рим, сенат упорно принимал законы против роскоши — в 215-м, 182-м, 161-м, 143-м, 131-м, 115-м, 55 г. до н.э. и еще несколько раз впоследствии. Их повторяемость показывает, что они не исполнялись. Моралисты, историки, школьные учителя пели хвалу героям древней Республики за их бедность, их хижины, их деревянную посуду, скромные земельные наделы. Сенека в I в. н.э. прославлял честную бедность и восхвалял за нее Сципиона, который, удалившись в добровольное изгнание, мылся в темной крохотной баньке, им собственноручно сложенной из камней15.
Цезарь (100-44 до н.э) ввел закон против роскоши, чтобы хоть как-то обуздать алчность патрициев. Получив титулы «императора» и «отца отечества», Цезарь проводит законы о римском гражданстве, об управлении в городах, о сокращении хлебных раздач в Риме, а также закон против роскоши. Он осуществляет реформу календаря, который получает его имя. Если римлянин получал в наследство состояние, которое затем должно было перейти по наследству его детям, но тратил его зря, его лишали правоспособности. Законы против роскоши регулировали расходы на стол в будни и праздники. Деньги следовало тратить не на роскошь, а на дело.
Внучатый племянник Цезаря, император Август (63 до н.э. — 14 н.э.) тоже провозглашал возврат к древним республиканским доблестям, издавал законы против роскоши и разврата, обещал войны (так и не предпринятые) против богатых парфян на Востоке и против британцев на Севере. При нем были упорядочены налоговая и финансовая системы, развиты коммуникации, усилен контроль над провинциями. Заново отстраивались пострадавшие от гражданских войн города, особенно Рим. Было создано постоянное оплачиваемое войско. Август обратился и к изменению идеологии: всячески внушались гражданам идеи крепкой счастливой семьи (законы о браке, законы против роскоши), здорового образа жизни, образованности, преданности отечеству и власти. Всячески поощрялись и привлекались талантливые авторы. Советник Августа Меценат спонсировал Вергилия (воспевал традиционные римские добродетели), Горация (поэт-мудрец, далекий от политики). Писавший же о любви Овидий был отправлен в ссылку за распутство.
В V в. Публий Корнелий Руфин Младший был осужден по закону против роскоши. Еще во времена третьей Пунической войны в Риме был принят закон против роскоши, запрещающий откорм кур в гурманских целях. Но древнеримские обжоры ухитрялись порадовать себя и обходить этот
15 Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по теории культуры и истории Древнего Рима. М 1990 С 391-392.
закон, не подвергаясь наказанию, весьма простым способом — откармливали петухов. Добытые в XIV в. в Китае самим Марко Поло рецепты того, что мы сейчас называем мороженым, порой объявлялись государственной тайной, и кое-кто поплатился головой за ее разглашение. А у древних греков так ценили инжир, что за его контрабандный вывоз грозили суровыми карами. Эти постановления, как водится, нарушались, причем настолько часто, что возник целый общественный слой сикофантов — доносчиков на тех, кто вывозит из Греции драгоценные фиги (именно так называются ягоды инжира) мимо таможни.
Греческий тиран Коринфа Периандр (627—587 до н.э.) чуть ли не первым издал законы, направленные против бегства из страны, против праздности, безделья и роскоши. Появлялись они и позже. Так, Иаков I в XIII в. приказал, чтобы король и все его подданные не имели за своими обедами более двух сортов мяса, приготовленных каждое по одному только способу, за исключением убитой ими самими дичи.
В средние века такое показное потребление осуждалось в основном из моральных соображений (считалось грехом перед Богом впадать в чрезмерную роскошь), но также и потому, что показное потребление рассматривалось как возможная угроза классовым отношениям, которые средневековый мир считал важным сохранять. Савонарола призывал сжечь на костре вместе с тщеславием все, что не служит спасению души.
Невоздержанность, склонность к излишествам ярко проявлялись в пирах и увеселениях знати эпохи барокко. Чтобы устроить очередную оргию, представителям высшей аристократии было достаточно любого повода, будь то крестины, день рождения, именины, годовщина смерти, подписание
мира или победный поход на врага. Даже брак полагалось заключать публично: торжества по случаю бракосо четания императора Леопольда I длились в Вене целый год. Герцоги и маркизы, лорды и пэры, князья и бароны были обязаны, более того, вынуждены любой ценой, даже под угрозой собственного разорения, устраивать одно празднество за другим. Для покрытия расходов они, как и менее родовитые дворяне, брали деньги в кредит, взваливая на себя и своих подданных тяжкое — порой непосильное — финансовое бремя16.
Вплоть до 1600 г. в разные времена по всей Европе безуспешно применялись законы, ограничивающие потребление всего, помимо одежды и пищи. А когда Просвещение поставило вопрос о социальном и имущественном равенстве, роскошь, похоже, окончательно превратилась в общественно нетерпимое явление. «Роскошь, — писал аббат Куайе в знаменитом памфлете, — подобна огню, поскольку способна в равной мере и согревать, и истреблять. С одной стороны, она разоряет богатые дома, с другой — поддерживает жизнь наших мануфактур. Она пожирает состояние расточительного человека, но в то же время кормит рабочих. Стоит предать анафеме лионские шелка, золотые украшения, искусно ограненные драгоценные камни, как последствия не заставят себя ждать: миллионы рук разом замрут
Энценсбергер Х.М. Роскошь — прежде и теперь, или Кое-что об излишествах: Пер. с нем. А. Егор-шева // Иностранная литература. 1997. № 9.
в бездействии, миллионы глоток потребуют хлеба». Монтескье в трактате «О духе законов» был более краток: «Без роскоши не обойтись. Если богачи перестанут сорить деньгами, бедняки умрут голодной смертью». Вольтер свел проблему к парадоксу: «Лишние вещи крайне необходимы». Аналогичные суждения высказывались и в XX столетии. В работе о возникновении современной цивилизации из духа расточительства (1912 г.) Вернер Зомбарт сумел показать, что именно страсть к роскоши породила капитализм.
Борьба против показного экономического поведения до 1600 г. основывалась на этических соображениях, после чего вопрос был перенесен из моральной сферы в экономическую плоскость. Роскошь для европейцев -это прежде всего импорт дорогих заморских товаров, в том числе золота и шелков. Отсутствие личной скромности, страсть к наживе поощряют чужую экономику и глушат национальную. Они служат причиной увеличения импорта и ослабления отечественных рынков, вредного влияния на индивида как на производителя и поощрения расточительства в хозяйстве1 . Вплоть до Нового времени и великих географических открытий, соединивших Западную Европу с Индией и Америкой, роскошь и экстравагантность считались опасной социальной болезнью. Чрезмерное потребление выступало показателем не столько процветания, сколько симптомом экономического упадка18. Тогда верили, что особенно опасно впадать в бездумную роскошь представителям средних и низших классов, а нравственная обязанность знати — подавать другим пример умеренной жизни19.
Ситуация несколько изменилась в последней четверти XVII в., когда было замечено, что показное потребление, расширяя спрос на предметы роскоши, означает увеличение рабочих мест. Выяснилось и другое: страны, которые активно подавляли показное потребление, были почти всегда бедны20. Неудивительно, что после 1700 г. разумный спрос на предметы роскоши, превратившийся в социальное благо, входит составной частью в экономическую политику европейских стран. Английский философ-материалист Джон Локк (1632—1704) одним из первых увидел благотворное влияние высоких цен на экономику и развитие демонстративного богатства. Локк участвовал в проведении денежной реформы и способствовал отмене закона, препятствовавшего свободе печати. Он был одним из учредителей Банка Англии21. В то же время Джон Локк, признавая право собственности, признавал также и то, что это право ограничено правом нуждающихся на долю прибавочной стоимости, полученной с помощью собственности22.
17 Fortrey S. England's Interest and Improvement // Early English Tracts on Commerce / J.R. McCulloch
(ed). Cambridge, 1952.
18 Johnson E.A. Predecessors of Adam Smith. Kelley; N.Y., 1965. P. 290.
19 Dobbs A. An Essay on Trade and Improvement of Ireland. Dublin, 1729. P. 52.
20 North Sir Dudley. Discourse upon Trade. L., 1691. P. 14—15.
21 Locke J. Defence of the standard // Money and banking in England: the development of the banking
system, 1694-1914 / |compiled by] B.L. Anderson and PL. Cottrell. Newton Abbot, 1974; Locke on
money /John Locke ; edited, together with ancillary manuscripts, an introduction, critical apparatus, and
notes by Patrick Hyde Kelly. Oxford, 1991; Arneil B. Trade, plantations, and property: John Locke and the
economic defense of colonialism // J. of the history of ideas. 1994. Vol. 55. P. 591-609.
22 Locke J. Two Treatises of Government. Cambridge, 1980. P. 65.
Адам Смит (1723—1790) утверждал, что показное потребление товаров и услуг — идеальная возможность для показа богатства в интересах социального прогресса23. У него социальная позиция определялась накопленным капиталом, а потому он видел потребность в выставлении напоказ личного богатства как фундаментального условия борьбы за статус в обществе24. По мнению Р. Мейсона25, Смит видел в показном потреблении особый тип социального действия, попытку людей приобрести символы, необходимые им
для обозначения своего статуса в обществе. Борьба за богатство и потребительские товары была просто борьбой за престиж, позицию и власть26. В наибольшей мере это справедливо для «коммерческих обществ», сформировавшихся в эпоху средневековья. Здесь богатство всегда превращалось в потребительские товары прежде, чем становилось инструментом повышения статуса. Богатые нуждаются в приобретении многих товаров просто потому, полагал А. Смит, что они дороги и поэтому представляют собой «объекты, которые никто не может оплатить кроме них»27.
В Соединенных Штатах промышленная депрессия 1920—1930-х гг. убедила богачей, что неразумно впадать в показное потребление, и они в тот период стали сдержаннее в личных расходах. В последующие годы процветания после окончания Второй мировой войны, несмотря на то что возможности для показного потребления остались для богачей очень высокими, а потенциальное негодование в отношении такого поведения, по мнению Р. Мейсона28, снизилось, «позолоченный век» не повторился, и богатые элиты смогли отыскать альтернативные пути обеспечения и защиты своих статусных позиций в обществе.
По общему мнению, рост урбанизации в США и Западной Европе во второй половине XX в., возросшая мобильность, повышение материального уровня жизни населения, возникновение новых рабочих мест — все это вместе привело к тому, что индивид в «обществе благосостояния» более социализирован, чем его соотечественники в традиционных и индустриальных обществах. В 1960-е гг. сформировалась философия достижения, основанная на вере в собственные силы, предприимчивость и неприятие открытых форм демонстративного потребления. Многие авторы называют вторую половину XX столетия эпохой достигаемых статусов, свойственных среднему классу. Как отмечал Дж. Гэлбрейт еще в 1959 г., профессиональный менеджер и служащий забрали у богача власть, являющуюся в бизнесе безоговорочной.
23 Smith A. Theory of Moral Sentiments. Cambridge, 2002.
24 Взгляды Смита на показное потребление детально рассматриваются в книге Riesman D.A. Adam
Smiths Sociological Economics. L., 1976. P. 102—107.
25 Mason Roger S. Conspicuous Consumption. A Study of Exceptional Cosumer Behaviour. Westmead,
Farnborough, Hampshire, 1981.
26 Riesman D.A. Adam Smiths Sociological Economics. London, 1976. P. 114.
27 Smith A. The Wealth of Nations. Glasgow, 1776. Vol. 1. P. 192.
28 Mason Roger S. Conspicuous Consumption. A Study of Exceptional Cosumer Behaviour. Westmead,
Farnborough, Hampshire, 1981.
Подпадает ли престижное поведение под категорию целерационально-го действия М. Вебера? Вряд ли. Зато уж наверняка оно вписывается в другую строчку — ценностно-рационального действия. В качестве ценности выступают здесь отнюдь не моральные идеалы, скажем помощь нуждающимся, как в случае филантропии, а демонстрация социального превосходства, престиж и высокий статус. Люди, покупающие товары в дорогих магазинах, принадлежат совсем к другому социальному классу. Для современного среднего класса большинство вещей морально изнашиваются гораздо раньше, чем наступает их физический износ, поэтому по сроку службы «фирменные» и обычные вещи не различаются. Если вы носите вещь до ее полной амортизации, то фирменный магазин вам не по карману29.
Роскошь по-деревенски
Французский антрополог Марсель Мосс(1872-1950) основательно изучил престижную экономику американских индейцев, основанную на ритуальном обмене дарами, потлаче, а другой француз Жорж Батай(1897-1962) превратил идеи Мосса в экономическую теорию, пригодную для современности. Он утверждал, что движущей силой экономического благополучия является не обмен, но трата. Действительно, история человечества не знала ни одного общества, в котором бы вопиющая нищета большинства населения не соседствовала бы с разорительной роскошью кучки людей. Фактически Жорж Батай довел толкование роскоши до крайних философских пределов: «История жизни на Земле есть прежде всего следствие безумной неумеренности. Надо всем довлеет стремление приумножить роскошь, породить все более дорогостоящие формы существования»30.
29 Ильин В.И. Поведение потребителей: Учеб. пособие. СПб., 2000.
30 Bataille G. The Accursed Share, two volumes. N.Y., 1988. Vol. 1. P. 59.
Престижное поведение как в древности, так и сегодня опирается на скрытый механизм, который описывается особым типом мотивации. Престижный мотивусиливается по мере того, как общество движется к среднему классу. Его представители стремятся достичь более высокого статуса, который выражается, в частности, в намерении жить в престижном районе, ездить на хорошей машине, быть членом лучшего клуба в городе, иметь красивую и дорогую одежду — эти вещи могут помочь в бизнесе. Статусные регалии помогут расположить к себе клиента или инвестора, но вместе с тем могут вызвать зависть подчиненных и нажить себе врагов.
Престиж — это поведение или состояние, которое не стыдно показать другим. Престиж — ощущение того, насколько успешно он устроился в жизни. Те, кто обладает ярко выраженными престижными потребностями, вероятнее всего будут ценить то вознаграждение, которое обеспечивает им большой вес в глазах коллег и начальства: просторный офис, титул, пользование определенной столовой или клубом, право носить эксклюзивный галстук, что позволяется только менеджерам высшего звена, право на машину, что ассоциируется с высоким занимаемым в компании положением,
Врезка
С. Иванов
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 585;