Куда делись новые русские?
Если отвлечься от снобистских предрассудков, диктующих надевать на скачки серую визитку с цилиндром, а на вечерний прием — смокинг (причем с черными носками, а не с белыми), — если отвлечься от всего этого этикета и посмотреть правде в глаза, то придется признать, что стиль «новых русских» красив некоторой наивной, детской красотой.
«Новые русские» оделись попугаями и выставили напоказ все свои сокровища — как дети хвастаются друг перед другом блестящим стеклышком или выломанным из игрушечного автомобильчика выключателем. Детские сокровища просты и наивны, как наивны были все эти выкладываемые на стол мобильные телефоны, выставляемые напоказ золотые цепи. Подобную первобытную красоту не встретишь, пожалуй, нигде, кроме как у папуасов. Я имею в виду моду Манхэттенского Гарлема либо богатых пригородах Бомбея. Беда только в том, что гар-лемские миллионеры зарабатывают свои миллионы на музыкальных скороговорках, называемых рэпом; на торговле наркотиками; на обмане правительства, каковому поясняют, сопровождая пояснения взятками, что банды «Крипе» и «Бладс» не торгуют крэком, а сражаются с расовой дискриминацией. Одним словом, в [арлеме заняты бизнесом, который именно что предполагает одеваться попугаем, носить пистолет, ездить на лимузине и заливать «Доном Периньоном» простую китайскую еду в бумажном пакетике.
«Новые русские» тоже, конечно, торговали наркотиками, тоже стреляли и тоже коррумпировали правительство. Однако же предметом их вожделения был не шоу-бизнес, не наркотрафик и не проституция. «Новые русские» в силу географического положения и принципиальной неритмичности вскормившей их страны стремились к контролю над нефтью и алюминием, — а этими земными благами торгуют либо арабы, либо люди в пиджаках.
Кабы «новые русские» искали партнеров в Гарлеме, то мобильные телефоны на столах, золото на бычьих шеях и пыльные алмазы величиной с перепелиное яйцо стали бы в России предметами хорошего тона. Однако «новые русские» искали партнеров на Уолл-стрит. Партнеров толком не нашли, но вынуждены были в процессе поисков научиться пользоваться салфеткой и рыбной вилкой; выбирать правильную марку машины, а не ту, которая нравится; носить «Ар-мани», а не «Хьюго Босс» и так далее — тысячам предрассудков, насаждаемых колонизаторами. Кто не научился пользоваться рыбной вилкой, погиб по-македонски, «с двух рук». Если появление «новых русских» было явлением эстетическим, то исчезновение их — явление социальное. Среда задавила. В силу климатических, экономических и социальных особенностей России богатые люди в ней считают свою жизнь фильмом «Однажды в Америке».
Сокращено по источнику: Панюшкин В. Куда делись новые русские? // Коммерсантъ-ВЛАСТЬ, 2002. № 34.
которые прямо определяют уровень спроса на данный продукт5. Так представляли дело классики экономической мысли. Они полагали, что большинство покупок совершается исключительно ради удовлетворения личных потребностей. Общественность или «значимые другие» в расчет не включались. Позже оказалось, что проблема в них как раз и заключается. Важно учитывать ценности покупки в глазах других людей, чьим мнением дорожит покупатель.
Вот тогда-то и возникла проблема престижного, демонстративного или показного потребления (conspicuous consumption). Оно, как утверждает Р. Мейсон6, связано прежде всего с хвастливой демонстрацией богатства, ибо мотивируется желанием произвести впечатление на других людей способностью заплатить особенно высокую цену за престижный продукт. В основу покупки заложена уже не экономическая или психологическая полезность продукта, а его социальная цена. Демонстративное потребление — расточительность, приобретение дорогих и бесполезных вещей, предметов роскоши — является особой формой публичного признания денежного успеха.
Вторая половина XIX в. в США отмечена стремительным развитием капитализма. Появляется сословие нуворишей — «новых американцев», которые 25% накопленного капитала тратят на то, чтобы купать своих любовниц в ваннах из золота, наполненных шампанским, раздавать друзьям поселки из 50 домов.
Когда человек принимает решение о покупке, руководствуясь лишь желанием (а может быть, всего лишь своей прихотью) продемонстрировать свои материальные возможности, так сказать, покупательную мощь, утилитарное назначение веши его вовсе не интересует. Куда, к примеру, вы денете золотой унитаз? А джип «Чероки» — разъезжать по деревне и кур пугать? На первый план выходят уже совсем иные ценности, например выставляемое напоказ богатство хозяина. Если так, то и дешевая цена вас не устроит. Она лишь будем умалять приобретаемое богатство. Действительно, как ведет себя нормальный покупатель на оптовом рынке или в городском магазине? Ищет товар подешевле. А как ведет себя тот, кем овладело престижное потребление? Ищет товар подороже. Он называется эксклюзивным, т.е. таким, какого нет у других людей.
Показное потребление — очень древнее явление. Свое происхождение оно ведет от знаменитых ритуалов потлача, известного антропологам по реконструкции первобытного общества и эпохи вождеств. На языке индей-цев-нутка «патсхатл» означает давать подарок. Этим словом индейцы-чинуки обозначали «питание» или «кормление», но со временем оно начало означать ритуальное празднество обмена дарами. В русских источниках
5 Mason R.S. Conspicuous Consumption. A Study of Exceptional Cosumer Behaviour. Westmead,
Farnborough, Hampshire, 1981.
6 Ibid.
XIX в. потлач именуется «игрушками». Он представляет собой обрядовое действо, сочетающее светские и сакральные элементы, и предназначен продемонстрировать богатство и могущество социального статуса субъекта такого действия. В социологии и антропологии он обозначает социальный институт и социальную практику одновременно. У большинства народов, его использовавших, потлач представлял собой способ приобретения или подтверждения социального статуса и отмечал важнейшие события цикла человеческой жизни. По различным свидетельствам, продолжительность по-тлача могла быть разной — от 5—7 дней до двух недель. Церемониал проведения и этикет потлача были тщательно разработаны. За его соблюдением следили специально назначенные лица, «хранители порядка мест». Обрядовые имена вождей и знати выкликались назначенным для этого глашатаем. Приглашенным на потлач соплеменникам или представителям чужих племен за присутствие и подтверждение статуса и прав хозяина потлача платили распределением имущества, которое являлось как бы капиталом, вложенным с процентами7.
Поводом для устроения потлача могло служить как событие социальной жизни (совершеннолетие или рождение ребенка, женитьба или похороны вождя), так и личный почин устроителя — вещий сон, или сверхъестественное происшествие, или просто притязание на определенные права. Полинезийские вожди устраивали пышные застолья, демонстрируя подданным свою власть и материальное могущество.
7 Ващенко А. В. Повествовательный фольклор индейцев Северо-западного побережья Северной Америки (http://skydger.twilight.ru).
Итак, архаический обычай обмена сакральными предметами получил в науке наименование потлача. Он представляет собой празднество, во время которого режут скот, уничтожают орудия труда, лодки, ковры, деньги, домашнюю утварь. Европейские наблюдатели, впервые столкнувшиеся с потлачем, посчитали его признаком дикости, бескультурья. Однако Б. Малиновский, первым давший ему научное объяснение, указал на другую, непрагматическую функцию обычая: он удостоверяет бескорыстие жертвователя, демонстрирующего, что для друзей ему ничего не жаль. В потлаче экономический успех измеряется раздачей, а не накоплением.
Достаточно подробно потлач как ритуальное угощение первобытного коллектива со стороны вождя или бигмена описал Марсель Мосс в своем «Эссе о даре»8. Мосс видит в основе института потлача заботу о поддержании и повышении престижа племени. Обычай дарообмена и коллективного угощения был органично вплетен в существовавшую систему власти и распределения статусов. Вожди ранжируются отдельно — среди других вождей. Ранг определяется через механизм престижных церемоний, включающих сравнение вождей по объему собранного урожая и раздаточного угощения (кула). Рождение наследника вождя, женитьба влиятельного человека племени, спор между двумя претендентами на пост вождя — все эти события отмечались потлачем, торжественно, с речами и возбужденными восклицаниями. Потлач служил одной из форм борьбы между вождями за престиж и социальный статус9.
Потлач характерен как для индейцев, так и для племен Меланезии, Папуа, Африки, Полинезии и Малайзии. В том или ином виде этот ритуал проявлялся, вероятно, во всех архаических культурах. Утлинкитов выделялся траурный аспект коллективного пиршества: гости приглашались, чтобы соболезновать утрате вождя и признать права преемника усопшего. У ква-киутлей, нутка и белла-кула потлач отличался плясками и действами тайных союзов. У индейцев северо-запада Америки институт потлача выражен наиболее четко. Значительную роль в этом ритуале играет понятие чести. В некоторых видах потлача от человека требуется истратить все, что у него есть. Тот, кому предстоит быть самым богатым, должен быть также самым безумным расточителем. Политический статус индивидов в кланах достигается «войной имуществ» так же, как и войной, удачей, наследованием, союзом или браком. Тяга к соперничеству между вождями подогревалась соперничеством родов и знати. Имущество стали интенсивнее добывать военными набегами, а во время потлачей раздача часто заменялась уничтожением; таким образом, обрядовое состязание как бы уподоблялось войне, тем более что крупные военные конфликты постепенно становились невозможными и статус можно было приобретать только посредством потлача. Ф. Боас в 1895 г. услышал характерное свидетельство участника потлача: «Теперь мы сражаемся своим богатством... мы не сражаемся оружием, мы сражаемся имуществом»10. Во время потлачей в большом количестве выбрасывали в море припасы, разламывали ладьи, сжигали бочками рыбий жир, уби-
8 Mauss M. Essai sur le Don, forme archaique de I'change. // «L'Annue sociolodique» (n.s.). 1924. Vol. 1.
Мосс М. Эссе о даре. Фрагменты: Пер. с фр. А.Б. Гофмана. М., 1996.
9 Suttles W. Affinal Ties, Subsistance and Prestige among the Coast Salish //American Anthropology. 1960.
Vol. 62.
10 Boas F. The Social Organization and the Secret Societies of the Kwakiuti Indians. Wash., 1897. P. 343.
вали напоказ рабов (или отпускали на свободу, т.е. символически «уничтожали» их как невольников). Ценностными единицами, предметами раздачи и уничтожения или покупки служили лодки, сосуды или емкости с жиром, короба ягод, накидки и одеяла, рабы и особые медные пластины, поскольку они играют в мифах важную роль".
В ряде случаев имущество даже не дарят, а просто разрушают. При этом разрушение является высшей формой траты. У цимшиан ее называют «убивать имущество». Один вождь цимшиан проиграл даже детей и родителей. При этом этикет требует, чтобы выигравший оставлял свободу проигравшему, его жене и детям. Нарушение правил потлача влечет за собой утрату чести и «лица», т.е. души. У тлинкитов тех, кто медлит, прежде чем прийти на потлач, относят к «женщинам». Отказавшийся обнаруживает свою боязнь оказаться «уничтоженным», «потерять вес» своего имени из-за неспособности ответить на подарок более щедрым подарком12.
С точки зрения классической экономики, потлач — антирациональное потребление, даже какая-то аномальная форма человеческого поведения. Его цели противоположны здравому смыслу и целям накопительства. Действительно, на некоторых островах Меланезии состоятельные лица систематически уничтожали запасы циновок, считавшихся здесь одним из мерил богатства. Зачем мы идем в магазин? Разумеется, для того чтобы приобрести циновку и положить ее в ванную комнату. Суть потребительского пове-
Врезка
М. Мосс Потлач
Племена, о которых пойдет речь — все обитают на побережье северо-запада Америки, Аляски и Британской Колумбии. Они промышляют больше морской и речной рыбной ловлей, чем охотой, у них нет земледелия. Они, однако, очень богаты, и даже сейчас рыбная ловля, охота, меха оставляют им значительные излишки. Их социальная жизнь представляет собой что-то вроде непрерывного брожения. Тут и постоянные визиты целых племен, кланов и семей друг к другу, и повторяющиеся затяжные праздники, каждый из которых зачастую весьма продолжителен. По случаю бракосочетания, различных ритуалов, ради повышения статуса расходуют, не считая, все, что было в течение лета и осени накоплено промыслом на одном из самых богатых побережий мира. Сама частная жизнь протекает таким же образом: приглашают людей из своего клана, когда убивают тюленя, когда открывают сосуд с консервированными ягодами
или кореньями, созывают всех, когда на берег выбрасывает кита.
У них существуют братства, часто межнациональные. Часть даров и ответных поставок предназначены для оплаты последовательно достигаемых степеней и возвышений в братствах. Все это осуществляется в ходе непрерывного потлача. Существуют потлачи в любом направлении, соответствующие другим потлачам в любом направлении. Это постоянный процесс give and take («даем — получаем»).
Сам потлач, характерный для этих племен, есть не что иное, как система взаимообмена дарами. Потлач отличает вызываемое им буйство, излишества, антагонизмы, с одной стороны, а с другой — некоторая скудость юридических понятий, простая и грубая структура. Тем не менее на практике принципы определенны и достаточно ясны. Два понятия в них, однако, выражены совершенно четко: кредит и честь.
Во всех своих предприятиях индеец полагается на помощь своих друзей. Он обещает заплатить им за эту помощь впоследствии. Если оказанная
" Ващенко А.В. Повествовательный фольклор индейцев Северо-западного побережья Северной Америки (http://skydger.twilight.ru).
12 Мосс М. Очерк о даре // Общества. Обмен. Личность: Тр. по социальной антропологии / Пер. с фр., послесловие и комментарии А.Б. Гофмана. М., 1996; Агапкина Т.А., Виноградова Л.Н. Благо-пожелание//Славянские древности. Т. 1. М, 1995. С. 188-191.
дения заключается в том, чтобы использовать приобретенную вещь. Но не уничтожать ее. А суть престижного потребления в ряде случаев, как свидетельствует история, заключается в противоположном — демонстративном уничтожении на глазах у других людей. Публичное уничтожение дорогой вещи показывает, как дорого вы стоите и как высоко стойте на социальной лестнице. Демонстрация статусного превосходства достигала умопомрачительных масштабов, нередко доводя хозяев до полного разорения. Зарегистрирован самый большой потлач, данный вождем нимкишей Дэном Кран-мером в 1921 г., когда между 300 гостями в течение 6 дней было распределено имущество, накопленное за 8 лет труда, эквивалентное стоимости 30 тыс. одеял-накидок13.
Если стремление к показной роскоши было своеобразным законом жизни в первобытном обществе, то с возникновением первых государств оно превратилось в уголовно наказуемое деяние. Во многих античных государствах принимались законы против роскоши и намеренно насаждались установки к простой жизни. Особенно преуспела на этом поприще Спарта. Прокламируемая простота образа жизни распространялась на все сферы быта, уменьшая тем самым социальную зависть и обеспечивая моральное единство общества. Богатые и знатные внешне ничем не отличались от бедняков, их дома были так же просты, а стол — так же скромен, как у менее удачливых сограждан. Фукидид в своем очерке истории Греции писал о
помощь заключается в ценных вещах, измеряемых индейцами в одеялах, он обещает вернуть стоимость займа с процентами. Индеец не располагает системой письменности, и поэтому, чтобы обеспечить гарантии соглашению, оно совершается публично. Получение в долг, с одной стороны, оплата долга, с другой — это потлач. Эта экономическая система развита до такой степени, что капитал, которым владеют все индивиды, объединенные в племя, намного превышает количество наличных ценностей, находящихся в распоряжении.
Необходимо понять, что индеец, приглашающий всех своих друзей и соседей на большой потлач, где на первый взгляд растрачиваются результаты труда многих лет, преследует две цели, которые мы не можем не признать разумными и достойными похвалы. Первая цель — оплатить свои долги. Это совершается публично, с большими церемониями и в манере нотариального акта. Другая цель состоит в таком размещении плодов своего труда, чтобы извлечь наибольшую выгоду как для себя, так и для своих детей. Те, кто получает подарки на этом празднике, получают их как заемы, которые они используют в своих теперешних предприятиях, но по прошествии нескольких лет они должны вернуть их с выгодой
для дарителя или его наследника. Стало быть, потлач в конечном счете рассматривается индейцами как способ обеспечить благосостояние своих детей в случае, если они оставят их сиротами в юном возрасте.
Весьма значительна роль, которую в соглашениях индейцев играет понятие чести. Потребление и разрушение при этом действительно не знают границ. В некоторых видах потлача от человека требуется истратить все, что у него есть, и ничего не оставлять себе. Тот, кому предстоит быть самым богатым, должен быть самым безумным расточителем. Сжигают целые ящики рыбьего жира, сжигают дома и огромное множество одеял, разбивают самые дорогие медные изделия, выбрасывают их в водоемы, чтобы подавить, унизить соперника. Таким образом обеспечивают продвижение по социальной лестнице не только самого себя, но также и своей семьи. Отдавать — уже значит разрушать. Часть ритуалов дарения включает разрушения. Например, ритуал выплаты приданого, или, как называет его Ф. Боас, «выплаты брачного долга», содержит церемонию, которая называется «топить лодку». Иногда это церемония символическая. Но иногда поездки на потлач включают реальное разрушение лодок прибывших после усердной помощи
13 Лверкиева Ю.П. Индейцы Северной Америки. М., 1974.
Спарте: «Лакедемоняне первыми стали носить простую одежду нынешнего времени, и у них люди более состоятельные вели большей частью образ жизни одинаковый с простым народом». За этим тщательно следили эфоры, которые даже царей заставляли следовать неписаным законам, направленным против роскоши.
В Спарте пресекались все внешние проявления роскоши, начиная от одежды и заканчивая жилищным строительством. Дома спартиатов должны были строиться только с помощью топора и пилы и не выделяться раздражающей сограждан роскошью. Даже письменная культура приравнивалась в Спарте к предметам роскоши и рассматривалась как нечто неуместное и опасное.
И настороженное отношение к иностранцам было вызвано той же причиной. К примеру, все ремесленники-иностранцы (своих не было), производившие предметы роскоши, как-то: изготовители благовоний, красильщики шерсти, ювелиры, подвергались в Спарте ксенеласии, т.е. насильственному выдворению за границу.
Конечно, широко рекламируемое в Спарте равенство всегда оставалось фикцией. Государство не могло надолго сохранить даже иллюзию экономического равенства, но зато оно могло заставить имущую часть своих граждан придерживаться строго очерченных норм поведения14.
при выгрузке всего, что в них было. Затем при отъезде гостям отдаются лучшие лодки. Но разрушение в собственном смысле составляет, по-видимому, высшую форму траты. Ее называют «убивать собственность». В действительности так обозначают даже раздачу одеял: «сколько одеял было потеряно, чтобы его увидеть». Обязанность давать составляет сущность потла-ча. Вождь должен устраивать потлач за себя, своего сына, зятя или дочь, за своих умерших. Он сохраняет свой ранг в племени (и в деревне, даже в собственной семье), он поддерживает свой ранг среди вождей в национальном и международном масштабе, только если доказывает, что духи и богатство постоянно посещают его и ему благоприятствуют, что богатство это обладает им, а он обладает богатством, и доказать наличие этого богатства он может, лишь тратя его и распределяя, унижая других, помещая их в тени своего имени. Об одном из великих мифических вождей, не дававшем потлача, говорится, что у него было «испорченное лицо». На северо-западе Америки потерять престиж — значит одновременно потерять душу. Раздача богатств играет роль покаяния, искупительной жертвы духам и восстановления общности с другими людьми. Потлачи искупления ритуальных ошибок у кваки-ютлей многочисленны. Надо устроить потлач
тестю, чтобы вернуть жену, ушедшую от вас... очевидно, по вашей вине. Принцип может употребляться фиктивно: когда вождь хочет найти повод для потлача, он отсылает свою жену к тестю, с тем чтобы иметь возможность для новой раздачи богатств.
В одном мифе хайда племени массет рассказывается, как один старый вождь устроил недостаточно солидный потлач; другие его больше не приглашают, он умирает от этого, его племянники сооружают его статую, устраивают праздник, десять праздников от его имени — тогда он воскресает.
Обязанность достойно возмещать носит императивный характер. Если не одаривают или не разрушают эквивалентные ценности, навсегда теряют лицо. Санкцией для обязанности одаривать служит рабство за долги. Индивид, который не смог вернуть долг или потлач, теряет свой ранг и даже ранг свободного человека. Когда индивид, дискредитированный таким образом, берет взаймы, он «закладывает свое имя» и (синоним этого выражения) «он продает раба».
Сокращено по источнику: Мосс М. Очерк о даре // Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии / Пер. с фр., послесловие и комментарии А.Б. Гофмана. М., 1996.
14 См.: Печатнова Л.Г. История Спарты (период архаики и классики). СПб., 2001.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 690;