ЦЕННОСТНО-РАЦИОНАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ

Ценностно-рациональное действие основано на сознательной вере в то, что наш поступок имеет эстетическую, этическую, религиозную или какую-либо иную ценность. Оно не должно быть ориентировано на успех или вы­году. Ценностно-рациональное действие бескорыстно. В самом деле, когда мы ставим цель, допустим, получение прибыли, то ожидаем достичь успе­ха. Но ценностно-рационально поступает только тот, кто, не считаясь с предвиденными последствиями, действует в соответствии со своими убеж­дениями и выполняет то, что требует от него долг, достоинство, красота, честь либо религиозные принципы.

Ценностно-рациональное действие — социальное действие, происходя­щее в тех случаях, когда человек искренне верит, что совершаемый посту­пок имеет какую-то моральную или религиозную ценность. Геройские по­ступки на войне являются ценностно-рациональным действием, потому что человек отдает свою жизнь на благо Родины, сам при этом не получая ни­какой выгоды. Его поступки бескорыстны, они определяются требования­ми долга.

Ценностно-рациональное действие это осознанная необходимость некоего поступка

Примером ценностно-рациональных действий выступают духовные практики и этические учения, являющиеся составной частью всех мировых религий. Обуздание низменных страстей ради высоких ценностей, предан­ность идеалам, своим родителям (сыновняя почтительность), своему сюзе­рену (рыцари и самураи), своей родине (патриотизм), своему Богу (мона­шество, подвижничество). Конфуцианство и кодекс бусидо — прекрасные примеры ценностно-рационального поведения, наиболее ярко воплощен­ные в образе жизни и поведении самураев.

Любое самоубийство можно считать примером ценностно-рационально­го поведения, поскольку человек уходит из жизни, когда рушатся ценност­ные основы его бытия — утрата любимого человека, веры в людей, потеря смысла жизни, одиночество, невозможность соблюсти этические принци­пы чести. Но точно так же и христианство накладывает на своих привержен-

цев запрет на самоубийство, исходя опять из ценностных соображений: Бог дал жизнь человеку и только он вправе распоряжаться ею; покушение на права Бога означает святотатство. Харакири — пример культурно обуслов­ленного ценностно-рационального поступка, связанного с самоубийством. Дуэль — ритуализированное убийство или отмщение человеку, нанесшему личное оскорбление, ценностно-рациональное действие с максимально высоким уровнем риска самому быть убитым.

Защита слабых — стариков, женщин, детей, инвалидов, животных — тоже относится к ценностно-рациональному действию. Отец, защищающий

честь и достоинство своей семьи, также совершает ценностно-рацио­нальное действие. Этого требуют его обязанности главы семейства и ко­декс чести, такого поступка ожидают от него окружающие. Для ученых высшей ценностью выступает науч­ная истина. К примеру, Джордано Бруно ради нее взошел на костер Инк­визиции.

Уход в монастырь совершается в соответствии со своими взглядами, мировоззрением и высшими религиозными ценностями. Иногда люди уве­ряют, что видели соответствующий сон или слышали голос, указавший им дорогу к Богу. Монастырское послушание рассматривается при этом как подвиг и призвание.

К такого типа социальным действиям, кроме того, относятся: подвиг Матросова, донос Павлика Морозова на своего отца, самосожжение старо­веров, обряд обрезания у евреев, проявления антисемитизма, необходимость уступить место в общественном транспорте пожилым людям, акт спасе­ния прохожим ребенка из горящего дома; принесение себя в жертву, посе­щение церкви невоцерквленными людьми, выход на субботник, помощь при задержании преступника, поддержка другого человека в трудную ми­нуту.

Под ценностно-рациональным поведением понимается такое поведе­ние, которое совершается индивидом под руководством каких-то обще­ственно значимых и признанных им ценностей, идей, идеалов, верова­ний. Например: что сейчас побуждает коммунистов проводить демонстра­ции? Вера в идеалы коммунизма. Что побуждало в 1991 г. сторонников демократии выходить на защиту Белого дома? Вера в идеалы демократии. При этом они прекрасно понимали, что могут пострадать, даже быть уби­тыми, и не думали о выгоде, которая наступит как результат их действий. Иначе говоря, выходили на демонстрации или баррикады ради каких-то ценностей или идеалов. Этим ценностно-рациональное поведение отли­чается от целерационального. Более того, совершая ценностно-рациональ­ное действие, выходя на защиту Белого дома, люди противоречили своему же целерациональному поведению, цель которого — спасение своей жиз­ни, избежание травмы или смерти.

Несовпадение, а то и противоречие нескольких типов социального дей­ствия, встречающихся у одного индивида, — распространенная ситуация. Подчиненный вспылил и нагрубил начальнику. Это эмоциональное дей­ствие. Оно явно противоречит целерациональному действию, ориентиро-

ванному на высокую зарплату и продвижение по службе. Вспыливший под­чиненный уже не получит ни того, ни другого.

Вступление в коммунистическую партию в годы советской власти надо рассматривать как целерациональное действие, так как благодаря ему че­ловек продвигался по служебной лестнице и получал иные социальные бла­га. Но вступление в компартию в 1990-е гг., когда она не пользовалась об­щественным расположением, являлось уже ценностно-рациональным по­ведением, поскольку никаких социальных выгод оно не несло.

Почему же человек совершает то, что противоречит его выгоде, интере­су, прагматической цели? Видимо, причиной служит побудительная сила поступка. Если в данный момент эмоции чрезмерно велики, то человек

обязательно выскажет начальнику все, что он думает о нем, не обращая внимания на последствия. Если ком­мунистические или демократические идеалы для человека — самое главное в жизни, если чувство чести и челове­ческое достоинство составляют смысл жизни, то он не задумываясь о воз­можном риске встанет на их защиту. Если он этого не сделает, то, возмож­но, трусости он не простит себе никогда. Непрощенный поступок лишает нравственного комфорта всю жизнь человека, возможно, и самого смысла жизни. А это бывает поважнее не только денег, но иногда и самой жизни. По аналогии с иерархической теорией А. Маслоу можно интерпретиро­вать теорию социального действия М. Вебера так: в данный момент поведе­нием индивида руководит та побудительная сила или тот мотив, который оказывается самым актуальным либо в данный момент времени (действие, совершаемое в порыве чувств), либо самым важным на его шкале ценностей. Когда солдат заслоняет грудью от пуль своего командира — это не целе­рациональное поведение, так как такое действие не приносит ему ника­кой выгоды, но он верит в некоторые идеалы, которые побуждают его пойти на это. Это ценностно-рациональное действие. Оно совершалось потому, что у человека кроме выгоды присутствуют еще какие-то побуди­тели действия. Не его инстинкты выживания, а совершенно осознанные общественно значимые ценности, идеалы.

Возможно, что человек — единственное существо, которое может поста­вить во главу угла выдуманные цели и идеалы, а не природные инстинкты и побуждения. Впрочем, смотря что понимать под природными побудите­лями. Алчность и страсть к наживе — социально приобретенное качество. Ни одно животное не станет тратить на эти ложные фетиши и крупицы сво­его времени. Но для чего человеку деньги? Они — средство добиться мате­риального благополучия и социального комфорта. Стремление жить сыт­нее, богаче, со всеми удобствами, доставляя себе радость и избегая не­удобств, — это не что иное, как гедонизм, стремление к удовольствию. А разве это не врожденная черта?

Когда рыцарь жертвует жизнью ради дамы, он совершает не целерацио­нальное действие. Им руководит некий кодекс чести или этикет достой­ного человека. Это — ценностно-рациональное поведение.

Мы можем привести бесчисленные примеры ценностно-рационально­го действия даже в деловой сфере, которая считается меккой целерационал ь-

ных поступков и голого прагматизма. Например, бизнесмен совершает сдел­ку, веря партнеру на слово, не требуя никаких расписок. При этом партне­ры руководствуются некоторым набором ценностей, выраженным в непи­саном кодексе чести, этических правилах. Вы даете деньги в долг своим друзьям без всяких расписок, хотя это — та же самая сделка, относимая к области целерационального действия. Но вы переводите его в плоскость ценностно-рационального поведения.

Ценностно-рациональное действие — это предательство, измена, нрав­ственные поступки, безнравственные поступки, долг чести. Написать дис­сертацию другу, исходя из нравственного долга дружбы, значит совершить ценностно-рациональное действие. То же самое касается стремления не потерять свое лицо, поддержать репутацию или доброе имя. Один из спо­собов сохранения лица — соблюдение известных межличностных ритуалов. Э. Гоффман различает два вида таких ритуалов: ритуалы уклонения (т.е. фор­мы почтения и уважения, которые вынуждают говорящего держать дистан­цию) и ритуалы предъявления (т.е. действия, посредством которых индивид дает специфические характеристики партнерам, содержащие информацию о его отношении к ним). Еше одним способом сохранения лица (презента­ции личности) является материальная поддержка социальных учреждений и институтов, нуждающихся в помощи. Речь идет о благотворительности и филантропии.

В общем и целом можно провести следующее разграничение в типах действия: поведение в рамках этики относится к ценностно-рационально­му действию, поведение в рамках этикета — к традиционному. Вот почему заступиться за женщину в толпе хулиганов — ценностно-рациональный поступок, а подать женщине руку при выходе из автобуса значит совершить всего лишь традиционное действие, требующее соблюдения принятых в обществе норм и правил.








Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 1419;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.