КОГДА ЛЮДИ СПЕШАТ И НЕ СПЕШАТ НА ПОМОЩЬ

Все мы знаем, что нравственные нормы требуют оказывать первую по­мощь человеку, попавшему в беду. Так должно быть. Это идеал. Но как про­исходит в жизни? Насколько должное отличается от реального?

Психологи решили выяснить, при каких обстоятельствах люди реаль­но приходят на помощь. Каждый человек, который видит, что другому че­ловеку нужно немедленно помочь, мысленно задает себе следующие воп­росы:

Ситуация действительно так серьезна, что требует моей помощи?

Дело требует моего личного вмешательства?

Будет ли оказание помощи трудным для меня?

Потребует ли оно больших затрат?

Принесет ли мое вмешательство пользу жертве?

Могу ли я легко исчезнуть с места происшествия?

Наша реакция на ситуацию, считает Э. Аронсон, будет зависеть от отве­та на каждый из этих вопросов22.

Первое условиеоказания помощи — быть уверенным, что ситуация — чрезвычайная. Когда человек присел на скамейку, а вы не знаете, что с ним: стало плохо с сердцем, напился, решил поспать, то решимость, с какой вы броситесь на помощь, резко снижается. Вы не уверены, что ситуация кри­тическая. Но если упавший корчится в судорогах, просит о помощи, вы не­медленно придете на выручку.

Второе условие— обязательная личная ответственность. Если вы стоите в толпе, окружившей раненого человека, то ваше желание помочь ему уменьшится по мере возрастания числа окружающих. Чем больше людей вокруг жертвы, тем скорее у вас появится мысль о том, что и другие могут помочь, что вообще это не мое дело. Происходит любопытное явление, из­вестное психологам как размывание ответственности.Будь вы один, вы ни на кого ее не перекладывали бы. Помощь пострадавшему рассматривали бы как свою личную ответственность. Но в толпе она становится безличной (как и вообще все, что попадает в толпу). Свою огромную ответственность вы делите на количество людей вокруг и вам остается маленький кусочек. А его можно и не заметить. Люди охотнее идут на помощь, когда убеждены, что только они знают о чрезвычайной ситуации.

22 Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. М., 1999. С. 51.

Третье условие— понимание цены вмешательства. Люди все-таки помо­гают меньше, если иена такого вмешательства высока. В одном эксперимен­те мужчина на улице внезапно падал на тротуар, незаметно раздавив во рту капсулу с красной краской, отчего создавалось впечатление, что у него изо рта сочится кровь. Хотя прохожие понимали, что случай серьезный и надо спешить на помощь, мало кто бросился к истекающей кровью «жертве». Но если в той же ситуации никакой крови не было, люди приходили на помощь чаще. Почему? Пугались вида крови? Или этот вид их просто отталкивал?

Американские ученые провели в Принстонской теологической семина­рии поразительный эксперимент. Студентам объявили, что вот-вот их нач­нут записывать на студии — надо подготовить хорошую речь и отправиться в соседний корпус. Первой группе сообщили, что они опаздывают на запись, второй — что все идет по графику, третьей — что у них есть время в запасе.

На пути в то здание, где должна была состояться запись, все испытуемые встречали в дверном проеме человека, сидящего на полу с поникшей голо­вой и закрытыми глазами. Когда они проходили мимо, он начинал тяжело кашлять. Первая группа особенно спешащих студентов-богословов чаше другие проходила мимо попавшего в беду человека, даже не задерживаясь. Только 10% испытуемых предложили свою помощь. Во второй и третьей группах — «шедших по графику» или имевших запас времени — более по­ловины остановились, чтобы оказать ему помощь. Самое интересное, что в их речи, которую предполагалось записать, должна была прозвучать прит­ча о добром самаритянине (евангельский персонаж, упоминание которого стало синонимом бескорыстия и благотворительности)23.

Четвертое условие:оказывая помощь, люди учитывают не только издерж­ки, но и возможную пользу, которую они могут принести. Имеется предос­таточно доказательств, что люди будут помогать друг другу, если они увере­ны, что действительно могут принести пользу. К примеру, в одном из экс­периментов было доказано: в том случае, когда индивид испытывал боль. а свидетель знал, что его вмешательство способно уменьшить мучения, чем более явной была боль, тем быстрее вмешивался свидетель. А в том слу­чае, когда свидетель не был уверен, что его вмешательство поможет умень­шить мучения, — чем сильнее было проявление боли у индивида, тем мед­леннее была реакция свидетеля.

Люди испытывают неприятные ощущения, наблюдая страдания друго­го человека. Причем чем сильнее чужая боль, тем неприятнее наши ощу­щения. Уменьшить их можно двумя путями: либо оказать немедленную помощь, либо уйти от этой ситуации. Если нам ясно, что мы в состоянии помочь, мы действуем быстро, особенно когда боль сильна. Когда же мы понимаем, что ничего сделать не можем, то происходит обратный процесс: чем сильнее испытываемая жертвой боль, тем с большей решимостью мы отстраняемся от происходящего.

Каждому из нас приходилось слышать истории про людей, которые, спа­сая членов своей семьи, шли буквально на все — врывались в горящее зда­ние, преграждали путь несущейся автомашине... Мы испытываем большую эмпатию и принимаем на себя большую ответственность, когда жертвой яв­ляется кто-то из близких нам людей.

2? Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. М, 1999. С. 72.








Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 635;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.