Кто поможет «Маугли»?

За время существования приюта, а это 5,5 лет, в стране очень усложнилась ситуация и нам при­шлось принимать детей уже от трех до четырна­дцати лет. Приюту приходится выживать в слож­ной экономической ситуации: инфляция, эконо­мическая неустойчивость, громадные цены. На начало каждого года мы судорожно ищем деньги на это святое дело.

Персонал приюта своей бескорыстной любовью, теплотой, заботой отогревает искалеченные души маленьких детишек, учит их доброте, неж­ности, сочувствию, возвращает к жизни. Для проведения оздоровительных мероприятий необходимо сдавать анализы, но при отсутствии медицинских документов на детей за анализы приходится платить. Ребят необходимо обеспе­чить усиленным разнообразным питанием, вита­минами. Это тоже требует больших затрат. Дети нуждаются в психологической помощи, в регулярных занятиях физкультурой для снятия эмоционального стресса и депрессивных состо­яний. Но в приюте не хватает места. Дети разного возраста находятся в одной комнате, в которой они играют, едят и спят. Нет помещения для про­ведения занятий по оказанию комплексной помо-


щи, которая необходима ребенку, чтобы стать достойным гражданином своей Родины. Наш приют необходим, и об этом знают многие. Во-первых, дети, находящиеся на грани жизни и смерти, во-вторых, взрослые, которые помогают таким детям. О приюте знают 397 иностранных делегаций, которым показывали приют, как об­разцовое учреждение. О приюте знают послы и их жены Германии, Голландии, Бельгии, Швеции. Мы благодарны всем за помощь, которую нам оказывают, но ее недостаточно. Детей нужно каждый день хорошо кормить, одевать, обувать, а на это нет средств. Просить у иностранных меценатов, честное слово, уже не хватает сове­сти, зная о том, что средства на социальные про­граммы о защите беспризорных и детей-сирот выделяются, и немалые. Но как только мы ста­вим вопрос перед властями о выделении денег, нас тут же хотят закрыть. Мы задаем вопрос: «А куда же детей? Куда этих несчастных, которым не повезло в жизни?» У них нет пап и мам, которые могли бы вдоволь накор­мить, красиво одеть, отправить за границу учить­ся, лечиться и отдыхать.

Просим всех помочь детям. Наш адрес: http:// internews.ras.ru

'" Источник: «Экономика и жизнь Кузбасса» (www.mega. Kemerovo. Su).

" Использовалась информация с веб-сайтов: http://catcatcat.narod.ru; http://ptichka.ru; http:// kottedg.far.ru; www.moscowcatmuseum.com/rus; http://inworld.narod.ru.

Филогенез(от греч. phyle — род, племя и genesis — рождение, происхож­дение) — историческое формирование данного вида живых существ, напри­мер собак или кошек, на протяжении тысячелетий живших рядом с чело­веком, включая все исторические этапы, совпадающие, как нам кажется, с историческими эпохами развития человеческого общества. И это правиль­но, ведь своих эпох, отличных от человеческих, у домашних животных по­просту нет.

В отличие от него онтогенезозначает развитие отдельной особи на про­тяжении ее жизненного цикла. Так щенок превращается во взрослую соба­ку, проходя определенные стадии биологического и социального развития. При этом собака или кошка, в течение всей своей жизни имеющая дело с одним хозяином, конечно же, не касается всего человечества. Онтогенез происходит от греческих слов «онтос», означающего «бытие», и «генез» — развитие. Вместе оба слова значат одно — изменение бытия собаки или кошки на протяжении их жизни.

Однако с онтогенезом все происходит намного сложнее. Полной социа­лизации животного в течение его жизни достичь не всегда удается. М. Бул­гаков в «Собачьем сердце» описал, как профессор физиологии Преображен­ский пытался превратить собаку в человека. Хирургическая операция про­шла успешно, а социальная? Все попытки социализировать Шарикова — научить хорошим манерам, внушить гуманистические ценности, обучить социальным нормам — не дали ожидаемых результатов, хотя Шариков про­двигался по служебной лестнице. Правда, это художественное произведе­ние, но в нем поставлена весьма существенная для социологии проблема.

Филогенез, т.е. историческое приручение диких животных — процесс до­местикации — происходил одновременно с тем, как эволюционировала пер­вобытная экономика и человечество переходило от одного способа произ­водства к другому. Как мы помним по предыдущим томам, самым древним хозяйственным укладом на Земле были охота и собирательство. Они появи­лись 100—40 тыс. лет назад. Вряд ли тогда человек, занятый еще собствен­ным эволюционным совершенствованием, совершенствовал и изменял породу зверей. На смену первому укладу пришли два вторых — скотовод­ство и земледелие. Случилось подобное 10—8 тыс. лет назад. С этого момента человек стал приручать диких животных, выводя домашние породы.

Какие же животные самые первые стали домашними? Однозначного от­вета у археологов нет. Согласно одним данным это были коза и овца, стада которых 10 тыс. лет назад паслись на холмах Малой Азии (современная Тур­ция). По другим сведениям, ими стали собаки, т.е. одомашненные волки. В предках собаки прежде числились три вида диких зверей — волк, шакал и американский койот. В последнее время подробное изучение поведения собаки, ее черепа и зубов, мозга, белков крови и других физиологических особенностей убедило ученых, что предком собаки был только волк.

Как бы то ни было, но те и другие нужны были человеку для хозяйствен­ных нужд: собаки нужны для охранных целей, а парнокопытные являлись теми, кого охраняли.

Недавние исследования показали, что собаки жили вместе с людьми еще в эпоху палеолита, примерно 15 тыс. лет назад, вместе с ними пересекли Бе­рингов пролив и заселили Новый мир. С тех пор собаки научились очень хорошо понимать людей.

Жителям Восточной Азии удалось вывести волков (Canis lupus), лишен­ных агрессивности. Такой вывод сделал Питер Саволяйнен и его коллеги, сравнившие гены собак и волков, живущих в различных регионах мира. В Китае, Таиланде, Камбодже, Тибете, Корее и Японии больше уникальных генетических типов собак, чем в Европе, Западной Азии, Африке и аркти­ческой Америке. «Скорее всего, все собаки пришли из Восточной Азии в Ев­ропу, а не наоборот», — сказал Саволяйнен, биолог Королевского техноло­гического института в Стокгольме. Его лаборатория изучила родословную животных, сравнив ДНК собак и волков. Ученые выяснили, что в то время как большинство собак имело внутривидовое отличие генов, характеризу­ющих ту или иную породу, наибольшее генетическое разнообразие больше всего проявлялось в Восточной Азии. Это обстоятельство говорит о том, что собаки были одомашнены там в первую очередь. Раньше считалось, что пер­вые собаки появились на Ближнем Востоке. Эти данные строились на не­многих известных фактах археологи­ческих останков собак, самые древние из которых были найдены именно там. Но генетика показала, что осно­вываясь только на археологии, нельзя уверенно говорить и делать выводы о реальной истории. По словам П. Саволяйнена, были обнаружены несколько генетических типов собак, которые соответствуют различным ветвям генетического де­рева волков. Эти ветви расположены достаточно далеко друг от друга, а зна­чит, в основании их стоят разные волчицы. Одновременно они достаточно близки, т.е. восходят к одной популяции волков. Ученый предполагает, что собака была приручена несколько раз в одном регионе Восточной Азии.

Исследователи все еще пока не знают, как и почему люди одомашнива­ли собак, но скорость, с которой стали размножать и выводить новые по­роды собак, указывает на то, что они являлись очень важными для людей даже тех эпох. Вполне возможно, что основным преимуществом было ис­пользование собак на охоте и в качестве охраны жилищ. Собаки служили часовыми, транспортными средствами, помогали охотиться на буйволов и мастодонтов.

Как показали генетические исследования, проведенные группой ученых во главе с Дженнифер Леонард, 12—14 тыс. лет назад собаки как минимум пяти различных генетических семейств вместе с человеком перешли из Си­бири на Аляску, а потом дальше на юг по двум американским континентам. Ученые изучили ДНК собак, останки которых найдены в Мексике, Боли­вии, Перу и на Аляске. По словам Дж. Леонард, если собаки были прируче­ны 15 тыс. лет назад, значит, им удалось распространиться по всем трем кон­тинентам всего за несколько тысяч лет. В это время люди были охотника­ми-собирателями и жили относительно изолированными группами.

Пока неизвестно, когда именно появились собаки. Джулиэтт Слаттон-Брок, специалист по истории домашних животных в лондонском Зоологи­ческом музее, сказала, что возраст большей части ископаемых останков со­бак — всего 7 тыс. лет. По ее мнению, срок 15 тыс. лет назад — явное пре­увеличение. Тем не менее Саволяйнен предполагает, что это могло

произойти еще 40 тыс. лет назад. Археологических данных о собаках очень мало.

Австралийские ученые П. Такон и К. Пардо в 2002 г. выдвинули новую теорию о влиянии домашних животных на наше поведение, стиль и уклад жизни. Они изучили влияние собачьих повадок налюдей, на их психоло­гию и доказали, что ранние отношения между людьми и собаками скоррек­тировали развитие обеих разновидностей. Например, люди, возможно, пе­реняли практику создания символов и знаков на камнях в качестве границ,

анализируя поведение волков, когда они метили территорию. Эти знаки и символы, которые по­явились примерно 40—50 тыс. лет назад, являют­ся весьма различными по гравировке и текстуре. И волки и люди — социальные животные со сложными отношениями в группе и, анализируя их, они могли перенять поведение друг у друга, го­ворят П. Такон и К. Пардо. Особенно на Австра­лийском континенте. Дикая собака динго появи­лась приблизительно 4 тыс. лет назад. Но имеют­ся человеческие рисунки собак, которые принадлежат более раннему периоду времени. Эти рисунки показывают степень симбиоза собак с людьми. Те собаки жили непосредственно с че­ловеком. Они мутировали из числа наиболее сла­бых волков, которые не могли выдержать конку­ренцию с более сильными сородичами на воле и прибились к человеческому жилью. Возможно, они специализировались на подборе падали, валявшейся вокруг человеческих лагерей и пещер, соби­рая остатки пищи и кости. Позже конкуренция между собой заставила пер­вых собак еше больше приблизиться к человеческому жилищу, чтобы соби­рать остатки пищи. В конце концов они просто совсем перебрались к чело­веку и стали ручными. Дом человека стал их домом. Таким образом, скорее собаки выбрали нас, чем мы их.

На основании таких сведений, полагают некоторые антропологи, можно заключить, что собаки были одомашнены первыми, поскольку вначале люди вели кочевой образ жизни и занимались преимущественно охотой, а собак можно было легко водить с собой и они помогали охотиться. Таким образом, доместикация волков потребовалась сразу двум хозяйственным укладам — охоте и скотоводству, а потому была произведена на стыке двух эпох.

У домашней свиньи тоже древняя история: приблизительно за 8 тыс. лет до н.э. свиней уже разводили народы, населявшие в то время Крым. Группа непарнокопытных дала двух домашних животных: осла и лошадь. Осел приручен немного раньше лошади: в четвертом тысячелетии до н.э., в до­лине Нила. Лошадь — сравнительно молодое домашнее животное (вопре­ки прежним представлениям). Она была, как теперь полагают, приручена в южнорусских степях около 5 тыс. лет назад, а в других регионах планеты это могло произойти и раньше.

Парнокопытные — своего рода чемпионы. От них получилось больше всего домашних животных. Это козы, овцы, коровы, свиньи, верблюды и их американские родичи — ламы и альпаки. Обе разновидности верблю-

дов — азиатский двугорбый и африканский одногорбый — произошли, оче­видно, от дикого центральноазиатского двугорбого верблюда.

Мир пернатых дал человечеству таких домашних животных: голубей, гу­сей, уток, мускусных уток, индеек, кур и цесарок. Отряд грызунов дал наи­меньшее число домашних животных: одну лишь морскую свинку. Ее приру­чили индейцы инки. Разводили на мясо и как жертвенное животное при религиозных обрядах. Из отряда зай­цеобразных одомашнен тоже толь­ко один зверек — всем известный кро­лик. Родина его предков — Северная Африка и юго-запад Европы.

Третий хозяйственный уклад — земледелие появилось либо одновре­менно с пастушеством, либо чуть поз­же него. Для его нужд потребовалось приручение кошки. Собака, корова и овца были одомашнены человеком много тысяч лет тому назад, еще в ту пору, когда люди вели кочевой образ жизни. Кошка же попала в поле зре­ния людей значительно позже, когда они осели на постоянном месте, рас­тили зерновые культуры и имели запасы продовольствия.

Не сразу кошки и люди стали жить в согласии; в древности человек охо­тился на них, чтобы добыть себе мясо на пропитание и шкурки для одеж­ды. Только когда люди заметили, как ловко кошки расправляются с грызу­нами, они по достоинству оценили это чудесное животное. Возможно, в ту пору людям казалось, что раз кошки могут справляться с полчищами крыс и мышей, значит, они — божественный дар, посланный с небес. И человек начал приручать кошку, взял ее в свое жилище — так постепенно из дикого зверя кошка превратилась в милое домашнее животное. Это произошло при­мерно 5 тыс. лет назад, намного позднее, чем были приручены овцы, коро­вы и собаки.

Ни одно домашнее животное за всю историю своего существования не вызывало столь противоречивых суждений, как кошка: ее почитали как бо­жество, ценили как врага мышей и крыс, преследовали как дьявольское от­родье, затем оправдали и стали считать, наравне с собакой, лучшим другом семьи. Однако многие предубеждения против нее живут и поныне.

Домашняя кошка — не только спутник земледельческой цивилизации. В известной степени она — творец нового способа хозяйства. Разумеется, не кошке обязан человек переходом к земледелию, а объективным услови­ям. Но закрепиться ему помогла именно кошка. Каким образом, спросите вы? Она ела мышей, которые съедали зерно.

Итак, не будь кошки, человечество не знало бы, что такое земледелие. А не будь его, не было бы государства, классов, городов, цивилизации. Че­ловечество осталось бы на уровне каменного века. Ведь живут же современ­ные бушмены Африки и аборигены Австралии в эпохе мезолита.

Правда, есть специалисты, опровергающие общепринятую точку зрения. Действительно, если первые сведения о домашней кошке относятся к 4— 3 тысячелетию до н.э., а к земледелию человечество начало свое восхожде­ние 10 тыс. лет назад, то выходит, что около 5 тысячелетий человек хранил

зерно, спасался от грызунов, не прибегая к помощи кошки. Выходит, что в Месопотамии и в Египте зерно хранили еще как минимум за 4—6 тыс. лет до одомашнивания кошки.

Ответов существует несколько. Во-первых, переход к земледелию в раз­ных регионах происходил в разное время, а потому в Египте он мог совпасть с процессом одомашнивания. К тому же на первых, самых примитивных, стадиях зерна еще было не так много, чтобы можно было разгуляться мы­шам, которых, кстати сказать, тогда еще могло и не быть. Во-вторых, кош­ка, существо свободолюбивое и независимое, могла жить около людей очень долгое время, как бы выбирая, подружиться ей с двуногим существом и какая ей от того польза. Вполне могло случиться так, что процесс одомашнива­ния кошки в отличие от всех других животных носил не принудительный, а добровольный характер: кошка выбирала человека, а не он ее. А принять такое решение ее могли заставить объективные обстоятельства — поиск новой экологической ниши, куда ее выгнали более сильные конкуренты, со­кращение лесных угодий в связи с развитием земледелия.

Самые древние останки домашней кошки найдены в поселках первых земледельцев 9-тысячелетней давности. Вокруг этих поселений все испещ­рено ходами грызунов. Мыши и крысы уничтожали хлеб — и немало. Даже сейчас в Англии ежегодно 5 крыс съедают столько же зерна, сколько хватит человеку на целый год. Грызуны приносят вред и посевам. К ядам они при­выкают, мышеловки обходят. Страшнее кошки для них до сих пор никого нет. Значит, кошка тоже немало послужила человеку.

Тем не менее свидетельства о раннем приручении кошки не вполне дос­товерны. Поэтому более осторожные ученые считают, что по-настоящему домашней кошка стала приблизительно 4 тыс. лет назад. А до этого жила вблизи деревень на положении полудиком-полудомашнем. Ловила мышей, люди ее не преследовали, а подкармливали и постепенно приручали. И это приручение, как ни у одного домашнего животного, продолжалось тысяче­летия'2.

Египтяне приручили дикую кошку, которая и живет сегодня в нашем доме, раньше, чем начали строить пирамиды. Иероглифы, указывающие на присутствие кошки в Древнем Египте, относятся к 2700 г. до н.э., к време­нам VI—V династии Древнего царства. Изображение ее с ошейником име­ется на египетском памятнике IVтысячелетия до н.э., а также на фресках, обнаруженных в Сахаре в захоронении близ Мемфиса. Первые иероглифы в Древнем Египте, которые обозначали «кот» и «кошка» и расшифровыва­ются как «минт» и «миу», относятся к периоду ок. 2300 г. до н.э.

В других регионах приручение состоялось еще позже. Древнейшие изоб­ражения кошек, которые дошли до нас из Анатолии (территория современ­ной Турции) VI в. до н.э., из Иерихона — V в. до н.э., показывают несколь­ко женщин, забавляющихся с кошками. Правда, недавно в Турции, близ се­ления Хацилар, найдены статуэтки, которые датируются VI тысячелетием до н.э. Изображения кошек, как правило, полосатых или пятнистых, можно увидеть на рисунках из Помпеи. В Китае этих животных знали за тысячу лет до н.э.

12 Матюшин Г. Н. Археологический словарь. М., 1996.

Рост поголовья домашних кошек началось в Египте тогда же, когда на­чалось массовое производство зерна. В начале исторического периода, име­нуемого Средним Царством, Египет вырос в могучую державу. Основой этой державы были зерновые хранилища. Пока они были наполнены, страна могла спокойно пережить возможный разлив Нила. Тогда и настал звездный час кошки — истребителя грызунов.

Практическое значение кошки в Древнем Египте было так велико, что кошку стали считать священным животным. И хотя собака была одним из любимых животных египтян, ее никогда не считали божеством. Скульптур­ные изображения кошки, почитавшейся как божество, греки называли «сфинксами». От них оно и проникло в культурный лексикон человечества. В древнеегипетской мифологии кошка играла немаловажную роль. По одной из легенд, бог солнца Ра превратился в кота, чтобы драться со змеем, повелителем темных сил. Иногда Ра называли Великим Котом. Но прежде всего кошка олицетворяла богиню Бает (или Бастет), которая считалась по­кровительницей плодородия и материнства, а также богиней радости и ве­селья. Ее изображали обычно с телом женщины и головой кошки. В подоб­ном обожествлении проявилось наверное, и восхищение человека чистоп­лотностью кошки, ее заботливостью о своих котятах. Кроме того, ночной образ жизни, зага­дочные, светящиеся по ночам глаза и невероятная способность мгновенно исчезать, бесшумно сту­пая мягкими лапами, и столь же неожиданно по­являться вызывали удивление, смешанное со стра­хом.

В эпоху Среднего царства, в 2040—1785 гг. до н.э., при XVII— XI династиях кошка достигает вер­шины своей славы, жрецы заботятся о ней уже как о храмовом животном. Многочисленные изобра­жения кошек тех времен дошли до наших дней: скульптуры кошачьей богини Бает в Бубасте, ба­рельефы музея в Гизе, живопись, украшающая саркофаги, рисунки на папирусе. Построенный около 1800 г. до н.э. храм богини Бастет в городе Бубастис (восточная часть дельты Нила) становит­ся местом паломничества. Греческий историк Ге­родот в 450 г. до н.э. побывал в этом городе и рас­сказал о великолепном храме около 300 м в дли­ну — самом прекрасном в Египте. В красиво украшенном зале шириной 30 м, окруженном рвом с водой, возвышалась метровая статуя боги­ни. В других городах тоже строили храмы Бастет, а многие египтяне носили деревянные, глиняные или металлические амулеты этой богини. Во время ежегодных весенних празднеств статую выносили из храма и торжественно провозили на ладье вдоль берегов Нила. Они отмечались в начале года, когда тысячи египтян со всех частей царства приплывали в Бубастис на торжества, посвященные богине-кошке. Они приносили в дар богине символы предан­ности в форме маленьких кошачьих фигурок из керамики и бронзы. И на­чинался веселый праздник, на котором люди ели и пили, танцевали и пели,

совершали щедрые жертвоприношения Бастет. Сам фараон присутствовал на церемониях в честь богини-кошки.

Для того чтобы заботиться о благосостоянии кошек, обитающих в хра­ме, была организована каста жрецов. В обязанности жрецов входят исцеле­ние, отправление культов, мумификация умерших кошек. Жрецами могли быть как мужчины, так и женщины. Слуги Бастет занимали высшие госу­дарственные посты. Жрец, обвиненный в неприемлемом обращении со свя­щенными кошками, сурово наказывался.

Почти у каждого египтянина была дома кошка — за ней ухаживали как
за самым дорогим существом. Кошки дрессировались для сбора убитой пти­
цы, и хозяева брали их с собой на охоту в болота низовьев Нила. Кошек на­
зывали добрыми духами жилища.
Знаете m вы, что... Египтяне верили, что душа хозяйки

дома после смерти переселяется в кошку — животное чистоплотное и не позволяющее мышам бегать по столу. Если в доме начинался пожар, кошку выносили из огня даже раньше, чем детей.

Кошка охранялась законом и осме­лившемуся поднять на нее руку грозила смертная казнь. После смерти ко­шек погребали по ритуалу, напоминающему погребение человека: хозяева кошки и их родня в знак траура выбривали себе брови, а тело кошки баль­замировалось. Готовую мумию зашивали в льняной саван или заключали в саркофаг и помещали в одном из бесчисленных некрополей, специально предназначенных для кошек и выстроенных вдоль берегов Нила. Бальзами­рованных кошек помещали в украшенные саркофаги вместе с игрушками и едой для долгого путешествия в загробный мир. Мало того, в гробницы кошек клали игрушки и даже маленьких мумий мышек. В конце прошлого века возле деревни Бени-Хасан в Нижнем Египте было найдено 180 тыс. кошачьих мумий. Возраст захоронения — около 5 тыс. лет.

Итак, первым призванием и родом занятий домашней кошки являлась охрана. Однако позже проявилось второе ее предназначение — культовое. Со временем социокультурные роли домашнего животного расширялись. Вслед за религиозными появились светские функции: кошку не только бо­готворили, но ею и забавлялись, ее рисовали, лепили и ее изображениями украшали жилище. Это подтверждается изображением на древнеегипетском барельефе, на котором запечатлена трапеза знатной четы и кошка, сидящая под изящным резным столиком в позе капризной аристократки. Культ кош­ки в Древнем Египте органично соединялся с культом женской красоты. Жизнь кошки охранялась даже больше, чем жизнь человека. Персидский царь Камбиз во время войны против фараона Псамметиха IIIвоспользовал­ся этим. Он велел своим воинам поймать как можно больше кошек и при­вязать их к шитам. Военная хитрость удалась: египтяне сдались. Они счи­тали, что лучше проиграть битву, нежели ранить или убить это почитаемое животное. Египтяне не только преклонялись перед кошками, но их катего­рически запрещалось экспортировать. Египтяне старались выкупить свою любимицу даже у контрабандистов.

Если кошку кто-нибудь, даже по неосторожности, убивал, этот человек подвергался немедленной казни. Считалось, что нельзя кошкам причинять вред — якобы это бумерангом вернется в многократном размере. Видимо, они полагали, что кошка может отомстить, и не только обидчику, но и бо­лее широкому кругу лиц. Египтяне считали, что одна кошка может принести им за 7 лет 28 котят. Даже если не упоминать о ее «святости», плодовитая кошка обладала высокой материальной ценностью. Она была символом за­житочности египтянина.

Больше 2 тыс. лет поклонялись люди, жившие в долине Нила, богине Бастет. Но в другие страны Средиземноморья кошка попала не сразу. В Ва­вилоне домашние кошки появились лишь во II тысячелетии до н.э. Отсюда их завезли в Индию, позднее — в Китай. В Греции, на Крите по крайней мере, в XII в. до н.э. уже жили домашние кошки. Кошки славились прежде всего как редкие, экзотические животные, а для борьбы с мышами древние греки и римляне использовали ручных хорьков. В древнеримском городе Помпеи, засыпанном при извержении вулкана в 79 г. н.э., не обнаружили никаких следов домашней кошки. Греки, как можно предположить, следуя

упоминаниям Геродота, выкрали ко­шачью породу у египтян, чтобы спас­ти свои урожаи. И помогли им в этом финикийские мореходы, которые рас­ сматривали похищение кошек как своего рода вызов египтянам. На сво­их судах они стали поставлять высокоценимых животных пресытившимся богачам Средиземноморья, в порты которого они часто наведывались. Егип­тяне предприняли контрмеры: они отправляли собственных агентов в зем­ли эллинов и выкрадывали обратно своих священных животных. Но посте­пенно кошки все же проникли в Грецию и на Апеннины. Одно из доказа­тельств тому — монеты V в. до н.э. с изображением кошки13. А на знаменах предводителя первого восстания рабов Спартака (73—71 гг.) красовалось изображение сиамского кота как символ свободы.

Когда же все-таки кошки появились в Греции и Риме? Плутарх в I в. н.э. говорил о них, как об экзотических животных. Геродот и Аристотель отзы­ваются о кошках с большим почтением, однако совершенно не упоминая их утилитарную роль сторожей-мышеловов. Хотя римляне и знали о кош­ках, животные не были у них широко распространены. Существует документ I в., в котором говорится о молодом человеке, подарившем кошке пойман­ную птицу. Палладий в 350 г. писал, что «некое животное под названием "катус" используется на чердаках, чтобы ловить грызунов».

Однако из греческих комедий люди все больше узнавали о кошках, и вскоре греческая богиня Артемида, покровительница охотников, заняла место египетской богини Бает. Гомер, упоминая кошек только положитель­но, утверждает, что граждане Коринфа воздвигли огромную бронзовую ста­тую кошки, сидящей на задних лапах14.

Если в Греции и в Италии современники Геродота для защиты запасов пищи использовали только ласок и ужей, то в Китае это уже делали кошки.

13 Эти загадочные кошки, или Кошки сами по себе // Энергия. 2002. № 12. С. 67-70.

14 Там же.

Китайцы никогда не отличались особенной любовью к собакам, но домаш­няя кошка у них всегда ценилась. Если китаец убивал или съедал кошку, то знал, что за этот неблаговидный поступок боги, в конечном счете, его на­кажут. В одном из древнейших произведений античной литературы, знаме­нитой Книге Од (примерно 600 лет до н.э.) упоминается священная кошка Мао. Вместе с Ху — священным тигром — она защищала злаковые поля Древнего Китая. Мао не только избавляла китайцев от мышей, но и служи­ла в качестве определителя времени. Если зрачки Мао выглядели как тон­кие линии, считалось, что наступил полдень, если они были похожи на фи­никовую косточку, это соответствовало первой половине дня.

Вместе с буддийским учением в VI в. н.э. кошка пришла в Японию, кста­ти, в японском астрологическом календаре есть год кота, соответствующий в китайском году кролика. Император Японии получил из Китая в подарок двух котят, и, согласно преданию, на 19-й день девято­го месяца 999 г. от этой кошачьей пары было получено потомство. Посчитав это хорошим предзнаменованием, император распорядился, чтобы животным был предо­ставлен уход, которым обычно пользовались инфанты-принцессы. В их распоряжение была предоставлена даже кормилица. Впоследствии великолепные котята были подарены аристократам в знак высочайшей импе­раторской милости. На первых порах они служили праз­дности и питались с серебряной и золотой посуды. Об­ладание кошками было одной из привилегий японской знати. Как фаворитов двора их обожали и баловали.

 

В течение столетий кошка в Японии нежилась в рос­коши. Но когда начиная с XIII в. в стране производство шелка стало ведущей отраслью, а мыши ополчились на шелковичных червей, кошке настало время выйти на свою законную работу. Сначала, правда, при дворе ре­шили, что для отпугивания мышей будет достаточно ис­пользовать их изображения. Но поскольку мыши на них никак не реагировали, по декрету правительства кошки были выпущены на свободу и спасли шелковичное про­изводство.

На территории Западной Европы домашней кошки до римлян не было. Она появилась, когда Римская им­перия переживала свой последний подъем. В обозах легионеров кошка перевалила через Альпы и попала в Западную Европу. Сначала она появилась в Шотландии. Интересно, что там она была не только хранительницей зерна, но и символом воинственности. И сейчас еще у шотландцев слова «кот» и «храбрый человек» нередко выступают синони­мами. Гербы древних жителей Шотландского нагорья украшались изобра­жениями кошек. Существовало графство Кейтнесс, что означает «кошачье». А герцога Сазерленд называли еще и дюк Кэт — «Кошачий герцог».

Когда римляне завоевали Британию, кошка появилась и здесь. Королев­ским указом она была поставлена под охрану закона. В числе необходимых атрибутов крестьянского двора непременно должна была быть кошка. Вско-

ре Британские острова стали местом селекции и разведения этого живот­ного, и со временем кошки буквально заполонили Англию. Это докумен­тально подтверждает декрет короля Эдуарда III, который запрещал торгов­цам носить меха, кроме кроличьих, лисьих и кошачьих. Во Франции и Ис­пании кошки появились гораздо позднее. До кошек там для борьбы с грызунами использовали ласок и приручаемую генетту.

Первые христиане относились к кошке неплохо. В 590 г. папой римским стал Григорий I. Согласно легенде, он постоянно носил с собой в широком рукаве котенка. В женских монастырях она была единственным домашним животным, которое разрешалось держать. Ноуже 200летспустя кошки были объявлены демонами. Старое японское сказание повествует о том, что хвост кошки стали считать сродни змее. И в связи с этим всем кошкам обрубали хвосты. Кошки, у которых не были обрублены хвосты, и кошки старше 10 лет считались самыми опасными дьяволами. На восхитительных японс­ких рисунках того времени почти все кошки изображены с укороченными хвостами. Лишь в 1602 г. кошки были полностью реабилитированы импе­раторским указом.

Древние викинги, как и египтяне, считали кошку священной. Норвеж­ская лесная кошка упоминается среди домашних животных, которых викин­ги держали на борту кораблей. Похо­жи они на рысь, густое жабо, «кисточ­ки» на ушах и длинные задние лапы. Первые сведения датируются 1599 г.

В Европу кошки проникли из ан­тичной Греции и Древнего Рима. В Центральную Европу они попали во время оккупации ее римскими войс­ками. В Греции на кошек смотрели прежде всего как на живые игрушки. Их дарили гетерам и изображали в миниатюрах на парфюмерных коро­бочках. В баснях Эзопа кошка изобра­жалась как умное и ловкое существо. В одной из басен говорится о кошке, которая попросила богиню Афродиту превратить ее в женщину, чтобы она могла выйти замуж за полюбившего­ся ей мужчину, ьогиня исполнила ее желание, превратив кошку в очарова­тельную женщину.

В 350 г. н.э. римский правитель Паладий издал указ, согласно которому следовало использовать кошек для борьбы с мышами и кротами в виноград­никах и на артишоковых полях. В своде законов 936 г. короля Уэльса Хоуэ-ла Доброго существовали положения, свидетельствующие о том, сколь ве­лико было значение кошки в то время. За убийство или кражу кошки было введено следующее наказание: убитое животное вешали за хвост, а винов­ный должен был засыпать кошку пшеницей так, чтобы она вся была пол­ностью покрыта зернами. Потом всю пшеницу отдавали хозяину. Вот так высоко ценился маленький хвостатый сторож амбаров. Цена новорожден­ного котенка равнялась одному серебряному пенни — неутомимый мыше-

лов стоил, почти как целый ягненок, взрослая кошка оценивалась в четыре раза дороже.

И вновь повторилась известная нам закономерность филогенеза: внача­ле охранные функции, затем религиозные и светские. Древние германцы, как и египтяне, тоже обожествляли кошку. В их мифологии она олицетво­ряла богиню любви и материнства Фрейю. В славянской мифологии встре­чается сюжет о коте, борющемся со злой змеей. Из «Эды» — сборника скан­динавских языческих мифов — известно, что убийца кошки карался штра­фом. Белые кошки имели репутацию обладательниц волшебной силы. А норвежские рыбаки из чрезмерного суеверия никогда не употребляют сло­ва «кошка», а говорят «зверь за печкой».

Важное обстоятельство способствовало широкому распространению ко­шек в Европе: рыцари, возвращавшиеся из крестовых походов в «святые зем­ли», привезли, сами того не ведая, чер­ную крысу, разносчицу чумы, которая стала причиной гибели целых наро­дов. Впервые о ней заговорили в XII в. Выходец из Азии, она молниеносно захватила Ближний Восток, превос­ходно приспосабливаясь к любым ус­ловиям и продвигаясь все дальше на запад. Не помогали никакие капканы, яды — ничто не могло остановить крысиного нашествия. И именно кошки оказались в дальнейшем единственными спасителями.

Однако позже судьба изменила кошкам. По мере усиления христианства религиозная борьба обострилась и для кошки наступили черные времена. За то, что она была языческим богом, за пристрастие к ночным прогулкам, бесшумное передвижение, светящиеся ночью глаза (за все то, за что чтили в Египте) кошку объявили исчадием ада, воплощением нечистой силы, по­собницей ведьм.

В средние века французские крестьяне верили, что кошка спит весь день, чтобы ночью в амбарах и конюшнях охранять злых духов, предупреждая их о появлении человека. Считалось также, что дьявола можно изгонять из чер­ных котов с помощью огня; ежегодно в течение четырех столетий в городе Мец публично сжигались в железных клетках 13 животных. Христианская церковь считала, что Сатана может принимать образ черного кота, и папа Иннокентий VII отдал инквизиции приказ преследовать почитателей ко­шек. Еретиков нередко обвиняли в отправлении религиозных обрядов с участием кошек, и, когда в начале XIV в. папа Клемент V запретил орден там­плиеров, многие из его членов под пыткой сознались в том, что они покло­нялись дьяволу в образе черного кота.

Кошек бросали с церковных колоколен, сжигали на кострах, секли до смерти или топили в кипящей воде. И не в последнюю очередь потому, что кошка олицетворяла собой языческие божества. Умерших животных неред­ко замуровывали в стены зданий — считалось, что кошачьи трупы отпуги­вали демонов. Кошек убивали, чтобы приготовить из них лекарства от раз­ных недугов: люди верили, что высушенная кошачья печенка помогает про­тив камней в мочевом пузыре, смесь из кошачьей крови и ячменной муки —

против кожного зуда, а уж если под входной дверью закопать хвост кошки, то в дом болезни вообще не проникнут. Тысячи истерзанных кошек умира­ли в огне костров святой инквизиции. Например, немецкое слово «кэтцер» (еретик) происходит от «катце» (кошка). Но этим преследователи сами на­кликали на себя беду: когда кошки были перебиты, резко возросло количе­ство крыс, которые способствовали распространению «черной смерти».

Когда инквизиция свирепствовала в Европе, кошка пустилась в дальнее плавание через океан. Французские миссионеры времен колонизации Но­вого света подарили кошку гуронам. Первое официальное упоминание о кошках в Новом Свете относится к 1626 г.

В эпоху Возрождения ситуация улучшилась. Многие культурные люди оставили свои свидетельства любви к кошкам. Историки указывают, что по-

Врезка








Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 694;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.03 сек.