СМЕНА МОДЕЛЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Ученые говорят о смене моделей социализации в современном российском обществе. Вместо коллективистской модели, которая характеризовала процесс социализации всех предшествующих поколений, у нынешнего преобладает индивидуалистическая.
По мнению большинства педагогов, за последние годы старшеклассники изменились: их поведение стало более независимым, усилились практицизм и индивидуализм. По сравнению с прошлыми поколениями возросли ценность хорошего образования и стремление продолжать учебу после школы.
Экономическая действительность заставляет нынешних подростков взрослеть быстрее. Еще недавно необходимостью работать пугали тех, кто плохо учился. Сегодня подростки взрослеют раньше. Вузы уже свыклись с работающим студентом дневных отделений. Возможно, то же самое придется сделать и средней школе. В 1997 г. правительством РФ принято решение о снижении возраста паспортизации с 16 лет до 14. Это ответ на стихийное развитие подросткового рынка труда. Теперь на работу можно устраиваться раньше.
«Стать Ротшильдом», обеспечить себе абсолютную независимость от общества — всепоглощающая мечта некоторых «русских мальчиков» в переломные периоды жизни нашей страны, когда на неокрепший организм ложится груз сложных психологических и нравственных проблем. Давно замечено, что кризис общества часто ведет к кризису духа, стрессу, дезориентации личности, проявлениям агрессии и жестокости.
Старшая подростковая группа — молодежь от 14 до 17 лет — часть населения, сознание которого особо уязвимо в эпохи кризисов. Ее жизненный опыт недостаточен и представления о морально-этических ценностях неустойчивы. Проблема усугубляется переходным возрастом, наличием «взрослых» потребностей и желаний при отсутствии достаточных материальных возможностей. Распространение среди юношества девиантного поведения, особенно его тяжелых форм, служит симптомом неблагополучия в обществе. Россия — не исключение.
В правоохранительных органах отмечают следующие тенденции: выход на первое место в качестве мотива преступления корысти, жажды легкой наживы, увеличение «случайных» преступлений, совершенных подростками в состоянии аффекта, под действием алкоголя или наркотиков. Все чаще источником подростковой преступности становится не маргинальная среда, а нормальные семьи, в которых накопились взаимные претензии, раздра-
жение и неприязнь. Лавинообразный характер приобрел «исход» детей из семей. В стране насчитывается 2 млн беспризорников и 3 млн подростков, еще остающихся в семьях, но ведущих асоциальный образ жизни, не посещающих школу и не работающих. На рубеже 1993—1994 гг. в два с лишним раза увеличилось число подростков, больных алкоголизмом и наркоманией. Тревожит катастрофический рост курящих подростков, особенно девочек, увеличение почти в 4 раза числа тех, кто тратит карманные деньги на сигареты (с 5% в 1996-м до 19% в 1997 г.)17.
Смена модели социализации в 90-е гг. XX в.
В 90-е гг. социализация российской молодежи проходит совсем в иных условиях, нежели в 60—80-е гг. Физическую акселерацию (ускоренное развитие) подростков дополняет сегодня акселерация социальная, юридическая и экономическая. Однако никакой политической и нравственной акселерации у них не происходит. Возникает противоречие вначале в общественной позиции подростка, а затем в формах поведения. Он тянется к предпринимательству и бизнесу, но как разумно распорядиться деньгами не знает. Он старается казаться взрослее, но психологически не способен это сделать. Многие подростки стремятся заработать быстрые деньги, не брезгуя незаконными путями. Они стремятся к полнокровным проявлениям жизни и разнообразному досугу, единственным способом достичь которых нередко становится наркотик.
17 Новый курс России: предпосылки и ориентиры. М., 1996. С. 90; Ковалева Т.В., Степанова O.K. «Подростки смутного времени» (К проблеме социализации старшеклассников) // Социс. 1998. № 8. С. 57-58; Иванов В.Н. Россия: обретение будущего. М., 1997. С. 103.
Социологические исследования подтверждают вывод о качественном скачке материальных притязаний молодежи. С одной стороны, выросли стандарты потребления по образцу западных стран, с другой — материальное положение многих семей значительно ухудшилось по сравнению с предшествующим, советским, периодом. Заботы по содержанию школьника государство переложило со своих плеч на родителей. Сегодня даже скромное, на уровне прожиточного минимума (весной 1997 г. он составлял примерно 0,8 млн руб.) содержание подростка старшего возраста обходится в месяц около 1 млн руб. Подростки из малообеспеченных семей зачастую вынуждены оставлять учебу после 9 классов. Они идут работать, а учебу продолжают те, кому позволяют материальные условия. Оплата репетиторов и занятий на подготовительных курсах далеко не всем по карману.
С одной стороны, молодежь приучается к инициативности, изживает иждивенчество, обретает жизненный опыт, с другой — нельзя закрывать глаза на слабую совместимость регулярных приработок с интенсивной учебой в выпускных классах. Очень немногие родители и родственники, тем более
сами подростки, в состоянии накопить деньги для улучшения жизненных шансов и обеспечения карьеры своим детям. Отсюда существенный рост тех, кто берет инициативу в поиске дополнительных денег на себя. Подрабатывать наряду с учебой приходится сегодня примерно 20% школьников18.
Переход на индивидуалистическую модель социализации грозит обернуться десоциализацией. Молодежи приходится вырабатывать взгляды на жизнь в обстановке моральной вседозволенности так называемого «периода первоначального накопления капитала». Хотя всем понятно, что приобщение к высоким нравственным ценностям — один из показателей успешной социализации.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 1141;