Где находился Китай во времена Афанасия Никитина
Сегодня употребительны два названия: Китай и Чина – China. Считается, что это – одна и та же страна . Мы к этому привыкли. Всегда ли так было?
Нет, не всегда.
Берем известное «Хождение за три моря» Афанасия Никитина [46] и с удивлением читаем:
«А от Чины до Китая итти сухом шесть месяц , а морем четыре дни» [46], с.460, то есть «А от Чины до Китая идти сушей шесть месяцев , и морем четыре дня». Эти данные Афанасий Никитин сообщает после слов: «А иду я на Русь …» [46], с.460.
Здесь четко сказано, что Чина и Китай – две разные страны, разделенные шестью месяцами пути .
Название Чина (China) прочно закреплено за современным Китаем практически во всех современных языках. Поэтому не возникает особого вопроса – какую страну назвал Чина Афанасий Никитин. Скорее всего – современную страну Чина (China), то есть современный Китай.
Но тогда встает другой вопрос – а какую же страну Афанасий Никитин назвал Китаем ?
Наш ответ прост: так он назвал Русь , возможно ее восточную часть . На это прямо указывают его слова: «А иду я на Русь» [46], с.460. Тогда все становится на свои места. Действительно, от Чины до Московии, скажем до Урала, так примерно и будет – шесть месяцев пути по суше . При тогдашних средствах сообщения.
Нам попытаются возразить: Афанасий Никитин просто очень медленно ходил и ему нужно было шесть месяцев , чтобы с трудом добраться из Южного Китая в Северный Китай, как это и считают современные переводчики его текста. Они смущенно переводят его слово Чина (China) как Южный Китай, а его слово Китай как Северный Китай [46], с.460…461.
На это мы ответим следующее. Нет, Афанасий Никитин передвигался не так уж медленно. В самом деле, описание своего пути от начинает от современного Ормузского пролива в Персии и идет через Индию в Южный Китай около пяти месяцев морем . Посмотрите на карту. Вполне нормальная скорость передвижения. А затем он и говорит, что от Чины до Китая – шесть месяцев пути . Но такой большой срок достаточен, чтобы добраться до Руси . А до Северного Китая Афанасий Никитин при его скорости передвижения смог бы дойти из Южного Китая месяца за полтора-два . Но не шесть же.
Да и кстати, если считать, что он шесть месяцев добирался из Южного Китая в Северный, то где же он нашел тут по дороге море , по которому ему пришлось плыть четыре дня ? Нет в Китае никаких внутренних морей! А по дороге на Русь он мог пересекать, например, Каспийское море . Или Аральское море . Или Балхаш . Скорее всего, какое-то из них он и имел в виду.
Даже если считать союз «а » (в фразе «а морем четыре дня») за «или », то все равно в современном Китае не удается найти такого морского пути, между конечными пунктами которого пришлось бы добираться сушей шесть месяцев.
Между прочим, Афанасий Никитин упоминает о некотором государстве Кайтаков на берегу Каспийского моря [46], с.446…449. Не тот ли это Китай , через который собирался возвращаться домой Афанасий Никитин?
Дело в том, что, подробно описывая весь свой обратный путь до Руси , Афанасий Никитин кончает Китаем . Следовательно, он предполагает, что любой его читатель знает – как добраться до Средней Руси из Китая, и лишних слов не тратит. Отсюда следует, что Китай – часть Средней Руси или соседняя с ней область. Но уж во всяком случае не отделенная многими тысячами километров далекая сказочная страна.
В связи с этим обратимся еще раз к карте якобы 1635 года из Атласа Блау [1036], с.198-199. На ней именем Катай то есть Cathaya , названа дальневосточная часть России. А отнюдь не территория современного Китая.
Более того, на карте 1635 года название Китайско , то есть Китай, написано рядом с Тюменью. То есть в Сибири. Еще дальше от современного Китая.
Стоит отметить, что здесь же, рядом со словом Kithaisko , написано красноречивое название Казаки Татары , а именно, Kasaki Tartari .
Отметим также, что в центре Сибири на карте 1635 года отмечена область под интересным названием пустыня Бельгийская – Desertum de Belgian.
Сегодня название Бельгия уцелело лишь в Западной Европе.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 1057;