Уверенность манжуров в своем наследственном праве владеть всем миром
Известно, см. например Британскую энциклопедию [57], что манжуры (мангулы), придя к власти в Китае, провозгласили принцип, согласно которому манжурский император-хан или, как его называли, богдыхан является верховным правителем по отношению ко всем остальным государям мира [57]. Вот как рассказывает об этом С. М. Соловьев при описании русского посольства Спафария в Пекин в 1676 году.
«Ему (то есть Спафарию – авт.) объявили следующие китайские обычаи:
1) всякий посол, приходящий к нам в Китай, должен говорить такие речи, что пришел он от нижнего и смиренного места и восходит к высокому престолу;
2) подарки, привезенные к богдыхану от какого бы то ни было государя, называем мы (то есть китайские чиновники – авт.) в докладе данью ;
3) подарки, посылаемые богдыханом другим государям, называются жалованием за службу » [49], кн. 6, с.580.
Спафарий не осмелился везти в Москву грамоту от китайского богдыхана, составленную в таких выражениях, и уехал назад без грамоты [49], кн. 6, с.583.
Такое высокомерие китайского государя связывается именно с приходом к власти манжуров – мангулов [57].
Мы видим, что манжурские («монгольские» ) владыки Китая считали себя наследниками огромной империи , покрывавшей, по их мнению, «весь мир». Если их царство было осколком Золотой Орды , то такое мироощущение становится понятным. Если же стать на принятую сегодня точку зрения, будто бы манжуры до захвата ими Китая были диким народом, жившим где-то возле северных китайских границ, то тогда такая нелепая напыщенность манжурских владык становится не только странной, но и не имеющей аналогов в мировой истории.
6. 6. Подражали ли китайцы под властью манжуров «древним образцам»?
Сегодня считается, будто бы в эпоху правления манжуров – мангулов «китайские мастера не искали новых путей, а возвращались к старым, забытым приемам » [58], том 5, с.320. Оказывается, что именно в эту эпоху в Китае вдруг «появляются описания различных ремесел и производств в древности и в средние века» [58], том 5, с.320.
С такими явлениями странного «возрождения» в скалигеровской истории мы уже знакомы. Вдруг якобы начинают «возрождаться» древние ремесла, выходить из печати древние учебники и т.п. Как правило, это означает, что никакого возрождения нет, а мы видим зарождение чего-то нового. Сама же «теория возрождения» появилась позже, когда в скалигеровской истории начали всплывать дубликаты и их надо было как-то объяснять.
Поэтому, «возвращение» китайских мастеров эпохи манжурского владычества к «старым забытым приемам» означает скорее всего, что именно при манжурах эти приемы были впервые применены или изобретены. И лишь затем, при удревнении китайской истории, их изобретение было отнесено в баснословную древность. Отчего и получилось, будто бы в XVII веке китайские мастера вдруг каким-то загадочным образом стали вспоминать старые давно забытые приемы.
Кстати, были ли эти «давно забытые приемы» чисто китайскими? В этом можно усомниться. Дело в том, что манжурские «богдыханы не особенно придерживались традиции (речь идет о китайской традиции – авт.) и охотно привлекали художников из среды европейских миссионеров. Некоторые из них, например, итальянец Джузеппе Кастильони и австриец Игнатий Зикерпарт, стали придворными живописцами. Они работали в своеобразной манере, сочетавшей приемы живописи европейской и традиционной китайской » [58], том 5, с.520.
Отметим, что «в Европе произведения китайской культуры получили широкую известность в XVII и особенно в XVIII веках» [58], том 5, с.324. То есть только с эпохи манжуров.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 789;