ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ 26 страница
21 Howe F. С. Confessions of a Reformer. N. Y., 1925, p. 95—99.
тарифов на перевозки22. Кроме того, в Висконсине утвердили закон о налоге на наследство и закон о регистрации лоббистов, запрещавший им тайные связи с членами законодательного собрания.
«Висконсинский опыт» прогрессивного законодательства и борьбы с kopпорациями получил известность по всей стране. В некоторых штатах ycилия прогрессивной оппозиции в борьбе с железнодорожными компа-ниями привели к принятию в законодательных собраниях законов по частичному регулированию деятельности корпораций. В Айове губернатору О Камминзу, выступившему с широкой программой реформ, удалось провести далеко не все. Все же прогрессисты Айовы добились принятия законов о запрещении льготных пропусков на железных дорогах, о запрещении корпорациям делать взносы на проведение политических кампаний, об ограничении продолжительности рабочего дня на железных дорогах, об учреждении правительственной комиссии по городскому благоустройству (закон стал известен повсюду как «план Де-Мойна»), о регулировании детского труда и некоторые другие 23.
В штате Нью-Йорк во время пребывания на посту губернатора Ч. Юза, которого можно считать не более как умеренным прогрессистом, был принят закон, согласно которому устанавливался контроль над предприятиями общественного пользования, в том числе и над принадлежавшими железнодорожным компаниям, а также закон о запрещении азартных игр. Особенно важен был первый из этих законов, так как давал право специально созданным комиссиям (одна из них ведала только Большим Нью-Йорком, другая — остальной территорией штата) проверять денежную документацию железных дорог, фиксировать тарифы, предписывать компаниям унифицированные методы бухгалтерского учета и вообще следить за их деятельностью.
Острая ситуация сложилась в Калифорнии, где всем штатом управляла клика бизнесменов Южно-Тихоокеанской железной дороги — «Сазерн пасифик рэйлроуд». Так называемое политическое бюро этой компании подчинило своей власти и республиканскую, и демократическую политическую машину, распоряжалось назначениями чиновников, диктовало свою волю законодателям. Против экономического и политического господства «Сазерн пасифик» выступили самые разнородные элементы, в том числе независимые предприниматели и некорпорированные компании (особенно в новых отраслях промышленности). Фермерские организации Калифорнии и рабочие союзы также проводили агитацию против засилья компании. После длительной борьбы прогрессивной оппозиции в республиканской партии, даже оформившейся в 1907 г. в Лигу Линкольна — Рузвельта, удалось подавить сопротивление политического бюро «Сазерн пасифик» и избрать в 1910 г. губернатором штата прогрессиста X. Джонсона.
Хотя падение влияния «Сазерн пасифик» не привело, разумеется, к коренным изменениям в экономической и политической системе Калифорнии, все же на какое-то время это обстоятельство способствовало очищению общественной атмосферы. Прогрессистам, завоевавшим в 1911 г. большинство в законодательном собрании, удалось в конце кон-
22 Maxwell R. S. La Follette and the Rise of Progressives in Wisconsin. Madison (Wis.), 1956, p. 52-54, 75-77.
23 De Witt B. P. The Progressive Movement. A Non-Partisan Comprehensive Discussion of Current Tendencies in American Politics. N. Y., 1915, p. 61.
цов добиться утверждения закона, дававшего право железнодорожной комиссии штата устанавливать твердые тарифы на перевозку грузов Кроме того, были приняты законы об ответственности предпринимателей за несчастные случаи на производстве, о 8-часовом рабочем дне для женщин, об охране природных ресурсов штата и др.24
Недовольство практикой железнодорожных компаний, их политическим влиянием было повсеместным. Не случайно как раз в 1903—1906 гг администрация президента Т. Рузвельта объявила курс на внутренние реформы и регулирование деятельности железнодорожных компаний путем расширения функций Межштатной торговой комиссии, что стало» предметом острых политических разногласий в конгрессе.
Борьба против влияния бизнеса на общественно-политическую жизнь страргы протекала одновременно с борьбой за расширение политических прав. Наиболее популярными были требования демократизации избирательного закона: введение права инициативы и референдума, право избирателей отзывать депутатов из законодательного собрания и всех должностных избираемых лиц, всенародное избрание сенаторов США,, прямые выборы в местные органы. В некоторых штатах эти требования дополнялись требованием уравнения женщин в политических правах.
Движение за расширение политических прав практически охватило всю страну, хотя в разных штатах оно развивалось с различной интенсивностью и с неодинаковым успехом. Результаты зависели от многих обстоятельств. Большое значение имел масштаб вовлечения в движение-различных слоев населения: городской мелкой буржуазии, интеллигенции (профессоров колледжей, журналистов, адвокатов), в некоторых штатах — фермерства, в ряде мест — рабочих, выступивших с требованиями о сокращении рабочего дня и об улучшении условий труда. Немалую роль-также играли лидеры прогрессизма, радикализм которых проверялся на-практике, когда им удавалось занять пост губернатора или мэра.
Как правило, прогрессисты наталкивались на упорное сопротивление-консерваторов, возглавлявших партийные машины обеих буржуазных партий. И тем не менее в исследуемый период семнадцать штатов-(Юта, Орегон, Айдахо, Небраска, Невада, Монтана, Оклахома, Мэн, Миссури, Арканзас, Колорадо, Огайо, Мичиган, Южная Дакота, Аризона, Вашингтон и Калифорния) внесли в свои конституции пункт о праве-избирателей на инициативу и референдум, а Массачусетс и Нью-Мексико — право референдума. Вслед за ними и в других штатах прогрессисты выдвигали требования демократизации конституции. Острые разногласия между консервативными элементами в партиях и прогрессистами1 возникали при попытке последних утвердить в законодательном порядке-практику прямых выборов, в том числе и в сенат США. В 1903—1904 гг. прогрессисты в Висконсине добились закона о выдвижении кандидатов-не на партийном съезде, а на первичных предвыборных собраниях (direct primary law) 25. К 1915 г. подобные законы были утверждены в-большинстве штатов 26.
24 Ibid, p. 67.
25 Lovejoy A. F. La Follette and the Establishment of the Direct Primary in Wisconsin, 1890—1904. New Haven, 1941, p. 83—95. Этот закон был утвержден в штате референдумом в 1904 г.
26 McDonald F. The United States in the Twentieth Century. Voi: V. 1900—1920. Reading.
(Mass.) etc., 1970, p. 157.
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ
Важным моментом в борьбе за демократизацию избирательного зако-нoдательства явились выступления американских женщин за право го-лoса Законные требования женщин вызывали сопротивление не только koнсервативных фракций буржуазных партий, но и многих прогрессистов. Bопиющая несправедливость законодательства страны, претендующей на звание «самой демократической в мире», усугублялась с каждым годом, ибо с каждым годом возрастало число женщин, занятых в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, учебных заведениях. Помимо своих домашних обязанностей по ведению хозяйства и воспитанию детей, женщина несла бремя наемной работницы, являясь зачастую кормильцем семьи.
Прошло более полувека со дня проведения собрания в 1848 г. в г. Сенека-Фолc (штат Нью-Йорк), на котором группа женщин впервые во весь голос потребовала предоставления им избирательных прав. Женщины назвали свою резолюцию «Декларацией чувств». В ней было много наивного, незрелого; женщины предъявляли обвинения некоему абстрактному мужчине, установившему над ними «абсолютную тиранию» г7 Однако требования права на образование, на равную оплату за труд, требования имущественного равенства, участия в делах церкви и, наконец, избирательных прав были вполне серьезными и первоначально вызвали резкую отповедь в прессе. Тем не менее организаторы собрания и авторы «Декларации» не сложили оружия, а объявили об организации женской суфражистской организации во главе с Элизабет К. Стэнтон, 33-летней энергичной участницей аболиционистского движения.
Следует помнить, что в рядах аболиционистского движения было много женщин. Именно в борьбе за уничтожение института рабства формировалось политическое сознание американских женщин, воспитывались организационные и ораторские навыки будущих деятельниц суфражизма. У. 3. Фостер писал: «Фактически женское движение в значительной степени выросло на базе аболиционистского движения» 28.
Однако шли годы, а усилия замечательных американских женщин, первых борцов за женское равноправие — Элизабет К. Стэнтон, Сьюзен Энтони, Люси Стоун и других все еще наталкивались на глухую стену отказа, воздвигаемую законодателями в легислатурах и конгрессе29.
К началу XX в. только четыре штата предоставили женщинам избирательные права 30. И это несмотря на то, что суфражистское движение занимало уже значительное место в общественно-политической жизни страны. Еще в 1860-е годы сложились две суфражистские организации: Национальная женская суфражистская ассоциация под руководством Э.К. Стэнтон и С. Энтони и Американская женская суфражистская ассоциация во главе с Л. Стоун. Руководители первой полагали, что необходимо добиваться от конгресса принятия соответствующей поправки федеральной конституции. Американская же ассоциация выдвигала
27 Текст «Декларации чувств» см.: The Concise History of Woman Suffrage/Ed. by M. Jo, P. Buhle. Urbana (111.) etc., 1978, p. 94—96.
28 Фостер У. З. Негритянский народ в истории Америки. М., 1955, с. 178.
29 XV поправка к конституции вошла в силу в 1870 г. Она даровала избирательные права мужчинам-неграм, внесла в конституцию США разделение граждан по при знаку пола. Тем самым женскому движению был нанесен тяжелый удар.
30 Bайоминг, еще не будучи штатом, в 1869 г. принял эту поправку, Колорадо -в 1893 г., Айдахо — в 1896 г., Юта — в 1896 г.
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ
СУФРАЖИСТКИ НА УЛИЦЕ НЬЮ-ЙОРКА
тактику борьбы женщин в штатах, с тем чтобы завоевать избирательное право женщинам в одном штате за другим. В 1890 г. они слились в одну организацию — Национальную американскую женскую суфражистскую ассоциацию.
Существовали и другие женские организации, среди которых следует отметить Национальную лигу потребителей, в работе которой большую роль сыграла социалистка Флоренс Келли. В 1903 г. возникла Женская профсоюзная лига, ставившая целью помочь женщинам-работницам в организации профсоюзов31. Эти организации поддерживали борьбу жен-
31 Flexner E. Century of Struggle. The Woman's Rights Movement in the United States. Cambridge (Mass.); London, 1977, p. 218.
щин за избирательные права. Известная деятельница суфражизма Леонора О'Рейли, сама с 13 лет работавшая по найму, в 1912 г. выступила перед комиссией конгресса с горячей речью, требуя предоставления женщинам политических прав. Работницы поддерживали суфражизм, понимая, что получение равных с мужчинами политических прав поможет им в тяжелой борьбе за человеческие условия существования.
В течение первого десятилетия XX в. суфражистски вели в штатах упорную агитацию за права женщин, организуя многочисленные, хотя и небольшие, местные суфражистские группы, атакуя письмами и личными просьбами депутатов собраний, сенаторов и конгрессменов. Наконец, в 1910 г. поправку к конституции об избирательных правах женщин принял штат Вашингтон, затем в 1911 г.— Калифорния. В течение 1912— 1914 гг. их примеру последовали шесть штатов (Орегон, Канзас, Аризона, Иллинойс, Монтана и Невада), а в 1917—1918 гг. еще девять, включая Нью-Йорк, признали политическое равноправие женщин32.
В США в первые годы XX в. лишь одна политическая партия выдвинула в своей платформе требование об уравнении женщин в политических правах с мужчинами, причем без различия цвета кожи. Это была Социалистическая партия Америки. Затем образовавшаяся после раскола республиканцев на съезде в Чикаго в 1912 г. Прогрессивная партия также включила избирательное право для женщин в свою программу. Ее лидер Т. Рузвельт понял, что платформа новой буржуазной партии не будет популярной, если не отразит это требование. Однако понадобилось еще семь лет неустанной борьбы, чтобы конгресс вотировал поправку об уравнении женщин в политических правах .
Выступая с либеральных позиций за демократизацию избирательного законодательства, за проведение демократических реформ, прогрессисты, как было сказано, не связывали свою судьбу с рабочим классом. Как правило, прогрессисты и их лидеры не поддерживали стачечной борьбы рабочих и многие из них отрицательно относились к профсоюзам. Борьба рабочих за свободу слова также оставляла их почти равнодушными, хотя они и осуждали жестокие репрессии со стороны городских властей, запрещавших уличные митинги. Лафоллетт, уже будучи сенатором США, издававший журнал «Лафоллеттс уикли мэгэзин», освещал в нем некоторые забастовки. Но этим дело и ограничивалось.
Макрейкеры, возмущавшиеся тяжелым положением рабочих, особенно женщин-работниц, рассматривали рабочие союзы как некие объединения, «нарушающие свободу индивидуума», и недвусмысленно осуждали рабочих за расправу со штрейкбрехерами34. Но все-таки прогрессисты сочувствовали нуждам рабочих, признавали необходимость улучшения положения рабочего класса, ограничения произвола работодателей, введения законов, регулирующих взаимоотношения рабочих с предприни-
32 The Electoral Thermometer.— In: Scott A. F. and A. M. One Half the People: The Fight for Woman Suffrage. Philadelphia etc., 1975, p. 166—168.
33 XIX поправка к конституции, гласившая, что граждане США «не могут быть лишены права голоса» по признаку пола, была принята конгрессом 4 июня 1919 г. и вошла в силу 26 августа 1920 г. после ратификации штатами. См.: The Constitution of the United States, Article XIX.—In: Encyclopedia of American History/Ed. by R. B. Morris a. o. N. Y. etc., 1976, p. 578.
34 Один из зачинателей движения макрейкеров, Р. С. Бэйкер, в 1903 г. в «Макклюрз мэгэзин» обвинял рабочий союз в том, что он мешает работать штрейкбрехерам. См:McClure's Magazine, 1903, Jan.
II. НАЧАЛО ЭПОХИ ИМПЕРИАЛИЗМА
мателями. Поэтому нельзя забывать о таком направлении деятельности прогрессистов, как борьба за внедрение социального законодательства, а также об организации так называемых сеттльментов в рабочих (пpe-имущественно иммигрантских) кварталах индустриальных центров.
Борьба за рабочее законодательство велась во многих штатах. Ее большей частью начинали профсоюзы, а прогрессивная оппозиция включала в список своих требований улучшение условий труда рабочих Конкретными требованиями повсеместно были: компенсация рабочим' получившим травму на производстве; ответственность предпринимателей за охрану труда рабочих; регулирование труда женщин и детей; установление минимума заработной платы; сокращение рабочего дня; пенсии матерям и вдовам и некоторые другие. Согласно действующему законодательству все вопросы, касавшиеся регулирования отношений между рабочими и работодателями, входили в компетенцию штатов, а не федерального правительства. Именно поэтому борьба за социальное законодательство начиналась в рамках штатов или даже городов.
Вопрос об ответственности предпринимателей за несчастные случаи на производстве также рассматривался вначале на уровне штатов и лишь впоследствии был поставлен на обсуждение в конгрессе. Одним из первых штатов, принявших закон о компенсации рабочим за травмы на производстве, был Висконсин. К 1915 г. такие законы были введены в США в 25 штатах.
Широкое распространение законодательства о компенсации рабочим объяснялось не только и не столько заботой о положении рабочего и его семьи, сколько интересами предпринимателя. Как писал Де Уитт, законы о компенсации должны были «выправить дефекты законов об ответственности предпринимателей», ибо длительная выплата компенсации искалеченным рабочим и их семьям могла угрожать предпринимателям разорением 35. Законы о компенсации, во-первых, переносили решение из суда в специальную комиссию, во-вторых, определяли размер компенса-ции по специальной шкале увечий, а также определяли максимальную продолжительность выплаты пособия. Учитывая, что предприниматели всегда стремились переложить вину за несчастный случай на самого ра-бочего и обычно преуспевали в этом, закон принес не очень большое облегчение в положении трудящихся, хотя и был известным шагом вперед в рабочем законодательстве буржуазного государства.
Еще больше препятствий возникало у прогрессистов при попытках добиться введения закона о минимуме заработной платы. Против такого регулирования дружно восставали предприниматели и их ставленники в обеих палатах собраний. Только девять штатов к 1913 г. приняли такой закон, но и там законы ограничивались наблюдением за заработной платой женщин и девушек.
Помимо заработной платы, важным был и вопрос о продолжительности рабочего дня, ибо именно эти два условия являются главными показателями уровня жизни трудящихся. Однако в данном случае прогрессисты поднимали голос не за 8-часовой рабочий день для всех рабочих, а за регламентацию труда женщин и детей. К 1907 г. только в 20 штатах были приняты законы о 10—12-часовом рабочем дне для женщин, занятых в промышленности, на фермах, в сфере обслуживания (в прачечных,
35 De Witt В. P. Op. cit., p. 269.
253- |
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ
торговых заведениях и т. п.). Лишь в четырех штатах действовали зако-ны запрещавшие ночной труд женщин.
Детский труд широко применялся в США. Дети рабочих, как правило,
начинали трудиться с раннего возраста, чтобы помочь семье. Прогресси-
cтaм в 22 штатах удалось провести законы о детском труде. В них преду-
cмaтривалась выплата из казны штатов небольших пособий вдовам
(a иногда и незамужним матерям) в размере нескольких долларов в ме-
н на содержание детей до достижения ими определенного возраста
(чаще всего до 14 лет). Все эти мероприятия проводились в штатах при
ильном сопротивлении со стороны консерваторов. Попытки ввести запре
щение или ограничение детского труда в национальном масштабе пред
принимались и в конгрессе. В течение всего периода прогрессивного дви
жения вопрос о детском труде не снимался с повестки дня. Однако
усилия поборников запрещения или хотя бы охраны детского труда были
напрасны. Законопроекты об ограничении труда женщин и детей обсуж
дались в конгрессе в 1911, 1913, 1915 и 1917 гг., но были отвергнуты з6
Консерваторы обеих партий, особенно республиканцы, упорно противи-
лись утверждению этих биллей конгрессом под предлогом, что такой за
кон нарушил бы суверенитет штатов. '.
В борьбе за введение в жизнь социального законодательства, за улуч
шение жизненных условий городской бедноты, ограничение детского тру
да и другие реформы прогрессисты получали поддержку работников так
называемых сеттльментов. Сеттльменты формировались из представите
лей передовой молодежи, выходцев из средне- и мелкобуржуазных слоев.
Большинство из них имели образование, были проникнуты идеями о не
обходимости переустройства общества и жаждали приложить силы к ка
кому-то полезному для общества делу. Впоследствии из их среды вышло
несколько социалистов. Трущобы индустриальных центров, населенные
главным образом беднейшими представителями рабочего класса — им
мигрантами, оказались в поле внимания этой молодежи, селившейся
небольшими колониями в рабочих кварталах и пытавшихся сблизиться
с их обитателями, личным трудом облегчить жизнь бедняков. Амери
канский историк А. Ф. Дэвис назвал сеттльменты «передовыми отрядами»
движения за реформу, т. е. передовыми отрядами прогрессизма 37.
Движение за организацию сеттльментов для помощи беднякам больших городов возникло в Англии. Первым был основан Тойнби-хауз в Лондоне в 1883 г. Но в Америке, а не в Англии это движение получило широкое распространение.
Первый сеттльмент в США под названием Халл-хауз был учрежден в 1889 г. в Чикаго двумя девушками, окончившими колледж и решившими заняться просветительской деятельностью среди бедняков-иммигрантов, в основном из Италии и Ирландии. Инициатором этого начинания была Джейн Аддамс, 29-летняя дочь зажиточного фермера из Иллинойса, завоевавшая впоследствии огромную известность как деятель прогрессивного движения, борец за права женщин и автор многих публицистических работ.
Вслед за Халл-хаузом открылись другие сеттльменты; наиболее известные — в Нью-Йорке (один под руководством Лилиан Уолд, второй —
36 Buenker .J. D. Urban Liberalism and Progressive Reform. N. Y., 1973, p. 75—76.
37 Davis A. F. Spearheads for Reform. The Social Settlements and the Progressive Movement: 1890—1914. N. Y. etc., 1967, p. 25.
И. НАЧАЛО ЭПОХИ ИМПЕРИАЛИЗМА
Вайды Скуддер), еще один в Чикаго (организатор Мэри Макдауэлл), в Бостоне (учредитель Роберт Вудс). B больших городах функционировали не один-два, а до 20 сеттльментов. Сеттльменты стали школой, через которую проходили тысячи юношей и девушек среднего сословия, стремившихся к общественной деятельности Сеттльменты сыграли большую роль в развитии женского движения в США. В числе постоянных резидентов (т. е. постоянных работников сеттльментов) было большинство девушек и молодых женщин, которые находили в сеттльменте пристанище и работу. Например, в Халл-хаузе несколько лет жила Флоренс Келли (до того как по приглашению прогрессивного губернатора штата Иллинойс Дж. П. Алтгелда стала первой женщиной — фабричным инспектором штата). Работники сеттльментов не ограничивались организацией лекций, уст- ройством детских садов и тому |
ДЖЕЙН АДДАМС
ч
подобных мероприятий. Жизнь столкнула их с проблемами рабочего движения. Среди резидентов появлялись женщины-работницы, профсоюзные организаторы. Но понятно, что для руководительниц и руководителей сеттльментов проблемы рабочего движения лежали в плоскости организации «мира в промышленности», а не социалистического переустройства общества. Во время конфликтов рабочих с предпринимателями, когда подопечные сеттльментов бастовали, Аддамс и другие лидеры сеттльментов стремились свести дело к арбитражу, готовы были быть посредниками, отрицая всякую идею о возможности изменения капиталистического строя.
Руководство АФТ, видевшее в «классовом сотрудничестве» свою цель, благожелательно смотрело на деятельность работников сеттльментов, но рядовые рабочие относились к ним критически и зачастую враждебно, хотя нужда и заставляла женщин-работниц и многодетных матерей принимать от них помощь. Для развития рабочего движения сеттльменты це внесли ничего значительного, так как равнялись на консервативную линию в рабочем движении. Но в мелкобуржуазном прогрессивном движении они были на левом фланге, поддерживая рабочее законодательство и другие демократические реформы.
Итак, прогрессивное движение в штатах развивалось по трем основным направлениям: борьба за ограничение власти трестов, за расширение политических прав и за социальное законодательство. Отмечая как успехи, так и недостатки движения, его ограниченность, надо помнить, что прогрессисты всегда оставались буржуазными политиками и использовали привычные им методы политической борьбы (вплоть до создания собственной партийной машины). Тем не менее они восставали против
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ
подкупа и взяточничества в политике и своей борьбой против всевластия бизнеса, за честное правительство, за очищение общественной жизни они, kak и макрейкеры, выполняли социальный заказ своего времени.
4. СОЦИАЛЬНОЕ ХРИСТИАНСТВО И РАБОЧИЕ
К прогрессивному движению начала XX в. примыкает еще одно те-чение — социальное христианство, идеи которого развивали представите-ли протестантских церквей США. Как упоминалось ранее, католическое духовенство, руководствуясь требованиями Ватикана, выраженными в папской энциклике «Рерум новарум», занималось в основном борьбой с распространением социалистической идеологии. Проблема же так называемой социальной справедливости, как писала советский историк А А. Кислова, «стала предметом специального внимания протестантов» 38. Уже в конце XIX в. американский протестантизм сделал попытку связать христианство с рабочим движением и социализмом, провозгласив социальной миссией христианства создание на земле «царства божьего». Обращение протестантской церкви к социальному вопросу было в значительной мере вызвано стремлением духовенства укрепить влияние религии на рабочий класс 39. Это стремление возрастало по мере радикализации рабочего движения и усиления влияния социалистической идеологии на общественно-политическую жизнь в связи с бьющей в глаза поляризацией богатства и нищеты.
Распространение социалистических идей вызвало у духовенства намерение ослабить влияние научного социализма, доказывающего неизбежность краха капитализма как системы, основанной на частной собственности и эксплуатации человека человеком. Протестантизм выступил с религиозно-этическим учением о возрождении на земле христианских идеалов всеобщего равенства, справедливости и любви при непременном сохранении института собственности как незыблемого устоя существующего порядка. Пропаганда принципов так называемого социального христианства оказала немалое влияние на формирование американской общественной мысли в начале XX в.
Идеологи социального христианства (в конце XIX в.— В. Глэдден, У. Д. Блисс, Ф. Пибоди, а позже У. Раушенбуш, Л. Эббот, Г. Уорд и др.) критиковали пороки капиталистической системы США с позиций буржуазного либерализма и выдвигали реформы под эгидой правительства в качестве единственно возможного и действенного средства для установления порядка социальной справедливости. Они стремились убедить рабочих, что отношения с предпринимателями следует регулировать в рамках существующего строя при соблюдении обеими сторонами моральных заповедей.
Видный идеолог социального христианства Л. Эббот (конгрегациона-листский священник, впоследствии редактор журнала «Аутлук») был yбежденным сторонником участия церкви в любом общедемократическом движении. В своих произведениях, лекциях и проповедях он настаивал
38 Кислова А. А. Социальное христианство в США: Из истории общественной мысли, 90-eгоды XIX в.— 30-е годы XX в. М., 1974, с. 31.
39 Духовенство было сильно обеспокоено потерей влияния религии на рабочих, что признавал американский историк Р. Хофстедтер. См.: Hofstadter R. The Age of Re-form. From Bryan to FDR. N. Y., 1956, p. 151.
на том, чтобы церковь поддерживала реформаторскую деятельность гос дарства, заявляя, что «божественный промысел распростирается на я кон, торговлю и образование» 40. При этом, подобно Т. Рузвельту и В. Вильсону, Л. Эббот видел в реформе средство отвлечения масс от paдикальных идей и выступлений. С программой перестройки социальной жизни путем реформ выступал и У. Раушенбуш, один из главных «духовных вождей» социального христианства.
Раушенбуш был пастором баптистской церкви, расположенной в тру щобах Нью-Йорка, и хорошо знал тяжелую жизнь своих прихожан В 1900-х годах он, подобно макрейкерам, гневно критиковал язвы капиталистического общества, изобличал эксплуатацию женщин и детей возмущался проституцией, другими пороками, порожденными нищетой и безысходностью положения низкооплачиваемых категорий рабочих. Раушенбуш предлагал перестроить общество на кооперативных началах для достижения на земле «царства божьего». По мнению Раушенбуша, церковь должна растолковать рабочим и предпринимателям необходимость взаимопонимания между классами. Он полагал, что сохранение частной собственности является непременным условием социального прогресса, а наиболее действенным фактором в налаживании классового мира называл «патернализм», т. е. руководство рабочими союзами со стороны государства 41.
Стремление представителей социального христианства усилить свое влияние на рабочий класс и концентрировать социальную деятельность церкви вылилось в создание Федерального совета церквей Христа в Аме-I рике. Совет был образован по инициативе пресвитерианской, баптистской :. и методистской церквей в 1908 г. и в дальнейшем объединил практическую общественную деятельность более трех десятков протестантских деноминаций. Его идейная программа была изложена в «Социальном кредо», одним из авторов которого был методистский священник Г. Уорд. Этот документ (окончательный текст был утвержден Федеральным советом в 1912 г.) показал, что протестантская церковь попыталась взять на себя миссию участия в общедемократическом прогрессивном движении начала XX в. и признавала важность регулирования отношений между трудом и капиталом. Но, критикуя капиталистический строй с мелкобуржуазных позиций, «Кредо» защищало частную собственность на средства производства. Хотя все 16 пунктов «Кредо» были посвящены «правам» рабочего класса, оно призывало лишь к урегулированию индустриальных отношений путем законодательства. Авторы «Кредо» высказывались за постепенное уменьшение продолжительности рабочего дня; установление прожиточного минимума; за выплату «самой высокой для данной отрасли промышленности» заработной платы. Такой порядок, по уверению социальных евангелистов, мог и должен быть достигнут путем государственного контроля над приобретением и использованием собственности, организации трудового процесса и распределения продуктов производства, путем контроля над деятельностью предпринимателей и над деятельностью рабочих союзов.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 567;