IV. НАУКА И КУЛЬТУРА 2 страница. 22 Sonneck О. G. Т. Early Concert Life in America
22 Sonneck О. G. Т. Early Concert Life in America. Leipzig, 1907, p. 251.
ский оркестр в США. Концерты симфонической музыки завоевали сим-
патии американской публики. Симфонические оркестры в США оказали
значительное воздействие на развитие американской музыкальной куль-
туры XIX в.
На рубеже XVIII и XIX вв. в Америке выделяются музыкальные
деятели, посвятившие себя сфере светского искусства. Одним из первых
представителей этого направления был Фрэнсис Хопкинсон (1737—
1791) — известный политический деятель эпохи революции, подписавший
Декларацию независимости, первый министр военно-морского флота и
член первого Континентального конгресса. Получив блестящее образова-
ние на юридическом факультете Филадельфийского университета, Ф. Хоп-
кинсон отличался широким кругозором и разносторонним образованием,
пользовался известностью как поэт и композитор. Из музыкальных про-
изведений Ф. Хопкинсона особенно популярны революционные и сатири-
ческие песни, в которых прослеживается связь (интонационная и струк-
турная) с английскими песнями. Первое сочинение — «Семь песен»
(1759) — он посвятил Дж. Вашингтону.
Интересы Ф. Хопкинсона не ограничивались только композицией или
исполнительством, он увлекался также проблемой усовершенствования
механического устройства клавесина. Своей многосторонней деятельно-
стью он способствовал развитию американской светской культуры. Хотя
от создателей пуританского гимна Ф. Хопкинсон отличался широтой
кругозора, он все же был не профессиональным композитором, а просве-
щенным дилетантом, ориентировавшимся преимущественно на традиции
английской музыки.
В период войны за независимость широкую популярность у населе-
ния завоевали жанры военной музыки — марш и патриотическая песня.
Черты этих жанров особенно ярко претворены в песне «Хейль Колум-
бия» (текст Иозефа Хопкинсона, сына Фрэнсиса), которую впервые опуб-
ликовал Бенджамин Карр в обработке для голоса, фортепиано, гитары
и кларнета. Наиболее известным маршем был «Янки Дудл» (Yankee
Doodle), появившийся с новыми словами в послереволюционные годы в
обработке Джеймса Хьюита. Из патриотических песен возникли в даль-
нейшем американские гимны 23.
Видное место в музыкальной жизни США конца XVIII в. занимали
английские музыканты, обосновавшиеся в Нью-Йорке и Филадельфии,—
Бенджамин Карр (1768-1831), Джеймс Хьюит (1770-1827), Александр
Райнагль (1756—1809). В отличие от просвещенного любителя Ф. Хоп-
кинсона Б. Карр, Дж. Хьюит и А. Райнагль были профессиональными
музыкантами-эмигрантами федерального периода, пропагандировавшими
европейскую музыку.
Александр Райнагль — композитор, дирижер, импрессарио, более
20 лет руководил оперной труппой «Олд Америкэн компани», ставившей
балладные оперы. Все три композитора создавали арии для балладных
опер, восходящие к традициям лирических английских и ирландских
песен. Джеймс Хьюит написал балладную оперу «Таммани» на остро
злободневный политический сюжет, связанный с борьбой между сторон-
никами централизованного государственного управления и приверженца-
23 Застольная английская песня «Усыпанное звездами знамя» (The Star-Spangled Banner») с новым текстом в 1931 г. стала государственным гимном США.
IV. НАУКА И КУЛЬТУРА
ЗАРОЖДЕНИЕ АМЕРИКАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ II ИСКУССТВА
ми идеи независимых общин. Бенджамин Карр прославился как преуспе-
вающий нотный издатель и владелец нотных магазинов, компилятор и
автор песен. Среди его вокальных сочинений широко известны «Шесть
поэм», «Песня об иве» (из «Отелло» Шекспира), «Ave Maria», сборник
пьес «Вечерние развлечения», содержащий 50 арий, песен, дуэтов, мар-
шей, менуэтов и др.
Кроме вокальных жанров, эти композиторы работают в области ин-
струментальной музыки. Наряду с танцевальными пьесами (менуэты,
котильоны, контрдансы) они создают фортепианные сонаты. А. Райнагль
пишет сонаты под влиянием творчества Ф. Э. Баха, Б. Карр — грациоз-
ные фортепианные миниатюрные сонаты в гайдновском стиле. Дж. Хьюит
получил известность как руководитель оркестра нескольких оперных
трупп, организатор концертов симфонической музыки. В программу пер-
вого концерта Дж. Хьюита в Нью-Йорке вошли увертюры Й. Гайдна,
квартет И. Плейеля, флейтовый концерт Я. Стамица, две программные
увертюры: «Битва» в девяти частях Дж. Хьюита и «Путешествие из
Англии в Америку» в двенадцати частях Ж. Гио (Gehot).
Особый интерес к патриотической теме проявился в творчестве
А. Райнагля и Дж. Хьюита. Большую популярность завоевала патриоти-
ческая песня А. Райнагля «Америка, Торговля и Свобода» (America,
Commerce and Freedom). Б. Карр и Дж. Хьюит часто использовали мело-
дии патриотических песен в инструментальных произведениях. Дж. Хью-
ит в программной пьесе «Битва в Трентоне» (1797), посвященной генера-
лу Вашингтону, цитировал мелодии патриотических американских маршей
«Янки Дудл» и «Марш Вашингтона». Б. Карр в «Федеральной увертю-
ре» (1794) наряду с темой «Янки Дудл» претворяет мелодии француз-
ских революционных песен «Марсельеза», «Ca ira» и др. Таким образом,
Б. Карр, А. Райнагль и Дж. Хьюит вошли в историю американской
музыки не только как пропагандисты европейской музыки, но и как
первые представители светской американской культуры.
Гастроли испанской оперной труппы Мануэля Гарсиа (с участием из-
вестной певицы Малибран) в Нью-Йорке в 1825 г. положили конец анг-
лийскому господству в американской музыкальной культуре. Репертуар
труппы М. Гарсиа был представлен операми Россини, Вебера, Бетховена,
Беллини, Доницетти, Цингарелли, Моцарта, Обера, Галеви. Американ-
ским слушателям впервые так широко была представлена итальянская,
французская и немецкая опера. Под влиянием спектаклей труппы
М. Гарсиа — Малибран появились оперы американских композиторов:
«Леонора» и «Собор Парижской богоматери» (1845) Уильяма Фрая
(1813-1864) и «Рип Ван Винкль» (1855) Джорджа Бристоу (1825-
1899). Оба композитора получили известность в области инструменталь-
ной американской музыки середины XIX в. Профессиональный скрипач
и дирижер Дж. Бристоу— автор шести симфоний, нескольких оркестро-
вых увертюр, из которых особый интерес представляют «Великая рес-
публика» (1879) и «Ниагара» (1891). В инструментальном наследии
У. Фрая наиболее яркими являются программные симфонии и увертюры.
Симфонии Дж. Бристоу и У. Фрая, созданные под влиянием роман-
тических традиций немецкого и французского симфонизма (Мендельсон,
Обер), неоднократно исполнялись в Нью-Йорке. Одаренный журналист
и композитор Уильям Фрай вошел в историю американской культуры
как защитник прав американских композиторов. Фрай ратовал за созда-
ние американского начала в музыке. Но впервые американскую тему
воплотил Дж. Бристоу в опере «Рип Ван Винкль». В целом оперы
У. Фрая и Дж. Бристоу эклектичны по стилю, как и их инструменталь-
ные сочинения, в них ощущается воздействие итальянского оперного
стиля. Это академическое направление в области американской оперы
отличалось поверхностным характером и во многом уступало по значи-
мости и популярности национальному виду американского искусства —
менестрельному театру (minstrel show), зародившемуся в 40-е годы
XIX в.
Менестрельные представления сложились как разновидность народ-
ного балаганного театра. Причем вопреки сохранявшемуся веками пре-
зрительному отношению пуритан к театру, считавших его второстепен-
ным и безыдейным искусством, вопреки невежеству и консерватизму
американской публики24 в Америке все-таки появилась самобытная
форма музыкального театра. Более того, менестрельный театр, разви-
ваясь на протяжении 100-летнего периода, явился предшественником спе-
цифического американского оперного жанра XX в.— мюзикла, который
приобрел мировую известность и оказал влияние на европейское оперное
искусство.
Оценивая эстетическое значение менестрельного театра, советский
историк музыки В. Д. Конен очень точно отмечала, что он возник «все-
цело в рамках ограниченной эстетики американской легкожанровой
эстрады. Тяготение к бездумному развлечению и низкопробным обыва-
тельским вкусам определило его облик. В вековой истории менестрель-
ного театра не обнаруживается стремления к серьезному воплощению
художественной темы... И тем не менее этот „балаганный" жанр сумел
породить нечто оригинальное, жизнеспособное и притом глубоко типич-
ное для американской культуры прошлого века» 25.
Менестрельные представления состояли из вокальных, цирковых и
инструментально-танцевальных номеров, небольших комических сценок,
пародирующих облик и телодвижения негра. Музыкально-стилистические
черты подобных представлений сформировались под влиянием негритян-
ского фольклора и английской балладной оперы.
Специфические особенности менестрельного театра заключались в ис-
пользовании негритянского диалектного говора, распространенного в
южных штатах, особых танцевальных движений и приемов вокального
исполнительства. Существовали определенные костюмы и грим, типичные
для менестрельного театра. Менестрельный театр пользовался популяр-
ностью и явился характерным элементом американской музыкальной
жизни XIX в. Менестрельный театр породил многих замечательных акте-
ров и музыкантов.
С традициями менестрельного театра неразрывно связана деятельность
американского композитора-самоучки Стивена Фостера (1826—1864), твор-
ческое наследие которого представлено преимущественно песнями лири-
ческого склада, воспевающими богатство внутреннего мира простого чело-
века, что явилось типичной темой романтического искусства.
Большинство песен (всего около 150) написано в жанре лирического
романса, причем композитор был и автором текстов. Эти песни отмечены
24 Sabin R. Early American Composers and Critics.— Musical Quarterly, 1938, N 2.
25 Конен В. Пути американской музыки. М., 1977, с. 179.
IV. НАУКА И КУЛЬТУРА
ярким мелодическим обаянием. В мелодике С. Фостера прослеживалось
влияние английской, шотландской и ирландской народной музыки, черты
негритянского фольклора. Сюжеты лирических песен Фостера, в которых
преобладает тема неразделенной любви, безусловно, перекликаются с сю-
жетами сольных негритянских любовных песен. Из творческого наследия
С. Фостера наибольшей популярностью пользуются менестрельные песни
«Домик над рекой», «Мой старый дом в Кентукки», «О, Сюзанна», «Ста-
рый черный Джо». Фостер дает необычную трактовку образа негра в
мечтательном, лирическом плане. Его произведения являются поэтиче-
ским обобщением характерных особенностей англокельтских и негри-
тянских песен.
Следует отметить, что наиболее важным явлением музыкальной куль-
туры колониального периода был хоровой пуританский гимн. Ярким вы-
ражением этого жанра стало творчество У. Биллингса, который обобщил
традиции американского искусства XVII—XVIII вв. Хоровой пуритан-
ский гимн был демократическим жанром в отличие от жанров европей-
ской профессиональной музыки, проникавших в Америку с XVIII в., но
оставшихся чуждыми американской культуре. С начала XIX в. развитие
хорового пуританского гимна проходило незаметно в отдаленных сельских
районах США, уступая место другим жанрам национального искусства
США — менестрельной эстраде и в конце XIX в. негритянским спири-
чуэлc, блюзу, рэг-тайму.
Глава пятнадцатая
РУССКО-АМЕРИКАНСКИЕ
КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ
1. ПЕРВЫЕ КОНТАКТЫ (XVIII В.)
Наиболее ранние сведения об Америке в русских источниках восхо-
дят к XVI в. Об открытии европейцами «нового мира», в частности
Кубы, «конца которой не ведают живущие там», упоминал еще Максим
Грек. В рукописном переводе 1584 г. «Хроники всего света» М. Вель-
ского впервые на русском языке употреблялось слово «Америка» как
название «великого острова», открытого во время путешествия «Аммери-
кус Веспуцыа» 1.
Еще до того как один из основателей Джеймстауна, Джон Смит, от-
правился в 1607 г. в Северную Америку, он побывал в русских степях.
Бежав из турецкого плена, Дж. Смит нашел прибежище в донской кре-
пости. В дальнейшем его путь лежал в западном направлении, по-види-
мому через Донков, затем через Дорогобуж и Острог в Галич. По свиде-
тельству Смита, ему никогда в жизни не приходилось встречать «столько
гостеприимства, доброты, приветливости и дружбы», как во время пребы-
вания в этих местах. «Удивительно,— писал он,— что находится столько
завистников и врагов у этой страны, постоянно опустошаемой набегами
кочевников и соседей. Поселения редки. Дома жителей сколочены из ело-
вых бревен, соединенных на концах деревянными скрепами». О чем
Дж. Смит отзывался критически, так это о разделении в Московии общест-
ва на богатых и бедных, на господ и рабов, что, по его отзыву, скрывала
«истинную причину слабости и всех несчастий в этой стране». Знаком-
ство с донскими укреплениями пригодилось Смиту для защиты Джеймс-
тауна. «До Смита, освоившего и применившего русский метод быстрого
возведения укреплений,— пришла к выводу наблюдательная исследова-
тельница Е. М. Двойченко-Маркова,— ни одна из английских колоний,
пытавшихся укрепиться на американском побережье, не могла устоять
перед набегами индейцев» 2.
Но если Джон Смит общался в основном с жителями русских окраин,
то основатель другой английской колонии в Америке, Уильям Пени,
получил возможность обменяться мнением с Петром I. Дело в том, что,
находясь в 1698 г. в Англии, царь беседовал с группой квакеров, а Пени
даже направил ему специальное послание с изложением своих взглядов 3.
1 Лазарев Н. Первые сведения русских о Новом свете.— Исторический журнал, 1943,
№ 1, с. 72—75; Полевой Н. Повествование об открытии Америки, помещенное в рус-
ских хронографах.— Московский телеграф, 1832, ч. 43, № 4, с. 594—599; Yarmolin-
sky A. Russian Americana. N. Y., 1943, p. 11.
2 Двойченко-Маркова E. М. Джон Смит в России.— Новая и новейшая история, 1976,
№ 3, с. 160.
3 Dvoichenko-Markov E. William Penn and Peter the Great.—Proceedings of Ameri-
can Philosophical Society, 1953, vol. 97, N 1, p. 16—17.
IV. НАУКА И КУЛЬТУРА
РУССКО-АМЕРИКАНСКИЕ КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ
Религиозные воззрения Пенна и его друзей не оказали, по-видимому,
прямого влияния на молодого Петра. Лишь много лет спустя, в 1790 г.,
в Москве была опубликована книга У. Пенна «Плоды уединения» (Fruits
of Solitude), а в царствование Александра I квакеры получили возмож-
ность официально посетить Россию4.
Уже первая колониальная газета «Ньюз леттер», начавшая выходить
в Бостоне в 1704 г., время от времени печатала краткую информацию
о войне между Россией и Швецией. Сообщения о событиях в далекой
России стали более разнообразными и регулярными, когда в колониях
появились новые еженедельные газеты — Boston Gazette, New England
Courant, American Weekly Mercury, New York Gazette. Колониальные еже-
недельники сообщали об интересе Петра I к археологии и агрономии,
его переписке с Парижской академией и организации кунсткамеры в
Петербурге. Давая оценку деятельности Петра I, бостонская «Ньюз лет-
тер» 5 августа 1725 г. выделяла его заслуги в установлении торговли с
другими странами, «развитии ремесел и наук, о которых ранее в стране
почти ничего не было известно, запрещении многих устаревших обычаев
и введении военной дисциплины» 5.
Время от времени сведения об Америке стали появляться и в русской
печати — петровских «Ведомостях», «Российских ведомостях», «Историче-
ских, генеалогических и географических примечаниях в ведомостях» и,
наконец, «С.-Петербургских ведомостях». Особый интерес представляло
«Известие о нынешних Аглинских и Францусских селениях в Америке»,
напечатанное «С.-Петербургскими ведомостями» 25 ноября (6 декабря)
1750 г., т. е. в то время, когда иностранный раздел газеты редактировал
М. В. Ломоносов. Аналитический характер и разнообразие исторических
сведений выделяли эту статью из всех других материалов об Америке,
которые печатались на страницах русской печати ранее. Автор статьи
(а им, скорее всего, был сам М. В. Ломоносов), учитывая споры между
Англией и Францией, давал читателям описание Канады, Виргинии,
Каролины, Мэриленда, Пенсильвании, Нью-Йорка, Новой Англии и т. д.
О последней сообщалось: «Новая Англия есть главная провинция и купе-
ческий магазин, откуда все селения в Америке запасают». В статье отме-
чалось также, что в «середине земли находится много американских на-
родов, которых агличане и французы обыкновенно употребляют к причи-
нению между собою всяких неспокойств, и сторону агличан держат иро-
кои, а францусскую гуроны» 6.
Несколько лет спустя, 5 марта 1754 г., в издававшейся Б. Франкли-
ном «Пенсильвания газетт» в Филадельфии был напечатан «отрывок из
4 У. Аллен (из Англии) и С. Грелет (из Соединенных Штатов) посетили, в частно-
сти, благотворительные и тюремные заведения в Петербурге, Москве, Новгороде
и Твери и представили российскому правительству свои критические замечания,
Александр I распорядился «сообщить всем, до кого следует, сии замечания ква-
керов и по ведомству приказов общественного призрения обратить внимание на-
чальства на состояние воспитательных домов в Новгороде и в Твери особенно, где
из 285 младенцев в течение года осталось в живых только 35» (А. Н. Голицын —
С. К. Вязмитинову, 15(27) мая 1819 г.— Центральный государственный историче-
ский архив (ЦГИА) СССР, ф. 1282, оп. 2, д. 2099).
5 Mo hi R. A. America Discovers Russia and Peter the Great.—Journalism Quarterly,
1967, Winter, vol. 44, N 4, p. 66. .
Николюкин А. Н. Литературные связи России и США: становление литературных
контактов. М., 1981, с. 17—22/н прилож., с. 38С—387.
письма из Москвы от 23 августа», в котором рассказывалось об обстоя-
тельствах смерти Г. В. Рихмана при исследовании атмосферных электри-
ческих разрядов. В качестве участника эксперимента назывался «совет-
ник Ломоносов», что, по всей видимости, было первым упоминанием
фамилии русского ученого в американской печати7.
На основе разнообразных документальных материалов было доказано,
что история русско-американских отношений открывается в середине
XVIII в. прямыми и косвенными контактами между Б. Франклином и
ДНЕВНИКОВАЯ ЗАПИСЬ Э. СТАЙЛСА ОТ 3 ФЕВРАЛЯ 1786 Г. ОБ УСПЕШНОМ ПОВТОРЕ-
НИИ ОПЫТА АКАДЕМИКА И. А. БРАУНА ПО ЗАМОРАЖИВАНИЮ РТУТИ
(Yale University, Beineke Rare Book and Manuscript Library,
Papers of Ezra Stiles, Literary Diary, vol. 12, Febr. 3, 1786. Автограф, англ. яз.)
другими американскими учеными и их петербургскими коллегами
М. В. Ломоносовым, Г. В. Рихманом, Ф. У. Т. Эпипусом, И. А. Брау-
ном 8.
Знаменитые «Опыты и наблюдения над электричеством» Б. Франкли-
на уже с середины XVIII в. стали хорошо известны в России и получили
дальнейшее развитие в работах русских ученых М. В. Ломоносова,
Г. В. Рихмана, Ф. У. Т. Эпинуса, Д. А. Голицына.
В капитальном трактате «Опыт теории электричества и магнетизма»
(1759) Ф. У. Т. Эпинус писал: «Присущая телам сила, которую назы-
вают электричеством, открыта лишь недавно и вряд ли уже достаточно
исследована... Меня в высшей степени удовлетворяет предложенная
Франклином теория этой силы... Однако я пришел к выводу, что мне
7 The Papers of Benjamin Franklin: Vol. 1—21 / Ed. L. W. Labaree, W. B. Willcox. New
Haven, 1959- vol. 5, p. 219-221.
8 Болховитинов Н. Н. Становление русско-американских отношении, 1775—lelo. M.,
1966, с. 220—231; Россия и США: становление отношений, 1765—1815. М., 1980, с. 15,
16, 18, 21 и др.
IV. НАУКА И КУЛЬТУРА
РУССКО-АМЕРИКАНСКИЕ КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ
удалось обнаружить в этой замечательной теории некоторые недостатки;
поэтому я приложил усилия к тому, чтобы исправить их и, при помощи
этих исправлений, так приспособить эту теорию, чтобы она была при-
ведена к полнейшему согласию с явлениями» 9.
Сам Эпинус переслал эту работу Б. Франклину, который дал ей высо-
кую оценку и ознакомил с ее содержанием своих коллег Э. Стайлса и
Дж. Уинтропа. Наконец, в июне 1766 г. в знак признания заслуг петер-
бургского академика Франклин направил ему собственную работу о физи-
ческих и метеорологических наблюдениях, которая должна была «по-
явиться в очередном томе „Трудов королевского общества"» 10.
В настоящее время хорошо известно послание Э. Стайлса «прослав-
ленному г-ну Ломоносову» от 20 февраля 1765 г., в котором излагалась
детальная программа совместных исследований (Э. Стайлс интересовался?
планировавшейся М. В. Ломоносовым полярной экспедицией и темпера-
турными измерениями в различных районах Российской империи) 11.
Не меньшее значение имеет, однако, обращение Э. Стайлса к академику
И. А. Брауну, в котором сообщалось о попытках американца повторить
знаменитые опыты по замораживанию ртути, осуществленные в Петер-
бурге в 1759 г.12 Хотя первоначально Э. Стайлсу не удалось повторить
блестящие эксперименты Брауна и Ломоносова, мы установили, что в
конечном итоге настойчивый американец все-таки сумел заморозить
ртуть в Сейлеме в феврале 1786 г.13
Когда в 1780 г. в Бостоне была основана Американская академия
искусств и наук, одним из ее наиболее достойных иностранных членов
стал знаменитый Леонард Эйлер. Официально избрание Л. Эйлера дати-
руется 30 января 1782 г., но, как нам уже приходилось отмечать, по всей
видимости, это событие произошло несколько раньше. Во всяком случае
в протоколах конференции Петербургской Академии наук (запись от
28 февраля (11 марта) 1782 г.) упоминается письмо «Академии искусств
и наук, недавно основанной в Бостоне в Америке», от 1 июня 1781 г.
с извещением об избрании Л. Эйлера, а также «Акт основания и учреж-
дения общества содействия и поощрения искусств и наук». Американ-
ские ученые, несомненно, были хорошо осведомлены о научных заслугах
Леонарда Эйлера, а в библиотеке Бостонской академии, судя по ее пер-
вому рукописному каталогу, имелись 11 работ великого ученого-
(17 томов) 14.
9 Эпинус Ф. У. Т. Теория электричества и магнетизма. Л., 1951, с. 10—И. Только два
века спустя ученый трактат петербургского физика получил настоящее призна-
ние. В 1979 г. издательство Принстонского университета опубликовало английский
перевод труда Эпинуса с научными комментариями и великолепным монографи-
ческим вступлением профессора Мельбурнского университета Р. У. Хоума. См.:
Aepinus's Essay on the Theory of Electricity and Magnetism / Introductory Monograph
and Notes by R. W. Home. Princeton, 1979.
10 Американский ежегодник, 1971. M., 1971, с. 330—331; Physical and Meteorological,
Observations, Conjectures and Suppositions.— Philosophical Transactions of the Royal1
Society, L., 1766, p. 182—192.
11 Россия и США, с. 16—18.
12 Э. Стайлс — И. А. Брауну, 15 мая 1765 г.— Yale University, Beineke Rare Book and
Manuscript Library, Papers of Ezra Stiles.
13 Stiles E. Thermometrical Register, vol. 1; Idem. Literary Diary, vol. 12, 3 February
1786.- Ibid.
14 Boston Athenaeum. American Academy of Arts and Sciences, Records, vol. 1, p. 51;.
Протоколы заседания конференции имп. Академии наук с 1725 по 1803 г. СПб.,.
1900. т. 3, с. 577; American Academy of Arts and Sciences. Cathalogue.
Еще ранее, в начале 70-x годов, были установлены официальные свя-
зи между Американским философским обществом в Филадельфии и
Академией наук в Петербурге. Благодаря Б. Франклину и одному из
основателей Вольного экономического общества, Т. И. Клингштадту,
в Петербурге был получен первый том «Трудов Американского философ-
ского общества», основное содержание которого нашло позднее отраже-
ние в «Академических известиях» (1779, ч. II).
IV. НАУКА И КУЛЬТУРА
РУССКО-АМЕРИКАНСКИЕ КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ
Самую высокую оценку достижениям российской науки дал в своем
выступлении в 1782 г. вице-президент Американского философского
общества д-р Томас Бонд, настоятельно рекомендовавший членам ста-
рейшего научного учреждения Соединенных Штатов всемерно развивать
сотрудничество с учеными страны, которая, содействуя развитию науки
и литературы, «поднялась к величию, подобно утреннему солнцу» 15.
Важные и плодотворные научные контакты между молодой республи-
кой и Российской империей завязались во второй половине 80-х годов.
При содействии Дж. Вашингтона, Б. Франклина и маркиза Лафайета
Екатерина II получила из Америки ценные сведения о языках индейцев,
которые были использованы при подготовке всеобщего сравнительного
словаря 16. Собирая материалы для этого словаря, американцы оказались
тем самым вовлеченными в сравнительное изучение индейских языков.
Позднее по образцу русского словаря в Америке Б. С. Бартон, Дж. Гек-
кевельдер, Т. Шультц и некоторые другие подготовили словари языков
различных индейских племен.
Как Бартон, так и Геккевельдер считали, что сходство между языка-
ми американских индейцев, татар и некоторых других азиатских народов
объяснялось, вероятно, их общим происхождением. В письме А. А. Нарто-
ву Геккевельдер высказывал в этой связи предположение, что американ-
ские племена происходят из Азии и большинство из них родственны
татарам17.
Бурные события Американской революции XVIII в. в огромной мере
увеличили интерес к Соединенным Штатам со стороны деятелей россий-
ской науки, литературы и просвещения. Знаменательно, что, едва только
в России было получено известие о заключении в Париже прелиминарно-
го мира, Ф. У. Т. Эпинус направил Б. Франклину специальное поздрав-
ление, в котором приветствовал своего американского коллегу не только
как прославленного естествоиспытателя, но и как блестящего политика,
обеспечившего своей родине свободу и независимость18.
Передовые представители русского общества не желали считаться с
монархическими чувствами петербургского двора и открыто выражали
сочувствие и симпатии делу Американской революции. Если в столице
официальные «С.-Петербургские ведомости» опубликовали только краткое
изложение «мирных прелиминариев», то «Московские ведомости», изда-
вавшиеся Н. И. Новиковым, напечатали в марте 1783 г. тексты соответ-
ствующих документов «во всем их пространстве» 19. «О воин непоколе-
бимый, ты есть и был непобедимый, твой вождь — свобода, Вашинг-
тон»,— писал А. Н. Радищев, приветствуя победу восставших американцев;
Известный латинский стих, начертанный под портретом Франклина
(Eripuit coelo fulmen screptrumque tyrannis), A. H. Радищев переводил в
острой антимонархической форме («Се исторгнувший гром с небеси и
скиптр из руки царей», хотя точнее, может быть, было бы сказать «из
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 839;