IV. НАУКА И КУЛЬТУРА 1 страница. умы и сердца («Природа заключает в себе уроки высокого и священного значения, превзойденные лишь светом откровения»)
ЗАРОЖДЕНИЕ АМЕРИКАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА
умы и сердца («Природа заключает в себе уроки высокого и священного
значения, превзойденные лишь светом откровения»). Их последователем
был Томас Даути (1793—1856), по стилю близкий к Дьюранду («Кэтскил-
ские горы», 1836, частное собрание, Бостон). Этим художникам свой-
ственно создание очень разных по художественному уровню работ, тем
не менее их произведения оставили заметный след в истории американ-
ского искусства.
Пейзажи, отмеченные классической ясностью и простотой, создали
талантливые живописцы Мартин Дж. Хид (1814—1904), Фицхью Лэйн
(1804—1865) и наиболее известные мастера Джон Ф. Кенсетт (1816—
1872)и Джэспер Ф. Кропси (1823-1900).
Кенсетт в 40-е годы учился в Париже и Лондоне, вернувшись в
Америку, писал в окрестностях Нью-Йорка. Пейзажи Ниагары отлича-
лись редкой осязательностью пространственного построения, свободной
естественностью, предельно конкретной достоверностью. «Картинное»
панорамическое пространство, обычное для пейзажей того времени, заме-
нялось простотой и непосредственностью изображенного.
Кропси был единственным, кто испытал воздействие не Тернера,
а Констебля (жил в Англии в 1856—1864 гг.). В его пейзажах есть
живое и трогательное ощущение красоты американской природы, напол-
ненной прозрачным воздухом, мягкими очертаниями лесистых холмов
или далеких гор.
Художником, сочетавшим романтическое и реалистическое видение,
представляется Джордж Иннесс (1825—1894) («Долина Лакаванна»,
1855, Национальная галерея искусств, Вашингтон).
Особый интерес представляет развитие и жанровой живописи. Обра-
щение таких художников, как Уильям С. Маунт (1807—1868) и Джордж
К. Бингем (1811—1879), к провинциальной жизни, где они находят свое-
го героя — сельского труженика, явно связано с проявлением демокра-
тизма в американском искусстве данного периода. Впервые в их произ-
ведениях отражена деревенская жизнь, правда с оттенком повествова-
тельности и спокойной созерцательности. Серию картин, посвященную
Среднему Западу, Бингем называл «наши социальные и политические
характеристики»: «Торговцы мехами, спускающиеся по реке Миссури»
(1845, Метрополитен музей, Нью-Йорк), «Строители плотов на реке»
(1854, Музей изящных искусств, Бостон). Кисти Маунта принадлежат
такие известные картины, как «Игрок на банджо» (1855, Художествен-
ный институт, Детройт), «Изготовители сидра» (1841, Метрополитен
музей, Нью-Йорк), написанные с искренней любовью и симпатией к про-
стым людям. Творчество У. С. Маунта во многом предопределило направ-
ленность развития бытового жанра в американском искусстве.
В американской графике, основанной на весьма разнообразных собы-
тиях в истории США, наблюдалась определенная эволюция. Этому способ-
ствовали и распространение в стране с 20-х годов XIX в. литографской
техники, и появление большого числа иллюстрированных изданий. В ка-
рикатуре можно увидеть переход от статичных изображений к компози-
циям, решенным неожиданно и динамично, от лобового, наивного реше-
ния темы, примитивных преувеличений, многословных подписей к каж-
дому персонажу — к карикатуре, ясной по замыслу, исполненной на
более высоком профессиональном уровне, использовавшей все средства
реалистического искусства, /вплоть до психологической характеристики
отдельных персонажей. Острые, отмеченные и умом и юмором карикату-
ры создали У. Чарлз, В. Джонстон, У. Клэе и др.
Сильный импульс для развития демократического, передового искус-
ства дала гражданская война. Поэты, писатели, художники вновь обрели
своего героя. Война затронула все сферы жизни американского обще-
ства, оказала сильное влияние на формирование национального характе-
ра и культуры в целом. Тема борьбы рабовладельческого Юга и бур-
УИЛЬЯМ С. МАУНТ. ЛОВЛЯ УГРЕЙ В СЕТОКЕТЕ, 1845 Г.
жуазно-демократического Севера стала ведущей в искусстве США. Побе-
да Севера, прославленная Прокламация Линкольна об освобождении
рабов, послевоенная Реконструкция Юга — все эти события способство-
вали развитию демократического искусства.
В 60—80-е годы начали появляться работы мастеров, которые сыгра-
ли большую роль в подъеме американского журнального рисунка и кари-
катуры. Это работы Джозефа Кепплера (1838—1894), Арта Фроста
(1851—1928) — первого иллюстратора Марка Твена, Фредерика Оппера
(1857-1902), О. Давенпорта (1861-1912) и, наконец, Томаса Наста
(1840—1902) — наиболее крупного политического графика США второй
половины XIX в.
IV. НАУКА И КУЛЬТУРА
ЗАРОЖДЕНИЕ АМЕРИКАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА
59'7
Свое призвание политического рисовальщика Наст нашел во время
гражданской войны, посылая прямо с фронта рисунки в журнал «Хар-
перс уикли». К этому времени относится создание одной из самых
значительных литографий, посвященных гражданской войне, под назва-
нием «Компромисс с Югом». Бесполезность компромисса показана в
листе с суровостью и гневом. Президент Линкольн называл Наста луч-
шим сержантом гражданской войны.
В эти яркие и трудные для США годы в истории изобразительного
искусства появляются имена Уинслоу Хомера (1836—1910) и Томаса
Икинса (1844—1916) — самых крупных американских реалистических
художников второй половины XIX в. Свое первое и ставшее известным
произведение, посвященное событиям гражданской войны, У. Хомер
создал в 1866 г. («Пленные с фронта», Метрополитен музей, Нью-Йорк).
Однако время расцвета творчества этих художников относится уже к
следующему периоду в истории американского искусства.
Таким образом, в истории американского искусства XVIII—XIX вв.
можно выделить три этапа. Первый — колониальный — отмечен появле-
нием ряда самобытных произведений, помогавших понять истоки буду-
щего искусства США. Второй этап связан с образованием Соединенных
Штатов, с ростом профессионального искусства, созданием Пенсильван-
ской академии художеств. Творчество Ч. У. Пила, Дж. Трамбулла,
Г. Стюарта, архитектора Т. Джефферсона, скульптора Ж. А. Гудона —
яркое доказательство успехов молодой американской культуры. В 1820—
1875 гг. в американском искусстве рождаются новые жанры. Живопись
не дает столь заметных взлетов, как в предшествовавшие десятилетия.
Но в архитектуре, графике успешно решаются важные профессиональ-
ные задачи. Следует подчеркнуть, что к началу следующего периода
американское искусство уже обладало традициями и произведениями
художников, по сей день составляющими гордость искусства Соединен-
ных Штатов Америки.
4. МУЗЫКА
Среди различных областей национальной культуры США музыка за-
нимает особое место. В отличие от философской, политической и рели-
гиозной мысли, литературы, науки и техники США, тесно связанных в
своем развитии с традициями европейской культуры, американская музы-
ка до середины XIX в. почти не имела точек соприкосновения ни с евро-
пейскими композиторскими школами, ни с другими областями искусства
самой Америки.
Необычность и своеобразие американской музыки заключаются в том,
что именно в сфере жанров народной музыки с момента колонизации до
конца XIX в. возникли подлинно национальные и самобытные разновид-
ности американской музыки. В них проявилось наиболее оригинальное и
неповторимое американское начало, нежели в профессиональном музы-
кальном творчестве США. Если достижения американских деятелей
науки и техники, писателей и философов были уже давно известны за
пределами Нового Света, то американская музыка долгое время не была
известна не только европейцам, но и самим американцам. Лишь в конце
XIX в. некоторые европейские композиторы (Дворжак, Дебюсси) обра-
тили внимание на существование в мире американской музыкальной
культуры. И только вслед за европейцами американские профессиональ-
ные композиторы XX в. претворили в своем творчестве характерные чер-
ты национальных жанров американской музыки.
Развитие американской музыки в колониальный период тесно связано
с национальным составом провинций и социальными особенностями
структуры общества. Многообразие этнического состава населения США
обусловило пестроту и необычность его фольклора. В Америке и по сей
день существуют почти все виды европейского фольклора — от славян-
ского до иберийского, традиции которых сохраняются европейскими пере-
селенцами из Старого Света с XVII в. В юго-западных штатах Америки
(Новая Мексика, Калифорния, Техас) распространилась народная испан-
ская музыка. В штатах Пенсильвания, Иллинойс, Висконсин и Небраска
сохранились немецкие народные песни. На Тихоокеанском побережье
Америки звучит китайская и японская музыка. В некоторых районах
Пенсильвании можно услышать венгерские, словацкие и русские песни.
Среди различных видов европейского фольклора преобладающее зна-
чение имеет англокельтский фольклор. В то же время известные истори-
ческие причины привели к тому, что один из самых древних видов
фольклора на территории Северной Америки — фольклор коренных жите-
лей страны индейцев не оказал значительного влияния на музыкальную
культуру страны в целом и сохранился лишь изолированно в западных
резервациях. Неоднократные попытки профессиональных композиторов
создать национальные произведения на основе индейского фольклора не
привели к успешным результатам. Таким образом, фольклорные тради-
ции различных и географически очень далеких этнических групп из
Старого Света оказались в ближайшем соседстве в Новом Свете.
В развитии фольклора Нового Света проявилась тенденция скрещива-
ния и взаимодействия некоторых его видов. Так, наличие общих музы-
кально-стилистических черт в англокельтском и африканском видах
фольклора (пентатоничность, импровизационность), а также бытование
этих видов в одной местности привели к их взаимопроникновению и
образованию одной из интереснейших разновидностей американского
фольклора — афро-американской, или негритянской, в недрах которого
зародились специфические американские жанры — спиричуэлc, блюзы,
джаз. Негритянский фольклор, отмеченный многообразием жанровых
разновидностей, образует самый яркий и национально-самобытный эле-
мент в фольклоре США.
Особенности социального уклада жизни также повлияли на формиро-
вание американской музыкальной культуры. Многие колонисты приехали
в Новый Свет в начале XVII в. из Англии, музыкальная культура кото-
рой характеризовалась расцветом светских и церковных жанров музы-
кального искусства — мадригал, баллада, ария, канцонетта, мотет, вариа-
ции, месса, антем в творчестве таких выдающихся художников, как
У. Бёрд, Т. Морлей, Дж. Доуланд, О. Гиббонc, Д. Булл и др. Так как
в Новый Свет уезжали в основном представители третьего сословия, свя-
занные преимущественно с музыкальными традициями английской про-
винции, то, обосновавшись в колониях, они ограничивались в основном
культовой музыкой. Суровые условия жизни, непрерывные войны коло-
нистов с индейцами, освоение диких земель Запада выдвигали перед
переселенцами на первый план проблему борьбы за существование, неже-
ли вопросы художественной культуры, что, безусловно, сдерживало ее
развитие.
IV. НАУКА И КУЛЬТУРА
ЗАРОЖДЕНИЕ АМЕРИКАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ II ИСКУССТВА
На формирование американской музыкальной культуры значительное
влияние оказала идеология первых английских колонистов-пуритан, оста-
вивших Англию из-за религиозных убеждений и подвергавшихся на
родине гонениям за фанатическую преданность вере. С религиозным
фанатизмом пуритане отрицали многие светские виды искусства, особен-
но театр, считая, что они не способствуют утверждению нового, респуб-
ликанского общественного строя, и проповедовали скромность и простоту.
Произведения искусства, воспевавшие земную красоту, казались им из-
лишними предметами роскоши. Таким образом, ограниченность и узость
эстетического кругозора и консервативность мышления пуритан способ-
ствовали утверждению в Новом Свете взгляда на искусство, как на второ-
степенный вид духовной деятельности. Поэтому музицирование в среде
колонистов, как правило, ограничивалось пением псалмов и гимнов на
религиозных собраниях и дома14, что было неотъемлемой частью
их жизни.
В отличие от европейской музыки, развивавшейся в крупных музы-
кальных центрах, формирование американской национальной музыки
шло вдали от центров городской культуры и в среде непрофессиональных
музыкантов. Изолированность бытования народных жанров американ-
ской музыки, отсутствие воздействия на них городской музыкальной
культуры, а тем более европейского профессионального искусства явля-
лись характерными особенностями развития американского музыкально-
го искусства.
У первых поселенцев большой популярностью пользовались «Книга
псалмов» Г. Эйнсворта, «Книга псалмов» Т. Равенскрофта, «Псалмы
Давида» Стернхолда-Хопкинса и др. Первой книгой псалмов, изданной
в Новом Свете в 1640 г., явилась «Массачусетская книга псалмов»
(The Bay Psalm Book), содержавшая тексты псалмов в специальном
переводе пуритан, соответствовавшем их ортодоксальным взглядам.
В сборнике не было мелодий, но давались ссылки на распространенные
издания Эйнсворта, Равенскрофта и Стернхолда-Хопкинса. Только в
девятом издании «Массачусетской книги псалмов», изданной в Бостоне
в 1698 г., появились 13 мелодий. Интересно отметить, что эти мелодии
были заимствованы из сборника английской светской музыки.
Очевидно, к этому времени представители духовенства Новой Англии
осознали необходимость реформировать церковную музыку.
Самой ранней практической попыткой упорядочить церковное пение
была книга «Введение в пение псалмов» Джона Тафтса (1712),в преди-
словии которой автор провозгласил элементарные правила музыки и'
установил новые методы музыкальной нотации, построенные на принци-
пе средневековой сольмизации, широко распространенные в Англии в
эпоху раннего Возрождения. Американский музыковед В. Хичкок утверж-
дал, что «одна из мелодий, ранее нигде не публиковавшаяся, является
первым авторским сочинением американской музыки, возможно, создан-
ной самим Джоном Тафтсом» 15.
Пуританский хорал в Америке вышел за рамки только культовой
музыки, он широко исполнялся и вне богослужения, выполняя функции
14 Hitchcock H, W. Music in the United States: a Historical Introduction. Englewood
Cliffs (N. J.), 1974, p. 2.
15 Ibid., p. 6.
светской музыки. Поэтические тексты пуританских хоралов представляют
образцы философской лирики в духе английской библейской поэзии
XVI в. При огромном различии сюжетов и литературных стилей пури-
танский хорал не обладал разнообразием музыкально-стилистических
черт. Морально-дидактические гимны, церковные псалмы, патриотические
и лирические гимны в музыкальном отношении почти не отличались
друг от друга.
Характерными чертами музыкального стиля пуританских хоралов яв-
лялось использование унисонов, параллельных октав и квинт. На протя-
жении многих десятилетий пуританский хорал имел устную форму быто-
вания. В отличие от европейского хорала, исполнявшегося преимуще-
ственно в церкви, принятые в Америке пуританские песнопения
олицетворяли собой ранний вид устного народного музыкального творче-
ства. Таким образом, хоровой пуританский хорал Новой Англии, истоки
которого берут начало от английского протестантского хорала XVI в.,
т. е. нефольклорной формы музыки, возвысился до искусства народного
значения.
В 1721 г. появилось «Руководство к пению по нотам», составленное
священником одной из бостонских церквей Томасом Уолтером, основан-
вое на сочетании принципов сольмизации и европейской нотации.
(В дальнейшем в результате ряда экспериментов в XIX в. в США
утвердилась система нотной записи, получившая название «узорные
ноты» (shape note), сочетавшая принцип сольмизации и рисунок, или
узор, каждого звука тетрахорда.) Эти два издания (Уолтера и Тафтса)
отметили начало важного явления в американской музыке, именуемого
«движением певческих школ».
В 1722 г. в Бостоне образовалось Общество содействия правильному
пению (Society for Promoting Regular Singing), ставившее своей главной
целью обучение нотной грамоте и пению псалмов (по нотам) с листа.
С этого момента певческие школы приобретали важное значение в коло-
ниях не только как музыкальные, но и как социальные учреждения.
Учителя пения, подобно странствующим музыкантам, объезжали селе-
ния один или два раза в неделю, обучая жителей искусству пения псал-
мов. Несмотря на то что певческие школы возникали в целях улучшения
церковного пения, они были во многом более светскими, чем духовными
учреждениями. Певческие школы пользовались популярностью не только
в Новой Англии, но и других штатах — Южной Каролине, Пенсильва-
нии, Мэриленде. В такой атмосфере и возникли первые школы создате-
лей американского пуританского гимна.
Одним из первых представителей этой школы был Джеймс Лайон
(1735—1794), издавший в 1761 г. собрание псалмов, антемов и гимнов
«Урания». Лайон получил образование в Гарвардском университете и
был пастором церкви. Его композиторская техника, как и других пред-
ставителей этой школы, значительно отставала от уровня европейской
профессиональной музыки XVIII столетия. И все же некоторые обработ-
ки псалмов Дж. Лайона представляют интерес смелым использованием
имитационного вступления голосов, перекрестного звучания седьмой нату-
ральной и гармонической ступеней минора, ровностью и плавностью
мелодического движения.
Самым значительным представителем первой новоанглийской школы
был Уильям Биллингс (1746—1800), яркая и самобытная личность,
ГУ. НАУКА И КУЛЬТУРА
ЗАРОЖДЕНИЕ АМЕРИКАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ II ИСКУССТВА
в творчестве которого утвердились стилистические особенности хоровых
пуританских гимнов. Биллингс — автор ряда сборников хоровых произ-
ведений. Первое издание его сочинений «Исполнитель псалмов Новой
Англии, или Американский хорист» вышло в Бостоне в 1770 г. В преди-
словии к сборнику «Мысли о музыке» композитор раскрывает свои
взгляды на музыку и ее исполнение, выступая против любых правил
музыкальной композиции, утверждая свою независимость и самостоя-
тельность в композиции, используя в равной мере и диссонансы и кон-
сонансы.
Хоровая музыка Биллингса часто обнаруживает интонационное род-
ство с английскими народными жанрами XVI—XVII вв.— кэтч, марш,
баллада. «Американский хорист» Биллингса содержит 108 псалмов и об-
работок гимнов. 15 антемов и канонов для хора. Эта книга появилась в
период возрастающего самосознания колонистов и их стремления к неза-
висимости, подъем которого особенно наметился в годы революционно-
освободительного движения, в канун войны за независимость. Патриоти-
ческим духом навеян гимн «Честер» (Chester), точно отразивший взгля-
ды и идеи молодой Америки и ставший массовой песней эпохи революции.
Во втором сборнике — «Помощник учителя пения», опубликованном
там же в 1778 г., в самый разгар войны за независимость, Биллингс
собрал все маршеобразные мелодии и сочинил к ним собственные патрио-
тические тексты, отмеченные страстным призывом к борьбе против раб-
ства и угнетения.
В качестве примера приведем следующий текст:
Взмахнем над тиранами железным кнутом
И сбросим рабских цепей оковы,
Мы не боимся тиранов, мы верим в бога,
Новоанглийского бога для всех поколений 16.
Сочетание в одном куплете свободолюбивых тираноборческих призы-
вов с богословскими догмами свидетельствует о том давлении, котооое
религия оказывала на идейную жизнь американцев.
В. Хичкок отмечал, что патриотизм и религия являются характерной
чертой многих американских гимнов, подкрепляя свою мысль примерами
из сочинений С. Белчера, С. Дженса, У. Биллингса и др. 17
Если в сборнике Биллингса «Музыка в миниатюре» (1779) представ-
лены переиздания его наиболее популярных гимнов, то в сборнике
«Развлечение для исполнителя псалмов» (1781) опубликованы в основ-
ном новые пьесы, которые интересны использованием приемов графиче-
ского воспроизведения звуковысотной мелодики речи и окраски звука,
восходящих к традициям мадригальных композиторов елизаветинской
эпохи.
В последующих работах Биллингс с особым вниманием разрабатывает
в музыке полифонические приемы (имитации, контрапункты). В преди-
словии к «Континентальной гармонии» (1794) он справедливо подметил,
что «в одной полифонической пьесе значительно больше разнообразия,
чем в 20 пьесах „Plain song" (cantus planus) 18. Фугированные на-
певы, имитации и контрапункты являются не новыми, а лишь некоторы-
16 Ibid., p. 12.
17 Ibid., p. 18—19.
18 Plain song {англ.), cantus planus {лат.) — техника письма ровными длительностя-
ми, распространенная в эпoxу позднего средневековья и раннего Возрождения.
ми забытыми ранними американцами особенностями музыки» 19. Многие
фугированные напевы в гимнах Биллингса представляли простейшую
форму имитации без развития, которая была широко распространена в
старинной английской многоголосной песне «Кэтч».
Произведения Биллингса часто подвергали критике за резкость и
жесткость звучания, хаотичность в последовании интервалов и нагромож-
дении параллельных квинт и октав, что фактически явилось его харак-
терными стилистическими чертами. Хоралы Биллингса отличала жизне-
утверждающая сила и радость, его музыку считали символом бодрости
и честности, а самого автора называли национальной гордостью амери-
канской музыки. Тем не менее он закончил свой путь в бедности, не-
признанным в музыкальных кругах.
Среди других представителей пуританского гимна выделялись Даниел
Рид (1757—1836), ремесленник, прославившийся рождественским гимном
«Sherburne», выдержавшим не менее 71 издания в 1785—1810 гг.; Тимо-
ти Сван (1758—1842), торговец; Сапплай Белчер (1751 —1836), содержа-
тель таверны, а впоследствии политический деятель, автор «Harmony
of Maine» (1794); Джестин Морган (1747—1798), скотовод, школьный
учитель; Эндрю Лоу (1749—1821), священник, получивший блестящее
образование, удостоенный степеней нескольких колледжей, но все свое
время и энергию отдававший организации «певческих школ»; Джекоб
Фрэнч (1754—?), создатель сборника «Новая американская мелодия»
(1789); Джекоб Кимбал (1761 — 1826), автор «Устной гармонии» (1793);
Оливер Холден (1765—1844), столяр, проповедник, депутат легислатуры
штата, его трактат «Союз гармонии» (1793) получил широкую извест-
ность.
Таким образом, авторами пуританских гимнов были не профессио-
нальные композиторы, а самоучки, которые сочетали композиторскую
деятельность с профессией торговца, юриста, ювелира, адвоката, кузнеца,
священника, учителя и др.
Американская музыка XVIII в. не ограничивалась только хоровым
пуританским гимном, в ту же эпоху бытовали светские песни и танцы.
Американский музыковед Оскар Соннек замечал, что «до 1790 г. в Аме-
рике, кроме псалмов и гимнов, не было специальных изданий светской
музыки, но в постоянно публиковавшихся альманахах и литературных
периодических изданиях сохранились отдельные светские песни» .
Из светских музыкальных жанров в Америке популярны английские,
шотландские и ирландские песни, особенно баллады елизаветинской эпо-
хи, которые оказали влияние и на пуританский гимн. Американские бал-
лады в связи с изменением содержания и характера музыки приобретали
иной облик в отличие от английских баллад. Одной из ранних популяр-
ных американских баллад была «Springfield Mountain», созданная
в 1761 г.21
19 Hitchcock H. W. Op. cit., p. 14.
20 S-onneck О. G. Т. A Bibliography of Early Secular American Music. Wash., 1945,
p. 575.
21 Lomax A. The Folk Songs of North America. N. Y., 1960, p. 6. Американский компо-
зитор XX в. Аарон Копленд использовал мелодию этой баллады в «Портрете Лин-
кольна» (1943) для чтеца и симфонического оркестра на текст одной из речей
А. Линкольна. Интересно отметить, что эта баллада бытовала в местности, где
родился президент А. Линкольн.
IV. НАУКА И КУЛЬТУРА
ЗАРОЖДЕНИЕ АМЕРИКАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА
Музыкальная жизнь в городах США зародилась в начале XVIII в.
и оказала влияние на формирование профессионального музыкального
творчества. Первые концерты светской музыки состоялись в Нью-Йорке-
и Бостоне в 30—40-е годы преимущественно силами европейских артис-
тов либо местных дилетантов. Свидетельством этого явилось сообщение
одной из бостонских газет, что 16 декабря 1731 г. состоится концерт-
инструментальной музыки22.
В 1736 г. в Нью-Йорке выступил клавесинист и органист Карл Тео-
дор Пахельбель (1690—1760), сын известного композитора И. Пахель-
беля, приехавший в Америку для установки органа. В дальнейшем он
остался там, работая органистом англиканской церкви св. Филиппа в
Чарлстоне (1737—1750), и создал в Америке ряд сочинений, среди кото-
рых наиболее интересным является «Magnificat».
В программах концертов светской музыки преобладали вокальные и
инструментальные произведения, в основном европейских композито-
ров — Баха, Генделя, Моцарта. Особым уважением пользовалась хоровая
музыка из ораторий Генделя, который в метрополии считался нацио-
нальным композитором. Ораториальный жанр в большей степени соот-
ветствовал вкусам пуритан, нежели симфонии и опера. Но, несмотря на
это, популярные арии из балладных английских опер все же звучали на
американской концертной эстраде. В 1750—1751 гг. в Нью-Йорке была
поставлена «Опера нищих» Дж. Гея и И. Пепуша. К концу XVIII в.
в Америке существовали две оперные труппы («William Hallam's London»
troupe»; «Wignell-Reinagle Company»), в которых выступали профессио-
нальные актеры-эмигранты.
В период становления молодой республики (1783—1812) в крупных
городах поддерживались выступления иностранных артистов. Были в США
и местные любители, и среди них Томас Джефферсон, большой знаток
музыки, а также Бенджамин Франклин, прославившийся искусной игрой
на арфе и гитаре.
В конце XVIII — начале XIX в. появилось около 15 тыс. отдельных
изданий популярных пьес (sheet-music), а также музыкально-публици-
стические сборники, пропагандировавшие серьезную музыку. Возникают
музыкально-просветительские организации — Общество Генделя и Гайд-
на в Бостоне (1815) и Общество музыкального фонда в Филадельфии
(1820), деятельность которых была направлена на ознакомление амери-
канских слушателей с европейской музыкой. Видным деятелем амери-
канской музыкальной культуры XIX в. был Л. Мэйсон (1791—1872), под
руководством которого Общество Генделя и Гайдна устраивало концерты
хоровой музыки Гайдна и Генделя и способствовало выходу в свет ряда
нотных изданий.
В 1832 г. Мэйсон основал Бостонскую академию музыки. Его очень
увлекала проблема детского музыкального воспитания, основанная на ин-
дуктивных методах швейцарского педагога Яна Песталоцци, под воздей-
ствием которой Мэйсон разработал и внедрил программу музыкального
образования в школах.
В 1842 г. в Бостоне возник полулюбительский оркестр — Филармони-
ческое общество оркестровых исполнителей, в Нью-Йорке — Нью-Йорк-
ское филармоническое общество, первый профессиональный симфониче-
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 1307;