НА ПОРОГЕ 70-Х ГОДОВ: ПОЛЯРИЗАЦИЯ СИЛ 15 страница
62 Statistical Abstract of the United States, 1985, p. 17.
63 Harvard Encyclopedia of American Ethnic Groups. Cambridge (Mass.); London, 1980,
p. 58. К самым крупным племенам относятся: навахо, проживающее в резерва-
ции, расположенной в пустынных областях штатов Аризона, Юта и Нью-Мекcи-
ко; апачи рассредоточены в резервациях Форт Апачн и Сан-Карлос (штат Apи-
на); чероки сконцентрированы в штатах Северная Каролина и Оклахома; семи-
нолы — во Флориде и Оклахоме; племена Союза ирокезов разобщены по девяти
резервациям штатов Нью-Мексико, Оклахома, Висконсин и др. См.: Расы н нарo-
ды. М., 1982, вып. 12, с. 228. В резервациях ветхие, жалкие жилища, практически
весь жилой фонд находится в аварийном состоянии, здесь нет возможности най-
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ
o положении коренных жителей в 60-х годах, видные американские исто-pики пишут: «...семейный доход индейцев был на 1 тыс. долл. меньше до-xода черных. Безработица — выше, чем по стране в целом, особенно в pезервациях. Жизненный уровень — в 10 раз ниже общенационального. Самоубийства среди индейской молодежи совершались в 100 раз чаще по сравнению с белой молодежью» 64.
Самой большой по численности после афро-американской группы является этническая группа испанского происхождения — 14,6 млн., из них 7 млн. мексиканцев 65. Эту этническую общность составляют потомки мексиканцев, заселявших территории, присоединенные к США после войны с Мексикой 1846—1848 гг., и иммигранты из Мексики, прибывшие сюда в начале и середине XX в. и продолжающие прибывать. Проживают американцы мексиканского происхождения в основном в юго-западных штатах США, в частности в Ныо-хМексико, Аризоне, Техасе, Калифорнии, Колорадо.
По переписи 1980 г., численность другой испаноязычной группы — пуэрториканской — составила 1,8 млн.66 Поскольку в 1952 г. о-в Пуэрто-Рико получил официальный политический статус—«свободно присоединившееся к США государство» (реально он продолжает оставаться в колониальной зависимости от Соединенных Штатов), пуэрториканцы юридически являются гражданами США, хотя фактически относятся к числу наиболее угнетенных категорий населения. Основная часть пуэрториканцев сконцентрирована в г. Нью-Йорке (более 50%) и Чикаго, немало их живет в штатах Нью-Джерси, Калифорния, Коннектикут, Массачусетс, Огайо и др.
Этнический состав населения страны представляют также 3,5 млн. выходцев из Азии и о-вов Тихого океана67, включая китайцев — 806 тыс., филиппинцев — 774,7 тыс., японцев —701 тыс., корейцев — 354,6 тыс., вьетнамцев—261,7 тыс. и др.68
Как известно, особую остроту национальный вопрос в США приобрел в послевоенные годы, когда в результате обострения социальных противоречий резко активизировалась борьба национальных меньшинств за гражданские права. Причины, вызвавшие рост их самосознания, были те же, что и у черных американцев. Не желая мириться с положением граждан «второго», а то и «третьего сорта», представители других национальных меньшинств США выступили за повышение своего социального и политического статуса69. В 50— 60-х годах в условиях мощного
ти работу, не хватает школ, транспорта, медицинских учреждений, широко рас-
пространены болезни.
64 Freidel F.,, Brinkley A. America in the Twentieth Century. N. Y., 1982, p. 482. 65 Statistical Abstract of the United States, 1985, p. 17.
66 Immigration: New Americans, Old Questions. N. Y., 1981, p. 2.
67 Statistical Abstract of the United States, 1985, p. 17.
68 Sstatistical Abstract of the United States, 1982—83. Wash., 1982, p. 32. 69 Американская академическая наука, до недавнего времени игнорировавшая проблему межэтнических отношений, вынуждена была признать, что возникшая в прошлом шовинистическая модель «американизации», в соответствии с которой все иммигрантские группы должны были усваивать систему ценностей господствующей англосаксонской расы, потерпела провал. См.: Polenberg R. One Nation Divisible. Class, Race, and Ethnicity in the United States since 1938. N. Y., 1980, p. 246. Суть американизации состояла в насильственной ассимиляции пародов, не относящихся к англосаксонской расе, в уничтожении их духовного наследия и Культуры.
II. УГЛУБЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ
подъема движения черных американцев стало набирать силу и движение индейцев, толчком для которого послужило принятие конгрессом в сеpe-дине 50-х годов законодательства о «релокации» (переселение индейскогo населения в города в целях уничтожения поселений) и «терминации» (отказ федерального правительства от всех взятых на себя обязательств в отношении индейцев)70. Bходе своих выступлении коренные жители Америки требовали соблюдения договоров относительно их прав на определенные территории и природные ресурсы, которые были заключены в XIX — начале XX в. между правительством США и индейскими племенами; выплаты компенсации за земли, незаконно захваченные белыми-признания права на самоопределение и т. д.
Стало шириться и движение за социально-экономическое и политическое равноправие среди испаноязычных граждан мексиканского происхождения, требовавших, чтобы «их видели и слышали в США, знали об их существовании»71. Главными для мексиканского населения были требования, связанные с трудоустройством, здравоохранением и образованием. На первом плане находились проблемы экономические. Это объяснялось тем, что на юго-западе страны, где сконцентрировано основное мексиканское население, безработица среди цветных в середине 60-х годов была в 2 раза выше, чем среди белых72. Около 80% мексиканцев выполняли низкооплачиваемую тяжелую физическую работу. Подъем движения чиканос73 преследовал также цель сохранения самобытных традиций и культуры.
Постепенно среди факторов, вызывавших рост протеста мексиканцев, важное значение стал приобретать лозунг борьбы против их политического бесправия. Как указывалось в докладе Комиссии по гражданским правам в 1968 г., участие американцев мексиканского происхождения в политической жизни страны находилось на чрезвычайно низком уровне. Число их представителей в конгрессе и в законодательных органах юго-западных штатов, за исключением штата Нью-Мексико, было небольшим, а в законодательном органе штата Калифорния они практически отсутствовали.
В нелучшем положении находились и другие представители испано-язычного населения США. Данные переписи 1960 г. засвидетельствовали, что пуэрториканцы занимали низшую ступень социальной лестницы. В Нью-Йорке, где проживало большое число пуэрториканцев, уровень безработицы среди них был особенно высоким. Большим был разрыв я в оплате труда. Ровно вдвое среднегодовой доход пуэрториканской семья был меньше дохода семьи, представляющей белое англоязычное население. Свыше половины взрослого пуэрториканского населения не закончи-
70 Подробнее см.: Государственная политика и обострение национальных противo-
речий в странах капитала. Киев, 1981; Исторические судьбы американских ин-
дейцев. М., 1985.
71 Immigration: New Americans, Old Questions, p. 3.
72 The Mexican American. A Paper Prepared for the US Commission on Civil Rights.
1968. Wash., 1969, p. 38.
73 В 60-е годы представители американцев мексиканского происхождения, активнo
участвовавшие в движении социального протеста, с гордостью называли сeбя
«чиканос». Постепенно термин «чиканос» стал терять свою политическую ok-
раску. В настоящее время в американской литературе понятия «chicano» и «Me-
xican American» используются как синонимы. См.: Harvard Encyclopedia of Аme-
rican Ethnic Groups, p. 697.
ло начальную школу 74 Большинство пуэрториканцев проживало в тру-щoбах городских гетто. Неудивительно, что со второй половины 60-х го-дов усиливается борьба пуэрториканцев за экономическое, политическое и социальное равенство. Она переплеталась с борьбой за независимость
Пyэрто-Рико.
Движение нацменьшинств, поддержанное массовыми выступлениями демократических сил, заставило господствующий класс принять ряд конкретных мер в целях ослабления остроты расово-национальной проблемы. На основании принятых в ряде штатов законов национальным меньшинствам предоставлялось право участия в выборах, запрещалась дискриминация при приеме на работу, сегрегация в учебных заведениях. Представители индейской общины констатировали, что произошли определенные изменения к лучшему. Однако, как неопровержимо свидетельствуют факты, эти улучшения не коснулись жизни большинства коренных жителей Америки75. Они по-прежнему оставались лишними в своей стране.
Политика угнетения, унижения и дискриминации сохранялась и в отношении других национальных меньшинств. В 70-х годах кризисные явления в американской экономике еще более ухудшили их положение. Усилились дискриминационные меры по отношению к национальным меньшинствам в получении образования. Обнаженно и остро дала себя знать жилищная сегрегация76.
К концу десятилетия индейцы США оставались самой обездоленной группой в экономическом отношении, процент безработицы среди них был самым высоким. Они имели самый низкий уровень образования и жили в наихудших условиях. По данным официальной статистики, в штатах Аризона и Юта, например, 65% индейского населения имели доход ниже официального «уровня бедности». Более 75% коренных американцев страдали от недоедания и связанных с ним болезней. Средняя продолжительность жизни индейца составляла 43 года, а в штатах Аляска и Аризона—33,б77. По продолжительности жизни коренные жители Америки занимали последнее, а по детской смертности — первое место в Соединенных Штатах.
В 70-е годы лозунг борьбы за выживание становится ведущим для всего организованного движения индейцев. Растет активность различных индейских политических организаций. В феврале 1973 г. члены «Движения американских индейцев» (ДАИ) поднялись против циничного попра-ния элементарных гражданских свобод и человеческих прав в деревне Byндед-Ни в резервации Пайн-Ридж (штат Южная Дакота), где более половины трудоспособного населения в течение длительного времени оставались без работы. К ним присоединились индейцы резерваций штатов Hебраски, Северной Дакоты, Монтаны, Канзаса и Оклахомы. Заняв Вун-дед-Ни, восставшие объявили ее независимой от Соединенных Штатов
74 The Mexican American. A New Focus on Opportunity. Testimony Presented at the CabinetCommittee Hearing on Mexican American Affairs. Al Paso (Tex.), 1967,p. 163.
75 Дайте мне стать свободным человеком: Документальная история индейского сопротивления. М., 1984, с. 176.
76 Hациональные меньшинства и иммигранты в современном kапиталистическом мире. Киев, 1984, с. 110.
77 Мейер У. Коренные американцы: Новое движение сопротивления индейцев. М., 1974, с. 48.
II. УГЛУБЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ
территорией. Они потребовали немедленного расследования сенатом дея-тельности Бюро по делам индейцев и нарушений договоров, заключенных правительством США с индейскими племенами, смены руководства ре-зервацией Пайн-Ридж, замешанного в многочисленных должностных зло-употреблениях и коррупции.
Против восставших индейцев были брошены сотни полицейских, применены бронетранспортеры с пулеметами, другая военная техника. Осада Вундед-Ни была снята лишь в начале мая 1973 г., после обещания федеральных властей расследовать положение индейцев в резервации. Многие индейские борцы за гражданские права были арестованы, подвергнуты пыткам и избиениям 78. Под руководством ДАИ в 1978 г. прошел самый мощный в истории США марш протеста индейцев — «поход на Вашингтон», участники которого требовали предоставления им равных прав и возможностей в американском обществе.
Широкую поддержку и влияние среди индейского населения, кроме ДАИ, получили и такие массовые политические организации, как Национальный конгресс американских индейцев, Национальная ассоциация председателей племен, «Американцы за равные возможности для индейцев» и др. Цель этих организаций — добиваться укрепления органов самоуправления племен, улучшения в системе образования, увеличения финансирования строительства в индейских поселениях и т. д.
Факты позволяют говорить и об усиливающейся дискриминации по отношению к испаноязычным гражданам мексиканского происхождения. По данным американской статистики, в 1979 г. разрыв в средних семейных доходах испаноязычных граждан мексиканского происхождения и неиспаноязычного происхождения составил 5077 долл. По сравнению с 1969 г. (2523 долл.) разрыв не сократился, а увеличился79. С низким социальным статусом большинства чиканос тесно связана и полностью сохраняющаяся в силе их дискриминация в сфере просвещения. По данным на 1970 г., 28,5% лиц испанского происхождения имели образование ниже пяти классов, в то время как аналогичные показатели для черного населения США равны 15,1%, а для белых американцев — 4,2% 80. Неравенство американцев мексиканского происхождения во всех сферах социальной жизни явилось причиной подъема в 70-х годах массового движения чиканос. Они требовали не просто устранения наиболее вопиющих проявлений неравенства, как в 60-е годы, а принятия широкой системы мер, направленных на преодоление разрыва между положением американцев мексиканского происхождения и белых англоязычных американцев. Были использованы различные формы деятельности: парламентская и внепарламентская, экономическая и политическая борьба, массовые выступления и лоббизм в законодательных органах81.
Высокая степень экономической эксплуатации, плохие жилищные условия и безработица оставались типичными в конце 70-х годов и для положения американцев пуэрториканского происхождения. 39% пуэрториканских семей имели доходы ниже установленного в стране «уровня беД~
78 Подробнее см.: Аверкиева Ю. П. Борьба индейцев в Вундед-Нп.— США — эконo-
мика, политика, идеология, 1973, № 6, с. 66—68.
79 The Annals of the American Academy of Political and Social Science, 1981, Mar.,
vol. 454, p. 118.
80 Statistical Abstract of the United States, 1978. Wash., 1978, p. 144.
81 Массовые движения социального протеста в США. М., 1978, с. 155.
ности». В 1977 г. только 21% пуэрториканской молодежи имел работу82, B борьбе за свои права пуэрториканцы организовывали забастовки, стачки и мирные демонстрации.
Усиливался полицейский пресс в отношении представителей нацменьшинств. Террор и насилие стали широко применяться повсюду, где вспыхивали очаги сопротивления. Так, на территории резервации Пайн-Pидж за три года были убиты 66 участников «Движения американских индейцев» 83. B штате Монтана, численность коренных жителей которого составляет 3,7% всего населения штата, заключенные индейцы в тюрьмах составляют 33,о /о. Соответственно в Миннесоте — 0,4 и 12,5%, в Северной Дакоте — 0,05 и 17,5% 84. Леонард Пелтиер, Деннис Бэнкс, Ричард Мохоук и другие руководители и активисты «Движения американских индейцев» стали жертвами репрессий, они брошены за решетку и осуждены на долгие годы пребывания в тюрьме по сфабрикованным обвинениям. Движение за освобождение Пелтиера и других политических узников американских тюрем стало неотъемлемой чертой современного этапа борьбы демократических сил США.
Американский капитализм демонстрирует неспособность решить национальный вопрос85. Борьба национальных меньшинств США за равноправие продолжается. Общедемократическая по своему объективному характеру, она обнаруживает все больше точек соприкосновения с борьбой американского рабочего класса, с массовыми альтернативными движениями, находящимися в оппозиции к официальному внутриполитическому и внешнеполитическому курсу Вашингтона.
Динамика массовых демократических движений после поражения агрессии США во Вьетнаме, в условиях новой фазы социально-политического развития страны, отмеченной постепенным нарастанием консервативных тенденций, переключением внимания общественности на решение внутренних экономических проблем, претерпевала изменения. Происходила неизбежная и, можно сказать, традиционная для США переоценка лозунгов, организационных форм, изменялись географическая привязка, социальный состав, а нередко и политическое содержание этих движений. Они приобретали все более неоднородный характер, внешне подчас вполне вписывающийся в обычную практику политического лоббизма, подзаконной критики «верхов», хотя объективно были направлены против империалистической реакции.
В меняющемся в неблагоприятную сторону для прогрессивных сил политическом климате продолжало развиваться антивоенное движение. Его Изначальные параметры — сопротивление политике военных авантюр и Устранение угрозы ядерной катастрофы — остались прежними, однако в политической ориентации и повестке дня происходила определенная перестановка акцентов. Сказалась целенаправленная и организованная кампания правых, запугивание американцев «советской военной угрозой», опасностью «разрыва» между США и СССР (якобы в пользу последнего) в отношении обычных и ядерных вооружений. Правые в ложном свете
82 The Annals of the American Academy of Political and Social Science, 1981, Mar., vol. 454, p. 103.
83 Правда. 1985, 15 окт.
84 Корионов В. Г. Указ. соч., с. 153—154.
85 Hall G. A New Moment in the Struggle for Equality and Against Racism.— Political Affairs, 1985, Aug., p. 26.
II. УГЛУБЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ
представляли возникновение региональных конфликтов и растущее сопротивление народов политике империализма в различных точках планеты
Испытывая влияние новой психологической обстановки, отмеченной натиском воинствующего шовинизма, антивоенное движение не свернуло своих знамен. Главным его лозунгом стало достижение реального разоружения, прежде всего ядерного, сокращение военных программ и военных расходов в целях перераспределения ресурсов и увеличения ассигнований на социальные нужды. В 1976 г. ряд профсоюзных, женских, религиозных и антивоенных организаций во главе с Лигой противников войны выдвинул идею Континентального похода за разоружение и социальную справедливость, маршрут которого проходил от Ванкувера до Вашингтона. Требования участников похода, начавшегося в январе 1976 г. и завершившегося в октябре того же года, встретили значительную поддержку. Они были близки всем, кто полагал, что структура федерального бюджета должна быть радикально пересмотрена в пользу ассигнований на социальные цели, на создание новых рабочих мест, улучшение образования и т. п. Конференции и референдумы, проведенные в ряде городов, свидетельствовали о популярности этой идеи86.
Особенно показательными и важными были выступления в ее поддержку со стороны новой плеяды лидеров организованного рабочего движения. Ставшие у руководства многими крупными профсоюзными объединениями АФТ—КПП, они проявили заинтересованность в изменении внешнеполитического курса федерации, сближении ее с массовым антивоенным движением, чьи лозунги пересмотра национальных приоритетов под углом зрения увеличения помощи «районам бедствия», коренного улучшения дела профессионального обучения, борьбы с закрытием предприятий совпадали с экономической программой профсоюзов. Из этого сближения рождался феномен «коалиций действия», объединявших на местном уровне профсоюзы и общедемократическое движение за мир, целью которых являлось представление интересов тех, кто стоял на позиции признания единства борьбы за разоружение и борьбы за социальный прогресс87.
Одной из важнейших особенностей общедемократического движения второй половины 70-х годов стало активное вовлечение в него женщин. Роль катализатора этого процесса сыграло обострявшееся на протяжении всех послевоенных лет противоречие между расширяющимися масштабами участия женщин в производственной и общественной деятельности и их неравноправным положением на всех уровнях социальной жизни. Со временем процесс углубляющейся социальной обездоленности трудящихся ощущался этой категорией населения США все сильнее. Отсутствие в США развитой правовой защиты материнства и младенчества,
86 Wittner L. S. Rebels Against War. The American Peace Movement 1933—1983. Phi
ladelphia, 1984, p. 293.
87 Political Affairs, 1985, May, p. 19.
88 Научно-технический прогресс, с одной стороны, и экономическая необеспечен
ность трудящихся — с другой, стимулировали потребность использования женско
го труда. Как следствие этого приток женщин в сферу общественного производ
ства усилился. В середине 70-х годов работали 46% всех американских женщин.
Cм.: Political Affairs, 1978, Mar., p. 18. В начале 80-х годов женщины составили
43% рабочей силы (в 1950 г.—18%). Из каждых 100 человек, которые в 1970—-
1982 гг. присоединились к армии труда, 60 были женщины См.: Political Affairs»
1984, Apr., p. 15.
льгот по беременности и родам по мере возрастания неустойчивости капиталистической экономики и резких структурных сдвигов делало их по-ложение все более уязвимым.
Неравноправное положение женщин в американском обществе издавна нашло отражение и в непропорциональном представительстве их в выборных органах на всех уровнях. В середине 70-х годов женщины состав-ляля примерно 53% населения страны, имеющего право голоса, но
ДЕМОНСТРАЦИЯ В ВАШИНГТОНЕ ПРОТИВ ВМЕШАТЕЛЬСТВА США В ДЕЛА СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АМЕРИКИ
занимали ничтожно малое число выборных должностей, включая федеральный конгресс. В начале 80-х годов в составе палаты представителей было всего лишь 5% женщин, две женщины входили в состав сената (из 100 его членов). Лишь 10% выборных должностей в местных и штат-пых органах власти были замещены женщинами.
Но непосредственной побудительной причиной, заставившей женщин США решительно встать на защиту своих прав, был позорный факт их Дискриминации прежде всего в сфере трудовых отношений, а также образования и социального обеспечения. К этому следует добавить, что оплачиваемым (как правило, в минимальных размерах) отпуском в свя-зи с рождением ребенка и не более чем на 6—8 недель могут пользоваться только 40% всех работающих женщин США89. Лишь в 1974 г. Bерховный суд США признал неконституционной практику отказа от принятия на работу женщин, имеющих малолетних детей.
Дискриминационная практика, узаконенная обычаем, а во многих cлyчаях охраняемая самим законом, ухудшение положения с занятостью, кoторое наряду с национальными меньшинствами и молодежью сильнее
89 Political Affairs, 1984, Apr., p. 7, 17—19.
II. УГЛУБЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ
всего ударяло по работающим американкам, и осознание опасности увеличения бремени военных расходов за счет резкого сокращения социальных программ вызвали новый подъем женского движения. Он базировался на изменениях в социальном составе женского движения, становящегося более массовым и демократичным в связи с притоком в него женщин-работниц, занятых в промышленности и сфере услуг, женщин самых различных профессий и самой различной национальной принадлежности. «Для многих женщин,— писала газета „Нью-Йорк таймc" 15 июля 1977 г.,— феминистское движение долгое время представлялось полем деятельности исключительно только для суперзвезд — сверкающих красотой, просвещенных, добившихся высокого положения в обществе женщин, которые возвышались над миром конторских клерков и домохозяек... Теперь же женщины — главы семейств, женщины — „синие воротнички", женщины, представлявшие национальные меньшинства, выдвинулись на авансцену, ранее занимаемую всецело „знаменитостями"...»
1975 год, объявленный ООН Международным годом женщин, дал сильный импульс организационному оформлению массового движения американских женщин, расширению его диапазона действий и обогащению арсенала средств, методов и лозунгов борьбы в защиту равноправия. Новым явлением стало участие сотен тысяч американских женщин в организованных по всей стране кампаниях по выдвижению кандидатов на выборные должности, в конференциях и семинарах, обсуждавших про-грамму действий, включавшую как экономические, так и политические требования. Активную роль в этом процессе сыграла влиятельная На-циональная организация женщин (НОЖ). Лозунг признания равнопра-вия женщин в виде требования принятия конгрессом поправки к консти-туции (поправка о равных правах женщин) воплощал в себе то общее, что объединяло это разноликое по своему социальному составу движение В ноябре 1977 г. состоялась первая в истории США национальная кон-ференция женщин в Хьюстоне. Около 2 тыс. делегаток, принявших в ней' участие, с редким единодушием проголосовали за Национальный план действий из 25 пунктов, включая пункт о ликвидации особо жестоких форм дискриминации, практикуемой в отношении женщин, принадлежащих к национальным меньшинствам90. В политической практике эта программа преломилась в десятки биллей и резолюций, внесенных в конгресс и предусматривающих частичное улучшение социально-экономического положения женщин.
Несмотря на широкий размах женского «освободительного» движения, оно смогло добиться лишь ограниченных результатов. Объединенными усилиями предпринимательских ассоциаций, их лоббистов и буржуазных законодателей выдвинутая движением программа реформ оказалась в целом заблокированной. Поправка о равных правах женщин также осталась лишь благим пожеланием91, будучи отвергнутой конгрессом в 1982 г., хотя, разумеется, борьба за ее принятие не прошла бесследно и все еще далеко не окончена.
Одним из важных последствий, связанных с бурным ростом движения за равноправие женщин во второй половине 70-х годов, был подъем на новый уровень гражданского и политического самосознания его участ-
90 Ibid., 1978, Мат., р. 21.
91 Ibid.,1984, Apr., p. 4.
ников. Наиболее ярким образом это нашло отражение в активной роли женских организаций в развернувшемся в 1977 г. национальном антиядерном движении. Более того, участие в нем женщин во многих отношениях придало ему своеобразную форму и окраску.
Кампания гражданского неповиновения и ненасильственные действия в виде организации лагерей мира вблизи территорий военных баз и предприятий, производящих ядерное оружие, требования установления жесткого контроля за атомными электростанциями в интересах защиты населения и окружающей среды — все это сближало антиядерное движение с движением сторонников охраны окружающей среды, а следовательно, расширяло общий фронт борьбы с опасностью тотальной милитаризации мышления, навязываемого широким массам населения военно-промышленным комплексом и состоявшей у него на службе пропагандистской машиной. Организация крупных акций, антивоенных по своему характеру, в рамках широкого антиядерного движения, инициатива которых во многих случаях принадлежала женщинам и экологистам, постепенно втягивала в орбиту борьбы против угрозы термоядерной катастрофы многие влиятельные слои и группы населения — ученых, врачей, церковнослужителей, работников искусств. К концу 70-х годов эта тенденция становилась все заметнее.
Снижение жизненного уровня трудящихся США, обострение экологических проблем, стремление монополий любыми средствами выжать из потребителя дополнительные прибыли и жестокая политика экономического геноцида в отношении мелкого и среднего бизнеса92, фермерских хозяйств93, наконец, ухудшение положения престарелых граждан, пенсионеров — все это вело к спорадически возникающим проявлениям социального протеста со стороны специфических групп и слоев населения, чьи интересы были ущемлены отказом правительства Картера выполнить обещания 1976 г. и обострением внутренних экономических трудностей.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 470;