Проблема воздействия общества на природу

Природа является предметом труда. Функционирование многих рыночных структур усугубляет неблагополучие связи общества и природы. В результате неразумного использования богатств природы, возникает нарушение экологической устойчивости. Это отрицательно сказывается на жизни людей (и здоровье, и материальное благосостояние в результате аварий).

На земле разворачивается и углубляет­ся экологический кризис, ситуация, когда природа утрачивает способность к самовосстановлению, саморазвитию, что в итоге угрожает существованию человека. Особую опасность для человечества представляют «парниковый эффект», утрата биоразнообразия, загрязнение воздуха, воды, почвы и др.

Как быть обществу? Во-первых, нужно создавать экологически безопасные технологии, производство в глобальных масштабах.

Во-вторых, необходимо во всемирном масштабе осуществлять глобальную экологическую политику, выполнять решения, направленные на устранение варварского отношения людей к природе.

В-третьих, надо формировать у людей эстетическое, нравственное отношение к природе, воспитывать, как писал Маркс, «человеческие чувства к природе». Необходимо экологическое воспитание всего насе­ления 3емли.

Иначе говоря, необходимо новое мировоззрение, включающее развитие знаний, в том числе философских подходов, новая система ценностей, в которой экологические ценности заняли бы ведущее место и экологизация деятельности (мало- и безотходные технологии, введение экологического критерия для оценки любой деятельности, а не только критерия прибыли, экологическая политика, регулирующая деятельность).

На международном уровне принята концепция устойчивого развития, смысл которой в том, что экономическое развитие должно быть экологически приемлемым. Она принята на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Затем она неоднократно уточнялась и конкретизировалась. На этой основе в отдельных странах, в т.ч. и в РБ принята своя концепция УР. В основе ее лежит идея коэволюционного императива в развитии общества и природы, т.е. требование согласованного, гармоничного их развития.

Однако проблема и на личностном уровне, и на уровне государств и всего человечества в том, что в существующей системе ценностей на первом месте стоят прибыль, деньги, желание доминировать, карьера, престижное потребление и т.п., а духовные, нравственные ценности отодвинуты на второй план. Вместе с тем, без них не может быть экологической культуры, не может быть достигнуто состояние коэволюции общества и природы.

Один из важнейших бытийных законов, открытых еще древними греками и развитый Гегелем и марксистами – это закон единства и борьбы противоположностей. Борьба – источник развития, появления нового, что возможно только на фоне преобладания взаимосвязи, взаимодополнительности элементов системы «общество-природа». Принципы взаимодействия находят свое выражение в нравственных законах (не убий, не укради и др.), в природно-экологических законах. Сама экология изначально была сформулирована Геккелем как наука об отношениях организмов и среды, их взаимодействии. А в современной цивилизации пока преобладают принципы борьбы, силы. Это нашло свое отражение в концепции столкновения цивилизаций С.Хантингтона (прежде всего исламской и христианской, хотя есть еще и конфуцианская и др.).

Экологические ценности:

жизнь, благоговение перед жизнью, доверие к жизни, природа, красота природы, целостность природы, сохранение экологического равновесия, гармоничное развитие человека и природы, сотрудничество, ответственность за будущее, ненасилие, со-трудничество, со-гласие, со-страдание и др.

Экологическое сознание – это система эмоций, чувств, знаний, установок, ценностей, основывающихся на представлении о единстве человека, общества и природы.

Выделяют типы индивидуального сознания: технократическое мышление (сознание), антропоцентрическое экологическое сознание и экоцентрическое экологическое сознание.

Технократическое мышление характеризуется:

- механистичностью – т.е. представляют природу и общество как механические системы, отсюда, преувеличивается роль техники в решении экологических проблем;

- не понимают необходимость учёта человеческой психологии при решении экологических проблем;

- не учитывают особенности функционирования социальных систем;

- этому мышлению характерны крайности: бездумное исполнительство и склонность к волюнтаристским действиям.

Антропоцентрическое экологическое сознание:

- природа воспринимается как объект наших воздействий;

-человек в центре;

- потребление природы как изначальная ценность;

- этические отношения на природу не распространяются;

- развитие природы должно быть подчинено развитию человека, его потребностям.

Экоцентрическое экологическое сознание:

- природа воспринимается как субъект своего развития

- человек лишь один из видов природы

- необходимо гармоничное развитие человека и природы

- природа включена в сферу действия этических принципов

- необходима коэволюция человека и природы, баланс прагматических и непрагматических интересов

- сохранять природу следует не только ради человека, но и ради нее самой.

Осознание экологической проблемы обнаруживается в появлении тревоги за состояние окружающей среды и ее будущее. В данном случае дискомфорт в наших ощущениях лучше, чем безразличие.

Ф.Энгельс писал: «Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, правда, в первую очередь те последствия, на которые мы рассчитывали, но во вторую и третью очередь, совсем другие, непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают значение первых».

Законы экологии Барри Коммонера:

1. все связано со всем;

2. все должно куда-то деваться;

3. ничто не дается даром;

4. природа знает лучше

Вопрос № 57








Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 590;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.