Неклассический образ природы.
Далее обнаруживается связь живой и неживой природы, эволюцияприроды (Дарвин). Однако полагается, что есть устойчивые закономерности, познав которые можно реализовать, на их основе, все свои желания.
Решающие шаги в становлении новых представлений были сделаны в области атомной и субатомной физики, где человек попал в совершенно новую познавательную ситуацию. В теоретический аппарат естествознания были введены понятия, которые не являются наблюдаемыми в эксперименте величинами, но помогают описывать то, что происходит.Был сформулирован вероятностно-статистический подход к природным явлениям и объектам, что фактически означает отказ от концепции механистического детерминизма, от однозначной причинно-следственной связи. Многие явления мы можем предсказать только с определенной долей вероятности. Далеко за рамки естествознания вышли сформулированная Н. Бором и ставшая основой в неклассической физике идея дополнительности (электрон одновременно и вещественная частица-корпускула и электромагнитное поле), а также принцип относительности Эйнштейна.
Современный постнеклассический образ природы.
Наука перешла к изучению больших и очень сложных систем, какими являются человек, биосфера, общество и т.п. Ученым пришлось отказаться от аналитического подхода к изучаемым объектам. Основными методами исследования становятся синтетические, системные методы, объясняющие свойства явлений не через сведение их свойств к свойствам частей, а концентрирующие внимание на выявлении свойств системы как целого. Обнаружилось, что поведение сложных саморазвивающихся систем, пронизано многочисленными нелинейными обратными связями между подсистемами. Именно эти обратные связи обусловливают индивидуальную неповторимость эволюции сложных систем. Развития системного подхода и его применение к сложноструктурированным объектам привело, в конце концов, к созданию нового направления в естествознании - синергетике, в основу которой были положены работы Германа Хакена, Ильи Пригожина и других. Синергетика изучает поведение способных к самоорганизации сложных систем,находящихся вдали от состояния теплового равновесия и интенсивно обменивающихся энергией с окружающей средой. Такие сложные системы начинают развиваться в направлении усложнения своей структуры, причем "траектории" такого развития могут раздваиваться (в точках бифуркации), вследствие чего развитие системы становится непредсказуемым, зависящим от собственной предыстории и воздействий среды.
"Планетарные" возможности человека сейчас таковы, что процесс познания природы уже нельзя считать актом "бесстрастного" наблюдения за чем-то внешним по отношению к наблюдателю. Наряду с введением принципа глобального эволюционизма (развивается неживая, живая природа и общество), был введен антропный принцип (амер.физик Картер), отмечающий, что человек возник как результат эволюции и, как высший этап эволюции, влияет на все, что происходит в природе. Т.е. нельзя рассматривать природу и человека в отрыве друг от друга. Н.Н.Моисеев ввел понятие коэволюционного императива, т.е. требования совместного, гармоничного развития природы и общества. В связи с этим впервые за всю историю человечества встает вопрос о "цене" знания, которая не должна быть столь "высокой", чтобы полученное знание привело бы человеческий род к гибели. Другими словами, "истина" перестает быть самодовлеющей категорией науки. В постнеклассической науке возникает новая идеология рациональности: рационально то, что ведет к выживанию. Такую идеологию можно было бы назвать гуманитарным антропоморфизмом. Итак, встает вопрос об оценке действий ученого не только с точки зрения научной компетентности, но и нравственной ответственности.
Итак, специфика философского подхода – обобщенное изучение явлений, в данном случае природных, как целостных, в контексте всего бытия, а также проникновение и выявление сущности явлений. При этом философия всегда опирается на данные частных наук.
Вопрос № 56
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 445;