Метатеоретические основания науки
Приставка «мета» переводится как «сверх», «больше», как то, что охватывает собой нечто.
Метатеоретические основания науки – это принципы, объясняющие развитие не отдельных научных уровней или конкретных наук, а принципы функционирования любого научного знания. Т.е. метатеоретические основания науки – это уровень общенаучного и философского знания.
На этом уровне формируются:
-- научная картина мира (НКМ);
-- идеалы и нормы исследования;
-- философские принципы и др.
НКМ - это система общих представлений о мире, получаемых в различных науках. Она исторически меняется.
В целом в науке как общенаучная доминировала механистическая картина мира.
В химии во времена Лавуазье химическая картина мира была иной. Фундаментальными объектами полагались лишь некоторые из ныне известных элементов и к ним добавлялись сложные соединения, например, известь, а также теплород, флогистон. После работ Лавуазье флогистон был исключен [теплород – невесомая материя, присутствующая во всех телах и являющаяся причиной тепловых явлений; флогистон – начало «горючести», которое тела теряют при горении].
А современной НКМ характерен такой принцип как принцип глобального эволюционизма, она включает принцип самоорганизации и др. В последнее время НКМ начинает включать в себя принципы, разработанные в синергетике, антропный принцип, представления о ноосфере и др.
Отражение мира в науке всегда осуществляется в соответствии с исторически складывающимися идеалами и нормами исследовательской деятельности.
Их можно разделить на 3 группы:
1. идеалы и нормы описания и объяснения;
2. идеалы и нормы доказательности и обоснования знаний;
3. идеалы и нормы организации знаний.
Пример идеалов научного объяснения в Средние века и в эпоху Возрождения.
Врач Парацельс объяснял, почему настойка грецкого ореха на винном уксусе помогает от головной боли тем, что есть симпатия между грецким орехом и мозгом, что выражено в их внешнем сходстве, подобии.
Сегодня действие этой настойки объясняют тем. Что в ней содержатся вещества, снижающие давление.
Альдрованди за сто лет до Бюффона описывая змей, отмечал особенности их анатомии, образа жизни и далее перечислял, мифы и легенды про змей, на гербах каких знатных особ и какие змеи встречаются, включая трехглавых, огнедышаших драконов и т.п. Бюффон (18 в.) читая Альдрованди, возмущался – «зачем все это?». Т.е. прошло немного времени, а НКМ изменилась – деизм…
Анализом такого рода изменений в НКМ занимается философия.
Философия выполняет методологическую функцию по отношению к науке и функцию мировоззренческой интерпретации знаний. Философия вписывает теоретические и эмпирические знания той или иной науки в культуру и НКМ начинает восприниматься как естественная.
В последнее время развивается и такая общенаучная отрасль как науковедение…
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 760;