Сэмюэл Тейлор Кольридж
Сэмюэл Тейлор Кольридж был сыном священника. Он родился на юге Англии, в Девоне, 21 октября 1772 года, самым младшим из десятерых детей в семье, и получил образование в Лондоне и Кембридже. У Кольриджа был мощный интеллект, но слабый характер, он очень зависел от дружбы и поддержки окружающих. Пожалуй, самым важным событием за все годы учения в Кембридже стала его встреча и дружба с Робертом Саути. Кольридж так описывал свои отношения с Саути и Вордсвортом: "Три человека, но одна душа". Некоторые считают Саути третьим поэтом "озерной школы". Впрочем, он тоже жил в Озерном крае и часто ходил с Вордсвортом и Кольриджем на их пешие прогулки.
Жизнь Кольриджа не была однообразной. Он писал для газет, читал проповеди и лекции и даже хотел издавать собственную газету, но его неспособность сосредотачиваться на чем-то одном и непостоянство характера не могли не стать серьезными помехами в этом деле. Он часто брал в долг и был должен. Уникальный каталог свадебных платьев на сайте Светланы Лялиной.
В 1795 году, в тот же год, когда он встретился с Вордсвортом, Кольридж женился на Саре Брикер, подруге Роберта Саути. Через год у них родился первенец. Поначалу Кольридж обожал детей, особенно старшего сына Хартли. Но радости отцовства быстро наскучили ему, и он вернулся к тому образу жизни, который вел до брака. Он часто ездил за границу и встречался с людьми, которых считал полезными для расширения своего кругозора. Кроме того, он пристрастился к опиуму.
К счастью, у Кольриджа были очень хорошие друзья. У него самого чувство долга, похоже, отсутствовало. Его брак распался, дети стали ему чужими. Из-за своей неуравновешенности он все больше зависел от опиума.
Сборник стихов, вышедший в 1798 году, Вордсворт и Кольридж создали вместе. Эта книга стала самой известной из всего их совместного творчества. То, как они вообще могли работать вместе, до сих пор остается загадкой. Они были совершенно разными по характеру и темпераменту. Вордсворт любил деревенский покой, свежий воздух, долгие прогулки, во время которых он сочинял стихи. Кольридж, напротив, был ученым, запойным книгочеем и знатоком немецкой философии. У него были незаурядные способности, но очень сложный характер. Оба внимательно анализировали свои переживания и восхищались грозной силой природы.
Дороти Вордсворт
Говоря о революции, произведенной в поэзии Вордсвортом и Кольриджем, нельзя не вспомнить о сестре Вордсворта Дороти. Она жила с братом под одной крышей даже после его женитьбы, часто сопровождала поэтов на прогулках. Она разделяла их страсть к природе, писала заметки, которыми оба пользовались в дальнейшей работе. Эта наблюдательная и чувствительная женщина часто служила Вордсворту глазами и ушами.
В своем дневнике от 15 апреля 1802 года она описывает эпизод, вдохновивший Вордсворта на его знаменитое "Я брел один в полях пустых", стихотворение о прелести желтых нарциссов. Она пишет: "Когда мы гуляли в лесу за Гаубарроусским парком, то заметили у воды несколько желтых нарциссов. Мы решили, что семена занесла сюда вода, но потом встретили еще больше и больше цветов – вдоль воды, под деревьями, яркие желтые островки... они росли среди замшелых камней... некоторые положили на камни свои нежные головки... остальные – качались, подрагивали, танцевали... они так радовали сердце, были такими веселыми, трепетными, изменчивыми..."
Вордсворт так описал этот эпизод в стихотворении:
Я брел один в полях пустых,
Как тучка в небе ясном,
Вдруг рой нарциссов золотых
Блеснул ковром прекрасным;
В тени берез, у чистых вод,
Под ветром водят хоровод...
Он написал эти строки через два года после того, как они с Дороти повстречали нарциссы, и Дороти описала свои впечатления в дневнике. Ее заметки вдохновили Вордсворта, благодаря им поэт во всех деталях воссоздал картину перед своим мысленным взором. Однако интерпретация этого эпизода принадлежит всецело ему. Это его личное восприятие.
Дороти Вордсворт, несомненно, была источником вдохновения не только для брата, но и для Кольриджа. С ним они вели долгие беседы, она читала ему свои стихи, в ней он находил качества, которых не встречал ни у одной другой женщины.
2.3. Литература XIX века: Литературная экскурсия «Достопримечательности Парижа»
Один из современников писал: "В Париже каждый находит свой город. Это зеркало, в котором всегда видишь то, что хочешь, потому что отражаешься в нем ты сам". Кто-то называет Париж столицей мира, другие любят его тихие узкие улочки, но несомненно одно: Париж, по сути состоящий из множества городков и деревень, ярок и неуловим.
Прекрасный вид на Париж открывается со смотровой площадки Собора Парижской Богоматери (Notre Dame). Шедевр готической архитектуры был возведен в течение 100 лет из светлого камня на острове Сите, в самом центре Парижа, во времена Людвига VII и Филлипа II Августа. В 1163 году епископ Морис Сюлли решил построить собор, который был бы достоин Парижа и всей Франции, в том месте, где начиналась история Парижа, когда на острове поселились первые парижане (галлы). Под главным входом находится музей, рассказывающий об истории галло-римского периода острова Сите. В соборе – удивительная акустика, поэтому часто здесь проводятся концерты, а по воскресеньям – церковная служба.
Вот как описывает это монументальное здание В. Гюго: «Каждая сторона, каждый камень почтенного памятника – это не только страница истории Франции, но и истории науки и искусства. Укажем здесь лишь на главные его особенности. В то время как малые Красные ворота по своему изяществу почти достигают предела утонченности готического зодчества XV столетия, столбы нефа по объему и тяжести напоминают еще здание аббатства Сен-Жермен-де-Пре времен Каролингов, словно между временем сооружения врат и столбов лег промежуток в шестьсот лет. Все, даже герметики, находили в символических украшениях главного портала достаточно полный обзор своей науки, совершенным выражением которой являлась церковь Сен-Жак-де-ла-Бушри. Таким образом, романское аббатство, философическая церковь, готическое искусство, искусство саксонское, тяжелые круглые столбы времен Григория VII, символика герметиков, где Никола Фламель предшествовал Лютеру, единовластие Папы, раскол церкви, аббатство Сен-Жермен-де-Пре и Сен-Жак-де-ла-Бушри – все расплавилось, смешалось, слилось в Соборе Парижской Богоматери. Эта главная церковь, церковь-прародительница, является среди древних церквей Парижа чем-то вроде химеры: у нее голова одной церкви, конечности другой, торс третьей и что-то общее со всеми».
Елисейские Поля – широкий и длинный проспект, где можно не только просто гулять, но и пройтись по магазинам и бутикам, заглянуть в кафешку или пообедать в дорогом ресторане, увидеть новинки киноиндустрии в синема, полюбоваться шикарными витринами и роскошными частными домами. Здесь же расположились офисы крупных компаний и туристические центры. Название происходит от Элизиума в греческой мифологии. Елисейские поля – прекрасные поля блаженных в загробном мире на берегу реки Океан, куда по окончании бренной жизни попадают любимые богами герои. На «островах блаженных» царствует вечная весна, здесь нет ни болезней, ни страданий. Елисейские поля упираются в площадь звезды. В центре ее находится знаменитая Триумфальная арка.
Эйфелева башня – это визитная карточка Парижа, одно из самых посещаемых мест мира – приблизительно 690 человек каждый час поднимается на неё! Это уникальное сооружение, считающееся современным чудом света, построенное в 1989 году по проекту Густава Эйфеля. Творческая интеллигенция Парижа и Франции была возмущена дерзким проектом Эйфеля, и, начиная с самого начала строительства, посылала в мэрию Парижа негодования и требования прекратить постройку башни. Писатели и художники опасались, что металлическая конструкция будет подавлять архитектуру города, нарушать неповторимый стиль столицы, складывавшийся на протяжении веков. Известно, что в 1887 году 300 писателей и художников (среди них Александр Дюма-сын, Ги де Мопассан и композитор Шарль Гуно) направляли протест в адрес муниципалитета, характеризуя конструкцию как «бесполезную и чудовищную», как «смехотворную башню, доминирующую над Парижем, как гигантская фабричная дымовая труба», добавляя: «На протяжении 20 лет мы будем вынуждены смотреть на отвратительную тень ненавистной колонны из железа и винтов, простирающейся над городом, как чернильная клякса». Ги де Мопассан регулярно обедал в ресторане на первом уровне башни (ныне ресторан «Жюль Верн»). На вопрос, зачем он это делает, если башня ему не по душе, писатель отвечал: «Это единственное место во всем огромном Париже, откуда ее не видно». До 1930 года Эйфелева башня была самой высокой в мире, сегодня её высота 324 метра. В городе есть только несколько мест, откуда её не видно.
Пантеон – образец французского классицизма в Латинском квартале. Здание было построено на месте старой церкви св. Женевьевы архитекторм Ж. Суффло, который использовал в качестве вдохновения римский Пантеон. Надпись на входе в Пантеон гласит: «Великим людям благодарная отчизна». В Пантеоне захоронены Вольтер, Руссо, Гюго, Золя и др.
Узкие улочки Латинского квартала, пестрая студенческая толпа, множество ресторанов и ночных клубов... Главное – тот неповторимый дух, который царит здесь на протяжении многих веков с тех пор, как богословы прославили квартал своей ученостью. В середине XIII века здесь была учреждена знаменитая Сорбонна. Среди известных выпускников и профессоров можно встретить имена Бальзака, Гумилева, Мандельштама, Эжена, Цветаевой.
Латинский квартал весь испещрен маленькими улочками: печатников и писцов, коллежей и книжных лавок:
О город, где плывут кишащих снов потоки,
Где сонмы призраков снуют при свете дня,
Где тайны страшные везде текут, как соки
Каналов городских, пугая и дразня!
(Ш. Бодлер. Семь стариков)
На одной из таких улочек протекала жизнь трех друзей-мушкетеров и их молодого друга – гасконца д'Артаньяна.
Следует посетить и Люксембургский сад – самый знаменитый в Париже. Здесь любили бывать, Модильяни и Ахматова, Бабель, Рильке, Хемингуэй, Ватто и Делакруа, Гюго, Жорж Санд, Бродский и многие другие. Кто знает, вдруг именно здесь Модильяни и Ахматова испытали всю прелесть своих чувств?
Париж как книга, полная историй о любви… Взять, к примеру, историю любви и страсти Модильяни и Ахматовой. Анна вернулась в Париж специально из-за него, сознательно обострив отношения с Гумилевым. В это время она написала много стихотворений, которые, безусловно, были написаны под влиянием чувств. В своих воспоминаниях Ахматова писала: «Вероятно, мы оба не понимали одну существенную вещь: все, что происходило, было для нас обоих предысторией нашей жизни: его – очень короткой, моей – очень длинной. Дыхание искусства еще не обуглило, не преобразило эти два существования, это должен был быть светлый, легкий предрассветный час. Но будущее, которое, как известно, бросает свою тень задолго перед тем, как войти, стучало в окно, пряталось за фонарями, пересекало сны и пугало страшным бодлеровским Парижем, который притаился где-то рядом, и все божественное в Амедее искрилось сквозь какой-то мрак…»
Известный базиликой Сакре-Кёр ("священное сердце") и площадью художников, квартал Монмартр, расположенный в недалеко от центра Парижа, на одноименном холме, был настоящей деревней до тех пор, пока в прошлом веке его не облюбовали поэты, художники и скульпторы. В ресторанчиках и кабаре Монмартра проводили досуг французский живописец (график и скульптор) Дега Илер Жермен Эдгар, Ренуар Пьер Огюст, живописец-постимпрессионист Утрилло Морис. Здесь жили французский поэт Гийом Аполлинер, художник Пабло Пикассо, итальянский живописец и скульптор Амедео Модильяни... Сверните с улицы, ведущей к Сакре-Кёр, по которой обычно ходят туристы, и побродите по Монмартру, спускаясь и поднимаясь по его узким улочкам, – и вы ощутите дух и очарование старого Парижа.
Один из богатейших музеев мира, Лувр ведет свою историю с XII века, когда в 1190 году король Филипп Август для оборонительных целей построил мощную крепость вдоль реки Сены. Глубоко в подвале современного дворца можно посмотреть на раскопки и даже потрогать древние камни первых башен. В XIV веке Карл V превратил крепость в королевскую резиденцию. В XVI веке по приказу Франциска I крепость была снесена, и на ее фундаменте построен новый дворец. Работы по реконструкции зданий продолжались несколько столетий. В конце XIX века Лувр приобретает облик, который сохранился и по сей день, не считая построенной во внутреннем дворе Лувра стеклянной пирамиды (архитектор И. М. Пея, 1989 г.). Коллекцию художественных произведений Лувра начал собирать еще Франциск I.
В настоящее время это всемирно известный музей с уникальной коллекцией произведений искусств, среди которых – итальянская "Джоконда" Леонардо да Винчи и античная статуя Венеры Милосской в отделе греческой, римской и этрусской культуры в крыле Денона. Живопись разделена на французскую (в верхних этажах Сюлли и Ришелье) и европейскую. Самый крупный музей мира – Египетский отдел в крыле Сюлли – собрал более 55 тысяч экспонатов древней цивилизации. Восточный отдел посвящен искусству стран от Северной Африки до границ Индии. Лувр огромен, обойти все его залы за один день невозможно. Ведь помимо музея в Лувре есть магазины, бутики, рестораны, зрительный зал, выставочные павильоны.
Париж – город утонченности и любви, моды и великой истории, изысканного вина и гастрономических пристрастий. Париж, одно из лучших мест в Европе для отдыха всей семьи. В этом городе есть всё, что нужно каждому отдыхающему.
Ле-Аль – квартал 1-го округа Парижа в самом центре французской столицы на правом берегу Сены. Название происходит от Центрального продовольственного рынка, располагавшегося здесь до начала 1970-х гг., на месте которого сегодня парк с аллеями и детскими площадками, а также подземный коммерческий центр «Форум-дез-Аль». С легкой руки Эмиля Золя это место получило название «Чрево Парижа». Вспомним картину, которую рисует писатель в одноименном романе, и нам сразу станет ясно, откуда пошло это название: «Он окинул прощальным взглядом рынок. Рынок сверкал на солнце. Длинный луч лился внутрь из дальнего угла галереи, прокладывая в толще павильонов пламенеющий светом портик; солнечный дождь барабанил по поверхности крыш. Исполинская чугунная конструкция таяла, синела, сливаясь в единый темный профиль на полыхающем заревом востоке. Наверху горело цветное стекло, градина света катилась к сточным желобам по широкому скату цинковой кровли. И вот рынок обернулся шумным городом в облаке золотистой летучей пыли. Ширился гул пробуждения; грохот новых, все еще прибывающих возов вторгался в храп огородников, спящих под своими толстыми плащами. Уже во всем этом городе настежь распахнулись ворота; тротуары гудели, павильоны галдели; звучали все голоса, и казалось, это звучит сейчас, получив свое полное выражение, та музыкальная фраза, медленный зачин которой и нарастание Флоран слышал с четырех часов утра. Справа, слева, со всех сторон, визгливые выкрики аукционистов врезались пронзительными нотами флажолета в глухие басы толпы. То была морская рыба, то было масло, то была домашняя птица, то было мясо. За каждым ударом колокола поднимался гомон открывающегося рынка. Солнце вокруг Флорана заливало лучами овощи. Он больше не узнавал нежную акварель бледных красок зари. Разбухшая сердцевина салата горела, гамма зеленых цветов сверкала мощными, великолепными оттенками, морковь рдела сгустками крови, репа накалилась добела в этом ликующем пожаре красок. Слева от Флорана все еще катилась с возов лавина капусты. Он отвел глаза и увидел вдали ломовые подводы, которые по-прежнему шли с улицы Тюрбиго. Море продолжало прибывать. Флоран чувствовал, как прилив мало-помалу доходит ему до щиколоток, потом до пояса, а теперь вот-вот перехлестнет через голову. Ослепленный, утопающий со звоном в ушах, подавленный всем этим зрелищем, предвидя еще новые и нескончаемые бездны наступающей на него пищи, он взмолился о пощаде; его охватила безмерная тоска по мысли, что он обречен на голодную смерть здесь, в сытом по горло Париже, в этом искрометном пробуждении рынка. И горячие крупные слезы брызнули из глаз Флорана».
Еще одна знаменитая достопримечательность Парижа – это кладбище Пер-Лашез, где похоронены Жан-Батист Мольер, Жан де Лафонтен, Пьер Бомарше, Оноре де Бальзак, Пьер Беранже, Альфред де Мюссе, Альфонс Доде, Эжен Потье, Оскар Уайльд, Марсель Пруст, Жерар де Нерваль, Гертруда Стайн, Гийом Аполлинер, Поль Элюар, Анри Барбрюс, Колетт.
На всяком кладбище, даже очень старом, всегда ощутим острый, трагический аромат разорванной любви – когда смерть открывает любящих друг от друга. Пер-Лашез хранит множество печальных и красивых историй такого рода. Вот одна из них, рассказанная Григорием Чхартишвили: «… и я отправился дальше, на 47-й участок, к Оноре де Бальзаку. Туда меня влекла не тайна, а давнее сочувствие. Помню, как подростком читал у Стефана Цвейга про толстого, одышливого писателя, всю жизнь тщетно гнавшегося за богатством, любовью и счастьем; как негодовал на расчетливую графиню Ганскую, измучившую этого большого ребенка многолетним ожиданием и давшую согласие на брак, только когда Бальзаку осталось жить считанные месяцы. И вот он приготовил для невесты роскошное жилище, поехал жениться в Бердичев, и женился, и написал в письме: «У меня не было ни счастливой юности, ни цветущей весны, но у меня будет самое сверкающее лето и самая теплая осень». Потом привез надменную супругу в Париж, все лето мучительно болел, а до осени так и не дожил. Эвелина Ганская пять месяцев была женой живого классика, потом 30 лет вдовой мертвого классика, и еще 120 лет лежит с ним по одной плитой.
Не менее знаменит парижский квартал Пасси – место поселения русских эмигрантов, которые говорили: “Живём на Пассях”. Здесь жили и творили писатели И. Бунин и А. Куприн (они поселились на одном этаже дома по улице, носящей имя опереточного композитора Жака Оффенбаха), Ив. Шмелев, Б. Зайцев, А. Ремизов, Д. Мережковский, Н. Тэффи, поэты Вл. Ходасевич, К. Бальмонт, З. Гиппиус и др.
А. Куприн, эмигрировавший сюда летом 1920 г. после разгрома армии генерала Юденича, прожил в Париже 17 лет. Писатель пережил творческий спад, вызванный эмиграцией и продолжавшийся до середины двадцатых годов. Писатель чувствовал, что оторванность от родины губительно сказывается на его творчестве. «Прекрасный народ, – заметил он о французах, – но не говорит по-русски, в лавочке и в пивной – всюду не наше... А значит это вот что – поживешь, поживешь, да и писать перестанешь. А мне надо всё родное, всякое – хорошее, плохое – только родное». Позднее Куприн заметил: «Лучше голодать и холодать дома, чем жить из милости у соседа под лавкой. Хочу домой...». Он мечтает вернуться на родину, но боится, что его, великого грешника, не простят. Однако на родине Куприна помнили и ждали. В 1937 г. Куприн получает разрешение на возвращение. Будучи тяжело больным, он 29 мая выехал из Парижа и 31-го был в Москве, где встретил "столько любви и нежности к себе, какую могла дать только Родина".
Сосед А. Куприна по этажу И. Бунин в ночь на 8 ноября 1953 года скончался в Париже, в скромной квартирке на улице Жака Оффенбаха.
Но не будем о грустном, ведь Париж – это еще и город волшебства… Побывайте в гостях у сказки! Это увлекательное путешествие Вы не забудете никогда. Диснейленд – самый большой парк аттракционов в Европе, который включает в себя пять тематических зон. Каждая часть парка рассказывает об известных сказочных героях и приключениях разных времён. Вы познакомитесь с Алисой из страны чудес, спящей красавицей, Питером Пеном, слонёнком Думбо, Микки Маусом, пиратами Карибского моря и многими другими сказочными персонажами. Здесь находится так же студия Уолта Диснея (Walt Disney Studios Park), где можно увидеть декорации к знаменитым фильмам, побывать за кулисами, посмотреть шоу каскадёров, покататься на настоящих американских горках…
Париж изумителен в любую погоду, и вы влюбитесь в него с первого взгляда. Каждый, кто был в Париже, навсегда оставил там кусочек своей души…
2.4. Русские писатели в Германии: Марбург
2.4.1. Марбург: историческая справка.
Марбург, Марбург-ан-дер-Лан (нем. Marburg an der Lahn) – университетский город, центр района Марбург-Биденкопф в земле Гессен с населением примерно 78 тысяч человек. Город расположен на реке Лан. Сегодня он является центром области Средний Гессен.
Марбург основан Софией Брабантской в 1228 году как резиденция вдовы гессенского ландграфа. Название города произошло от старонемецкого «mar(c)» (граница), так как он находился на границе между тюрингским графством и майнцским епископством.
Город приобретает широкую известность, благодаря Елизавете Венгерской (или Тюрингской), графине, канонизированной за благочестивые деяния. Елизавета Тюрингская основала в Марбурге госпиталь для больных и немощных, в котором сама ухаживала за ними. Здесь же, в Марбурге, и была погребена в 1231 году, умерев 24-х лет от роду. Госпиталь существует и по сегодняшний день. Немецким орденом на месте захоронения праведницы была воздвигнута одна из самых прекрасных церквей раннего Средневековья Elisabethkirche.
Марбургский университет, основанный в 1527 году ландграфом Филиппом Великодушным, является первым протестантским университетом Германии. Благодаря этому город является одним из крупнейших научных центров Европы.
Дата добавления: 2016-06-24; просмотров: 956;