Противоречия и гармония
Рассмотрение действительности сквозь призму стимулирующих ее изменение объективных противоречий традиционно соотносится в истории философии с проблемой гармонии мира, а также отдельных систем. С помощью представлений о гармонии мыслители стремились объяснить законосообразность Вселенной. Так, Клавдий Птолемей трактовал гармонию как деятельное начало, благодаря которому система приобретает соразмерность и упорядоченность. Выдающиеся представители классического естествознания И. Кеплер, Г. Галилей, Н. Коперник, И. Ньютон в открытых ими физических законах видели адекватное выражение гармонических явлений самой природы. Для немецкого философа-идеалиста Г. Лейбница "предустановленная гармония" мира есть движение к совершенству за счет внутренне присущей ему активности при сохранения направления непрерывных изменений состояния. По мнению современного французского философа неотомиста А. Ламуша, гармония есть некий инструмент в руках творца мира, с помощью которого он приводит в согласие со своим планом как космос в целом, так и жизнь отдельных людей.
Вместе с тем многие философы связывают источник гармонической устроенности Вселенной не с потусторонними силами, а с присущими самому бытию противоречиями. Еще Гераклит соотносил понятие гармонии с совпадением, согласием, соединением противоположных сторон. Он утверждал, что и природа стремится к противоположностям, и из них, а не из подобных веще образует созвучие... Музыка создает единую гармонику смешав (в совместном пении) различных голосов звуки высокие и низкие, протяжные и короткие, расходящееся сходится, а из различного образуется прекраснейшая гармония. Через многие столетия эту мысль Гераклита выразит Гегель в формуле: гармония состоит из противоположностей. В материалистической диалектике гармония понимается как отношение систем (и элементов в системе), характеризующееся их взаимообусловленностью, функциональным соответствием, целостностью и сохранением, единством многообразия. Гармония - не абсолютный антипод противоречия и не метафизическое застывшее равновесие противоположностей. Гармонию системы создает динамика взаимодействия ее составных частей в их внутренней согласованности. Такова, например, реальная психика здорового человека с ее взаимодополняемостью и согласованностью таких противоположностей, как чувства, эмоции, разум, рассудок, вера, сомнение и т.п. При расстройстве же этой согласованности, что может вызываться, в частности, действием структурных нарушений мозга, возникает дисгармония личности.
Таким образом, гармония предстает как особый способ существования противоречия, когда единством и "борьбой" противоположностей обеспечивается оптимальное функционирование системы. В то же время взаимодействие противоположностей предопределяет динамику гармонии, переход от одного типа гармонического отношения к другому в рамках данного объекта и при превращении его в качественно иное. На протяжении веков представление о гармонии служило мечтой и идеалом человечества, надеждой на всеобщее счастье. Однако тщетны оказывались ожидания возникновения общества без г социальных противоречий, конфликтов и антагонизмов. В современную же эпоху целостности и взаимозависимости мира все ощутимее становится необходимость гармонизации отношений противоположностей общества и природы, экономического роста и духовности, классовых интересов и общечеловеческих ценностей и др.
В данной связи будет правильным даже сказать, что гармония как превращенная форма противоречия выполняет функцию импульса, движущей силы развития. В свете современных синергетических представлений это становится особо очевидным. Взаимодействие, кооперативность, сотрудничество, консенсус, согласованность действий в социальных отношениях более эффективна, чем прямые столкновения, конфликты и борьба.
Уяснение сути диалектики - учения о противоречиях - позволяет продвинуться дальше в понимании ее всеобщих законов. Прежде всего здесь важно выяснить взаимосвязь количественных и качественных изменений, механизм порождения нового в процессе развития.
· Взаимосвязь количественных и качественных изменений
· Качество и количество
· Закон перехода количественных изменений в качественные различия
· Качество как социальная категория
Дата добавления: 2016-06-24; просмотров: 1078;