Закон единства и борьбы противоположностей
Вопрос о противоречиях - центральный в диалектике. Учение о единстве противоположностей составляет ее "ядро", "суть". Особая значимость проблемы противоречия определяется тем, что все происходящее в мире содержит в себе противоположность. Известен, например, в Древнем Египте миф о борьбе Осириса и его сына Гора, олицетворявших добрые начала (свет), со злым богом Сетом - носителем зла и тьмы. В Древней Индии в ведийском пантеоне богов главный Индра - бог молнии, грома и разрушительных стихий. Его основные функции - борьба с демонами, символизирующими темные силы и хаос. В мифологии Китая утверждалось, что мир и все в нем существующее - результат действия и столкновения противоположных сил Инь и Ян. Инь и Ян - противоположности добра и зла, красоты и безобразия, правды и лжи, мужчины и женщины, солнца и луны, небес и земли, наслаждения и страдания, четного и нечетного, левого и правого, холода и тепла и т.д.
Сформировавшаяся еще в рамках мифологического мировоззрения идея неразрывной связи противоположностей была принята многими древними философами. В дальнейшем признание или отрицание объективных противоречий становится одним из важнейших оснований, разделяющих диалектику и метафизику. Уже греческий мыслитель Гераклит истолковывал противоречия как движущий принцип возникновения и гибели в природе: враждующее соединяется, из расходящихся - прекраснейшая гармония, и все происходит через борьбу.
Много веков спустя идеалист-диалектик Гегель воспроизвел ту же мысль в иных словах: "Противоречие же есть корень всякого движения и жизненности; лишь поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, имеет побуждение и деятельно", "нечто жизненно, только если оно содержит в себе противоречие" (10. Т.2. С.65). Впрочем, сформулированное Гегелем положение касается у него прежде всего саморазвития понятий. Творящим же природу фактором в философии Гегеля выступает . внешняя для материи сила - абсолютный дух.
В данной связи следует обратить внимание на то, что многие философы-метафизики стремятся вообще "изъять" противоречия из бытия. Они допускают их лишь в качестве феномена мышления, возникающего из-за нарушений требований формальной логики.
Между тем противоречие - не только признак смутной мысли, а прежде всего определяющий элемент объективной Диалектики природы и общества. Уже сама материя противоречива: она бесконечно многообразна в своих проявлениях и в то же время едина как объективная реальность, как субстанция. Движение - тоже есть единство противоположностей : изменения и покоя, непрерывного и прерывного. Даже Ростое механическое перемещение может осуществляться лишь в силу того, что тело в один и тот же момент времени родится в данном месте и одновременно - в другом; что находится в одном и том же месте и не находится в нем. Движение и есть постоянное возникновение и одновременное разрешение этого противоречия. Игнорирование объективной противоречивости движения может вести к отрицанию самого движения, о чем и свидетельствуют известные апории древнегреческого философа Зенона. Зенон в рассуждении "Ахиллес и черепаха" обосновывает невозможность будто бы теоретического объяснения (а тем самым и факта) движения следующим образом. Представьте: быстроногий Ахиллес находится позади черепахи. Пока он пробежит разделяющее их расстояние, черепаха продвинется несколько вперед. Как только Ахиллес пробежит новое расстояние, черепаха опять-таки немного переместится вперед, и так до бесконечности. Получается, что Ахиллес никогда не догонит черепаху! В чем здесь ошибка? Все в том же - в игнорировании объективного единства прерывности и непрерывности.
Пространство Зенон рассматривает здесь лишь как сумму конечных, прерывных отрезков и противопоставляет ему бесконечную непрерывность времени. Он акцентирует лишь прерывность пространственного перемещения. Без внимания остается момент непрерывности процесса. Но движение суть противоречие, единство названных противоположностей. Пространство также и непрерывно (протяженно), и прерывно (структурно). Время, в свою очередь, есть единство непрерывности (течения) и прерывности (длительности).
Всеобщий и объективный характер противоречии можно проиллюстрировать и более конкретно. В неорганической природе противоречия существуют в форме отношений частиц и античастиц, вещества и поля, притяжения и отталкивания, действия и противодействия, положительного и отрицательного электрических зарядов, волн и корпускул, соединения и диссоциации атомов, окислительных и восстановительных процессов, адсорбции, десорбции, эндогенных и экзогенных процессов, хаоса и самоорганизации и др. Сфера жизни характеризуется своими противоречиями: ассимиляции и диссимиляции, наследственности и изменчивости, жизни и смерти, организма и среды, особи и вида, внутривидовыми и межвидовыми и т.д. В обществе противоречия выражаются в отношениях между производительными силами и производственными отношениями, государством и обществом, частными и групповыми интересами, целеполаганием и стихийностью и т.д. У человека как личности существуют противоречия между разумом и чувствами; между общественным опытом, усвоенным в процессе обучения, и личным жизненным опытом; противоречия, образующиеся в связи с желаниями и намерениями человека и условиями их реализации; между индивидуальным и общественным сознанием; между знанием и мнением и пр.
В творческой работе инженера противоречия обнаруживаются между различными требованиями, предъявляемыми к элементам, блокам, устройствам и системам техники на каждом уровне их развития.
Какой же смысл вкладывается в выражение "противоречие"?
Обычно противоречие соотносят с тождеством, рассматривая их нередко как несовместимые категории. Философы-метафизики не видят связи между ними, полагая, что вещи сами по себе суть тождество, т.е. нечто единое, сохраняющееся и непротиворечивое. Разумеется, если рассматривать предмет изолированно, вне связи с другими объектами, противоречие в явной форме может не обнаружиться. Ведь понятие противоречия касается в первую очередь характеристики отношений и лишь через них - вещей и их свойств. "Противоречие - писал Гегель, - выступает только там, где есть отношение" (13. С.371). Это может быть отношением вещи к самой себе, составляющих ее элементов друг к другу, каждого из них к целостной структуре, данной системы к иным объектам.
Возьмем, например, такое природное явление, как свет. Видимый свет суть белый свет. Он представляет собой воспринимаемый глазом человека поток электромагнитного излучения. Если белый свет пропустить сквозь призму (другими словами, рассматривать в конкретном объективном отношении), то он разлагается в спектр различных Цветов. Оказывается, что в тождестве (белый свет) имеются различия, определяемые разной длиной составляющих видимый свет электромагнитных волн.
Как не может быть абсолютно неизменных обособленных и бесструктурных материальных образований, так нет и абстрактного тождества, исключающего различия, а тем самым и противоречия. Различие - это отношение несовпадения, неоднородности, изменчивости элементов самой вещи, а также свойств данной вещи и других объектов. Диалектически понимаемое тождество всегда содержит в себе различия. Различия в вещах и между ними могут быть несущественными (по степени и интенсивности проявления каких-либо общих свойств) и существенными (по разнопорядковости свойств и разнонаправленности тенденций изменения).
Существенные различия принимают форму противоположностей, когда имеет место отношение несовместимости, взаимоисключения некоторых свойств внутри вещи или между разными объектами. Грань между различиями и противоположностями подвижна, они могут переходить друг в друга. В одних взаимосвязях данный предмет находится в отношении различия, в других - в отношении противоположности. Вода и бензин различны как жидкости и противоположны по свойствам в отношении к огню.
Отношение противоположности элементов, объектов реальности, их сторон и свойств выражает присущую всем явлениям действительности противоречивость. Противоречие - самая глубокая по содержанию и важнейшая категория материалистической диалектики, ее определяющего закона. Понятием противоречия фиксируются не просто существующие объективно отношения различия и взаимоисключения противоположностей, но и момент необходимой взаимообусловленности отрицающих друг друга сторон. Противоречие - это единство взаимоисключающих друг друга противоположностей. Здесь уместно напомнить отмеченное ранее разделение отношений на три вида: относительной изолированности, постоянной взаимозависимости, дискретного действия. При изолированности (относительной обособленности) предмета он рассматривается как себе тождественный объект, как отношение абстрактной противоположности другим прея метам. Натрий и хлор - противоположные по химическим свойствам элементы. Они и в природе существуют раз-дельно, входя в состав различных соединений. Лишь в хлориде натрия (поваренной соли) эти химические противоположности образуют единство, вступая в отношения противоречия.
Противоречие, значит, существует лишь как отношение взаимозависимости, взаимообусловленности и взаимопроникновения противоположностей. Таковы, например, отношения противоположностей в микромире: сочетание в единстве взаимоисключающих свойств элементарного и сложного, действительного и виртуального (возможного), положительного и отрицательного, корпускулярного и волнового и др. Отношение противоположностей приобретает новое качество в случае их непосредственного действия друг на друга. В противоречии проявляется динамизм, напряженность, "борьба" противоположностей. Примеры такого рода противоречий: взаимодействие электронов и нуклонов в атоме, соединение и диссоциация веществ в химических реакциях, взаимоотношение хищников и жертв в животном мире, классовая борьба в эксплуататорском обществе и т.п. Именно во взаимодействии противоположностей таится движущая сила противоречий.
В противоречиях - импульс самоизменения, источник развития; сила, преобразующая вещь в нечто иное. Если бы вещи представляли собой постоянное тождество самим себе, без различий и противоположностей, они были бы абсолютно неизменными. Как способ существования материи движение есть функционирующее противоречие. Оно выступает как развертывающееся взаимодействие исключающих друг друга противоположностей. В динамическом взаимодействии противоположностей они объективно играют разную роль: одна из них выполняет положительную функцию сохранения существующего противоречия, другая - отрицательную, поскольку от нее исходит направленное на упразднение данного противоречия действие. Сохранение специфики вещи обусловливается конкретным единством противоположностей. Борьба же противоположностей и их взаимоотрицание - побуждающий к качественным изменениям фактор. В борьбе противоположностей происходит их взаимодействие, т.е. осуществляется перенос между ними вещества, энергии и информации. В силу борьбы противоположностей имеет место изменение отношений между ними, а тем самым - поэтапное развертывание и углубление противоречий. В конечном счете взаимодействие противоположностей приводит к разрешению противоречия. Оно может осуществляться в различных формах: переходом противоположностей друг в друга, соответственно в более высокие формы; победой одной противоположности над другой; упразднением (исчезновением) обеих противоположностей при коренном преобразовании предмета. В движении противоречий, таким образом, заключается коренная причина качественных изменений явлений действительности, отрицания старого и возникновения нового. Тем самым противоречие выполняет в развитии функцию источника и движущей силы.
С общефилософской позиции определяющим моментом в разрешении противоречий выступает борьба противоположностей.
Абсолютность борьбы противоположностей состоит в том, что в их взаимодействии создается в объекте внутреннее "напряжение", возникает импульс к изменению и формируются тенденции его развития. Единство же противоположностей относительно в том смысле, что с развертыванием и разрешением противоречия меняются конкретные формы их борьбы, но сама она остается непреходящей. В единстве противоположностей - основа устойчивости системы, в их борьбе - стимул ее изменения.
Иного взгляда придерживаются приверженцы выдвинутой в XIX в. философами-позитивистами так называемой теории равновесия. С их точки зрения, в функционировании объекта равновесное состояние сменяется неравновесным, а затем на смену ему снова устанавливается равновесие. Равновесное состояние системы позитивисты считали "нормальным", а противоречия в ней - чем-то случайным и несущественным.
Примером современного варианта теории равновесия является теория так называемого структурно-функционального анализа. Один из ее известных представителей - американский социолог Т. Парсонс. Он рассматривает общество как стабильную социальную систему, стремящуюся восстановить равновесие при его нарушении под воздействием внешних или внутренних сил. Соответственно капиталистическое общество трактуется Парсонсом как единая устойчиво функционирующая социальная система, элементы которой взаимодействуют с различной степенью гармоничности. Законом социального процесса объявляется самоподдержание состояния социального порядка и равновесия. С позиции такого "функционального единства" политические выступления, массовые действия трудящихся, классовая борьба расцениваются исключительно как "дисфункции", т.е. нарушение "нормальных" условий функционирования общества. Здесь, как и в общем случае теории равновесия, устойчивое состояние системы неправомерно изображается как отсутствие в ней внутренних противоречий.
Поскольку противоречие есть взаимопроникновение противоположностей, то было бы ошибкой резко "разводить" моменты их "единства" и "борьбы". Если акцентирование состояния равновесия системы означает по существу игнорирование ее противоречий, то в еще большей мере несостоятельна и опасна безоговорочная социальная фетишизация борьбы противоположностей. "Война - отец всех вещей", - повторял Гитлер слова Гераклита, подводя ими философскую базу для милитаристских устремлений фашизма. Помнится и то, что ссылками на абсолютность борьбы противоположностей во времена сталинизма оправдывались массовые репрессии, вызванные будто бы обострением классовой борьбы по мере движения к социализму. Но в подобных случаях имеет место не воспроизведение объективной диалектики противоречий, а их субъективистско-идеологическая вульгаризация, намеренно пренебрегающая к тому же фактом качественного многообразия реальных противоположностей.
Типы противоречий
Существующие в действительности противоречия принято (в зависимости от их характера и роли в развитии) подразделять на основные и неосновные, главные и неглавные, необходимые и случайные, общие и специфические, существенные и несущественные, действительные и возможные и др. Особо важно различать внутренние и внешние противоречия. Применительно к материальному миру в целом всякое противоречие, естественно, является внутренним. Ведь "вне" материи ничего не существует. Мир есть самодвижущаяся (вследствие внутренних своих противоречий) материя. Вынесение источника движения за ее пределы, что свойственно метафизической трактовке развития, неизбежно приводит к идеалистическому представлению о первотолчке, Боге, мировом духе как коренной причине происходящих изменений.
Дифференциация противоречий на внутренние н внешние касается, следовательно, отдельных систем, тел, явлений и процессов. Внутренние противоречия - это единство противоположностей в самой сущности предмета. Внешние - те, которые возникают между сосуществующими и взаимосвязанными явлениями. Они выражают отношение противоположности разных вещей, каждая из которых имеет собственные внутренние противоречия. Внутренние противоречия - причина, движущая сила, источник развития. Внешние же противоречия оказывают воздействие на ход внутренних процессов данного явления в качестве его условий. Они влияют на характер, темп и направленность изменений, происходящих в силу борьбы внутренних противоположностей. Так, качество химической реакции определяется составом и строением взаимодействующих молекул вещества (т.е. их внутренними противоречиями). Но скорость протекания реакции во многом зависит от температуры, концентрации вещества, давления и других внешних факторов. Специфика живых организмов - в структуре генетического кода. В то же время организм не может существовать без обмена веществ с внешней средой. Внешние противоречия могут способствовать росту и развитию организма или замедлять их.
Названные разновидности противоречий обнаруживаются во всех формах движения материи. На уровне же общества появляются новые типы противоречий, что связано с особенностями его объективной диалектики.
Но тем самым можно противоречия классифицировать и в более общем виде, объединить в следующие типы: 1) онтологические; 2) гносеологические; 3) аксиологические; 4) праксеологические.
К числу онтологических следует отнести противоречия физические, химические, биологические, социальные. Гносеологические включают в себя: а) противоречия когнитивные (возникающие в познавательных действиях между чувственным и рациональным, логикой и интуицией, опытом и теорией, между различными теориями и т.п.); б) логические (возникающие вследствие нарушений законов правильного мышления), в) категориальные (выражающие отношение противоположностей типа: явления - сущности, возможности - действительности, причины - следствия, качества - количества, отрицания - полагания и др.).
Группу аксиологических противоречий образуют противоположности ценностных отношений людей (добра и зла, справедливости и несправедливости, веры и безверия и др.).
К праксеологическим относятся противоречия, лежащие в основе многообразных общественных отношений и массовых действий людей - экономические, политические, идеологические и т.п.
Их более глубокое осмысление требует рассмотрения особенностей социальной диалектики, диалектики общественного развития.
Дата добавления: 2016-06-24; просмотров: 904;