Качество и количество
Обыденное и философское сознание еще тысячелетия назад зафиксировало феномен возникновения в результате накопления постепенных незначительных количественных изменений нового качества (достаточно хотя бы напомнить древние софизмы "лысый", "куча"). Но долгие времена правильного объяснения процесса порождения нового не было, поскольку категории количества и качества нередко чрезмерно противопоставлялись друг другу.
В период господства механистических воззрений на мир игнорировались качественные различия между явлениями. В истолковании действительности преобладал чисто количественный подход. Так, преформисты (А. Левенгук и др.) в XVII в. полагали, что никаких новообразований в индивидуальном бытии организма нет. В зародыше его уже даны сформировавшиеся части (органы, ткани, структуры) взрослого организма. Многие философы метафизически пренебрегали спецификой высших и низших форм материи. Французский философ Р. Декарт утверждал, что растение - такой же механизм, как и часы. Законами механики он объяснял и все отправления организма животных. Спустя век после Декарта материалист Ламетри обосновывал уже тезис "человек-машина".
Наряду с отрицанием качественных различий между вещами и разными уровнями организации материи известны и концепции, в которых эти различия крайне а солютизировались. Качество в них трактовалось как нечто существующее в предмете независимо от его количеств венных параметров. В средневековой философии каждая вещь представлялась как нечто двойственное: чувственно воспринимаемый предмет и внутреннее "скрытое качество"- Последнее выступает в виде особых сущностей, которые в принципе могут переходить от одного объекта к другому. Так, огонь потому горяч, что обладает "скрытым качеством" иметь температуру. Переход в другое состояние означает потерю телами такого качества и принятиядругого.
Из идеи скрытых качеств исходили алхимики. Для них "начала" вещей образуют самостоятельно существующие свойства горючести, огнестойкости, летучести и др. Сочетая носителей соответствующих скрытых качеств ("серу", "ртуть", "соль" и т.д.), алхимики стремились с помощью философского камня осуществить трансмутацию вещества: свинца в золото. Ожидалось, что подобное превращение качеств достигается такими операциями над веществом, как кальцинация, сепарация, сублимация, ферментация и др.
Известны и иные проявления метафизической абсолютизации качественных различий: флогистонное учение в химии, учение о теплороде в физике и т.д.; жесткое противопоставление растительного и животного "царств", природы и человека, психического и физического. В тех редких случаях, когда при подобной трактовке качества становился вопрос о развитии, оно изображалось как ряд обусловленных внешней силой (в конечном счете Богом) случайных переворотов или катастроф, актов божественного творения.
Современный вариант рассматриваемой метафизической односторонности образует, в частности, концепция "эмерджентного реализма" английского философа К. Поппера. Он полагает, что направление космической эволюции носит случайный характер и непредсказуемо Для человеческого сознания. Появление жизни на Земле, человека, культуры можно понимать лишь как своего рода внезапные "мутации". Конечно, в становлении жизни элемент случайности сыграл, несомненно, существенную роль. Но игнорировать объективную возможность и закономерность порождения живого из неживого и восхождения от природы к человеку неправомерно. Поппер, по его собственному признанию, - противник детерминизма. Тем самым для него не существует и необходимой связи между качеством и количеством.
Что же такое качество и количество? Данными философскими понятиями выражаются многообразие движущейся материи, пространственно-временные отношения предметов и явлений, их различия и общность. Если категорией противоречия фиксируется, как отмечалось, отношение (противоположностей), то понятия качества и количества касаются прежде всего свойств веши и лишь через них характеризуют саму данную вещь. Свойство присущая предмету способность взаимодействовать с другими вещами, порождать в них какие-либо изменения; и самому претерпевать их. Человеку, например, свойственны ум, знания, рост, вес, физическая сила, труд, социальные чувства и действия и многое иное.
Как различные свойства вещи качество и количество соотносятся друг с другом? Категория качества выражает в первую очередь целостность предмета, интегративную совокупность его признаков. Понятием же количества фиксируется их дифференцированность. Качество определяет специфику вещи, количество - ее сходство и соизмеримость по однородным признакам с другими предметами, Качество есть нечто устойчивое во взаимодействии вещей, отграничивает их друг от друга. Количество же подвижно и изменчиво. Оно относительно безразлично к бытию предмета. Качество же, напротив, образует такую определенность вещи, которая неотделима от нее.
Итак, качество - это неразрывно связанная с существованием предмета целостная внутренняя совокупность его отличительных свойств. Количество же - характеристика вещи по внешним для нее и тождественным с другими предметами параметрам.
Иногда спрашивают: одно или много качеств у предмета? В такой постановке вопрос абстрактен. Конечно, в конкретном взаимодействии вещей они всегда проявляются как одно и то же качество. Но в других отношениях, с другими вещами могут обнаруживаться иные качества. Тем самым любая вещь характеризуется многокачественностью, а также количественным многообразием. Одно и го же свойство предмета и их целостная совокупность в различных отношениях к другим вещам предстают то как качественная его определенность, то как количественная.
Возьмем, например, алмаз. По твердости он превосходит все остальные вещества. Твердость и образует его качество, если алмаз применяется как абразивный материал. В каменоломнях добывают мрамор с помощью алмазных пил. Качество твердости используется при обработке стекла. Если бы алмаз не обладал названным качеством, он не мог бы применяться в виде инструмента. Но, помимо твердости, у алмаза много иных свойств. Различен его цвет: в природе алмаз встречается в виде отдельных кристаллов, бесцветных или окрашенных примесями. Алмаз могут получать синтетически из соединений углерода при высоких температурах и давлениях. Алмаз имеет форму и т.д. С практической точки зрения все подобные свойства являются несущественными (количественными) характеристиками абразивного материала.
Если же алмаз берется в качестве драгоценного камня (бриллианта), то здесь имеет значение уже не столько его свойство твердости, сколько способность поддаваться огранке, иметь различный цвет и т.д. Когда же, наконец, алмаз рассматривается в аспекте его химического строения, то и твердость, и цвет, и способность к огранке и т.п. свойства оказываются несущественными, ибо в данном случае главное, что алмаз - особое видоизменение, аллотропическая модификация углерода. В химическом взаимодействии поэтому алмаз, графит, карбид и уголь суть одно и то же качество, проявляющееся в соответствующих свойствах углерода в специфического типа химических реакциях.
В каждом из своих качеств алмаз имеет и определенные количественные свойства: в функции абразивного материала - сравнительную с другими веществами степень твердости; как драгоценный камень - размер, интенсивность блеска; в качестве аллотропической модификации углерода - силу химической связи. Так, по шкале Мооса твердость алмаза равна 10. Масса бриллиантов измеряется в каратах (0,2 г). Сила химической связи определяется особенностями кристаллической структуры алмаза.
Для выражения количественной определенности в "тематике используются понятия величины и числа, (ели исторически понятие величины связано с процедурой измерения тел определенным масштабом, то число с фиксированием ее результата, а также с операцией счёта. Различают величины скалярные, векторные, тензоры, бесконечно малые и др. Числа дифференцируются на натуральные, рациональные, вещественные, комплексные, гиперкомплексные, кватернионы и т.д. Полностью отождествлять, однако, категорию количества с математическими понятиями величины и числа было бы неверно. Количественные отношения могут также устанавливаться использованием сравнительной степени прилагательных, наречий ("талантливее", "прогрессивнее", "резче", "выше", "интенсивнее", "ответственнее", "инициативнее" и др.).
В свою очередь качества могут различаться по основным формам движения материи (физические, химические, биологические, социальные), по степени общности (всеобщие, общие, частные), по отношению к воспринимающему их человеку ("вторичные" и "первичные") и т.д. Среди социальных качеств выделяются материальные и духовные; общеисторические и формационные; они могут быть экономическими, политическими, нравственными, эстетическими и др. Есть качества предметно-структурные (дерево, железо) и функциональные (стул, нож). Каждое из подобных многообразных качеств имеет свою количественную определенность.
Дата добавления: 2016-06-24; просмотров: 675;