Социокультурная мера цивилизованности
Философия - продукт духовного развития человечества и особая форма общественного сознания. Выдающийся французский мыслитель Р. Декарт был убежден, что только философия отличает нас от дикарей и варваров и что каждый народ тем более гражданствен и образован, чем лучше в нем философствуют. Философия существует не с самого начала человеческой истории. Как специфическая область знаний она возникла на социальном переломе, обусловленном переходом от варварства к цивилизации. В те далекие времена произошло общественное разделение труда, утвердилась моногамная семья, появились антагонистические классы и государство. Более разнообразными становятся социальные взаимодействия, накапливаются знания, совершенствуется искусство. Преобразования в сфере материального производства, в общественных отношениях и культуре сопрягаются с серьезными изменениями в мировоззрении людей.
Мировоззрение - способ духовной ориентации человека в окружающей действительности, определенный взгляд на мир. Само по себе мировоззрение - не обязательно философия. Философское мировоззрение - своего рода социокультурная мера цивилизованности человека и общества. Ведь определенный взгляд на мир может быть основан просто на привычном здравом рассуждении. Таково обыденное, часто наивное мировоззрение людей. Мировоззрение может быть также мифологическим и религиозным. Многие тысячелетия в первобытном обществе основу мировоззрения людей составляет миф. Ощущение человеком бытия, эмоциональное восприятие и доступное ему понимание природы выражались в древних сказаниях о фантастических существах, всесилии и храбрости богов, подвигах героев непосредственно в метафорической, художественно-образной форме. Они были попыткой ответить на вопросы о судьбе рода, начале и устройстве мира, отношениях между людьми.
При всем разнообразии мифов (народов Индии, Китая, Древней Греции и др.) в них выявлялись общие воззрения на мир. Он представлялся в виде бесформенного хаоса, столкновения случайностей и действия демонических сил. Мифологическое сознание не фиксировало различий между естественным и сверхъестественным, между реальностью и воображением. Существенно и то, что сознание людей первобытного общества было полностью равнодушно к обнаруживающимся в сказаниях противоречиям, для него отсутствовало всякое представление о времени. В мифе слиты воедино мысль и действие, объект и субъект, нравы и поэзия, знание и верование. Подобная сохраняемая в мифологии целостность, синкретичность (нерасчлененность) сознания была исторически необходимым способом духовного освоения древними людьми действительности.
С дальнейшим прогрессом человеческого общества мифоолгическое мышление утрачивает прежнюю роль, хотя некоторые его элементы могут воспроизводиться в массовом сознании и в наши дни. Цивилизация вызвала к жизни новые типы мировоззрения - религию и философию. Их многостороннее взаимодействие прослеживается на всех этапах истории. Религия всегда претендовала на исчерпывающее, абсолютно истинное объяснение смысложизненных проблем людей. При этом картина мироздания, равно как и ответы на вопрос о смерти и бессмертии человека, его совести и долге, добре и зле, предлагаются людям на основе их веры в существование сверхъестественных всемогущих сил. Религиозный культ связан с системой догматов. Они принимаются верующими с эмоциональным переживанием своей убежденности в их истинности. В отличие от религии, философия противопоставляет догме - сомнение, вере - логику, эмоциям - интеллект.
Дата добавления: 2016-06-24; просмотров: 562;