СОВРЕМЕННАЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ И ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

В процессе проектирования в качестве единицы анализа может выступать ситуация, характеризующая совокупность обстоятельств и условий функционирования общества в целом (общесоциальная), локальная ситуация (относящаяся к региону, поселению, группе), и жизненная (личностная) ситуация. На всех уровнях анализа носителем проблем является человек: в одном случае — как личность, живущая в определенном обществе, как субъект конкретной культуры, в другом — как представитель той или иной социальной или социально-демографической группы, в третьем — как носитель социальных и личностных проблем, обусловленных вполне конкретными жизненными обстоятельствами и условиями.

Пространственно-временные границы ситуации, которая подлежит анализу, определяются радиусом будущего проекта. В частности, федеральные программы ориентированы на решение проблем, характерных для российского общества в целом (т.е. типичных для большинства регионов России). Региональные программы решают проблемы соответствующего радиуса. Целевой установкой локальных проектов является разрешение проблем той или иной социальной группы и категории населения.

При анализе и проектировании процессов в рамках общесоциальной ситуации социокультурный субъект трактуется как член общества, переживающий проблемы и испытывающий на себе обстоятельства, характерные для общества в целом и влияющие на всю совокупность условий его жизнедеятельности. Выделение общесоциальной проблемной ситуации — это фиксация рассогласования социально значимых параметров жизнедеятельности на уровне общества в целом — ценностно-ориентационных, процессуальных, предметно-результативных, институциональных, инфраструктурных (если рассматривать социокультурную сферу узко — как совокупность учреждений и организаций отраслевого характера)[44].

Если анализировать ситуацию, характерную для социокультурной жизни российского общества в целом, то обнаруживается ее многосложность и противоречивость.

С одной стороны, наблюдаются позитивные перемены, связанные с раскрепощением сознания народа, существенной активизацией социально-культурного творчества различных категорий и групп населения, расширением количества видов и форм художественного творчества, обогащением спектра культурных инициатив за счет развития различного рода общественных объединений, движений, клубов, ассоциаций. Все более широкое использование получает адресная поддержка различных инициатив, осуществляемых в виде целевых программ федерального и локального характера. Исчезает чувство культурной изоляции, в культурную память возвращаются многие художественные ценности, несправедливо преданные забвению. Востребуется и во многом заново осваивается огромный гуманитарный потенциал русской культуры — философская, культурологическая, социологическая, психологическая, экономическая мысль. Активизация национально-культурного самосознания различных этнических групп и социальных общностей способствует формированию исторической памяти, воспитанию чувства “малой родины”, любви и привязанности человека к территории исконного проживания, возрождению культа предков и родственников, бытовых обрядов, традиционных форм хозяйствования, быта, верований[45]. Восстанавливается в своих правах религиозная культура народов России. Модернизационные процессы, происходящие в обществе, породили новые объекты культуры: средства труда, предметы потребления, услуги, научные и философские идеи, которые существенно увеличивают культурный потенциал общества. Развитие средств массовой коммуникации ввело в культурный контекст огромное количество научных знаний, эстетических направлений, философских учений, отвечающее многообразию отношений человека с миром. Бурную эпоху переживает индустрия культуры и досуга. Сегодняшний потенциал культуры составляют созданные за последнее время объекты культуры — научные теории, произведения искусства, законы, промышленные изделия, архитектурные сооружения; знания о том, как можно их использовать в обыденной жизни, навыки такого использования, сконцентрированные не только в специализированных областях культуры, но и в обыденной культуре; культурное наследие прошлого, знания и навыки использования которого сконцентрированы, в основном, в специализированных областях культуры. Ресурсы развития культурной жизни составляют традиционные социальные институты, предназначенные для трансляции культурного потенциала, его освоения и использования членами общества: министерства, средние и высшие учебные заведения, научно-исследовательские центры, учреждения культуры, творческие союзы, средства массовой информации.

В то же время в обществе набирают силу тенденции и процессы, негативно характеризующие сегодняшнюю социокультурную ситуацию.

Увеличивается разрыв между инновационным потенциалом культуры и массовой способностью его освоения и использования в повседневной социокультурной практике. Динамизм общественной и культурной жизни вызвал значительное усложнение структуры и содержания отношений людей друг с другом, с природным и искусственным окружением, которое выражается как в объективных показателях (в количественном увеличении качественно разнообразных предметов, научных идей, художественных образов, образцов поведения и взаимодействия), так и в субъективной плоскости — в уровне психической и социальной напряженности, которым сопровождается такого рода усложнение. Наиболее существенными проблемами, отражающими характер социокультурного окружения людей и не имеющими пока эффективных средств решения, являются: массовая неосвоенность имеющихся в культуре инноваций; расхождения между запросами различных членов общества и возможностями их удовлетворения; отсутствие технологических средств обобщения и интегрирования нового социокультурного опыта[46].

В социальной сфере все более заметной становится тенденция социального расслоения по таким социокультурным основаниям как образ и стиль жизни, социальная идентичность, позиция, статус. Одним из источником социально-культурных и личностных проблем являются интенсивные миграционные процессы, разрушающие культурную целостность поселений, «выключающие» из процесса культурного саморазвития большие социальные группы, активизирующие люмпенизацию рабочих и раскрестьянивание жителей сельской местности. Социально-экономические преобразования, массовая миграция, насильственная политика предыдущих десятилетий, направленная на преодоление различий между городом и селом, разрушили традиционные формы связи и отношения человека с социальной, природной и культурной средой, вызвали отчуждение человека от земли, от жизни общества, от собственной судьбы. Социально-культурный кризис в обществе усугубляется продолжающимся этническим расслоением и ростом межэтнической напряженности, во многом обусловленными просчетами национальной политики, которая на протяжении ряда десятилетий ограничивала возможности сохранения и развития культурной самобытности народов, их языка, традиций, исторической памяти. Все более заметным становится агрессивность по отношению к другой точке зрения, другой системе ценностей, стремление обнаружить врага в лице представителей иной веры, национальности, усиливается экстремизм в политической и общественной жизни.

Наиболее существенные проблемы связаны с общим состоянием духовной жизни российского общества.

Усиливаются процессы размывания духовной самобытностироссийской культуры, возрастает опасность ее вестернизации, утрачивается историко-культурная самобытность отдельных территорий, поселений, малых городов. Коммерциализация культурной жизни привела к унификации обычаей, традиций и образа жизни (особенно городского населения) по зарубежным образцам. Следствием массового тиражирования западного образа жизни и моделей поведения становится стандартизация культурных запросов, утрата национально-культурной идентичности и разрушение культурной индивидуальности.

Снижаются показатели духовной жизни общества. Продолжает расти разрыв между специализированным и обыденным уровнями культурного развития. В частности, многочисленные исследования фиксируют очевидное падение уровня художественного вкуса (если в 1981 году достаточно высокая художественная эрудиция отличала 36% горожан и 23% сельских жителей, то сейчас, соответственно, 14 и 9%). Теряют популярность кино и музыка. Падение интереса к кино во многом объясняется разрушением существовавшей ранее системы проката фильмов. Происходит резкое снижение роли телевидения в приобщении населения к искусству. Почти полностью отсутствует в предпочтениях населения современное отечественное искусство. Снижение требовательности к художественному уровню произведений искусства привело к расширению потока низкопробной литературы, кино, музыки, которые в значительной мере деформировали эстетический вкус населения.

Происходит значительная переориентация общественного сознания — с духовных, гуманистических ценностей на ценности материального благополучия, гедонизма.Исследование Российского Института искусствознания показало[47], что за последние годы произошли существенные изменения в системе ценностных ориентаций: на шкале ценностей населения заметна ориентация значительной части граждан России на материальное благополучие как главную цель жизни. Если в начале 1980-х годов в системе ценностных ориентаций и городских, и сельских жителей “лидировали” мысли о счастливой семейной жизни, о желании иметь хороших, верных друзей и другие гуманистические мотивы, а отсутствие материальных затруднений казалось первоочередной заботой 41% людей в городах и 36% в селах, то сегодня о материальном благополучии как самом главном говорит 70% горожан и 60% сельских жителей. Во многом утеряны такие нравственные ценности как любовь к «малой родине», взаимопомощь, милосердие. По существу культура начинает утрачивать функции социальной регуляции, общественной консолидациии духовно-нравственного самоопределения человека, приближаясь к состоянию, которое в социологии характеризуется понятием аномии, т.е. безнормности, дисфункциональности. Ценности и нормы, составляющие нравственную вертикаль и духовное ядро отечественной культуры, сегодня неустойчивы, расплывчаты, противоречивы.

Снижение показателей духовной жизни российского общества в какой-то мере происходит за счет изменения общественного статуса гуманитарной интеллигенции, которая традиционно считалась в обществе флагманом нравственного развития. Сегодня на “авансцену жизни” выдвинулись относительно слабо развитые в личностном отношении слои населения — “духовный середняк”. Если в начале 1980-х годов гуманитарная интеллигенция составляла наиболее крупную часть духовной элиты, то сегодня она уступает “естественникам” (медикам, биологам и т.п.). И это обусловлено не только падением престижа гуманитарных профессий, но и более низким уровнем личностного развития гуманитариев — последние отстают теперь от “естественников” по важнейшим личностным потенциалам людей умственного труда — созидательному и познавательному[48]. Отказавшись от ценностей всестороннего развития личности и все больше руководствуясь в жизни сугубо личными, эгоистическими мотивами, демонстрируя повышенную общественную активность, эта часть общества сегодня определяет ключевые вопросы политики, экономики, культуры.

Особую тревогу вызывает молодое поколение, которое все больше удаляется от духовной культуры. Этому во многом способствует кризис системы образования[49], политика средств массовой информации, которые внедряют в сознание в качестве нормы безнравственность, насилие, пренебрежительное отношение к профессии, труду, к браку, семье. Растет разочарование в демократических идеалах и ценностях (50% опрошенных не участвуют в выборах различных уровней), усиливается настроение безнадежности, неверия в возможность решения социально-политических вопросов. Несоответствие декларируемого приоритета общечеловеческих ценностей и реальной жизни ведет к разрушению нравственных оснований, правовому беспределу.

На уровне государственной политики наблюдается недооценка культуры как консолидирующего и смыслообразующего фактора, как важднейшего ресурсадуховного преображенияРоссии. Основной акцент в государственной культурной политикесделан на развитии массовой коммерческой культуры, которая рассматривается как необходимый компонент демократического общественного устройства и рыночной экономики, основа гражданского общества и правового государства. С одной стороны, рыночные принципы организации культуры ослабляют управленческий диктат, подключают население (потребителей) к участию в культурной политике, устраняют идеологическое воздействие, расширяют возможности культурно-досуговых учреждений за счет новых источников финансирования, позволяют увеличить фонд заработной платы и т.д. С другой стороны, происходит коммерциализация культуры, вымывание бесплатных форм культурно-досуговой деятельности, смещение приоритетов культуры с содержания деятельности на извлечение прибыли. Художественное творчество, освободившись от цензурного гнета, оказалось под гнетом экономическим. Глубокий кризис переживает киноиндустрия. Видеорынок монополизирован пиратской индустрией. Как подчеркивалось в документах третьего совещания министров культуры стран Европы, коммерческая культурная продукция уже не воспринимается как носитель нравственных и эстетических критериев, духовного или метафизического смысла, она оказывает влияние на общественное и индивидуальное поведение прежде всего на уровне потребления, опускаясь до уровня банальностей и стереотипов. Последствия этого процесса коммерциализации, масштабы которого еще трудно предугадать, вызывает озабоченность у деятелей культуры[50].

Таким образом, наблюдаемая сегодня в обществе тенденция к деградации духовной жизни и культурной среды не уравновешивается позитивными процессами и усилиями, направленными на оптимизацию социально-культурной жизни, улучшение условий существования и качества человеческой жизнедеятельности[51].

В какой-то мере обозначенные выше проблемы решаются в рамках Федеральных программ, разрабатываемых Министерством культуры РФ. В течение ряда лет практически неизменными остаются основные направления и приоритеты федеральной культурной политики, которые воплощаются путем организационной поддержки и частичного финансирования таких программ как “Изучение, сохранение и реставрация культурного наследия Российской Федерации”; “Формирование, реставрация, сохранение и эффективное использование музейных фондов”; “Возрождение и развитие традиционной художественной культуры, поддержка самодеятельного художественного творчества и культурно-досуговой деятельности”; “Поддержка молодых дарований в сфере культуры и искусства”; “Сохранение и развитие национальных культур народов России, межнационального культурного сотрудничества”. На 1996-1997 годы Министерством культуры РФ совместно с Министерством социальной защиты населения были дополнительно приняты программы “Дети-инвалиды и культура”; “Летний отдых детей”; “Дети Севера”; “Дети семей беженцев и переселенцев”; “Дети и культура”; “Патриотическое воспитание молодежи”; “Одаренные дети”.

Однако в силу ряда причин, и прежде всего экономического характера, эффективность реализации данных программ пока довольно низкая. Не выполняются гарантированные “Основами законодательства о культуре” нормативы финансирования отрасли, о чем свидетельствует повсеместное, обвальное сокращение бюджетных ассигнований на культуру. Резко сокращается объем пополнения книжных фондов (в 3-4 раза по сравнению с прошлыми годами) в условиях объективного роста библиотек как источника информации в единственной возможности бесплатного самообразования. В силу крайне низкой оснащенности библиотек современными технологическими средствами обработки, хранения и передачи информации российской провинции недоступны огромные информационные ресурсы страны и мира. Техническое обеспечение сохранности архивных, музейных и библиотечных фондов находится в катастрофическом состоянии — в реставрации сегодня нуждается от 30 до 70% музейных фондов. Идет массовая коммерциализацияи перепрофилирование учреждений культуры и досуга. Разрушается инфраструктура издательской деятельности, культурно-досуговой сферы. Резко сократилось количество учреждений, занимавшихся организацией досуга детей и подростков. Многие театры, музеи, библиотеки, спортзалы находятся на грани исчезновения. Сложившееся положение свидетельствует об отсутствии ресурсов и механизмов, блокирующих негативные процессе в социокультурной сфере, обеспечивающих гарантии охраны и использования культурно-исторического наследия, условий развития профессионального и любительского художественного творчества, саморазвития культурной жизни в целом.

Есть и другая группа причин невысокой эффективности государственной культурной политики — слабая проработанность Федеральных целевых программ, которые лишь обозначают общие приоритеты и направления деятельности в сфере культуры, их слишком абстрактный характер, не учитывающий специфику конкретных регионов и территорий[52]. Дело в том, что в технологии проектирования слишком абстрактная модель ситуации (и соответствующий радиус проблем) оказывается не всегда оптимальной. Понимание общенациональных проблем — это, скорее, тот общемировоззренческий контекст, который определяет позицию проектировщика или субъекта управления. Главное в процессе формирования проекта — изучив конкретное социокультурное пространство, где протекает жизнедеятельность человека, понять те социально и личностно значимые проблемы, которые, во-первых, отражают реальные и непосредственные условия жизнедеятельности человека в социокультурной среде, во-вторых, связаны с неоптимальным уровнем культурного развития личности.

Содержание социально-культурных проблем И ВАРИАНТЫ ИХ ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ

Как уже отмечалось, наиболее значимыми в контексте задач проектирования являются социально-культурные проблемы, которые определяются и характеризуются как бы с двух точек зрения:

во-первых, они рассматриваются как объективно фиксируемые факты неблагополучия в социокультурной среде, сферах жизнедеятельности и образе жизни (утраты ценностно-нормативного, предметного характера, различного рода препятствия, затрудняющие процесс культурного развития личности, социальной группы или общества в целом);

во-вторых, формулировка социально-культурных проблем есть результат субъективно переживаемого (автором проекта, субъектом культурной политики) несоответствия между существующим и должным, реальным и желаемым, целями и результатом, т.е. интерпретация определенного противоречия субъектом, принимающим на себя ответственность за положение дел.

Основу классификации социокультурных проблем (а также их последующей характеристики и ранжирования) составляет модель ситуации, которая позволяет структурировать единое социокультурное пространство, представив его в виде относительно самостоятельных сфер проблематики, соответствующих определенным сегментам культуры.

В таком случае всю совокупность социально-культурных проблем (независимо от их источника, носителя, локализации) условно можно распределить на проблемы, характерные для художественной культуры, исторической культуры, социально-психологической и духовно-нравственной культуры, экологическая культуры, политической культуры, физической и психической культуры, профессиональной культуры (культура труда).

Каждая сфера включает в себя проблемы, характерные для социокультурной среды обитания, сфер жизнедеятельности и образа жизни. Причем, если при анализе образа жизни понятием “культура” характеризуется личностный уровень развития, то при обозначении сфер социокультурной проблематики (и соответствующих областей проектной деятельности) это понятие обозначает все уровни, аспекты и грани данного феномена: предметный, процессуальный, ценностно-ориентационный, институциональный[53].

Обозначенные выше сферы проблематики одновременно являются приоритетными областями социокультурного проектирования. Каждая из них, во-первых, характеризуется типичными проблемами развития; во-вторых, обладает ресурсами, необходимыми для успешной реализации проекта; в-третьих, имеет некий нормативный уровень культурного развития (человека, группы, общества), который определяется как мерой усвоения основных ценностей и форм поведения большинством населения (массовый уровень культуры), так и наличием в той или иной сфере культурной жизни «опережающих групп» — субъектов, задающих потолок культурной активности и определяющих ее вертикаль.

Проблемы, ресурсы и культурные нормативы в совокупности определяют основные смысловые разделы проекта: приоритетную область проектирования, цели и задачи проекта, содержание и виды деятельности, которые в рамках социокультурного проектирования рассматриваются в качестве средства решения социально-культурных и личностных проблем, определивших актуальность проекта.

Выявление и формулировка социально-культурных проблем, а также поиск вариантов их проектного решения, представляют определенную трудность, ибо требуют целого комплекса знаний и соответствующей подготовки: культурологической, социологической, социально-психологической, педагогической и др. Поэтому в данном разделе пособия в учебных целях предлагается примерный (“рабочий”) перечень проблем и краткое обоснование проектов, способствующих их разрешению[54].

Предложенные ниже формулировки проблем и обоснования замыслов их проектных решений можно рассматривать в качестве тех первичных “кирпичиков”, из которых и будет складываться проблемно-целевой блок разрабатываемых проектов. Автору программы необходимо идентифицировать те проблемы, которые определили актуальность его проекта, т.е. привести доказательства их значимости, проиллюстрировав их конкретными данными, характеризующими ситуацию; четко определить носителя проблем (социальную категорию или группу населения); обосновать возможности их решения с учетом имеющихся ресурсов.

Художественная культура.Проблемы формирования художественной культуры уже несколько десятилетий находятся на переднем крае теории и практики художественного воспитания. И тем не менее исследования последних лет дают довольно противоречивую картину. С одной стороны, количественные показатели взаимодействия человека с искусством (частота и продолжительность контактов) вполне благополучны и не вызывают особой тревоги. Однако уровень художественной воспитанности населения (и особенно детей и подростков) на протяжении последних лет не только не повышается, но и имеет тенденцию к снижению. В частности, наблюдается однообразие художественных интересов, преобладание интереса к видам и жанрам, не требующим интеллектуальных усилий в процессе восприятия. Отчасти причины сложившейся ситуации заключаются в существующей системе и способах художественного воспитания, в низком уровне развития фольклора и домашних форм музицирования, а также в характере социально-культурных изменений российского общества.

В формализованном виде наиболее актуальными проблемами развития художественной культуры являются: снижение уровня художественной культуры населения (неразвитость художественных вкусов, художественно-образного восприятия и мышления); невостребованность потенциала профессионального искусства, традиционной народной культуры как средства художественного развития личности; недоступность для жителей города художественных ценностей вследствие сокращения бюджетного финансирования учреждений культуры; недоступность для населения региона богатств мировой и отечественной культуры (в музеях, по данным Министерства культуры России, экспозиции составляют не более 7% фондов); падение интереса к художественному творчеству, искусству в целом; отсутствие национально ориентированной системы художественного воспитания; экспансия массовой художественной культуры, денационализированной по форме и содержанию; ориентация учреждений профессионального искусства и концертных организаций на коммерческий репертуар, на развлекательные представления низкого художественного уровня, обеспечивающая массового зрителя и вызванная необходимостью поиска средств существования; резкое сокращение в репертуаре произведений театральной и музыкальной классики, современного высокопрофессионального искусства; невосполнимая утрата художественных ценностей, предметов народного творчества, церковной утвари (разрушение, кража и вывоз за рубеж); утрата технологий народных ремесел и промыслов, традиционных форм семейного художественного творчества; превращение изделий народного творчества в разновидность массовой сувенирной продукции за счет унификации центров народных ремесел и промыслов, создания на их базе промышленных предприятий; разрушение подлинности фольклора в результате его сценической обработки, перенесения в несвойственную для него среду; утрата форм и традиций устного народного художественного творчества; снижение уровня художественного развития детей и подростков вследствие резкого сокращения детской художественной самодеятельности в связи с коммерциализацией культурно-досуговых учреждений; отсутствие условий для художественного развития и дальнейшего профессионального самоопределения одаренных детей, подростков, молодежи и др.

Социально-культурные программы в этой области проектной деятельности должны решать задачи массового эстетического воспитания населения: формировать художественную культуру личности на примере лучших образцов мирового искусства (путем организации концертной деятельности, пропагандистской, студийной и просветительной работы); создавать условия для регулярных контактов с художественными ценностями, активного восприятия художественных произведений; возрождать местные народные традиции, фольклор (с его недифференцированностью жанров и видов, органической встроенностью в быт, труд, праздник); содействовать воспитанию любви к подлинному фольклору путем воссоздания форм непосредственной, устной передачи традиций от мастера к ученику в процессе живого общения, созданию аутентичных ансамблей, стремящихся к «вживанию» в самобытную народную культуру и ориентирующихся на устранение границ между сценой и зрителем, на импровизированность пения, игры, танца; способствовать возрождению и пропаганде народных ремесел и промыслов, освоению местных традиций; воспитывать историческое сознание и формировать у неселения чувство идентичности с образом местной культуры. Формирование интереса к народному искусству лежит в основе эстетического воспитания детей и подростков, оно тесно связано с патриотическим воспитанием, которое начинается с любви «к малой родине», своему родному краю. С этой целью можно планировать проведение недель детского народного творчества, детских народных праздников, смотров и конкурсов юных собирателей фольклора, тематических экспедиционных походов.

Идеи проектов в сфере художественной культуры:

Программа “Народное творчество”.

Задачи программы: воспитание у детей, подростков, молодежи интереса к традиционному народному творчеству; содействие формированию неповторимого культурно-эстетического облика города; восстановление преемственности знаний, умений, технологий, традиций, культурных и духовно-нравственных ценностей различных социальных и возрастных групп населения города; пропаганда обычаев, традиций, промыслов, ремесел, характерных для региона; создание новых рабочих мест путем разработки проектов и программ развития традиционных ремесел и промыслов, восстановления историко-культурных объектов, памятников.

Направления деятельности в рамках проекта:

— Поисково-исследовательская работа и создание банка данных о носителях ремесел, художественно одаренных людях и т.п. (организация и проведение детских экспедиций "Традиции, промыслы, фольклор: сохранение и изучение");

— Проведение праздников, народных гуляний, ярмарок народного творчества и выставок народных умельцев, национальных свадеб, престольных праздников, старинных обрядов и ритуалов; фестивалей детского фольклора "Радуга детства", семейного творчества; детских фольклорных утренников, цикла мероприятий "В гостях у мастера";

— Организация детских клубных объединений и группп раннего эстетического развития, клубов любителей искусства, семейных театров, обрядовых комнат, горниц, художественных мастерских для совместного творчества детей и родителей, студий и лабораторий фольклора, авторские художественных школ, специализированных детских и подростковых клубов;

— Учреждение Фонда поддержки народных умельцев и мастеров;

— Разработка и внедрение в общеобразовательные школы города программ художественного воспитания с максимальной опорой на традиционное народное искусство;

Проект "Радуга камня”.

Задачи проекта: распространение традиционных и новых технологий художественной обработки камня; создание условий для продуктивного творчества, социального признания и востребованности мастеров-петрографов; использование потенциала ярмарки как средства обогащения экономической и культурной жизни города; содействие профессиональному общению народных умельцев, обмену технологиями, материалами, опытом; формирование интереса у населения к творчеству мастеров Заполярья; расширение межрегиональных и международных культурных и экономических связей; создание дополнительных рабочих мест.

Форма реализации проекта: традиционная региональная ярмарка художественных изделий из камня.

Основные мероприятия в рамках проекта: разработка концепции ярмарки; формирование оргкомитета ярмарки; учреждение Целевого Фонда “Радуга камня”, его регистрация и формирование финансовой базы (средства спонсоров, доходы от проведения аукционов, лотерей, специализированного телемарафона, международных фондов и др.); финансовое, информационное и инфраструктурное обеспечение проекта.

Программа “Мир прекрасного”.

Задачи программы: содействие художественному развитию одаренных детей, художественное и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения; создание условий для реализации интеллектуально-творческого потенциала детей, приобщения их к духовным ценностям; использование в работе с детьми воспитательного потенциала различных видов культурной деятельности; развитие социально-культурной активности детей и родителей.

Направления деятельности в рамках программы:

— Создание в детских дошкольных учреждениях и в начальных классах школ групп раннего эстетического развития;

— Организация тематических выставок для детей младшего возраста ("Расти, малыш!" и "Сказка за сказкой");

— Организация "Игр-путешествий", Игровых программ "Родословная вещей", персональных выставок “Не от скуки на все руки”, выставок-вернисажей местных художников;

— Подготовка циклов мероприятий для всей семьи ("Филармония школьника", "Литературный абонемент школьника", "Папа, мама и я — читающая семья", лекции-концерты, музыкальные вечера и др.);

— Разработка программы и проведение занятий по истории мировой художественной культуры со школьниками;

— Организация смотров, конкурсов, фестивалей: Всероссийская неделя музыки и детской книги; "Конкурс юных художников"; Конкурс военной и эстрадной песни; Фестиваль театральных миниатюр. Проект “Среда обитания” (организация системы конкурсов проектов оформления улиц, площадей, домов; конкурсы детского рисунка и создание уличных "Картинных галерей" (во дворах, на площадях), уличных художественных панно (на "пустых" стенах домов, ограждениях строек, промышленных предприятий и т.п) на основе сюжетов, отражающих историю района, города.

Проект "Юные дарования”.

Задачи проекта: выявление и поддержка художественно одаренных детей и подростков; помощь перспективной творческой молодежи в профессиональном самоопределении; популяризация творчества юных полярнозоринцев.

Направления деятельности в рамках проекта:

— Создание постоянно действующей многоуровневой системы конкурсов по выявлению художественно одаренных детей и подростков (проведение детских и юношеских конкурсов, смотров, фестивалей, выставок в области музыкального, танцевального, изобразительного и прикладного искусств с целью раннего выявления юных дарований);

— Учреждение именных стипендий для лауреатов и дипломантов конкурсов;

— Организация концертно-исполнительской деятельности и турне молодых дарований;

— Проведение детского фестиваля классической музыки "Юные музыканты Заполярья";

— Открытие в музыкальной школе отделения народной культуры.

Проект "Умелец" (специализированный детский и подростковый клуб). Задачи клуба: возрождение и сохранение народных традиций и ремесел путем приобщения детей и подростков к прикладному художественному творчеству; помощь в профессиональном самоопределении и самореализации подростков, имеющих склонность к занятиям прикладными видами искусства;

Содержание деятельности: овладение технологиями народных ремесел и промыслов; организация встреч с народными умельцами; создание мастерской для совместного труда детей и родителей; поисково-исследовательская деятельность по изучению технологий "уходящих" ремесел; организация выставок, аукционов, экскурсий.

Мероприятия по реализации проекта: формирование актива клуба и разработка учредительной документации; подбор мастеров-умельцев, специализирующихся в различных видах творчества и способных принять на себя обеспечение соответствующих направлений работы клуба; организационно-методическое и материально-техническое обеспечение работы клуба.

Проект "Магия джаза". Задачи проекта: обогащение художественной жизни города; создание условий для творческого общения и признания джазовых музыкантов города; развитие межрегиональных культурных контактов и связей;

Форма реализации: ежегодный джазовый фестиваль.

Мероприятия по реализации проекта: разработка Положения о фестивале; учреждение целевого фонда "Магия джаза" и формирование бюджета программы; разработка символики фестиваля; рекламно-информационное обеспечение фестиваля; организация на базе фестиваля Центра джаза с перспективой его преобразования в Центр профессионального искусства (проект областной программы "Развитие сферы культуры").

Проект "Фестиваль уличных театров". Задачи проекта: популяризация театрального искусства, расширение зрительской аудитории; эстетизация городской среды; стимулирование детской театральной самодеятельности и поиск новых форм приобщения молодежи к театральной культуре.

Мероприятия по реализации проекта: учреждение целевого фонда "Фестиваль уличных театров"; поиск источников финансирования; рекламно-информационное обеспечение проекта.

Материальная база: Уставной фонд, образованный учредителями, благотворительные взносы, средства, получаемых от коммерческой деятельности структурных подразделений театра.

Значительно большие возможности открываются перед нетрадиционным культурно-досуговыми учреждениями, специально ориентированными на развитие народных традиций и приобщение к ним населения. В зависимости от характера проблем, потенциала территории и имеющихся ресурсов, могут разрабатываться проекты, предполагающие создание таких нетрадиционных в организационном и функционально-содержательном плане структур — таких как Дома ремесел, Центры песенного фольклора, Центры эстетического развития, Фольклорно-этнографические Центры, специализированные школы, мастерские народного творчества, профессионально-художественные училища (в местах бытования художественных промыслов и ремесел); специализированные фольклорно-этнографические центры (которые могли бы участвовать в поисково-исследовательских мероприятиях по изучению местной народной культуры; проводить фольклорные фестивали и научно-практические конференции).

Данные проекты могут разрабатываться как с учетом имеющейся инфраструктуры (т.е. на базе традиционных учреждений образования, культуры, досуга), так и осуществляться на базе новых структур, способных осуществлять нетрадиционные виды социокультурной деятельности. Проект в таком случае, помимо содержательной проработки, предполагает нормативно-правовое обоснование, материально-техническое, финансовое и кадровое обеспечение.

Приведем пример двух проектных идей создания нетрадиционных модели культурно-досугового учреждения.

Проект "Центр деревянной скульптуры "Грумант".

Задачи проекта: распространение традиционных и новых технологий художественной обработки дерева; расширение межрегиональных и международных культурных связей и укрепление роли Архангельска как ведущего центра деревянной скульптуры и зодчества; создание условий для продуктивного творчества, социального признания и востребованности мастеров-скульпторов по дереву как в России, так и за рубежом; содействие профессиональному общению российских народных умельцев между собой и с зарубежными коллегами; оказание методической помощи объединениям, клубам, от дельным художникам, специализирующимся в области деревянной скульптуры; подготовка методической и материально-технической базы для создания Музея деревянной скульптуры.

Основные мероприятия в рамках проекта: учреждение Целевого Фонда "Грумант" и формирование его финансовой базы (средства спонсоров, доходы от проведения аукционов, лотерей, специализированного телемарафона, помощь Ломоносовского Фонда, международного фонда "Культурная инициатива" и др.); подготовка учредительной документации, регистрация Центра, формирование органов управления и самоуправления; организация коллективных и персональных выставок деревянной скульптуры; разработка концепции, подготовка учредительной документации и комплектование фонда Музея деревянной скульптуры; подготовка и проведение российского, а затем международного симпозиумов деревянной скульптуры "Грумант" (создание оргкомитета симпозиума; разработка положения и других регламентирующих документов; подача заявок на получение финансовой помощи в МК РФ и неправительственные организации; сбор заявок на участие в симпозиуме; разработка атрибутики симпозиума; формирование программы проведения симпозиума (научная, методическая, культурная программы).

Проект "Клуб-музей музыкальной культуры".

Задачи проекта: сохранение и обогащений традиций музыкальной жизни города и области; воспитание музыкальной культуры жителей; создание профессиональной среды музыкального общения, условий для творческой самореализации художественной интеллигенции города, востребованности ее творческого потенциала; пропаганда музыкального наследия и творчества молодых композиторов и исполнителей Архангельска; возрождение культуры семейного музицирования.

Направления деятельности: поисково-исследовательская работа и комплектование фондов музея; организация мастерской по изготовлению и реставрации народных музыкальных инструментов; организация клуба любителей музыки и музыкальной гостиной; проведение лекций-концертов на базе как музея, так и общеобразовательных школ и других площадок города; организация музыкального абонемента для детей "Я — Музыка"; организация циклов концертов, выставок, конкурсных программ по различным направлениям музыкальной жизни города, страны, мира; создание музыкальной библиотеки и фонотеки; выпуск газеты "Музыкальная жизнь Архангельска"; проведение фестиваля "Дни музыкальной культуры на родине Мосолова" и конкурса молодых композиторов.

В качестве ресурсов развития художественной культуры в процессе проектирования необходимо учитывать имеющийся потенциал профессионального искусства и народного творчества, внеклубные формы самодеятельности (семейные ансамбли, народные исполнители, группы аутентичного фольклора), предусматривать участие в проектных мероприятиях (в народных праздниках, гуляниях, фестивалях народного творчества, обрядах, посвященных истории своего края и др.) неорганизованной самодеятельности – в виде персональных выставок, конкурсов сказителей, частушечников, творческих семейных отчетов.

Историческая культура. Данная область проектирования (и соответствующее направление культурной политики) характеризуется наиболее острыми проблемами, свидетельствующими о неблагополучии общества в отношении к собственной истории. Об этом свидетельствует: утрата исторической преемственности духовно-нравственных идеалов, чувства духовной самобытности российской культуры и истории; нигилизм по отношению к историческому прошлому (в том числе и ближайшему); отсутствие интереса к культурному наследию, равнодушие к истории “малой Родины”, к национальным формам культурного творчества (слабое знание родного языка, истории, традиций, вандализм по отношению к памятникам истории и культуры); неразвитость краеведческой деятельности; утрата историко-культурного своеобразия и уникальности территорий; снижение эстетических параметров среды обитания человека; невостребованность историко-культурного потенциала (учреждениями культуры, государственными органами, населением); разрушение памятников истории и культуры (в т.ч. в связи с отсутствием средств на реставрационные работы); использование памятников истории и культуры не по назначению; отсутствие преемственности в передаче культурных традиций, ремесел, обрядов, праздников, бытовых форм культуры; невостребованность в сегодняшней социокультурной ситуации духовного потенциала русской культуры (национальных референтов, философской и религиозной мысли); фальсификация исторических фактов, деформирующая образ исторической России, вызывающая чувство несправедливости у лиц старшего поколения, усиливающая комплекс вины и национальной неполноценности; разрушение системы патриотического воспитания на примере героев российской истории и как следствие — утрата традиций и ценностей служения Родине, отечеству.

Идеи и замыслы проектов в сфере исторической культуры:

Программа "Истоки".

Задачи программы: изучение истории города, края, выявление и оформление его историко-культурного своеобразия; включение в этот процесс различных групп населения; воспитание чувства гордости за свой город, любви и уважения к его истории, традициям; привлечение жителей к пропаганде исторического наследия среди гостей города; поддержка общественных инициатив историко-краеведческой и патриотической направленности.

Программа предполагала следующие направления и виды деятельности:

— Организация на базе школ краеведческих объединений и клубов поисково-исследовательской направленности, ориентированных на изучение истории города и области, местных традиций, обычаев, обрядов, изучение истории костюмов, названий рек, поселений, улиц, местных традиций, обычаев, обрядов ритуалов, выявление “уходящих" технологий и ремесел, исследование истории отечественных орденов, биографий известных личностей (результатом чего может стать запись разговоров и подготовка к изданию книги “Истории, рассказанные в нашем доме” — районе, городе и др).

— Организация курсов по подготовке краеведов и экскурсоводов для школьников ("Юный экскурсовод”), а в перспективе — создание детского экскурсионного бюро;

— Проведение детских конкурсных программ: "Знай своих предков", “Моя фамилия” (включение школьников в работу по созданию своей родословной); “Дом, в котором я живу”; “С чего начинается Родина”;

— Подготовка и проведение региональных конференций, олимпиад, детских фольклорных экспедиций, конкурсов рефератов по краеведческой тематике среди учащихся;

— Разработка программы "Краеведение" для учащихся школ, профессионально-технических училищ, средних специальных учебных заведений.

— Организация на базе учреждений культуры и образования серии семейных тематических вечеров: "Фотография в семейном альбоме"; "Имена"; "Моя пристань — родительский дом"; "Семейный календарь”; тематических мероприятий: “Из бабушкиного сундука” (возрождение старых, забытых рецептов национальной кухни, старинных обрядов, ремесел); вечеров-портретов с интересными людьми — носителями уникальных технологий, традиций, хобби; тематических мероприятий “Из бабушкиного сундука” (возрождение старых, забытых рецептов северной кухни, старинных обрядов, ремесел);

— Подготовка и проведение городских праздников “День музея”, “День славянской культуры и письменности”, общегородской недели библиотеки “Да не прервется наша память”.

— Организация издательско-рекламной деятельности (издание книг, статей, буклетов о городе, его достопримечательностях, подготовка и издание городского месяцеслова).

Проект “Праздничный календарь” — разработка и реализация многоуровневой системы светских и религиозных праздников, включающих старинные престольные обряды и ритуалы, соответствующих событиям общенационального и местного масштаба, отражающих годовые циклы, демографические события (рождение, свадьба, рождение детей, изменение в служебной деятельности, уход на пенсию и др.).

Проект “Краеведческий клуб-музей” (на базе школы): организация краеведческих объединений и поисковых групп; подготовка и проведение экскурсий, уроков истории, географии, праздников, этнографических вечеров с рассказом и демонстрацией ритуалов, обычаев, обрядов, гаданий, заговоров, народного быта, этикета, норм поведения и форм общения, устного народного творчества; вечеров национальной кухни; игровых программ и конкурсов приготовления национальных блюд, встреч с интересными людьми и т.д.

Из действующих в различных регионах России проектов, которые могут быть адаптированы с учетом специфики конкретной территории, можно назвать: “Возвращенные имена”, клуб-музей “Живая история”, “День города”; “Забытые страницы культурной жизни”; “Комната крестьянского быта”; “Возрождение усадеб”.

Одной из наиболее распространенных форм реализации проектов историко-культурной направленности является общественное объединение (землячество, национально-культурный центр и т.д.), которое способно выполнить очень существенные для сегодняшней социокультурной ситуации функции. Именно объединение, создавая благоприятную «зону» воспроизводства и развития традиционной культуры этнической группы, обеспечивает национально-культурную идентичность человека, его защищенность в условиях «чужой» культуры, формирует чувство этнокультурной и психологической общности «мы», воспитывает искусство межнационального общения и диалога. Сегодня, когда культура пришла в состояние нестабильности, неуравновешенности и уже почти приблизилась к черте, за которой начинается ее саморазрушение, историко-культурные объединения могут выступить в качестве одного из эффективных механизмов восстановления исторической преемственности и сохранения культурной целостности.

Проекты и программы историко-культурной направленности, осуществляющиеся в форме общественного объединения, могут вполне успешно решить целый ряд социально-культурных проблем и педагогических задач: восстановление и развитие культурно-исторической среды обитания, ценностей и традиций; патриотическое воспитание молодежи на основе непосредственного контакта с историей и культурой; формирование социально и граждански активной личности на базе общественно полезного, добровольного и бескорыстного труда по восстановлению объектов культуры; творческое освоение исторического и культурного опыта; защита, сохранение и восстановление памятников культуры и др.

Особое место в сфере исторической культуры занимают проекты и программы, ориентированные на проблемы и интересы конкретной этнической группы. В зависимости от идеи проекта, его аудиторию могут составить представители различных этнических групп, имеющих специфические социокультурные проблемы:

— Малочисленные народы, основные проблемы которых связаны с неблагоприятной социально-демографической и культурной ситуацией (низкая рождаемость, высокая смертность, культурная ассимиляция с другим народом с потерей своего языка, традиционного образа жизни и др.). Сюда относятся некоторые народности Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока[55];

— Народы, социокультурные проблемы которых связаны с отсутствием административно-территориальной автономии;

— Народы, которые в различные периоды истории подвергались насильственной депортации: курды, немцы Поволжья, крымские татары и др.

— Народы, проживающие за пределами своих административно-территориальных образований (национальные меньшинства, лица коренной национальности).

Практически любая из обозначенных выше категорий, являясь носителем большого числа проблем и противоречий, может оказаться источником социальной напряженности. Именно в силу этого обстоятельства субэтнические группы должны рассматриваться в качестве приоритетной категории в практике социокультурного проектирования — от качества и успешности программ будет во многом зависеть, станут ли они фактором общественной дезинтеграции или реальной культуротворческой силой.

Наиболее оптимальным способом и формой организации культурно-досуговой жизни в рамках исторической культуры для лиц некоренной национальности является национально-культурный центр (в республиках СНГ аналогом таких центров являются клубы русских общин). Данная форма организации социально-культурной жизни в последние годы получила широкое распространение. Центрами осуществлен ряд интересных культурных программ, направленных на консолидацию общественных сил, активизацию народной инициативы, широкое международное и межнациональное сотрудничество. Подготовлены проекты создания областных энциклопедий краеведения, школ народных искусств и ремесел. В некоторых регионах национально-культурные центры и землячества эффективно взаимодействуют с клубными учреждениями, разрабатывая и осуществляя такие совместные программы как “Дни национальных культур”, “Национальный эпос”, «Национальные праздники», «Сохранение культурного наследия» (охрана археологических памятников, реставрация и консервация исторических и художественных объектов), способствующие восстановлению и сохранению целостности и непрерывности национально-культурной и духовной жизни в ее традиционных проявлениях. К подготовке и проведению подобных мероприятий как правило, привлекались специалисты в области истории, археологии, языкознания, геологии, архитектуры.

Решению социально-культурных проблем национальных меньшинств и этнических групп может также содействовать создание на базе образовательных и досуговых учреждений учебных центров и различных групп по интересам — кружков по изучению языка, фольклорных коллективов, просветительских объединений по пропаганде национальной символики, архитектуры, праздников, обрядов.

Духовно-нравственная и социально-психологическая культура.Специфика данной сферы культурной жизни заключается в том, что мораль не имеет своей собственной локализованной сферы общественных отношений и своих институтов, она пронизывает все формы человеческого бытия и сознания, составляет ядро духовных ценностей. Гибко реагируя на изменения социальной практики, нравственность выступает одним из мощных регуляторов жизнедеятельности человека и общества, воздействуя непосредственно на поведение людей во всех сферах – политике, экономике, праве и т.д.

Проблемное поле проектирования здесь обусловлено целям рядом негативных тенденций, связанных с утратой значительной частью населения духовно-нравственных идеалов, девальвацией фундаментальных ценностей (добра, сострадания, совести, социальной справедливости). В общественном сознании сохраняются (и даже усиливаются) ориентации, основанные на принципах насилия, борьбы, ненависти, нетерпимости. Нравственность как базовое основание культуры разрушена чрезмерной политизацией общественной жизни и индивидуального сознания, причем, тенденция подчинения нравственности задачам политики сохраняется и сегодня.

Наиболее актуальными проблемами, характерными для данной сферы проектной деятельности, являются: кризис духовно-нравственных ценностей, вызванный непониманием специфики отечественной культуры, некритичным заимствованием ценностей, образа жизни и стереотипов, характерных для западного типа культуры (культ гедонизма, индивидуализма, рационализма и т.п.); деформация общественной нравственности и криминализация отношений, обусловленная внедрением модели рынка, не соответствующей ценностям российской культуры; утрата смысла жизни, духовный кризис у значительной части населения (пожилые, интеллигенция, безработные и т.д.); дефицит милосердия в обществе, рост агрессивности, ожесточенности по отношению к другому человеку, равнодушие к инвалидам, больным, одиноким, лицам, нуждающимся в защите и помощи; отсутствие системы нравственного воспитания школьников; разрушение духовно-нравственного климата семьи (увеличение количества разводов, жестокость родителей, подавление детской инициативы, взаимонепонимание “отцов” и “детей” и т.д.); размывание поведенческих моделей и образцов "мужественности" и “женственности” (мальчик — лидер, муж, хранитель семьи, защитник отечества, девочка — будущая мать, жена и т.д.); утрата чувства долга по отношению к своим родителям (о чем свидетельствует увеличение числа престарелых людей, сдаваемых своими детьми на попечение государства); деградация морально-нравственного облика значительной части населения (проституция, наркотики, алкоголь, противоправные формы поведения и др.); криминализация населения, рост преступности, в т.ч. организованной, женской, подростковой. Основная причина роста преступности несовершеннолетних — неблагоприятные факторы социальной среды, которые сказываются на качественном ухудшении мотивации преступности (больше "взрослых" мотивов, рост доли неадекватно жестоких преступлений и действий групп, омоложение преступности, рост доли преступлений 14-15 лет, женской преступности; "пьяной" преступности подростков. 15-20% всей правонарушаемости и преступности дают подростки с отставаниями в интеллектуальном и эмоционально-волевом развитии. Усиливается тенденция к обесцениванию человеческой жизни (рост числа самоубийств); молодое поколение утрачивает романтические идеалы и ценности любви, дружбы, служения, справедливости. Невостребованными в сегодняшней социокультурной ситуации оказываются национальные духовные лидеры. Средства массовой информации создают, продвигают и пропагандируют молодежных кумиров, несущих антисоциальные образ жизни и систему ценностей. Растет число участников и расширяется социальная база тоталитарных сект и объединений нетрадиционной религиозной ориентации, способствующих духовно-нравственной и психологической деформации личности. Развитие национально-культурного самосознания российских этносов происходит болезненно, сопровождается экстремизмом, агрессивностью по отношению к другим культурам, нациям.

Проблемное поле социально-психологической культуры включает в себя: снижение нравственных критериев во взаимоотношениях между людьми; неразвитость качеств и способностей к сопереживанию, сочувствию (особенно у подростков, молодежи); социально-психологическую неадаптированность, вызванную разрушением привычной социально-психологической среды существования (в связи с вынужденной сменой места жительства — мигранты, беженцы, потерей работы, поступлением в вуз и др.); усиление конфликтности между субкультурами различных возрастных и социальных групп населения (конфликт ценностей); отсутствие нормативно-регулирующего и воспитывающего влияния среды (поощряющее асоциальные способы поведения и формы самовыражения); рост межэтнической напряженности, формирующей негативные этнические стереотипы и национальные предрассудки; дискриминацию русскоязычного населения в странах ближнего и дальнего зарубежья; взаимонепонимание и неприятие этнокультурных различий, провоцирующее межнациональные конфликты, усиливающее социальную напряженность; неуважение культурных ценностей и святынь других народов, этносов; нетерпимое и агрессивное отношение к лицам, имеющим высокие доходы — как со стороны населения, так и со стороны государства (и как следствие — неразвитость благотворительности, спонсорства, обусловленная нежеланием предпринимателей легализировать свои доходы).

Наряду с негативными тенденциями, связанными с утратой духовно-нравственных оснований бытия, современная ситуация характеризуется усилением потребности в ценностных координатах и смысловых ориентирах. Для поддержки этой тенденции необходимы программы, формирующие социально-нравственные идеалы, инициирующие и поощряющие деятельность «элитарных» в духовном смысле форм социальной организации, способные выращивать и поддерживать социально-генетический потенциал (или код) нравственности.

Основной акцент в данной области проектирования необходимо сегодня сделать на поиске способов и методов ненасильственного разрешения социальных конфликтов, развития личности на идеалах добра, ценностях справедливости и милосердия. Социально-педагогические программы, ориентированные на нравственное совершенствование личности, должны стремиться к ликвидации образовавшегося в обществе дефицита добра, человеколюбия, чуткого и внимательного отношения к другому человеку, его судьбе[56], распространять и утверждать этику ненасильственного и бесконфликтного решения социальных и личностных проблем; этику развивающего диалога. Важнейшими задачами программ в рамках данного приоритета должно стать распространение идей мирного устройства жизни, обучение молодежи и подростков способам и методам преодоления конфликтных ситуаций ненасильственными средствами. Решение обозначенных выше задач сегодня представляет особую сложность — слишком долго общество упражнялось в умении обнаруживать и уничтожать врагов. Искусство же превращать врага в друга, союзника или, по крайней мере, не делать из оппонента своего врага находится пока на очень низкой стадии развития, и его придется осваивать еще довольно долго.

Наиболее эффективно действующие программы в сфере нравственной культуры связаны с движением милосердия и клубами социальной помощи, которые возникли в связи в образовавшимся в обществе дефицитом добра, человеколюбия, чуткого и внимательного отношения к другому человеку, его судьбе. Службы социального обеспечения не в состоянии решить эти проблемы, ибо их деятельность, как правило, не выходит за рамки оказания материальной помощи или решения каких-либо организационно-правовых вопросов, а человеку часто гораздо важнее простое слово участия, возможность быть услышанным. Формы работы групп социальной помощи и объединений «Милосердия» самые разнообразные – рейды милосердия в больницы, детские дома и дома престарелых; материальная и моральная помощь инвалидам, одиноким людям; создание студенческих медико-педагогических отрядов безвозмездного труда и др.

— Программа «Сопричастность»[57]. Основная идея программы — развитие эмпатии, чувства сострадания, чуткости, отзывчивости, сопереживания; изменение установки детей и подростков по отношению к инвалидам (убеждение, что человек с дефектом имеет право быть принятым в общество таким, какой он есть); воспитание способности принимать и ценить людей с физическими и умственными недостатками. Программа осуществляться в различных формах: введение кураторства над учащимися из спецшкол и интернатов, организация групп социально-психологического тренинга для детей-инвалидов; формирование специального репертуара кукольных театров, в спектаклях которых среди персонажей есть как здоровые, так и «герои» с физическими недостатками и др.

— Проект "Надежда".Задачи проекта связаны с социальной реабилитацией детей-инвалидов средствами культуры и искусства; помощью в профессиональном самоопределении, обретении социального статуса и ощущения личностной значимости; использованием терапевтических возможностей различных видов и жанров искусства; содействием в решении социально-психологических проблем инвалидов; изменением отношения социальных институтов и властей к проблемам инвалидов, формированием оптимального общественного климата, создающего атмосферу психологического комфорта и благоприятного самочувствия; созданием условий для самореализации детей-инвалидов в сфере досуг.

Форма реализации: городская ассоциация родителей детей-инвалидов "Надежда".

Направления деятельности ассоциации: консультационно-методическая помощь семьям детей-инвалидов; организация и проведение физкультурно-оздоровительных акций и программ; проведение лечебно-оздоровительных мероприятий (в т.ч. с приглашением народных целителей, известных медиков — специалистов по различным видам и методикам реабилитации, психологической поддержки и т.д.); создание коллективов и кружков самодеятельного художественного и прикладного творчества; организация оздоровительного отдыха; проведение праздников для детей-инвалидов и их родителей (в рамках международного Дня инвалидов и Международного дня защиты детей).

В качестве источников финансирования такой программы можно рассматривать бюджет Федеральной программы "Культура и инвалиды", средства спонсоров, частные пожертвования.

Решению проблем развития духовно-нравственной и социально-психологической культуры способствуют такиепроекты как “Сопричастность”, “Старшие братья”, “Библиотека на дому”, “Диалог культур”, “Эмпатия”, “Воскресная школа”, клубы социальной помощи и телефоны доверия.

Экологическая культура.Актуальность проектного обеспечения воспитания экологической культуры (путем разработки соответствующих информационно-просветительских программ, организации и поддержки общественных движений в сфере охраны природы) связана с ростом экологических проблем, вызванных, в свою очередь, низким уровнем экологической культуры населения. Суровой реальностью стало растущее загрязнение окружающей среды, нарушение экологического баланса, истощение природных ресурсов, разрушение природного начала в самом человеке. Во многих регионах страны экологическая ситуация становится катастрофической, требует принятия безотлагательных и кардинальных мер, участия широкой общественности в мероприятиях по охране окружающей среды, восстановлению утраченных природных ценностей.

Основные проблемы экологической культуры заключаются в слабой информированности населения об экологической ситуации в регионе; недооценке роли природоохранной деятельности со стороны властей; негуманном отношении к природе, вызванном недооценкой ее фундаментальной ценности как среды обитания, условия гармоничного развития человека; разрушении форм естественного и органичного существования человека в природе, ликвидация природосообразных ремесел и производств; несформированности общественного мнения по отношению к организациям и лицам, ответственным за ухудшение экологической ситуации; недооценке роли экологического воспитания школьников, отсутствии системы экологического воспитания и всеобуча; неразвитости природоохранных форм самодеятельности, отсутствии у населения интереса к этим видам социокультурного творчества; политизации существующих объединений и движений экологической направленности, смещающей интересы с проблемы охраны природы на решение ситуативных задач (особенно в период предвыборных кампаний; усилении экстремистских тенденций в экологическом движении за счет прихода туда маргинализированных и “люмпенизированных” слоев населения; разрушении уникальных природно-ландшафтных зон, имеющих историко-культурное значение.

Проекты экологической направленности: “Зеленый патруль”, “Экологический марафон”, “Экологические ринги”, “День за городом”, “Центр экологического воспитания”, “Мемориал погибших деревень”, конкурсы на лучшее озеленение улиц, дворов, программы по экологическому просвещению семьи и др. Их задачи связаны с воспитанием нравственного отношения человека к природе, информированием населения по экологической ситуации в регионе. Как правило, они разрабатываться совместно с обществом охраны природы и другими службами и организациями, профессионально занимающимися проблемами экологии.

Политическая культура.Традиционно не рассматривающаяся в качестве приоритетной области проектирования, политическая культура в последнее время характеризуется весьма актуальными проблемами, которые также могут и должны разрешаться в рамках социокультурных проектов социально-политической направленности.

К их числе таких проблем можно отнести: низкую политическую активность населения, падение интереса к политической жизни (социально-политическая пассивность и апатия), вызванные неуверенностью граждан в свои возможности влиять на принятие политических решений; отсутствие мировоззренческой базы для идеологического и политического самоопределения различных слоев населения; низкий ур








Дата добавления: 2016-06-24; просмотров: 553;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.073 сек.