Античность как новый тип культуры и цивилизованности
Античность оставила в наследство мировой культуре опыт демократического устройства общества и богатейшее мифотворчество, величайшие произведения литературы и искусства, законы гармонии и красоты человеческого тела, точность математических доказательств и разнообразие философских идей, свободу духа и обретение христианской веры. Античная культура (культура древних Греции и Рима) стала фундаментом всей европейской цивилизации. Именно к ней восходят литературные жанры и философские системы, принципы архитектуры и скульптуры, основы астрономии, математики, естествознания, определившие облик культурной Европы. Античность, тысячелетняя культура которой накопила бесценные и непревзойденные сокровища человеческого духа, обладает уникальным выразительно-чувственным, «телесным» характером и сохраняет необычайно притягательную силу для ее потомков.
4.1.1. Культурогенез Античности. «Осевое время»
Целый ряд фактов свидетельствует о том, что примерно ко II - III вв. до н.э. многие цивилизационные образования теряют свое прежнее качество. На рубеже н.э. некоторые из них постепенно исчезают с карты мира как яркие и своеобразные региональные культуры (Месопотамия, Египет). Другие претерпевают значительные изменения - хотя и продолжают свое историческое существование, но уже явно в другом качестве: Минойская (Крито-микенская) Китайская, Индийская цивилизации.
К. Ясперс в своем известном труде «Истоки истории и ее цель» приводит ряд показательных, на его взгляд, фактов, появившихся в период с VIII по II вв. до н.э.: в Китае появляются практически все известные крупнейшие направления китайской философии: конфуцианство, даосизм, модизм и др.; в Индии создаются Упанишады (толкования Вед); на это же время приходится жизнь Гаутамы Будды, оформление буддизма и других вариантов религиозно-философской мысли; в Иране получает распространение учение Заратустры; в Палестине - учения пророков Исайи, Илии, Иеремии, Второисайи; в Древней Греции (принявшей эстафету от Эгейской культуры) - мощное явление Гомера и философов-физиков, Парменида, Гераклита, позднее - Сократа, Платона и Аристотеля.
Поразительно то, что такие яркие и сильно разнящиеся культурные феномены возникают почти одновременно, но независимо друг от друга, и обладают при этом и некоей общностью.
«Новое, возникшее в эту эпоху...,- пишет Ясперс,- сводится к тому, что человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения. Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели, познает абсолютность в глубинах самосознания и в ясности трансцендентного мира» [1].Иными словами, появляется философия как особая форма освоения и познания мира.
Развитию нового типа сознания способствуют и потребности в новых формах социального устройства. Во всех крупнейших древних государствах отмечается эпоха дробления на более мелкие образования, между которыми возникают военные распри. Эта эпоха, отмечаемая как «смутные», «темные» времена, заканчивается образованием новых крупных государственных объединений - империй: Индия, Китай, Персия - на Востоке, на Западе - эллинистическая империя Александра Великого и затем - Римская империя.
Эпоха смут обострила общественную потребность в возвращении к старым, патриархальным формам жизни, осмысленным в качестве представления о некогда существовавшем «золотом веке» - эпохе братства и отсутствия антагонизмов, идеальном бытии человечества. Вместе с тем объективно эти социальные катаклизмы стимулировали сознательный поиск новых общественных отношений, осмысление социальных функций и ролей человека - т.е. активное отношение к формам социально-политического устройства. А параллельно этому процессу идет процесс этического самоопределения, выработка этических категорий культурного сознания. Большую роль начинают играть идеи воспитания, реформаторства, самопознания.
В I тысячелетии до н.э. наблюдается оформление новой экономической основы общества - системы рабовладельческих отношений, рабовладельческого производства. Рабство и рабовладение теперь выступают в качестве основной и универсальной экономической силы. Появляется классическое рабовладельческое государство.
А.Ф. Лосев отмечает, что необходимой предпосылкой рабовладельческого производства выступает потребность частичного освобождения человека от безусловного господства общинно-родовых авторитетов и предоставления ему хотя бы какого-то минимума личной инициативы в условиях роста занимаемой территории, роста населения, торговых связей, усложнения всей производственной и социальной жизни. Этот необходимый минимум инициативы давало первоначальное разделение труда на труд физический и умственный. Высвобождение части общества от физического труда создало условия для рабовладения - с одной стороны, для мощного подъема всей античной культуры, прежде всего духовной, интеллектуальной, художественной - с другой [2].
То общее, что связывает указанные факты между собой, состоит в появлении нового субъекта культуры - отдельного человека, индивидуума. Доминировавший в предыдущую эпоху тип культурного сознания - родовой - сменяется индивидуально-родовым, что в сфере философии проявляет себя как рефлексия, сознательный поиск истины, в социальной жизни - активность в переустройстве общества и нарождение всей этической проблематики, в производстве - появление субъекта владения и становление экономических отношений собственности.
Индивидуация, т.е. «вызревание» отдельного человека, его ценностное выделение из родового, общинного коллектива - процесс постепенный и поступательный, который так или иначе наблюдается во всех вариантах архаических цивилизаций. В египетской культуре он, в частности, выразился в ослаблении изобразительных канонов в искусстве (так называемая «амарнская линия»), нарастании индивидуальных, портретных характеристик изображаемого в ущерб типичному, родовому, повторяющемуся. В Месопотамии рано отмечается специфическое понимание времени как линейного и необратимого, в связи с чем здесь раньше, чем в других архаических культурах нарастает интерес к теме и проблеме смерти / бессмертия (ср. мифы о Гильгамеше и поиске им бессмертия). Как универсальный механизм индивидуации выглядит в ранних цивилизациях культ исключительной «личности» - фараона, правителя, царя - получеловека-полубога. Ценность этого культа заключалась в том, что наряду с божественным началом так или иначе замечается начало человеческое.
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 1197;