Индия времени эпохи Маурьев. Кушанское и Гуптское государства

Создание Маурийской империи правителем Чандрагупта около 321 г. до н.э. явилось важной вехой в жизни страны. Впервые столь огромная территория вошла в состав объединенного государства. В напряженной обстановке военных столкновений Маурийское царство просуществовало до 261 г до н.э., когда молодой царь Ашока - внук Чандрагупты - завершил объединение почти всей Индии в пределах одного большого государства.

Воспоминания о могущественном Ашоке сохранились в многочисленных преданиях и хрониках, а также в памятниках религиозных культов. Известно, что Ашока усовершенсвовал систему правления, разделив государство на большие области, возглавляемые членами царской семьи. Большое развитие получила торговля и военное дело. Был основан новый город Шрингар, в котором строились красивые каменные монастыри, дворцы и многочисленные больницы. Ашока был упасакой – мирянином, последователем учения Будды. Он признал буддизм государственной религией и способствовал ее распространению по всей Индии.

Однако после смерти благородного Ашоки огромная империя распалась на части. Наиболее сильными государствами этого периода стали Кушанское и Гуптское государства. В IV веке н.э. племена гуннов-эфталитов захватили Индию. Так пала одна из крупнейших империй древности.

Большую популярность среди санскритских сочинений приобрела «Панчатантра» - сборник притч, основанных на фольклорном материале. Существовала также богатая литература, связанная с буддистской традицией. Заслуженной славой пользуется имя поэта Ашвагхоша, который сочинил поэму «Жизнеописание Будды», а также написал несколько драматургических произведений. Отметим, что уровень индийской драматургии был очень высок, а индийская театральная традиция считается древнее античной!

В индо-буддистской литературе значительное место заняла тема любви и секса. Поэзия воспевала чувственные наслаждения, любовную негу и страсть. В V веке н.э. индийский поэт Махараши Вациаяна создал стихотворное произведение «Кама-Сутра». В поэтичной и изящной форме «Кама-Сутра» повествует о культуре отношений между мужчиной и женщиной, о способах чувственных наслаждений, о радостях любви.

Высокого развития достигла и древнеиндийская философия. Наиболее известной философской школой материалистов являлась локаята. Локаятики выступали против всесилия богов и идеи религиозного «освобождения». Учение школы вайшешика являлось атомистическим, в какой-то степени предвосхитив Демокрита. Школа йоги занималась разработкой вопросов человеческой психологии.

Древние индийцы были также сведущи в астрономии, математике, медицине. Наука врачевания называлась Аюрведа (наука о долгой жизни). Искусные хирурги делали даже пластические операции, а в лечении змеиных укусов не знали себе равных!

Древнеиндийская культура богата архитектурными памятниками буддизма. Оригинальные буддийские святилища - ступы, - выложенные из кирпича и облицованные красным песчаником, имеют вид полусферы, возведенной на барабане. Ступы обносились оградами с четырьмя воротами. Внутри ступы находилась камера для хранения религиозных реликвий, связанных с Буддой. Верх сооружения венчала квадратная терраса «хармика» («дворец богов»), из центра которой устремлялся вверх шпиль с семью нанизанными зонтами «амалака», символизирующими семь ступеней от земли до неба.

Наиболее известна ступа в Санчи, сооруженная в III - I вв. до н.э. На ее знаменитых четырех воротах «торана» представлена вся Индия, ее природа, животный мир, мифология, религия, люди. Ворота можно «читать», как увлекательную книгу.

Еще одним видом индийской архитектуры являются стамбхи - монолитные столбы, завершающиеся скульптурной фигурой животного. Так, стамбха царя Ашоки имеет капитель в форме перевернутого лотоса, на котором покоится лев. Стамбхи испещрены религиозными надписями, проповедующими основные принципы буддизма.

Третьим типом культовых сооружений буддизма являются скальные храмы, символизирующие жизнь отшельника в пещере. Некоторые пещеры изумляют своими великолепными росписями. Например, фресковая живопись Аджанты передает разнообразные сюжеты из жизни Будды, мифологические легенды и сказания. Поражает глубокий психологизм и эмоциональность этих сцен. Для архитектурных сооружений характерно их тесное слияние со скульптурой.

В первые века нашей эры возник особый стиль - искусство Гандхары, где нормы античной скульптуры были применены к буддистским темам. Образ Будды в скульптуре полон величавого спокойствия и светлой гармонии. Руки его сложены, мягко струятся складки одежды, правилен овал лица, полуприкрыты миндалевидные глаза, удлинены мочки ушей. Такое изображение Будды стало традиционным.

С ХIII века стенопись уступает место миниатюре, первые произведения которой появлялись на пальмовых листьях. Широко использовались акварель и золото. Высочайшего мастерства достигли народные умельцы в обработке металла (чеканка, филигрань, инкрустация), ткачестве, обработке слоновой кости, технике эмали и лаковой миниатюре.

Больших высот достигла наука о языке, что было связано с исключительной ролью в индийской культуре устной традиции. Считалось, что речь лежит в основе всех наук и искусств. В грамматике «Аштадхьян» («Восьмикнижие») анализ языкового материала столь глубок, что современная наука находит сходство между древнеиндийской и современной европейской лингвистикой.

 








Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 695;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.