Проблема жизни в творческом наследии В.И. Вернадского.
Если религиозно-философский космизм стремится раскрыть смысл природы и человека через интуитивное постижение высшего творческого начала, то естественнонаучный космизм пытается понять начало жизни и разума путём их конкретного изучения в природе и человеке. Идя по этому пути, космисты-естествоиспытатели положили начало формирования научной картины мира, в которой жизнь и разум представлены в качестве необходимого и вечного атрибута материи. Существовавшие до этого механическая и физическая модели мироздания обрели совершенно новый вид. Чуждый и враждебный человеку Космос стал постепенно превращаться в целостный, наполненный жизнью и смыслом Универсум.
Значительный вклад в создание синтетической универсальной модели мира и человека внёс В.И. Вернадский. 125-летие со дня его рождения в 1988 году стало мощным катализатором интереса к важнейшему элементу русского космизма – учению о ноосфере. И вот уже несколько лет регулярно появляются работы, раскрывающие различные стороны процесса перехода биосферы в сферу разума. Анализ результатов, достигнутых отечественными учёными в раскрытии содержания научного наследия В.И. Вернадского и в дальнейшей разработке учение о ноосфере, позволяет в данной работе показать значение русского космизма в формировании ноокосмологической картины мира, где жизнь и разум человека непосредственно выводятся из антропных свойств Вселенной; обосновать, что выделенные В.И. Вернадским три пласта реальности: астрономический, макроскопический и микроскопический органически увязываются жизнью и разумом человека в единый целостный организм; доказать, что учение о переходе биосферы в ноосферу отображает общую тенденцию развития человеческой цивилизации.
Русский космизм – уникальное направление человеческой мысли, в котором впервые творческая деятельность человека по преобразованию себя и и примыкающей к нему природной среды рассматривается в контексте творческой глобальной эволюции, являющейся выражением потенциальных возможностей Универсума. Формирование русского космизма как системы знаний о единстве мира и человека органически сопряжено с поиском оснований для разработки новой стратегии во взаимоотношениях человека с природой. Положение, при котором человек выступал господином природы, строилось на представлении о ней как механическом агрегате тел. Естественно, человек как субъект познания и деятельности исключался из природной среды, превращался во внешнего наблюдателя. В своей основе он опирался на антропное видение Вселенной на картину мира, которая включала в себя жизнь и разум человека.
Нельзя сказать, что русский космизм получил её в готовом виде от мировой космической мысли. Разумеется, определённые предпосылки антропного видения мира есть в религиозно-философской и эзотерической формах космизма и они сыграли определённую роль в становлении новой естественно-научной картины мира. Но здесь речь идёт не о вере и мудрости, а о конкретных научных знаниях, основанных на фактах. Добывая их, русские космисты-естествоиспытатели пришли к пониманию необходимости выработки достаточно общей концептуальной картины Мироздания. В наиболее полном виде она представлена в научном наследии В.И. Вернадского. Причём его работа над мировоззренческой конструкцией постепенно вылилась в самостоятельное исследование, лежащее на границе науки, религии и философии.
В поистине энциклопедическом наследии В.И. Вернадского, особенно в вопросах, касающихся мироздания, судеб человека можно с лёгкостью обнаружить идеи, относящиеся ко всем сферам духовной культуры. Однако научный (натуралистический) метод всегда был для Вернадского определяющим. С его помощью он строил свои выводы и обобщения на строго проверенных эмпирических фактах. Результаты натуралистических исследований Вернадского являются фундаментальными для современной научной картины мира и соответственно входят неотъемлемой частью в философию естествознания, так же как открытия А. Эйнштейна, М. Планка, Н. Винера, И. Пригожина и др. Они позволяют открывать философии «перед человеческим сознанием всё новые горизонты, новые широкие перспективы» (22), в том числе в познании Космоса и человека.
Следовательно, несмотря на то, что В.И. Вернадский сам себя не считал философом, поскольку, по его мнению, философия является наукой чисто умозрительной, подчинённой лишь вдохновению мыслителя и методам формальной логики он своим творчеством внёс огромный вклад в становление русского космизма как течение именно философской мысли. Путём обобщения фундаментальных эмпирических данных он обнаружил в реальном мире, законах Космоса такие аспекты, которые «поднимают науку до уровня философской мудрости». Те абстрактные философские рассуждения, которые казалось бы не имеют под собой никаких надёжных оснований, вдруг начинают обретать статус научных положений. Речь идёт о глубоко укоренившейся в философии мысли о тотальности жизни и разума в Мироздании.
В западной философии эта мысль начала утверждаться в начале ХХ века. Французский философ А. Бергсон в книге «Творческая эволюция» (1903 г.) выдвинул новую для Европы идею: жизнь – такая же вечная составляющая бытия, как материя и энергия, её закономерное развёртывание – процесс космический, движимый внутренним творческим порывом. Французский мыслитель обратил внимание на новую оригинальную идею о фундаментальном антиэнтропийном качестве живого, благодаря которому эволюционный вал жизни неумолимо нарастает. Связанная с потоком жизни и сознания, тенденция к увеличению порядка и организации противостоит энтропийным силам упрощения, дезорганизации и распада.
Философские идеи А. Бергсона и других мыслителей о месте и роли жизни и разума во Вселенной выступают в качестве методологического ориентира в познании важнейших характеристик человека. Но философия – это особая область знания, в некоторых отношениях существенно отличающаяся от научных истин. Она задействует не один лишь интеллект человека, а весь спектр его духовных способностей. И это позволяет ей открывать такие рубежи познания, к которым наука со своей мерой строгости своими способами доказательства и обоснования приходит лишь через длительное время.
Основным предметом философии В.И. Вернадский считал человеческий разум и для собственных научных исследований гипотезы и теории, связанные с духовной жизнью человека, не считал необходимыми (23). И, тем не менее, путём научных обобщений он выходит на проблемы, которые до этого были прерогативой философии.
Проникновение в тайны бытия нуждается, помимо рационального подхода, в творческой интуиции. В ненаучные формы познания возбуждают в человеке такие духовные силы, которые позволяют созерцать и переживать недоступные науке явления и процессы. В.И. Вернадский пишет по этому поводу так «В одной из мыслей я касался, в переживаниях, мне думалось, очень глубоко, выяснение жизни и связанного с ней творчества, как слияние с Вечным Духом, в котором слагаются или который слагается из таких стремящихся к искажению истины человеческих сознаний, в том числе и моего (24).
Обширный мировоззренческий кругозор, чуткая интуиция великого натуралиста-мыслителя позволила В.И. Вернадскому обнаружить «трещину» а ньютоновской картине мира, в которую стали вторгаться новые представления о миропостроении. Благодаря этому, старая модель мироздания начала кардинально меняться в сторону фундаментальных взглядов. Значительный вклад в формирование научной картины мира, соответствующей революционным открытиям естествознания внёс и В.И. Вернадский.
Второй аспект современная физика хорошо раскрыла в, так называемом, принципе наименьшего действия. Один из основателей квантовой электродинамики Ричард Фейнман, характеризуя поведение элементов квантомеханического мира, так выразил его суть: «Все ваши инстинкты причин и следствий встают на дыбы, когда вы слышите, что частица «решает» какой выбрать путь, стремясь к минимуму действий. Уж не «обнюхивает» ли она соседние пути, прикидывая, к чему они приведут – к большему или меньшему действию?.. Правда ли, что частица не просто «идёт верным путём», а пересматривает все другие мыслимые траектории.
И что если, ставя преграды на её пути, мы не дадим заглядывать ей вперёд, то мы получим некий аналог дифракции? Самое чудесное во всём этом то, что всё действительно обстоит так. Именно это утверждают законы квантовой механики. Так наш принцип наименьшего действия сформирован не полностью. Он состоит не в том, что частица избирает путь наименьшего действия, а в том, что она «чует» все соседние пути и выбирает тот, вдоль которого действие минимально (25).
Здесь выдающийся американский физик-теоретик Р.Фейнман так же, как и В.И.Вернадский находит глубокие аналогии между организмами жизни и поведением элементарных частиц.
Большую роль в формировании нового взгляда на жизнь сыграли и другие идеи В.И. Вернадского. В частности, данные современного естествознания позволяют в соответствии с его идеями разделять проявления жизни на имеющие планетный характер и выходящие за пределы планетного бытия. Для нашего исследования они представляют интерес с точки зрения мировоззренческих выводов, сформированных космизмом на их основе.
Итак, рассмотрим, что же представляют собой планетные свойства жизни и какие мировоззренческие выводы вытекают из их характеристики. Ответ на первую часть вопроса современная наука даёт с помощью следующего обобщения.
На нашей планете живое вещество и биосфера создаются и поддерживаются космической энергией Солнца, которая после возникновения жизни передаётся в более глубокие части планеты и коры. Входя в геохимические циклы химических элементов в земной коре, живое вещество в то же время находится в непрерывном химическом обмене с космической средой, его окружающей, но никогда в ней самопроизвольно не зарождается и резко от неё отличается. Количество живого вещества в биосфере есть величина постоянная или маломеняющаяся. Представляя собой единое генетически связанное целое, живое вещество образует многообразие видов растений и животных. Это означает, что геохимическая биогенная энергия стремится в биосфере к максимальному проявлению (первый биогеохимический принцип). При эволюции видов выживают те организмы, которые своей жизнью увеличивают биогенную геохимическую энергию (второй биогеохимический принцип).
При эволюции видов химический состав живого вещества остаётся постоянным, но увеличивается вносимая живым веществом в космическую среду биогенная химическая энергия.
Из обобщённой характеристики живого вещества вытекает следующий мировоззренческий вывод космизма: жизнь является неотъемлемым атрибутом материи, мощным катализатором глобального эволюционного процесса, смысл которого в преобразовании мира, в преодолении сопротивления косной материи, мира «твёрдых тел» нарастающим потоком биогенной химической энергии.
Сегодня уже нет сомнения в том, что жизнь с момента своего появления на Земле устремлена к высшему своему проявлению в форме разумного существа. С возникновением в биосфере психики человека ход влияния жизни на планету резко меняется. Наступает особая психозойская эпоха. Биосфера переходит в ноосферу.
Интересные мировоззренческие выводы космизма вытекают также из характеристики внепланетарного проявления жизни. Современная наука к выходящим за рамки планетного бытия проявлениям жизни относит следующие. Никогда не наблюдается зарождение живого организма из косной материи (принцип Реди). Организмы представляют собой автономные системы, создающие в космической среде объёмы (термодинамические поля), обладающие особой, отличной от среды температурой и давлением. Организмы могут жить в среде, как обладающей силой тяготения, так и не подчиняющейся закону гравитации. То есть обитать в области молекул. Чем меньше организм, тем больше его геохимическая энергия, тем быстрее воспроизводство организмов. Скорость создания нового организма имеет предел – биологический элемент времени. Жизнь организма представляет необратимый процесс, который рано или поздно заканчивается, то есть каждый отдельный организм умирает. В течение геологического времени жизнь в биосфере, в смене поколений необратима. Конца и начала жизни мы не видим – может его и нет. Жизнь в космической среде действует обратно пропорционально энтропии. Термодинамическое поле живого организма обладает резко выраженной дисимметрией (принцип Пастера-Кюри) и этим отличается от космической среды. Деятельность организмов в высших их формах не является механическим процессом. Она индивидуальна и различна в разных особях. Степень свободы каждой из них может быть всегда установлена.
Обобщение внепланетных проявлений жизни имеет для космизма большое мировоззренческое значение. Оно связано с тем, что человек осознаёт себя как существо, наделённое жизнью, и поэтому установление её параметров имеет непреходящее значение для решения главной проблемы космизма – проблемы единства мира и человека. Если жизнь имеет космический характер, то и человек, наделённый жизнью, предстаёт существом космического порядка. Не может быть адекватного ответа на вопрос о том, что же такое человек без осознания того, что такое жизнь. Установление внепланетных проявлений жизни позволяет лучше понять вселенские истоки человека, его происхождение, смысл рождения и смерти, предназначение, роль и место во Вселенной и т.д.
Как видим, космизм настаивает на вселенской природе человека. Но есть ли для этого основания в его жизни? Является ли жизнь феноменом космического порядка? Что говорит по этому поводу наука? По мнению В.И. Вернадского, убедительным доказательством космичности жизни является факт диссимметрии в живых организмах. Её обнаружил Л. Пастер. Он опытным путём установил, что во всех вырабатываемых организмами и связанных с ними главных соединениях присутствует «дисимметрическое строение» - то есть отсутствуют центр и плоскости симметрии для этих соединений.
Французский учёный назвал эту дисимметрию молекулярной, поскольку она проявляется не только в кристаллах, но и в жидкостях. Диссимметричны белки, жиры, углеводы и т.д. Молекулярная диссимметрия присуща веществу живых организмов, но не наблюдается в космической среде, их окружающей, то есть в космическом веществе.
Такое резкое различие между живой и косной материей есть ничто иное, как влияние диссимметричных космических сил на живую материю, так как диссимметрия явлений есть следствие диссимметрии причин, их породивших (принцип Кюри). Следовательно, диссимметрия живых организмов есть следствие причин космического порядка.
Вселенная есть дисимметрическая совокупность и жизнь в привычном для нас проявлении, есть функция и последствия диссимметрии Вселенной.
Опираясь на размышления Л. Пастера, В.И. Вернадский делает вывод: «явления жизни позволяют здесь идти в изучении пространства Космоса так далеко, как это невозможно никаким другим путём. В этом проявляется космичность жизни» (26).
Фундаментальное обоснование космичности жизни В.И. Вернадский осуществляет с помощью раскрытия её пространственно-временных характеристик. Размышляя по этому поводу, он высказывает очень интересную мысль: «Процессы, создающие живое естественное тело, необратимы во времени. Возможно, это окажется следствием особого состояния пространства-времени, имеющего субстрат, отвечающий неевклидовой геометрии» (27). Эта мысль весьма плодотворна при формировании модели мира, в которой пространственно-временные характеристики нашей Метагалактики рассматриваются как результат развития нынешнего состояния материи из предшествующих ему пространственно-временных состояний, присущих физическому вакууму.
Современная наука выдвигает гипотезу, согласно которой при рождении нашей Вселенной только четыре из десяти измерений пространства-времени обрели макроскопический статус, а остальные оказались как бы свёрнутыми в глубинах микромира в областях 10 в минус тридцать третьей степени сантиметра.
Не исключено, что исследование физического вакуума приведёт к обнаружению принципиально иных миров. По крайней мере, сегодня нет сомнения в том, что истоки жизни находятся не на атомно-молекулярном уровне, а гораздо глубже. Они, по-видимому, каким-то образом коренятся в самом фундаменте материи.
Весьма показательно, что по-сути к подобной мысли пришёл и В.И. Вернадский, размышляя над проблемой происхождения жизни на Земле. В 1921 году он в лекции «Начало и вечность жизни» делает вывод: «для европейской научной мысли мы в других вопросах, связанных, например, с материей и энергией, давно уже отошли от сознания логической необходимости ставить вопрос об их начале. Для них мы приняли бесконечность во времени. Вероятно, примем такую же безначальность для жизни» (28). К сожалению, эта весьма плодотворная идея сегодня, как и во времена В.И. Вернадского, не получила широкого признания среди научной общественности и он в вопросе о вечности жизни находится в научном одиночестве (29).
Разумеется, это не относится к сторонникам ноокосмологии, которые пытаются обосновать вечность жизни именно с точки зрения фундаментальных свойств вакуума и жизнеподобного поведения квантомеханических объектов микромира. Ноокосмология, как и предполагал В.И. Вернадский, стремится идти в изучении пространства жизни так далеко, как это только возможно на нынешнем этапе развития познания. Речь идёт не только о выявлении истоков жизни в глубинах микромира, но и её распространении в астрономической Вселенной.
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 593;