Миссия человека на Земле

 

На обыденном уровне понятия "миссия человека", "смысл жизни", "предназначение человека" часто отождествляются. И этому есть веские причины. Во всех случаях речь идет о цели жизни. Ответ на вопрос: «Для чего Я живу?» дается разный. И различие зависит от уровня развития человека. Чем ниже духовно-интеллектуальный уровень, тем ближе и нагляднее цель. Она видится либо в счастье и благополучии для себя и своих близких, либо в справедливом устройстве общества, ибо в светлом будущем всего человечества. Причем независимо от того связывается ли цель лишь с данным конкретным человеком или нацией, страной или всем сообществом живущих на Земле людей, она всегда сводится в основном к материальному благополучию, которое рассматривается как основание духовного развития. Между тем это глубокое заблуждение уже не раз приводило отдельных людей и целые народы к трагедии. Одна из наиболее сильных катастроф, постигших человечество, связана с мировоззрением, в основании которого лежит постулат - материальная жизнь определяет духовную, материальный базис является фундаментом духовной надстройки, общественное бытие определяет общественное сознание.

Однако такое мировоззрение господствовало лишь в ограниченный период времени и на локальной территории Земли. Во все времена и во всех странах более авторитетным и предпочтительным было миропонимание, исходным пунктом которого является приоритет психического над физическим, сознания над материальным бытием. В рамках данного миропонимания духовная жизнь общества рассматривалась как необходимое условие, предпосылка всех преобразований в материальной сфере. Не случайно именно такой подход позволил на теоретическом уровне оформить представление о смысле жизни и предназначении человека.

Причем в зависимости от сферы духовной культуры ответ на вопрос "для чего я живу" давался разный. Но во всех случаях он виделся в сфере духовных ценностей. Искусство связывало смысл жизни с постижением гармонии, красоты мира и человека путем художественного творчества. Религия сводила предназначение человека к богопознанию, к слиянию с Высшим началом мироздания через духовно-нравственное совершенствование. Философия видела миссию человека в достижении особой мудрости, которая связывает его с Высшим Разумом и Высшими духовными сущностями Космоса. Наука всегда стремилась к достижению истины, т.е. такого адекватного отражения мира и человека, которое бы дало реальные возможности для их трансформации.

Выделенные здесь подходы имеют реальные основания в самой жизни. И ни одним из них нельзя игнорировать. И материальное благополучие, которое есть нечто иное, как условие нормального протекания вещественно-энергетических процессов жизни, и духовные факторы гармония, вера, добро, истина являются универсальными характеристиками одного и того же бытия. Однако ни взятые по раздельности, ни в их синтезе они не дают удовлетворительного ответа на вопрос в чем цель человеческой жизни. Они лишь обозначают ориентиры, в соответствии с которыми человек строит свою жизнь. Следовательно, необходимы более широкие основания для взгляда на сущность рассматриваемой проблемы. Таким основанием может быть эволюционный подход.

С точки зрения эволюционного подхода все, что существует, имеет под собой определенную предпосылку и само выступает основанием для возникновения все более сложных структур. Так, например, атомы являются строительным материалом для молекул, молекулы для кристаллов и клеток, клетки для организмов, из организмов состоят виды и т.д. Все элементы мироздания, являясь частью одного целого, выполняют вполне определенную конкретную миссию, т.е. как бы поручение в творческом процессе усовершенствования. С таких позиций и человек есть основание для движения к чему-то более совершенному. Именно с позиций глобального эволюционизма рассматривали русские космисты миссию человека на Земле. В.И. Вернадский считал, что объективно констатируемая направленность развития живого не может превратить свое действие на человеке. За его разумом и формой жизни в их нынешнем виде неминуемо должны следовать более совершенные состояния развития.

Открытие путей общения человека с космическими сущностями, говорит о том, что перспективы развития человека связаны не столько с его техническим прогрессом, сколько с внутренним духовным самосовершенствованием. Конечно, достижения технического прогресса уже сегодня впечатляют. Завтра они будут поражать. Чтобы наглядно представить этот процесс, обратимся к результатам анализа, проведенного английским ученым Кларком. Он дает краткую хронологическую сводку основных технических достижений человечества в различных областях его деятельности с 1800 и до 60-х годов нашего века. Обзор технологического развития нашей цивилизации за полтораста лет свидетельствует о катастрофически быстром, почти взрывном характере этого процесса.

Еще более высокие темпы развития ожидают человечество в следующие сто пятьдесят лет. Разумеется, речь идет о предсказании будущего, которое "таится во мгле". И далеко не все открытия будут совпадать с соответствующими датами. Однако, бесспорно, Кларку удалось выделить магистральное направление технологического прогресса. Вал все новых достижений обеспечивается главным образом за счет все более усовершенствованных технических средств познания. С их помощью человек все более глубоко проникает в структуру микро- и мегамира. В последнее время стали появляться технические средства, позволяющие исследовать наиболее простые невещественные формы материи. Речь идет о фиксации свободно существующих энергетических субстанций - фантомов, регистрации сверхслабых информационных взаимодействий и т.д. При всей важности аппаратного исследования духовного мира человека и информационной реальности Мироздания все говорит о том, что внутренние возможности человека в этом отношении несопоставимы ни с каким аппаратом. Человек сам по себе является сложнейшим и совершеннейшим аппаратом познания. Вся проблема заключается в том, чтобы он освоил этот аппарат, научился использовать его.

Из опыта мы знаем, что познание осуществляется не само по себе, не ради самого познания, а в интересах вполне конкретных целей. Познание с помощью технических средств направлено на раскрытие внешних вещественных структур мироздания и использование их свойств для развития технологического тела нашей цивилизации. Что касается постижения глубинной структуры бытия, то его раскрытие с помощью души человека имеет космологические цели. Дело в том, что человек не только может их непосредственно познавать, но и непосредственно взаимодействовать с разумной энергетикой Космоса. Именно поэтому миссию человека на Земле следует рассматривать, во-первых, с точки зрения глобального эволюционного процесса, основными звеньями которого являются материальные структуры, жизнь и человек, и, во-вторых, с позиций взаимодействия человека с тонким миром Психической энергии. Такой подход позволяет, исходя из космической природы человека, определить и его космическую миссию, ради которой он делегирован в этот уголок Вселенной, понять то поручение, которое дано ему Высшим Разумом.

Анализ космической природы человека показывает, что вызванный из небытия эфира путем оплодотворения его невещественной психической формой материи поток эволюции вынес на поверхность бытия вещественных форм живое существо, начинающее осознавать замысел Творца и сотрудничать с другими разумными сущностями Вселенной. Сильный антропный принцип указывает, что для устойчивого существования основных структурных элементов вещества (атомов, ядер, звезд, галактик) необходима очень тонкая "подстройка" ряда числовых величин физических постоянных и некоторых других параметров. Даже маленькие изменения физических констант привели бы к разной потере устойчивости Мироздания и к нарушению логики эволюционного процесса в основном его звене, связанном с разумом.

Вопрос о том, для чего существует человек на земле, является одним из самых центральных. Именно из него вытекают проблемы души, загробной жизни, происхождения человека и т.д.

Действительно понять эти вопросы без осознания непрерывного и вечного стремления к совершенствованию своих духовных сил и духовной основы мироздания, т.е. истинной цели и смысла жизни, невозможно.

Интуитивное понимание своего универсального космического предназначения всегда было свойственно гениальным людям. Они не могли допустить мысли о том, что человек живет лишь ради своих эгоистических целей. Это хорошо просматривается во взглядах такого глубокого мыслителя как Л.Н. Толстой. Он писал, что разум человека неудержимо влечет его рассматривать себя как часть всего бесконечного мира, живущего бесконечное время. Разумный человек непременно должен "устанавливать, кроме отношения к ближайшим явлениям жизни, свое отношение ко всему бесконечному во времени и пространству миру, понимая его как одно целое" (Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. М., 1950. Т.35. С.161).

Только с позиций соотношения человека со Вселенной люди могут понять свое предназначение. Ответ на этот главный для людей вопрос содержится, по мнению Л.Н. Толстого, в вероучениях и философии.

И это, несомненно, так. Основным предметом интереса вероучений, искусства и философии всегда оставался человек, его свобода, судьба, смысл и цель существования. Особенно тема внутреннего космического опыта личности характерна для русской культуры. Постоянно ощущали свою сопричастность с Высшим Бытием Вселенной Державин, Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Герцен, Толстой, Достоевский и другие. Г.Р. Державин так выразил понимание своего места в Иерархии разумных созданий:

Частица целой я Вселенной,

Представлен, Мнится мне,

В почтенной Средине естества я той,

Где кончил тварей ты телесных,

Где начал духов Ты небесных

И цепь существ связал всех мной.

Космическая тема в русском искусстве была настолько ярко выражена, что мимо нее никак не могла пройти философия России конца ХIХ века - начала ХХ века. Д. Мережковский, В. Иванов, Н. Бердяев, Л. Шестов, В. Розанов - вот далеко не полный перечень тех философов, чье духовное формирование происходило главным образом под влиянием творчества русских писателей и поэтов. Искусство нашей страны, несомненно, оказало влияние и на возникновение такого специфического философского феномена как русский космизм. Ф.М. Достоевский, например, в своем "Дневнике писателя" высказал ряд идей являющихся основополагающими в космизме. Он, в частности, считал, что "высшее слово и высшая мысль" никогда не умирают и никогда не исчезают бесследно, никогда не могут исчезнуть, лишь бы только раз были произнесены. Идея вечности, всесилия духа и идеи универсальной любви к людям поразительные и непостижимые для человеческого ума тем не менее регулируют жизнь, позволяют решать "самые высшие, самые первые" вопросы: "Для чего жить", что может удержать на земле человека, в "высших типах" его, т.е. живущего материальными только интересами, но и владеющего "высшим словом и высшей мыслью?" (Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. в 30 т. М., 1982. Т.24. С.47-49).

 

В русской культуре сложилось весьма уважительное отношение к мыслительной деятельности. В русском космизме это отношение было трансформировано в понимание ноосферы, т.е. особой сферы разума, с оформлением которой начинается новый сознательный этап развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в какую диктует ему разум и нравственное чувство. В ноокосмологии понимание "ноосферы" тесно увязывается с учением о психической энергии.

Психическая энергия есть то, что в обычном понимании значится как Духовность, а развитие Психической Энергии есть, в сущности, развитие духовности, которая состоит в приобщении к Высшему Миру, в раскрытии в себе Высшего, Космического Сознания, в развитии в себе, в овладении и в сознательном использовании той огромной Высшей Силы, которая присуща каждому из нас, для пользы эволюции и для блага всего человечества. Именно с помощью этой силы человек может внести определенный вклад в духовное и физическое развитие Вселенной, т.е. выполнить миссию, возложенную на него Высшим Разумом.

Это хорошо понимали русские мыслители. Выдающийся русский космист В.С. Соловьев считал, что вера в Бога утверждает неумирающую красоту и силу, которые неразделимы с добром. Этот добрый "всемирный смысл жизни или внутренняя связь отдельных единиц с великим целым не может быть выдумана нами, она дана от века" (Соловьев В.С. Оправдание добра. Собр. соч. СПб. 1912-1914. Т.8. С.15).

 

 








Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 3000;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.012 сек.