Роль русского космизма в формировании новой философии

 

Русский космизм - уникальное направление философской мысли, в котором впервые творческая деятельность человека по преобразованию себя и примыкающего к нему пространственно-временного бытия рассматривается в контексте креационистской (творческой) эволюции, являющейся выражением потенциальных возможностей Духовных Сил Космоса, претворяющих замысел Высшего Разума.

В этом определении выражена суть русского космизма и его кардинальное отличие от других философско-космологических построений.

Ощущение глубинной принадлежности человека космическому бытию, представление о нем как микрокосмосе, вместившем в себе в концентрированном виде вещественные и духовные стихии и энергии, проходит через всю мировую культуру. С глубокой древности идея целостности мироздания, органической включенности в него жизни и сознания отражается и разрабатывается в мифологии, религии, искусстве, философии и науке. Почти до конца ХIХ века творческая деятельность человека не сопрягалась с эволюционными процессами Вселенной. Магические ритуалы и в целом духовная практика ограничивались локальными задачами воздействия на отдельные предметы и процессы окружающего мира.

В ХХ веке традиционный космизм получил дальнейшее развитие в эволюционной теории космогенеза. Возникновение этой теории было подготовлено трудами Гете, Бюффона, Сент-Илера, Дарвина, Ламарка, Лайеля, Спенсера (143) и другими, которые рассматривали человеческое общество, животный и растительный мир как процесс восхождения от низшего к высшему. Идея эволюции получила обстоятельное научное обоснование в теории Дарвина, в классификации живых существ, эмбриологии, палеонтологии, социологии. Развитие геологии и астрофизики показало, что эволюция присуща также к неорганическому миру. Мифы о Космическом Яйце, из которого вышла Вселенная, о движении от Хаоса к Порядку (космосу) получили неожиданное подтверждение в идее Большого взрыва, сингулярного процесса и т.д.

Возникновение и развитие мира всегда увязывалось с идеей Высшего Творческого начала. Противоположный подход, согласно которого жизнь и разум есть лишь случайный эпизод в игре слепых материальных сил и стихий вызывал недоумение великих мыслителей.

Более двухсот лет назад французский философ Ж.Ж. Руссо писал: "Ум путается и теряется в этой бесконечности отношений, из которых ни одно не запуталось и не потерялось в массе. Сколько нужно абсурдных предположений, чтобы выводить всю эту гармонию из слепого механизма материи, случайно приводимой в движение! Напрасно те, которые отрицают единство замысла, обнаруживающегося в отношениях всех частей этого великого целого, прикрывают свои нелепости абстракциями, координациями, общими принципами, всякими эмблематическими терминами: сколько бы они ни старались, я не могу постичь систему существ, подчиненных столь незыблемому порядку. Я не в силах верить ... чтобы слепая случайность могла произвести разумные существа, чтобы немыслящее могло произвести существа, одаренные мышлением" (Руссо Ж.Ж. Эмиль. М., 1911. С.402).

Современные ученые, отвергая слепые механизмы и лишенные информации потоки вещества, видят в эволюции целенаправленное движение особой одухотворенной энергии, ведущей к усовершенствованию.

В бесконечном процессе восхождения от простого к сложному нет "цели" в узком, конкретном смысле слова, но она есть в тенденции, в самой направленности к тем пределам, где в силу вступают законы невещественного мира. Эволюция есть творение, которое происходит по законам разума. По мнению видного американского биолога Г. Осборна, движение в сторону сложности – это творческий процесс создания из генов плазмы новых наследственных признаков. Это есть совершающееся в порядке творение.

Основными вехами на этом пути, по всей видимости, являются: упорядоченные, организованные материальные структуры, различной степени сложности; жизнь, которую Эрвин Шредингер назвал "самым прекрасным шедевром, когда-либо достигнутым по линии Господней квантовой механики" (Шредингер Э. Что такое жизнь с точки зрения физики? М.,1947. С.20) и наделенный разумом человек.

Хотя на всех доступных нам вещественных структурах материи виден отпечаток их разумного возникновения, сознание в природе выражено в виде безликой, распыленной информации. Правда в живых системах она имеет тенденцию к накапливанию и отбору. Академик М.В. Волькенштейн по этому поводу замечает: "В ходе биологического развития возрастает не только ценность информации, наличествующей в организме, но и способность биологических систем к отбору ценной информации ... Отбор ценной информации лежит в основе всей творческой деятельности человека" (Волькенштейн М.В. Биофизика. М., 1981. - С. 557).

Действительно только на человеческом уровне информация оформляется в индивидуальное сознание, которое становится "образом и подобием своего" Творца. Высший Разум - Логос, направляющий эволюцию мира, более всего выражен в духе человека и иных разумных существ.

Аналогия между творческой деятельностью человека и креационизмом в природе является предметом размышлений многих философов. Например, в начале ХХ века в Европе приобрело большую популярность учение французского философа А. Бергсона. В книге "Творческая эволюция" (1903 г.) он выдвинул новую в западной философии идею: жизнь - такая же вечная составляющая бытия, как материя и энергия, ее закономерное развертывание процесс космический, движимый внутренним творческим порывом. Французский мыслитель обратил внимание на новую оригинальную идею о фундаментальном антиэнтропийном качестве живого, благодаря которому эволюционный вал жизни неумолимо нарастает. Связанная с потоком жизни и сознания тенденция к увеличению порядка и организации противостоит энтропийным силам упрощения, дезорганизации и распада.

Жизнь и разум являются мощными катализаторами эволюционного процесса, смысл которого в преобразовании и одухотворении мира. В ходе эволюции образуется взаимосвязанная цепочка, в которой все живые существа взаимосвязаны и все подчинены одному и тому же природному процессу развития. Животное опирается на растения, человек живет благодаря животному, а все человечество во времени и пространстве есть одна огромная армия, движущаяся рядом с каждым из нас, впереди и позади нас, способная своей мощью победить всякое сопротивление и преодолеть многие препятствия в том числе, может быть, и смерть.

В этом положении содержится важнейшая идея современной формы космизма - идея активной эволюции. И хотя рождение современной формы космизма есть результат творческих усилий русских философов и ученых Н.Ф. Федорова, А.В. Сухово-Кобылина, Н.А. Умова, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского, В.Н. Муравьева, А.К. Горского, Н.Г. Холодного и др. справедливости ради надо сказать, что А. Бергсон также выходит за рамки традиционного космизма и вплотную подходит к идеям, которые были детально разработаны в русской философии. Наиболее четко это просматривается в его определении человека как существа, создающего искусственные вещи и орудия. Этим самым А. Бергсон подчеркивал вклад человека в наличность мира, в процесс творческой эволюции. Он считал, что потребность в творчестве, определяющая жизненный порыв бытия в человеке достигает вершины. Творческие способности человека должны обернуться и на него самого, раздвинуть его еще ограниченное, преимущественно рациональное сознание.

Рациональное познание не единственный путь развития, по которому пошла жизнь, А. Бергсон показывает противоречивость и ограниченность интеллекта, его неспособность понять жизнь и вместе с тем необходимость для развития орудий - внешних искусственных органов человека, применяемых при использовании вещественных тел и процессов. Однако познание жизни, сознания и эволюции, развитие внутренних способностей человека нуждаются в иных способах.

А. Бергсон выделяет бессознательный инстинкт, который изнутри интимно ощущает мир, позволяет человеку непосредственно быть в мире, а не находиться в субъект-объективном отношении с ним.

Озаренный разумом инстинкт способен проникать в самые недра жизни, поскольку "продолжает ту работу, посредством которой жизнь организует материю".

Эта мысль Бергсона является одной из центральных и в русском космизме. Психическая энергия от элементарных информационных форм в растительном и животном мире до высших сознательных форм в человеческом обществе и иных сообществах разумных существ выражает суть и направленность эволюции ее устремленность к совершенству.

Постигается глубинная природа эволюции не разумом, а озаренным сознанием инстинктом, т.е. интуицией. Через нее можно скорее и глубже если и не осознать, то смутно почувствовать саму суть вещей, суть жизни. Разум отделяет человека от бытия, позволяет взглянуть на него как бы снаружи. Интуиция, напротив действует через симпатию, сочувствие, как бы слияние с предметом, через мгновенное преодоление того раскола на субъект-объект, который возник в ходе орудийной деятельности человека (Бергсон А. Творческая эволюция. М., 1909. - С.557).

А. Бергсон развивает очень важное для новой формы космизма положение о направленности человеческой эволюции от технического внешнего развития к духовному внутреннему совершенствованию. Основанное на интеллекте техническое состояние общества означает зависимость человека от вещественных форм материи, по существу рабское положение души по отношению к телу. Освободиться от него можно будет только тогда, когда сознание человека сумеет "обратиться вовнутрь и разбудить те возможности интуиции, которые еще ... спят. Здесь А. Бергсон прикасается к той тайне научного творчества, которую испытало множество одаренных ученых, к загадке интуиции, прозрения и озарения, лежащей в основе многих, якобы случайных, открытий.

Следует отметить, что В.И. Вернадский, в учении которого о роли биосферы и особенно ноосферы в истории Земли и Вселенной наиболее полно воплотились идеи русского космизма, указывает на роль внелогических прозрений и озарений в собственном научном поиске. Во время болезни в феврале-марте 1920 года в Крыму он в странном состоянии пережил за три недели 25 лет, оставшихся до смерти, хронологически принадлежащей ему жизни. Все наиболее важные эпизоды и события будущего предстали перед ним в удивительно зримой и яркой форме. Потом они реально переживались уже в обычном ходе жизни.

Осмысливая космическую информацию о собственной жизни, В.И. Вернадский в дневнике сделал предположение о том, что психические явления имеют иную физическую природу. Они в отличие от явлений макромира, где взаимодействия происходят со скоростями ниже световых и процессов микромира, протекающих со световыми скоростями, имеют сверхсветовые скорости.

Представление о психической жизни, как о процессе, кардинально отличном от вещественных форм материи, созвучно взглядам Платона. В диалоге "Менон" он вкладывает в уста Сократа утверждение о том, что все наши знания о фундаментальных свойствах мироздания есть не отражение внешнего мира, а воспоминания бессмертной души о внутренней стороне Вселенной. В ходе учебы человек настраивает свою душу на определенный ритм, чтобы постичь духовную реальность. И далеко не всегда сделать это можно с помощью основанного на рационализме научного поиска.

Проникновение в тайны бытия нуждается в иных подходах. Религия, искусство и философия возбуждают в человеке такие духовные силы, которые заставляют его не созерцать истину со стороны, а переживать ее внутренне. В.И. Вернадский пишет по этому поводу: "В одной из мыслей я касался, в переживаниях, мне думалось, очень глубоко, выяснения жизни и связанного с ней творчества, как слияния с Вечным Духом, в котором слагаются или который слагается из таких стремящихся к исканию истины человеческих сознаний в том числе и моего" (Вернадский В.И. "Я не могу уйти в одну науку". Из писем к Н.Е. Вернадской//Прометей. М., 1988, N 15. С.117).

 

Для понимания представлений В.И. Вернадского о единстве человека и Вселенной, о человеке как об активном природном факторе это положение имеет большое значение. В нем человек мыслится органически включенным в наш единый Мир.

Идея активной эволюции, т.е. необходимости нового сознательного этапа развития мира составляет основу философии космизма, а ее надстройкой являются идеи В.И. Вернадского о живом веществе, о космичности жизни, о биосфере и переходе ее в ноосферу, о творчески преобразующей роли человека во Вселенной.

Целенаправленное изучение механизмов развития живого позволило В.И. Вернадскому сделать вывод, что человек "не есть завершение создания, он не является обладателем совершенного мыслительного аппарата. Он служит промежуточным звеном в длинной цепи существ, которые имеют прошлое и, несомненно, будут иметь будущее" (Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как латное явление. - М., Наука, 1977. С.55).

Такое понимание человека сводит его с пьедестала победителя природы и утверждает в качестве одного из могучих факторов эволюции.

Но космическое видение человека входит в острое противоречие с субъект-объектной парадигмой классического рационализма, с основанной на физико-химических явлениях научной картины мира.

В.И. Вернадский в разрешение данного противоречия внес важный вклад. Его усилия были направлены на доказательство неразделенности косного и живого существа, а следовательно и человека. Причем человек не просто активный наблюдатель, а действующий элемент Вселенской системы. Элемент, без которого система теряет свою целостность. В.И. Вернадский, таким образом, материю, жизнь и разум "увязывает" в один тугой узел.

Изучая роль живого вещества в эволюции биосферы, В.И. Вернадский убедился в возрастающей роли живого вещества и человеческой деятельности в эволюции биосферы. Живое вещество - это тонкая, хрупкая пленка на поверхности планеты, усваивающая космическую энергию. Эта особенность живого вещества превращает его в мощный катализатор планетарных процессов. Еще в большей степени ускоряет эволюцию человек, превратившийся в основной геологообразующий фактор биосферы. Благодаря деятельности человека биосферы превращается в ноосферу.

Хорошо известно, что сам термин ноосфера придумал не Вернадский, а один из последователей Бергсона французский философ и математик Леруа. Позднее его широко использовал Тейяр де Шарден. По их мнению, появление человека в ряду восходящих жизненных форм означает, что великая эволюция переходит к активному использованию духовной энергии, накопленной цивилизацией. Анализируя возможности все возрастающей мощи цивилизации, Вернадский приходит к выводу о том, что человечеству придется взять на себя ответственность за будущее состояние биосферы. Нынешний этап эволюции требует активного вмешательства Разума. Это приведет к радикальному изменению всего окружающего бытия, включая природу самого человека. На основе изучения огромного эмпирического материала Вернадский охарактеризовал эволюцию биосферы и обосновал необходимость перехода ее в качественно новое состояние - ноосферу.

Ноосфера (техносфера, антропосфера, социосфера) - сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным, определяющим фактором развития.

По Вернадскому, ноосфера - новая, высшая стадия биосферы, связанная с возникновением и развитием в ней человечества, которое, познавая законы природы и совершенствуя технику, начинает оказывать определяющее влияние на ход процессов в охваченных его воздействием областях Земли, глубоко изменяя их своей деятельностью.

Открытие путей ввода людей в энергоинформационные потоки Космоса позволяет существенно углубить понятие ноосфера. Речь идет о ноокосмологической трактовке ноосферы как освоенном человеком информационном пространстве. Человеческий мозг в той или иной степени подключен к каналам информационного обмена и способен трансформировать информационные блоки в виде мыслеобразов. Степень подключения человека к информационным каналам обусловливает качество его взаимодействия с природой.

Сегодняшнее взаимоотношение человека с природой часто называют коэволюцией Природы и Общества. Однако до их гармоничного высокого соприкосновения, до совместного творческого развития еще далеко, поскольку обмен между человеком и биосферой носит преимущественно разрушительный характер.

Тем не менее, открытие каналов энергоинформационного обмена позволяет надеяться на то, что человечество практически вступило в эру ноосферогенеза. Это предположение основано на фундаментальной гипотезе В.И. Вернадского о том, что множество каналов энергоинформационного обмена образует энергоинформационное поле, определяющее основные свойства ноосферы. Тезис В.И. Вернадского о том, что "мы подходим к построению мира без материи" в ноокосмологической интерпретации означает доминирующую роль тонких невещественных форм материи, выполняющих регулирующую, организующую и управляющую функцию по отношению к вещественным формам материи.

Иным путем - путем религиозной интуиции к подобным представлениям о проблемах материи, жизни и разума пришел выдающийся французский мыслитель Тейяр де Шарден. Суть его интуиции заключается в видении мира как живого организма, пронизанного Божеством и устремленного к совершенству. У основания эволюции он видит творческие силы, которые постепенно разворачивают скрытые структуры универсума, включая человека. В книге "Феномен человека" он с изумительным мастерством передает живое, трепещущее бытие универсума (Вселенной), из темных недр которого поднимается исполинское Древо Жизни. Его "черешки", отростки, листва тянется к свету Духа". Ближе всего поднялся к Духу человек, обладающий внутренним миром. Но и неживая природа, растения и животные имеют внутреннюю сторону. Основой "внутреннего начала Тейяр де Шарден считает, радиальную энергию, которая тянет материю в направлении более сложного" (Тейяр де Шарден. Феномен человека/Пер. с франц. Садовского Н.А. М., 1965. С.65).

Идея панпсихизма блестяще подтверждается современными исследованиями природных каналов информации. Под действием внутренней силы радиальной энергии идет противоположная росту энтропии тенденция усложнения. Эволюция подходит к тем рубежам, где возникает новое уникальное образование - человек, самое поразительное явление в универсуме. Ничтожный морфологический скачок и вместе с тем невероятное потрясение сфер жизни - в этом весь парадокс человека (Тейяр де Шарден. Феномен человека/Пер. с франц. Садовского Н.А. М., 1965. С.163).

С возникновением человека эволюция получает новый импульс. Начинается новая фаза универсальной эволюции, которую Шарден называет "точкой Омега". Теперь уже не без усилий и участия человечества совершается вхождение твари в мир Божественного совершенства. Восходящая высь к "точке Омега" линия намечена Христом. То, что Христос был не Богом, принявшим облик земного существа, а реальным Богочеловеком, вознесло человечество до высочайших вершин бытия.

С появлением человека в биосфере образуется ноосфера. Важнейшими элементами ноосферы являются мысль, личность, многоединство сознаний. Они поднимают человечество по ступеням эволюции до точки Омега, где все человечество сольется в единстве. Подобно тому, как слияние одноклеточных существ в организм стало началом нового этапа эволюции, так и духовное объединение людей означает новое качество - сверхжизнь и Сверхразум. Эволюция человека приближает его к сверхчеловеческому, к "точке Омега".

Для становления ноокосмологии, в особенности ноофизики описание Шарденом Омеги представляет большой интерес. С одной стороны, Омега представляет собой то, что в православии называют "соборностью - слияние без поглощения, единение без смещения. С другой - Омега это "Некто, действовавший с самого начала эволюции. Эволюция - это поток, становление, гибель и рождение. То, что движет ее, должно быть "независимым". Омега - это Нечто, что не рождается в эволюции, а наличествует всегда. Оно - начало трансцендентальное, надмировое, находящееся за пределами пространства и времени. Омега - это Бог, который создал Универсум и целенаправленно совершенствует его. Бог есть начало и цель мира.

Постигая Бога в религии, человек сознательно направляет свои творческие усилия на достижение Вселенской Божественной цели. "Двигателем сознательной жизни, - отмечает Тейяр де Шарден, - может быть только Абсолютное, то есть Божественное. Религию можно было понимать как простое утешение, как опиум". На самом же деле ее подлинной задачей является поддержка и пробуждение прогресса жизни".

Линия, близкая пафосу идей русского естественно-научного космизма сильно проявилась также в философском наследии мыслителей русского религиозного возрождения - Н.А. Бердяева, В.С. Соловьева, С.Н. Булгакова, Н.Ф. Федорова, П.А. Флоренского.

Речь идет о том направлении в русской православной философии, которое Н.А. Бердяев называл «космоцентрическим, узревающим божественные энергии в тварном мире, обращенным к преображению мира и антропоцентрическим, обращенным к активности человека в природе и обществе».

На этом пути было сделано много прорывов в безбрежные просторы человеческой души. Прежде всего, это относится к родоначальнику всей активно- эволюционной, космической мысли в России Н.Ф. Федорову. Соединяя мощное христианское вдохновение с мотивами натурализма, он создает величественный проект движения человеческой души по Христовому пути.

В его философии "Общего дела" центральной стала тема целенаправленного расширения, под воздействием глобальных эволюционных процессов, поля деятельности человека. Безудержная экспансия человека в космос обусловлена тем, что "Космос нуждается в разуме, чтобы быть Космосом, а не Хаосом" (Федоров Н.Ф. Философия Общего Дела. М., 1982, Т.I. С.55).

Природа в нас начинает не только сознавать себя, но и управлять собой. В регуляции же, в управлении силами слепой природы и заключается то великое дело, которое должно стать общим. Должна быть умерщвлена и сама смерть, самое крайнее выражение вражды, невежества и слепоты. Все должно быть познающим и все - предметом знания.

Признав внутреннюю направленность природной эволюции ко все большему совершенству, Федоров приходит к дерзновенной мысли: всеобщим познанием и трудом человечество призвано овладеть стихийными силами вне и внутри себя, выйти в космос для его активного преображения и обрести бессмертный космический статус в полном составе прежде живших поколений. Человечество призвано быть орудием Божиим в деле спасения мира, поэтому программой Общего Дела является Евангелие. Заключенный в нем божественный потенциал реализуется посредством всеобъемлющей любви. "Любовь как прообраз какого-то нового типа связи существ этого мира существует в человечестве зачаточно, как в мире животных - разумное начало. Существующие качества любви представляют как некие задатки для восстановления в человеке идеального образа Божия, созидания из двух существ какого-то высшего единства. Осуществление смысла любви должно быть поставлено как сознательная задача человечеству, как его Дело" (Федоров Н.Ф. Философия Общего Дела. - М., 1982, Т.I. - С.55).

Спасая себя от зла смерти, человек тем самым спасает безграничную Вселенную. Осуществляется это путем управления миром, целенаправленным его одухотворением, превращением из бессознательного в осознанного. Человек призван регулировать естественный процесс на самом фундаментальном уровне бытия. Одухотворяя природу, управляя ею, сознательно регулируя свое отношение с миром человек обретает победу над смертью.

Для становления и развития философии информационного обмена человека с внешней средой Земли и Космоса особое значение имеют следующие идеи, положения и выводы космической философии.

Во-первых, идея универсального эволюционизма, в котором наиболее убедительно и ярко просматривается творческий характер Высшего Разума, навстречу которому движется совершенствующийся разум человека. Русские космисты сумели заметить возникновение нового этапа в эволюционном потоке - активное включение человеческого творчества в деятельность Высших Духовных Сил.

Собственно сама эта проблема была поставлена значительно раньше. Уже А.Н. Радищев считал, что творческий характер природы человека позволяет ему, преодолевая несовершенство своей физической организации, взойти на гребень восходящей эволюции. Он не верил, что, заняв верхнюю ступень лестницы постепенного совершенствования природных существ, человек прекратит развитие. Это, по мнению замечательного русского мыслителя, невозможно (Радищев А.Н. Избранные философские и общественно-политические произведения. М., 1952. С.383).

В трудах русских космистов обстоятельно обоснована возможность и закономерность перехода в новое качество. В.И. Вернадский, Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский и другие судьбы человека связывают главным образом не с его внешним техническим развитием, а с внутренним самосовершенствованием, трансформацией самого человеческого естества.

Во-вторых, впервые эволюция рассматривается не только с точки зрения прошедших этапов, но и предпринимается смелая попытка заглянуть в будущее, преодолевая барьер времени почувствовать и пережить свое будущее отдаленное состояние. У религиозных космистов оно связано с царствием Божиим, обожением человека. Идеал обожения, развитый в религиозной ветви русского космизма, предполагает преодоление человеком его наличной физической, душевной и духовной природы и обретение высшего, бессмертного, преображенного Божественного бытия. Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев за абсолют принимают идеал, стоящий выше человека. Это - Бог или высший, преображенный человек в составе богочеловеческого единства.

В космизме ученых-мыслителей В.И. Вернадского, К.Э. Циолковского, Н.А. Умова, Н.Г. Холодного и других обосновывается научное положение о том, что за сознанием и жизнью в нынешней форме неизбежно должно следовать сверхсознание и сверхжизнь. Следовательно, и человек приобретает новое качество бытия.

В учении Всемира, разработанном А.В. Сухово-Кобылиным, оно выглядит следующим образом. Человечество из своей земной (теллургической) стадии развития перейдет в (солярную) солнечную стадию, расселившись в околосолнечном пространстве, затем в безудержной экспансии проникнет в глубины космоса, осваивая звездное (сидеральное) пространство. Это и будет Всемир, "всемирное человечество" - вся тотальность миров, объединенных и одухотворенных человеком.

В-третьих, человек как космическое существо рассматривается в контексте социума, как органический элемент, клеточка единого организма - человечества. Собственно субъектом планетарного и космического творчества признается не отдельная личность, а соборная совокупность сознательных, чувствующих существ, все человечество в единстве всех поколений. По выражению русского религиозного философа, богослова, экономиста и публициста С.Н. Булгакова прообразом "целокупного человечества" выступает Душа мира, Божественная София, между человеком и Софией, существует живое общение, которое можно уподобить питанию растения из его корней. София, принимающая на себя космическое действие Логоса, причастна Его воздействию, передает эти божественные силы нашему миру, просветляя его, поднимая его из хаоса к космосу. Природа человекообразна она познает и находит себя в человеке, человек же находит себя в Софии и через нее воспринимает и отражает в природу умные лучи божественного Логоса, через него и в нем природа становится софийна.

В-четвертых, в философии космизма отчетливо просматривается тенденция сближения различных областей культуры мифологии, религии, искусства, философии и науки, объединения их во всеобщую сферу информации о эволюции, жизни, разуме, человеке. Грандиозный синтез знаний, к которому призывали космисты, должен быть всеобъемлющим, охватывать тайны Мироздания и человека. По-иному решить фундаментальные проблемы бытия попросту невозможно. Русские космисты не замыкаются в одной какой-то области, будь то наука, религия или философия. Они используют весь арсенал познавательных средств и результатов, которые накопило человечество и опираясь на него продвигают науку о жизни и разуме вперед.

Акцент на взаимосвязи всех сфер культуры, стремление к созданию некой сверхнауки, координирующей все отрасли знания характерен не только для русских космистов. Так, Тейяр де Шарден считал, что в будущем наука и религия окажутся тесно взаимосвязанными в единстве человеческого познания, поскольку для науки необходимо убеждение в том, что универсум имеет смысл и что он может и должен прийти к какому-то необратимому совершенству.

Но движение человека по спиралям эволюции должно обеспечиваться глубокой интуицией высшей цели Мира и единства всех этажей Мироздания. Религиозное откровение дает такое знание. Потому для Тейяр де Шардена религия и наука - две неразрывно связанные стороны или фазы, одного и того же полного акта познания, который один мог бы охватить прошлое и будущее эволюции.

Тот факт, что ряд представлений мифологии и религии стал предметом современного естествознания, подтверждает интуицию космистов относительно тенденции к синтезу. Решение проблем информационного обмена человека с Космосом показывает, что вся общность сознательных сущностей, упоминаемых в Библии скорей всего является не результатом чей-то фантазии, а реально существующими невидимыми нами высокоразвитыми цивилизациями. Уже сегодня принципиальная возможность свободного существования энергетических субстанций - фантомов в энергоголографическом виде не лишена вполне научного основания.

В-пятых, философия космизма в самой своей основе предполагает раскрытие природных способностей, развитие духовно-нравственного потенциала человека. Хорошо известно, что русские космисты, показавшие направление самосовершенствования человека для достижения высших эволюционно-космических целей, сами были всесторонне развитыми людьми. Каждый из них имел выдающуюся память, был разносторонне образованным человеком, умел интегрировать информацию из различных сфер культуры, обладал глубокой интуицией и способностью предвидения.

 








Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 2282;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.024 сек.