Организационные приемы разрешения психологических проблем современного здравоохранения. Балинтовское движение на Западе.
Михаэль Балинт (Balint M., 1886-1970) - английский врач-психоаналитик, ученик Ш.Ференчи, внес значительный вклад в психотерапию и общую медицину. Он не претендовал на создание нового психоаналитического учения, как многие из последователей Фрейда, но сконцентрировал внимание на роли личности пациента в общей медицине, о чем доктора общей практики склонны забывать. Для создания своего подхода М.Балинт интегрировал естественно-научные и пациент-центрированные представления и позиции, воплощая психосоматический подход, понимаемый как целостный, рассматривающий больного во всем многообразии его биопсихосоциальной сущности. Фактически Балинт был у основания современного биопсихосоциального подхода к этиологии большинства заболеваний, как психических, так и соматических, подхода, полностью доминирующего в настоящее время. Причем он не только обосновывал этот подход, но и использовал его для оптимизации процесса лечебного взаимодействия, обучал этому практических врачей, разработал оригинальную систему мер, направленных на повышение коммуникативной, профессиональной компетентности врачей и профилактику у них самих серьезных заболеваний, связанных с профессиональной врачебной деятельности, заболеваний, о которых мы писали выше.
Началось все в 1949 году, когда профессиональный психоаналитик М.Балинт пригласил практикующих врачей на «исследовательский семинар», который проводился в Тавистокской клинике в Лондоне. Балинт исходил из того, что пациент приходит к врачу не только с болезненными симптомами, но и со страхами, с психологическими и социальными проблемами, часто связанными с его заболеванием. Эти проблемы оказывают значительное влияние на отношения пациента с врачом, на их взаимодействие. Кроме того, врач также не свободен от собственных страхов, психологических и социальных проблем. Все это в совокупности не может не учитываться при проведении лечения, так как, оставаясь за кадром, может значительно осложнять практику и иногда приводить к неуспеху терапии. По замыслу Балинта, групповые занятия должны были помочь врачу получить представление о психологических проблемах, с которыми ему приходится сталкиваться в повседневной практике, и таким образом добиться «частичного, но существенного изменения» собственной личности, в направлении ее развития, улучшения и достижения большей профессионализации (Balint M., 1964).
Когда с 1949 г. М.Балинт, совместно со своей женой Энид Балинт, начал регулярно проводить в клинике Тависток в Лондоне постоянно действующие дискуссионные групповые семинары с врачами о проблемах общей медицинской практики, они были одновременно и исследовательскими, и обучающими (развивающими). Главной целью их был максимально полный анализ постоянно меняющихся отношений «врач - больной», изучение «фармакологии такого лекарства, как врач». Согласно Балинту, каждому врачу следует прежде всего определить степень своей предрасположенности к конфликтам, характер своих «стандартных реакций» и типичной профессиональной манеры поведения, а затем внести допустимые и необходимые коррективы в эти представления. Исследовательским «полигоном» служили не только ежедневная работа во врачебном кабинете, но и любые, даже мимолетные, встречи врача с пациентом. Задачи семинарских занятий Балинт видел в анализе отношений во врачебной, профессиональной практике, разработке диагностики отношений, постижении истинных потребностей пациента, раскрытии мотивов выбора им врача, глубинном понимании болезни. В обучающие задачи занятий входило развитие чувствительности к тому, что осознанно или неосознанно происходит во время взаимодействия врача и пациента.
Группа Балинта представляет собой нечто среднее между группой психоаналитического самопознания и психоаналитическим консилиумом, посвященным отдельному случаю. С одной стороны, усилия членов группы Балинта сосредоточены на выявлении сущности конфликтов профессионального характера, с другой стороны, это не мешает участникам коллектива заниматься самопознанием. Каждый член группы получает представление о личных и зачастую бессознательных конфликтах, которые лежат в основе болезненных переживаний, связанных с межличностными профессиональными отношениями. Вместе с тем самопознание не является основной задачей групповых занятий такого рода. Если участник коллектива желает заняться интенсивной психологической переработкой выявленного в групповой ситуации конфликта и рассмотреть его сквозь призму своей биографии, его, как правило, направляют к психоаналитику или психотерапевту, хотя благотворные «метаморфозы» личности каждого участника коллектива возможны и без этого.
В результате этой работы, проводимой совместно с коллегами, Балинт в 1957 г. опубликовал книгу «Врач, его пациент и его болезнь» с подробными, обстоятельными описаниями случаев, психотерапевтического опыта, с обучающими комментариями и катамнестическими сообщениями. Книга, переведенная на несколько иностранных языков, стала толчком для основания во многих странах сходных дискуссионных семинаров, названных балинтовскими группами. С 60-х гг. опыт работы балинтовских семинаров в клинике Тависток (Лондон) привлекает к себе внимание многочисленных исследователей и практиков, сторонников психосоматической ориентации, пациент-центрированной медицины. Во многих странах начали создаваться семинары по типу тавистокских, ориентированные в основном на врачей общесоматической практики. Сам Балинт проводил в 70-е гг. группы, интенсивно работающие в течение нескольких дней, где фактически работающие малые группы наблюдаются значительным количеством обучающихся, что позволяет привлечь большее число врачей к идеям «пациент-центрированной» медицины. На сегодняшний день есть Британское Балинтовское общество, Балинтовская премия, а одноименное движение вышло за пределы Европы и успешно развивается в Японии, Индии и других странах.
Следует отметить, что метод оказался полезным не только для повышения квалификации врачей, но и для обучения и развития иного медицинского персонала. Более того, существуют варианты балинтовских групп для учителей, социальных работников, семейных консультантов, юристов и представителей других профессий, основанных на взаимодействии с человеком. Это вызвано, с одной стороны, растущей потребностью в помощи при анализе отношений, складывающихся в диаде «специалист-клиент», и с другой, адекватностью метода для этих целей. Благодаря группам Балинта врачи, психологи и другие представители «помогающих» профессий получают возможность обсудить с коллегами конфликты, возникающие в рамках отношений с пациентами и клиентами. Во многом теоретической основой метода остается психоанализ (распространенность и признание которого на Западе несравнимо выше, нежели в нашей стране), поскольку члены группы обращают внимание на бессознательный подтекст взаимодействий, рассматривают групповую ситуацию как отражение предшествующих социальных и профессиональных отношений, учитывая то обстоятельство, что любая попытка выяснения сущности конфликта неизбежно наталкивается на препятствияи вызывает сопротивление. Анализ отношений «врач-больной» особо важен, поскольку пациент переносит на врача определенные отношения, эмоциональные и поведенческие стереотипы, которые сходны с его отношением к значимые лицам реальной жизни (также один из важнейших психоаналитических тезисов).
В балинтовских группах занимаются выявлением реальных жизненных трудностей и проблем пациентов, играющих роль в генезе и протекании болезненных расстройств, не оперируя при этом фрейдовским понятием бессознательного и его интерпретациямисимволов. Один из основных тезисов Балинта: «больного следует осмыслить одновременно в интеллектуальном и эмоциональном плане», этому здесь и учат. Врачей учат быть с пациентами непринужденными, призывать последних говорить меньше о своей болезни, а главным образом - о своем эмоциональном отношении к ней. Такая направленность не только способствует улучшению эмоционального контакта врача с пациентами, но и учит врача отвечать на вопросы, от которых он в своей практике обычно уклоняется, например на вопросы онкологического больного о неизбежной смерти, либо на вопросы морального свойства. Последнее для нас особо важно, поскольку для обсуждения моральных проблем пациента, его истинных запросов, желаний, требований, а то и претензий к врачу, необходимо, чтобы доктор был готов делать это без конфликта, спокойно, отдавая должное правам и свободному выбору пациента. Полученные на семинарах навыки, твердая уверенность в собственных профессиональных способностях и умении правильно себя вести, позволяет прошедшим обучение специалистам сохранять самообладание, несмотря на все перипетии отношений с пациентами. В числе особых навыков, приобретаемых при данном типе учебы – навыки так называемой «тридцатисекундной психотерапии» (термин самого Балинта), под которым понимается точное и адекватное состоянию больного, предельно убедительное внушение, произведенное врачом, в нужном для больного направлении (которое, конечно, может меняться и зависит от состояния больного). Такого рода внушение требует от врача навыка быстрого и интуитивного понимания ситуации и связанных с ней существенных обстоятельств, достижению этого уровня понимания служат как усвоение определенных навыков (из области психотехнологии), так и преодоление врачом собственных страхов, комплексов и стереотипов.
Не останавливаясь подробно на методологии проведения группы, о чем желающие могут прочитать в специальной литературе, отметим ряд моментов. На сегодняшний день во многих странах Запада методы Балинта широко применяются в процессе повышения квалификации дипломированных специалистов, помимо ознакомления их с современными методами терапии, групповые занятия такого рода являются обязательным элементом программы дополнительной психотерапевтической подготовки врачей. Они используются наряду с другими формами профессионального контроля качества врачебной помощи, такими, как консилиумы, коллегиальная супервизия и консультации. Опросы показывают, что степень субъективной эффективности данного метода довольно высока, и специалисты, которые принимают участие в этих занятиях по доброй воле и самостоятельно оплачивают связанные с ними расходы, довольны достигнутыми результатами. Надо ли говорить, что такого рода группы, равно как и практика анализа врачами-интернистами психологических проблем взаимодействия с пациентами, отсутствует в отечественном здравоохранении. До того момента, когда будут выработаны реальные способу и приемы анализа проблем такого рода, все указания на следование в научных или практических исследованиях биопсихосоциальному подходу останутся не более чем декларациями.
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 939;