Вопрос 1. Особенности съемки широкоугольной оптикой.
Широкоугольным считается объектив, фокусное расстояние которого меньше, чем диагональ кадра пленки или матрицы (меньше 35 мм), а угол поля зрения составляет от 52° до 82° включительно. Например, для узкоплёночного фотоаппарата широкоугольными будут все объективы с фокусным расстоянием менее 44 мм, а для цифровых зеркальных камер с кроп-фактором 1,5-1,6 с фокусным расстоянием не более 28 мм.
Применяются широкоугольные объективы в основном для съемки архитектуры и пейзажа. Такие объективы служат мощным инструментом акцентирования глубины и относительного размера в фотографии. В то же время, эта технология одна из самых сложных для освоения. Для широкоугольных объективов характерны оптические искажения преимущественно по периферии кадра. Одно из распространённых заблуждений заключается в том, что широкоугольные объективы в основном применяют в тех случаях, когда отдалиться от предмета на достаточное расстояние невозможно, а фотографу необходимо предмет съёмки уместить в один кадр. На самом деле широкоугольные объективы очень часто используют с прямо противоположной целью, то есть для приближения к объекту съемки. Уникальность широкоугольного объектива состоит в широком угле зрения и минимальным расстоянием фокусировки, которые предоставляют солидный набор возможностей. Чем короче фокусное расстояние, тем лучше проявляются уникальные особенности широкоугольных объективов.
Уникальность широкоугольного объектива обусловлена широким углом зрения. На практике это означает, что при сравнении близких и далёких объектов относительный размер и расстояние гипертрофируются. По этой причине близлежащие предметы, как правило, выглядят гигантскими, а дальние - маленькими и очень далёкими. Сомнительным является утверждение о влиянии широкоугольного объектива на перспективу. В действительности на перспективу влияет положение фотографа относительно объекта в момент съёмки. Широкоугольные объективы зачастую заставляют фотографа располагаться ближе к предмету съёмки, что, следовательно, оказывает влияние на перспективу. Такое преувеличение относительного размера используется для акцентирования и детализации объектов на переднем плане с одновременным охватом широкого фона. Для максимального использования этого эффекта фотографу необходимо расположиться как можно ближе к ближайшему предмету в сцене.
При съемке людей следует проявлять особую осторожность, так как части их тел на снимке могут приобретать неестественные пропорции при чрезмерном приближении к ним. Пропорциональность является причиной распространения в традиционной портретной фотографии объективов с более узкими углами зрения. Так как удалённые объекты кажутся совсем маленькими, хорошей идеей является включение в кадр любых элементов переднего плана для фиксации композиции. В противном случае снимок пейзажа с уровня глаз может оказаться перегруженным.
При ориентации широкоугольного объектива выше или ниже горизонта исходные параллельные вертикальные линии начинают сходиться. Такое явление наблюдается для любых объективов, в том числе для телеобъективов, однако при широких углах сходимость становится более заметной. Кроме этого, даже минимальное изменение композиции при использовании широкоугольного объектива значительно изменяет положение точки схождения и, следовательно, приводит к заметной разнице в схождении чётких линий. Для уменьшения схождения вертикали можно либо ориентировать камеру ближе к линии горизонта, даже если кроме предмета съёмки будет снят большой фрагмент поверхности, либо использовать объектив с большим фокусным расстоянием и существенно отдалиться от объекта. Можно также с помощью Photoshop или других программ растянуть верх снимок таким образом, чтобы вертикаль сходилась меньше. Каждый из упомянутых способов имеет свои недостатки, например, в первом или третьем случаях это потеря разрешения, а во втором - неудобства или потеря перспективы.
В замкнутых пространствах широкоугольный объектив может оказаться абсолютно необходимым, так как в таких условиях невозможно достаточно отдалиться от предмета, чтобы он полностью поместился в кадре. Классическим примером является съёмка интерьеров, которая является простейшим способом для максимального использования особенностей широкоугольного объектива.
Одной из преград для использования широкоугольных объективов является сильная неоднородность интенсивности света на снимке. При обычной экспозиции вариация освещённости приводит к тому, что одна часть изображения окажется передержанной, в то время, как другая часть недодержанной. В результате фотографу необходимо дополнительно позаботиться об определении оптимальной экспозиции. Например, при съемке пейзажа листва на переднем плане освещена зачастую менее интенсивно, чем отдаленная перспектива. Такая разность в освещении приводит к затемненной земле или засвеченному небу. Для компенсации неравномерного освещения большинство фотографов применяют градиентные нейтральные фильтры. Кроме того, широкоугольный объектив сильно подвержен бликам, так как вероятность попадания лучей солнца в кадр значительно больше, а возможность ограждения объектива от попадания боковых лучей с помощью бленды ограничена, поскольку бленда не должна блокировать свет, формирующий кадр.
Еще одним распространенным заблуждением является утверждение, что широкоугольный объектив обладает большой глубиной резкости. При увеличении предмета съёмки в той же степени, что и телеобъектив, широкоугольный объектив обеспечит идентичную глубину резкости. В случае особо сильного увеличения глубина резкости может незначительно отличаться, однако такой случай встречается на практике очень редко. Репутацию о большой глубине резкости широкоугольные объективы получили благодаря наиболее частому способу их применения. Фотографы редко располагаются к объектам съёмки так близко, чтобы заполнить кадр в такой степени, как в случае применения объектива с более узким углом зрения.
Широкоугольный объектив в умелых руках может стать инструментом для создания настоящих шедевров фотографии, а может превратиться в пустую трату денег, если не уметь им правильно пользоваться. Широкоугольный объектив существенно отличается от обычных и телеобъективов за счет того, что способен охватывать намного больший угол пространства. При этом его фокусное расстояние оказывается, напротив, меньшим, чем у всех остальных, – менее 45 мм.
Пейзажная съемка
Главная особенность всякого широкоугольника заметна на каждой фотографии, сделанной через такой объектив, – большинство объектов на снимке кажутся меньшими по сравнению с реальными размерами. При этом значительно искажается перспектива, когда объекты на переднем плане укрупняются, а на заднем – уменьшаются. Эту особенность широкоугольного объектива можно использовать для создания интересных эффектов на фотографии для придания большей глубины пейзажам. Чтобы усилить при этом эффект глубины пространства, необходимо максимально близко подойти к объекту съемки и расположить какой-либо предмет на переднем плане.
Портретная съемка
Впрочем, не всегда съемка широкоугольным объективом бывает уместна. Так, например, она не слишком подходит для создания портретов из-за сильного искажения пропорций. Типичная ошибка начинающего – фотографирование человека широкоугольным объективом с очень близкого расстояния. При этом на снимке в итоге получаются гипертрофированные носы, уши, глаза или головы в целом. Но и этого можно избежать, отойдя на почтительное расстояние от модели и задействовав увеличение зум-объектива.
Архитектурная съемка
Особенности съемки широкоугольным объективом позволяют создавать превосходные панорамы архитектурных сооружений, однако для этого необходимо крайне внимательно относиться к процессу. Ни в коем случае не следует наклонять оптическую ось объектива относительно горизонта, т.к. из-за этого происходит значительное искривление прямых линий зданий. Это является типичной ошибкой начинающих фотографов. Впрочем, некоторые профессионалы пользуются этим эффектом в художественных целях, однако для этого необходимо очень тонкое чувство меры.
Съемка интерьеров
Пожалуй, главное достоинство широкоугольных объективов проявляется при съемке внутри тесных помещений. Поскольку в таких условиях фотограф не имеет возможности отойти на достаточное расстояние для охвата максимального пространства, широкоугольники с их увеличенным углом обзора начинают цениться очень высоко.
Независимо от того, снимаете вы широкоугольным объективом пейзаж, портрет или интерьер, желательно использовать бленду. В силу особенностей конструкции таких объективов они излишне подвержены образованию бликов и засветке. Бленда способна нивелировать эти недостатки.
Итак, правильно используя особенности широкоугольных объективов, вы сможете создавать действительно интересные, оригинальные и высококачественные снимки.
Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 1069;