ПЕРЕЧЕНЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ ВЕЩЕСТВ, НАРУШАЮЩИХ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ПЛАСТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ КЛЕТКИ, БИОСИНТЕЗ И ПРОЦЕССЫ КЛЕТОЧНОГО ДЕЛЕНИЯ.
К числу наиболее токсичных представителей цитотоксикантов относятся:
1. Металлы:
мышьяк,
ртуть и др.
2. Элементорганические соединения:
сероорганические соединения (галогенированные тиоэфиры: сернистый иприт);
азоторганические соединения (галогенированные алифатические амины и некоторые аминосоединения жирного ряда: азотистый иприт, этиленимин);
органические окиси и перекиси (этиленоксид);
мышьякорганические соединения (люизит) и др.
3. Галогенированные полициклические ароматические углеводороды:
галогенированные диоксины;
галогенированные бензофураны;
галогенированные бифенилы и др.
4. Сложные гетероциклические соединения:
афлатоксины;
трихотеценовые микотоксины;
аманитин и др.
5. Белковые токсины:
рицин и др.
Общим в действии ОВТВ этой группы на организм является:
- медленное, постепенное развитие острой интоксикации (продолжительный скрытый период, вялое течение токсического процесса);
- изменения со стороны всех органов и тканей (как на месте аппликации, так и после резорбции) с которыми токсикант или продукты его метаболизма в силу особенностей токсикокинетики способны непосредственно взаимодействовать;
- основные формы нарушений со стороны органов и систем, вовлечённых в токсический процесс: воспалительно-некротические изменения, угнетение процессов клеточного деления, глубокие функциональные расстройства.
Вместе с тем поражения различными токсикантами имеют и свою специфику, обусловленную особенностями основных механизмов их токсического действия. ОВТВ рассматриваемого класса, в соответствии с особенностями механизма действия, можно отнести к одной их следующих групп:
1. Ингибиторы синтеза белка и клеточного деления
1.1. Образующие аддукты нуклеиновых кислот:
сернистый иприт, азотистый иприт, этиленимин
1.2. Не образующие аддукты нуклеиновых кислот:
рицин.
2. Тиоловые яды:
мышьяк, люизит.
3. Токсичные модификаторы пластического обмена (полигалогенированные ароматические углеводороды – ПАУ):
галогенированные диоксины, бензофураны и бифенилы.
Соединения, содержащие различное количество атомов галогенов (преимущественно Cl или Br), 2 бензольных кольца и один атом кислорода в молекуле, называют галогенированными дибензофуранами, два атома кислорода – диоксинами, если вещества не содержат кислорода – это галогенированные бифенилы (отдельно формулы).
По данным ВОЗ, в промышленности и сельском хозяйстве широко используются более 60 тысяч химических соединений, ежегодно это число увеличивается на 200-1000 новых наименований. Большинство этих веществ при определенных условиях может стать причиной токсического поражения человека. Основу группы СДЯВ, извращающих обмен веществ, составляют токсичные соединения галогенированных ароматических углеводородов. При этом особой биологической активностью отмечаются полихлорированные дибензодиоксины и бензофураны.
Данные вещества способны, действуя через лёгкие, пищеварительный тракт и неповреждённую кожу, вызывать заболевания с чрезвычайно вялым течением. При этом в процесс вовлекаются практически все органы и системы организма, что в конечном итоге может привести даже к смертельному исходу.
В настоящее время место лидера полихлорбифенильных соединений занял диоксин (2,3,6,7-тетрахлордибензопарадиоксин):
Центральное место в проблеме диоксида занимает гербицид 2,4,5,-трихлорфеноксиуксусная кислота. Его разработка началась во время второй мировой войны, и 2 марта 1948 года он впервые был официально зарегистрирован в США в качестве гербицида. Диоксин является побочным продуктом при синтезе 2,4,5-трихлорфеноксиуксусной кислоты и трихлорфенола. Начиная с этого времени стали возникать касавшиеся здоровья человека вопросы, которые, так или иначе связывались с этим веществом. В 1949 году во время аварии на заводе "Монсанто" в г. Найтро (Зап. Вирджиния, США) 250 рабочих подверглись воздействию этого соединения, что стало причиной возникновения у них ряда болезней. Однако в дальнейшем случаи заболеваний, и в первую очередь хлородермией, отмечались вплоть до 1955 года. Тогда западногерманский врач Карл Шульц, обследуя рабочих завода по производству пестицидов фирмы "Боэрингер Ингельхейм", установил, что веществом, вызывающим хлородермию является 2,3,7,8-тетрахлордибензопарадиоксин (диоксин). Диоксин является побочным продуктом при синтезе 2,4,5-трихлорфеноксиуксусной кислоты и трихлорфенола.
Проводя практику "выжженной земли" армия США в войне во Вьетнаме широко применяла гербициды и дефолианты. За период с 1961 года по 1972 год армия США распылила около 100 тысяч тонн ядохимикатов, в т.ч. 57 тысяч тонн так называемого "оранжевого" гербицида. Над территорией Южного Вьетнама с общей площадью 1. 700. 000 га было распылено в составе оранжевой жидкости 26 000 тонн бутилового эфира 2,4,5-Т. В ней содержалось 110(400) кг диоксина, что обеспечило среднюю плотность загрязнения, равную 70 мг/га. В результате на огромных пространствах была практически уничтожена растительность, было поражено около 2 млн. человек мирного населения, из них около 250 тыс. со смертельным исходом. Диоксин обладает сильнейшим эмбриотоксическим и тератогенным действием. До начала авиационных химических опылений в Южном Вьетнаме, то есть до 1962 г., число мертворождённых составляло 1,4 на 1000 родов. К 1965 г. оно возросло в отдельных провинциях почти в 40 раз. Всего за годы американо-вьетнамской войны (1962-1971) в Южном Вьетнаме родились 25.000 детей с пороками развития, что было на порядок выше, чем в сопоставимый период до 1962 г. Пострадали также тысячи американских военнослужащих, имевших контакт с ядохимикатами. «Вьетнамский синдром» у 60.000 американских военнослужащих характеризовался утратой способности к счастливой семейной жизни: отсутствием детей или появлением на свет детей с врождёнными пороками развития. Опрос показал, что за 10 послевоенных лет дети появились у 187 ветеранов вьетнамской войны из 337 обследованных (55%). Общее количество детей у ветеранов было 268 человек, из них 100 новорождённых (37%) имели болезнь Дауна, заячью губу, волчью пасть и другие проявления тератогенеза, свойственные диоксину.
В 1976 г. при аварии на химическом заводе компании "Икмеза" в г. Севеза (Италия), было рассеяно около 2 кг диоксина. В зоне опасного заражения погибло до 25% домашних животных. Из этой зоны вынуждены были эвакуировать людей, удалить верхний слой почвы, запретить пользоваться продуктами, выращенными на этих землях. Наибольшая уязвимость к диоксину была у детей.
В последующие 25 лет проводились наблюдения за семьями эвакуированных жителей Севезо и Меде. Было подтверждено, что они в детском возрасте подверглись воздействию следовых количеств диоксина. Из 535 человек 239 были мужчины, 296-женщины. Все мужчины стали отцами только девочек (утрачена мужская половая хромосома Y). Женщины, вышедшие замуж за мужчин, не соприкасавшихся с диоксином, рожали и сыновей, и дочерей.
Диоксиновая история в нашей стране (г. Уфа) восходит к шестидесятым годам, когда делали первые попытки наладить синтез 2,4,5-трихлорфенола. Обычно этот процесс проводили с этиленгликолем при температуре не более 180° С. Если нагреть выше, то из-за сдавления молекул 2,4,5-трихлорфенола образуются недопустимые количества диоксина. Один инженер предложил повысить выход продукта, увеличив температуру процесса до 230°С и сократил его длительность с 14-16 часов до получаса. В результате заболели все причастные к цеху люди. Всего в поле зрения врачей попало более 200 человек с различными заболеваниями, в т.ч. 137 с хлоремией. Лечились они главным образом от последнего (а в истории болезни записывали дерматиты, чтобы не признавали их заболевание профессиональным). Кроме того, диоксин обнаружен в выбросах от сжигания бытовых отходов, в дыме лесных пожаров, в стоках целлюлёзно-бумажных производств. События на уфимском водозаборе в январе-феврале 1991 г. выявили участие фенола в возникновении очага поражения диоксином. ПО «Химпром» спустило в реку Белую 60 т фенола, который попал в акваторию водозабора и был подвергнут хлорированию. Образовавшийся в результате хлорирования трихлорфенолят натрия поступил в водонапорную башню, где происходила фильтрация воды под давлением. Это способствовало полимеризации трихлорфенолята натрия и превращению его в диоксин. В результате в водопроводной воде оказалось большое количество диоксина.
Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 1311;