Антропоген и великое оледенение Европы 2 страница
Природные условия
Начало верхнего палеолита соотносится со второй половиной среднего вюрма (валдая для Восточной Европы) — 50-24 тыс. лет тому назад. Это межледниковье (мологошекснинское), или мегаинтерстадиал, характеризовалось достаточно теплым климатом, временами аналогичным современному, отсутствием ледникового покрова в пределах всей Русской равнины. В средневалдайском мегаинтерстадиале выделяют по меньшей мере три периода с благоприятными условиям (три климатических оптимума), разделенных более холодными фазами. Последний из этих оптимумов был, по-видимому, наиболее теплым и наиболее продолжительным: он длился с 30-го по 22-е тысячелетие до н.э.
Начало позднего валдая (осташковское время) — 24-20 тыс. лет назад — характеризовалось постепенным похолоданием, наступлением ледника, достигшего своего максимального распространения около 20-18 тыс. лет назад. Это самый холодный период в течение всего вюрма. Конец вюрма, позднеледниковье (15-13,5-12 тыс. лет тому назад), — время некоторого улучшения климата, отступления ледника, происходившего не плавно, а как бы пульсациями: кратковременные периоды потепления чередовались с периодами похолодания.
В зависимости от колебаний климата, состав животных в том или ином регионе иногда очень резко менялся. В эпоху последнего оледенения (20-10 тыс. лет назад) холодолюбивые животные (северный олень, песец) проникли далеко на юг вплоть до юго-запада Франции и северных районов Испании. Это связывается с самым большим за весь плейстоцен похолоданием и обусловленным этим широким распространением окололедниковых ландшафтов.
Главная причина исчезновения и сокращения численности разных видов животных состоит в существенном изменении климата и ландшафтов. В последнее время высказываются также мнения о том, что в этих взаимосвязанных явлениях «повинны» изменения магнитного поля Земли, последняя инверсия полюсов имела место примерно 12-10 тыс. лет назад. Какими бы предпосылками ни предопределялись те или иные изменения органического мира (в том числе и фауны), главными причинами этих изменений, несомненно, являлись изменения всей природной среды, а не охотничья деятельность человека.
Около 12-10 тыс. лет тому назад обширные покровные оледенения, постепенно отступая, исчезают и наступает современная геологическая эпоха — голоцен.
Орудия труда
По сравнению с предыдущими эпохами сведения о верхнем палеолите гораздо разнообразнее и полнее. Знания о жизни палеолитического человека мы черпаем из изучения культурных слоев поселений, в которых сохраняются остатки жилых сооружений, каменные и костяные орудия и места их производства, кости животных, служивших охотничьей добычей, мелкие предметы утвари и домашнего обихода.
Каменные орудия и техника их изготовления
Для этой эпохи наиболее важными и характерными чертами можно считать широкое распространение призматической техники расщепления, виртуозную обработку кости и бивня, разнообразный набор орудий — около 200 различных типов.
Значительные изменения произошли в технике расщепления каменного сырья: опыт многих тысячелетий привел человека к созданию призматического нуклеуса, с которого скалывались заготовки относительно правильной формы, близкой к прямоугольной, с параллельными краями. Такая заготовка называется, в зависимости от размеров, пластиной или пластинкой, она позволяла наиболее экономно расходовать материал и служила удобной основой для изготовления разнообразных орудий. Заготовки-отщепы, не имеющие правильной формы, по-прежнему были широко распространены, но, будучи сколотыми с призматических нуклеусов, они становятся тоньше и сильно отличаются от отщепов более ранних эпох. Техника ретуширования в верхнем палеолите была высока и весьма разнообразна, что позволяло создавать рабочие края и лезвия разной степени приострения, оформлять различные контуры и поверхности изделий.
Орудия верхнего палеолита меняют свой внешний облик по сравнению с более ранними эпохами: они становятся меньше и изящней благодаря изменению форм и размеров заготовок и более совершенной технике ретуширования. Разнообразие каменного инвентаря сочетается со значительно большей устойчивостью форм изделий.
Среди всего многообразия орудий есть группы, известные по предшествующим эпохам, но появляются и получают широкое распространение новые. В верхнем палеолите существуют такие известные ранее категории, как зубчато-выемчатые орудия, скребла, остроконечники, скребки, резцы.
Удельный вес некоторых орудий увеличивается (резцы, скребки), других, наоборот, резко уменьшается (скребла, остроконечники), а некоторые исчезают совсем. Орудия верхнего палеолита более узкофункциональны по сравнению с предшествующими эпохами.
Одним из важнейших и самых распространенных орудий верхнего палеолита был резец. Он был предназначен для резания твердых материалов, таких как кость, бивень мамонта, дерево, толстая кожа. Следы работы резцом в виде конических канавок отчетливо видны на многочисленных изделиях и заготовках из рога, бивня и кости со стоянок Западной и Восточной Европы. Однако в инвентаре некоторых археологических культур Сибири и Азии резцы отсутствуют, по-видимому, их функции выполняли другие орудия.
Скребки в верхнем палеолите были одной из самых массовых категорий орудий. Они обычно изготовлялись из пластин и отщепов и имели выпуклое лезвие, обработанное специальной скребковой ретушью. Размеры орудий и угол заострения их лезвий очень разнообразны, что обусловлено их функциональным назначением. На протяжении многих тысячелетий от мустье до железного века этот инструмент использовался для обработки шкур и кожи.
Скребками производилась одна из основных операций — мездрение, т.е. очистка шкур и кожи, без которой их нельзя было использовать ни для шитья одежды и обуви, ни для устройства кровли жилищ и изготовления различной тары (сумки, мешки, котлы и т.д.). Большое разнообразие пушнины и кож требовало соответствующего количества необходимых инструментов, что наглядно видно из археологических материалов.
В палеолите скребком чаще всего работали без рукоятки движениями «на себя», растягивая шкуру на земле и закрепляя ее колышками или расстилая на колене.
Рабочий край скребков быстро изнашивался, но длина его заготовки обеспечивала возможность многократной подправки. После мездрения и обработки золой, в которой много поташа, шкуры и кожи сушились, а затем выминались с помощью костяных лопаточек и лощил, а кроили их ножами и резцами. Для шитья изделий из кожи и меха служили мелкие острияипроколкиикостяные иглы. Небольшими остриями проделывали отверстия в коже, а затем скроенные фрагменты сшивались с помощью растительных волокон, жил, тонких ремешков и пр.
Острия не представляют собой единой категории, эти разнообразные орудия объединены одним общим признаком — наличием острого ретушированного конца. Крупные экземпляры могли использоваться для охотничьего вооружения в качестве наконечников копий, дротиков и стрел, но их же могли использовать для работы с грубыми и толстыми шкурами таких животных, как бизон, носорог, медведь, дикая лошадь, необходимыми при постройке жилищ и для других хозяйственных целей. Проколки представляли собой орудия с выделенным ретушью, относительно длинным и острым жальцем или несколькими жальцами. Жальцами этих орудий прокалывали кожу, отверстия потом расширяли при помощи проверток или костяных шильев.
Составные орудия труда
Во второй половине верхнего палеолита появляются составные, или вкладышевые, орудия, которые, несомненно, были очень важным новым технологическим достижением. На основе призматической техники раскалывания человек научился делать правильные миниатюрные пластинки, очень тонкие и имеющие режущие края. Такая техника называется микролитической. Изделия, ширина которых не превышала одного сантиметра, а длина — пяти сантиметров, называют микропластинками. Из них изготовлялось значительное количество орудий, в основном — микроострия и четырехугольные микропластинки с притупленным ретушью краем. Они-то и служили вкладышами — составными частями лезвия будущего изделия. Вставляя ретушированные микропластинки в основу из дерева, кости или рога, можно было получить режущие лезвия значительной длины и разнообразной формы. Основу сложной формы можно было вырезать с помощью резцов из органических материалов, что было гораздо удобней и легче, чем делать такой предмет целиком из камня. Кроме того, камень достаточно хрупок и при сильном ударе орудие могло сломаться. При поломке составного изделия можно было заменить только поврежденную часть лезвия, а не делать его целиком заново, такой путь был гораздо экономичнее. Особенно широко этот прием применялся при изготовлении крупных наконечников копий с выпуклыми краями, кинжалов, а также ножей с вогнутыми лезвиями, которые употреблялись при сборе диких злаков жителями южных областей.
Характерной чертой орудийных наборов верхнего палеолита является большое количество комбинированных орудий — т.е. таких, где на одной заготовке (отщепе или пластине) располагалось два-три рабочих лезвия. Возможно, что это делалось для удобства и ускорения работы. Наиболее часто встречаются сочетания скребка и резца, скребка, резца и проколки.
В эпоху верхнего палеолита появились принципиально новые техники обработки твердых материалов — сверление, пиление и шлифование, однако только сверление применялось достаточно широко.
Сверление было необходимо для получения разнообразных отверстий в орудиях, украшениях и других бытовых предметах. Производилось оно с помощью лучкового сверла, хорошо известного по этнографическим материалам: в тетиву вставляли полую кость, под которую постоянно подсыпался песок, и при вращении кости высверливалось отверстие. При сверлении более мелких отверстий, таких как игольные ушки или дырочки в бусинах или раковинах, применялись кремневые сверла — каменные орудия небольшого размера с выделенным ретушью жалом.
Пиление применялось в основном для обработки мягких пород камня, таких как мергель или сланец. На статуэтках, сделанных из этих материалов, видны следы пиления. Каменные пилки — вкладышевые орудия, они делались из пластинок с ретушированным зубчатым краем, вставленных в твердую основу.
Шлифованиеиполирование чаще всего использовались при обработке кости, но иногда встречаются орудия, в основном массивные и, по-видимому, связанные с обработкой дерева, у которых лезвия обработаны с помощью шлифования. Более широкое применение эта техника приобретает в мезолите и неолите.
Костяные орудия и техника обработки кости
Новым в верхнем палеолите является очень широкое использование кости, рога и бивней для изготовления орудий, утвари и украшений, мелкой пластики. Изредка костяные орудия изготовлялись и в более ранние эпохи, но тогда человек недостаточно владел техникой обработки этого материала. В верхнем палеолите при обработке кости уже применяются сложные приемы — рубка, резание ножом или резцом, сверление, обработка поверхности при помощи абразивов. Процесс обработки кости включал ряд операций, каждая из них требовала специальных инструментов из кремня или мягкого камня. При обработке кости, вероятно, применялось нагревание, вымачивание и т.д.
Орудия из кости разнообразны — это острия, которые, возможно, служили наконечниками копий, гарпуны из рога оленя, различные шилья, проколки, иглы, булавки, лощила, тесла, мотыги, так называемые выпрямители копий или «жезлы начальников». Иглы из кости практически не отличаются от современных по размерам, разве что немного толще. Их вырезали из плотной кости и шлифовали, ушко либо прорезалось, либо просверливалось. Иглы находят вместе с игольникамим — маленькими цилиндрическими коробочками, сделанными из трубчатых костей птиц. Часто орудия из кости очень тщательно обработаны и украшены орнаментом.
Условия жизни и хозяйство
Жилища
Если от предшествующих эпох до нас дошло очень мало остатков жилых сооружений, то для верхнего палеолита их сохранилось довольно много. Люди по-прежнему использовали природные убежища — гроты, навесы и пещеры, но также строили искусственные сооружения на стоянках под открытым небом. Жилища различаются по размерам, форме, конструктивным особенностям и материалам. В одних случаях для постройки жилища использовалось большое количество костей мамонта или других крупных животных, в других — иные материалы. Так, на сибирских стоянках Мальта и Буреть таким строительным материалом были камень и рога северных оленей, в некоторых других случаях употреблялись крупные камни разных форм. Все эти твердые материалы служили для создания цоколя жилой конструкции и укрепления его каркаса, который, вероятно, состоял из деревянных жердей. Каркас покрывался шкурами, которые могли закрепляться сверху крупными плоскими костями или другими доступными материалами. Наиболее близкими аналогами жилищам верхнего палеолита могут служить жилища северных народов типа чумов и яранг или легкие наземные жилища охотников-собирателей южных областей.
Наиболее распространенными были округлые или овальные в плане жилища с одним или несколькими очагами внутри. Их остатки обнаруживаются при раскопках стоянок в виде скоплений крупных костей мамонта или других крупных животных. Такое скопление имеет четкие границы и представляет собой остатки обвалившихся стен и кровли жилища. Нередко оно залегает в углублении. Дно углубления — это пол жилища, на котором при раскопках можно обнаружить разнообразные следы обитания — очаги, ямки-хранилища, зольные или охристые пятна, осколки кремня и кости, каменные и костяные изделия, угольки. Расположение находок позволяет судить о том, как использовалась площадь жилища, где располагались рабочие или спальные места, входы и выходы и т.д.
Существовали в позднем палеолите и удлиненные жилища с несколькими очагами. Удлиненные жилища, возможно, имели двускатную кровлю, которая могла быть сделана из коры, травы или шкур животных.
Самым трудным для реконструкции является еще один тип позднепалеолитических жилых объектов — это сложно организованные овальные жилые площадки, площадью более сотни кв.м, с рядом очагов, расположенных по их длинной оси. По периметру такие площадки были окружены ямами-кладовыми и спальными (?) ямами-землянками. Ямы-кладовые служили, вероятно, для хранения мясных запасов, поскольку крупная охотничья добыча не могла быть использована в пищу сразу. Для перекрытия кладовых и землянок широко использовались крупные кости и бивни мамонтов.
В более южных областях, где природные условия были значительно мягче, известны легкие наземные жилища типа шалашей или навесов и ветровых заслонов вокруг очагов. Единственными следами таких сооружений являются ямки от столбовых конструкций каркаса, очаги и скопления находок с четкими границами.
Несколько жилищ могли образовывать небольшой поселок. На некоторых стоянках выделяются комплексы, состоящие из жилищ и связанных с ними мастерских, где изготовлялись кремневые и костяные орудия, там же имелись очаги под открытым небом и разнообразные хозяйственные ямы. Население таких поселков, вероятно, образовывало сплоченную группу — род или общину.
Для определения длительности обитания человека на той или иной стоянке кроме археологических источников привлекаются разнообразные данные по палеоэкологии, палеодемографии и, с особой осторожностью, этнографии. Несмотря на то, что многое в этом вопросе не вполне ясно, исследователи обычно говорят о преобладании относительной — сезонной — оседлости у палеолитических охотников-собирателей.
Украшения и одежда
В верхнем палеолите широко распространяются украшения из кости животных и просверленных клыков, зубов, раковин. Это ожерелья из бусин, изготовленные из бивня мамонта, зубов животных и раковин моллюсков, нередко в них включаются более крупные подвески или бляхи. На голове носились скрепляющие волосы орнаментированные обручи (диадемы) из бивня мамонта, на руках — различные браслеты, вырезанные из бивня или составленные из нанизанных бус. Бусы и раковины украшали головные уборы или прически и одежду, что хорошо видно по материалам погребений и деталям антропоморфных статуэток.
О покрое и характере шитой одежды свидетельствуют как изображения людей, так и остатки украшений, нашитых на нее, обнаруженные в погребениях. Эти данные позволяют реконструировать несколько вариантов одежды. Так, на основании изучения женской статуэтки с сибирской стоянки Буреть можно говорить о существовании меховой одежды типа комбинезона, сшитого шерстью наружу, плотно облегающего тело с головы до ног. Более сложный костюм реконструируется по материалам погребений на стоянке Сунгирь. Костюм состоял из рубахи, штанов, обуви и плаща, заколотого крупной булавкой (фибулой). Одежда погребенных была богато расшита по швам бусинами, вырезанными из бивня, что образовывало декоративные каймы. Вообще о наличие достаточно сложной одежды говорят находки большого количества пряжек, пуговиц и различных бляшек-нашивок, сделанных из кости и часто орнаментированных.
Исследования последнего десятилетия позволяют считать, что в верхнем палеолите было широко распространено плетение, вязание и, в некоторых районах, ткачество. Образцы первого текстиля имеют возраст 26 тыс. лет и были обнаружены на ряде стоянок в Моравии (Центральная Европа). Растительным сырьем для него служили волокна крапивы и конопли.
Охота
Находки на стоянках большого количества костей разнообразных животных свидетельствуют о том, что охота была одним из основных занятий населения. По костным остаткам животных мы можем определить набор промысловых видов. Такими животными были мамонт, дикая лошадь, северный и благородный олень, бизон, сайга, а из хищников — волк, бурый и пещерный медведь, лисица, песец, из грызунов — заяц, байбак. Значительно реже находят кости птиц и рыб.
Иногда на стоянках встречаются целые скелеты песцов и других хищников — следовательно, эти животные не были употреблены в пищу. Это позволяет предполагать, что в некоторых случаях охота велась исключительно из-за меха. По характеру костных материалов можно проследить определенную избирательность охоты на тот или иной вид животных в зависимости от сезона, пола и возраста. Так, вышеупомянутые скелеты пушных зверей относятся к стоянкам, на которых жили в осенне-зимние сезоны, т.е. в то время, когда мех наиболее прочен. Кости животных, найденные на стоянках, как правило, принадлежат либо молодым, либо старым животным, а объем охотничьей добычи на стоянках не очень велик. Таким образом, охота не нарушала экологического баланса местности. Все это говорит о том, что представление о палеолитическом человеке как о бездумном хищнике явно устарело.
Листовидные и другие острия, наконечники с боковой выемкой, вероятно, служили навершиями охотничьего вооружения — копий и дротиков. Кроме того, на ряде стоянок обнаружены костяные наконечники для таких орудий, как копья и гарпуны. Часто изготовлялись вкладышевые наконечники: в пазы костяного наконечника закрепляли острые кремневые пластинки. На некоторых стоянках Франции были найдены копьеметалки, которые увеличивали дальность полета метательного оружия и силу удара. В верхнем палеолите, по-видимому, были изобретены лук и стрелы. Ряд исследователей предполагают, что в это время начинается одомашнивание волка (стоянка Авдеево).
Для верхнего палеолита реконструируются различные способы охоты: при помощи ловчих ям, загонов или облав, засад у водопоев, с помощью разных ловушек и пр.
Охота требовала четкой организации всех действий коллектива. На одной из французских стоянок найден охотничий рог, который, как известно, служит для передачи сигналов группам охотников на различных стадиях охоты.
Охота обеспечивала людей пищей, материалом для одежды и строительства жилищ, давала очень важное сырье для изготовления разных изделий — кость (которая, кроме того, служила топливом). При этом охота не могла удовлетворить всех потребностей человека и существенно дополнялась разнообразным собирательством, роль которого была велика, особенно в южных регионах.
Духовная жизнь
Религиозные представления. Погребения
Духовная жизнь палеолитического человека развивалась в непосредственной связи с дальнейшим освоением мира и развитием материальной культуры. Первобытные верования являются отражением определенных выводов, представлений и понятий, возникших в результате длительных наблюдений за явлениями природы и накопленного жизненного опыта. Уже в мустьерскую эпоху у человека начинает складываться комплекс представлений, объясняющих важнейшие основы мироздания. Не отделяя своего существования от окружающего мира и наблюдая различные природные явления, первобытные люди приписывали себе способность вызывать или творить те же явления и, с другой стороны, приписывали силам природы, животным и неодушевленным предметам различные способности и возможности, присущие только человеку. Этот комплекс представлений получил название анимизма.
Убеждение в существование связи человека с каким-либо животным или растением привело к возникновению еще одного направления первобытных верований —тотемизма. Тотемизм возникает вместе с возникновением родового общества. Его основой является представление о том, что все члены одной родовой группы происходят от определенного животного, растения или даже неодушевленного предмета — тотема.
Главной причиной возникновения погребальной практики, как уже говорилось выше, явилось дальнейшее развитие социальной организации и усложнение мировоззренческих представлений. К настоящему времени известно около 70 погребений верхнего палеолита, обнаруженных пока только в Евразии. В эту эпоху, несмотря на относительно немногочисленные находки погребений, можно говорить о некоторых устойчивых чертах погребальной практики. Умершие люди помещались в могильные ямы, зачастую окруженные или покрытые камнями и костями, погребальный инвентарь представлен украшениями, каменными и костяными изделиями, часто использовалась красная охра.
Погребения расположены, как правило, на стоянках или в обитаемых пещерах. Позы погребенных весьма разнообразны. Погребения бывают одиночными и коллективными.
Палеолитическое искусство
В искусстве позднего палеолита проявилось богатство духовного мира древних охотников и собирателей. Хотя начало изобразительной деятельности можно относить и к эпохам позднего ашеля и мустье, ее расцвет приходится на пору верхнего палеолита. Открытые в конце XIX в. образцы верхнепалеолитической живописи были столь совершенны, что современники сначала отказывались верить в их древний возраст, и лишь в результате длительной и бурной дискуссии они были признаны подлинными.
В настоящее время феномен палеолитического искусства общепризнан и является предметом всестороннего изучения. В палеолитическом искусстве выделяют три основные группы памятников (три основных жанра):
монументальное — пещерная живопись и рельефы;
искусство малых форм — мелкая пластика (статуэтки, небольшие пластинки из кости с гравировками);
прикладное — украшения, художественно оформленные предметы быта и пр.
Зарождение и расцвет верхнепалеолитического искусства свидетельствует о завершении формирования сознания, о появлении новой, совершенно специфической — человеческой деятельности, направленной на создание первой модели мира.
Основными изобразительными мотивами пещерной живописи и мелкой пластики были образы зверя и человека. Некоторые рисунки и скульптуры выполнены столь реалистично, что палеонтологам удается определить по ним вид животных, вымерших ныне. Особенно часто встречаются среди изображений мамонт, бизон, лошадь, хищники.
Считается, что зооморфные изображения появляются несколько раньше, чем антропоморфные. Наиболее ранним памятником пещерной живописи (28 тыс. лет назад) в настоящее время является пещера Шове во Франции, где представлены прекрасные композиции изображений лошадей, львов и других животных. Монументальные росписи наиболее полно представлены в пещерах юга и юго-запада Франции, севера Испании, Италии, а также Сербии, Хорватии. Там известно около 120 таких объектов. Такие памятники, как пещеры Альтамира, Ляско, Пеш-Мерль, Нио, Трех Братьев, представляют яркие примеры полихромных живописных композиций. По мнению одного из крупнейших археологов XX в. А. Леруа-Гурана и многих других ученых, пещерные росписи не были просто бессистемным рядом изображений, а могли служить «записями-иллюстрациями» к древнейшим мифам. Так, бизон в пещерной живописи олицетворял женское начало, лошадь — мужское, а различные сочетания их изображений могли отражать какие-то мифологические сюжеты.
Изображения человека достаточно редки в монументальном искусстве и, в отличие от изображений животных, более условны. Известны изображения, сочетающие в себе черты человека и животного. Как правило, их интерпретируют как участников обрядов, связанных с охотничьей магией.
Первобытные художники пользовались минеральными красками: мелом, углем и охрой желтого, красного или вишневого цвета. В темных пещерах человек рисовал при свете костра, факела или лампы. Фрагменты такой глиняной лампы были обнаружены при раскопках в Каповой пещере.
Кроме образцов настенной, как правило, полихромной живописи, в монументальном пещерном искусстве представлены рельефные изображения, выполненные в технике гравировки и пикетажа. Пикетаж — техника создания изображения посредством выбивания точечных углублений. Наиболее известны высокий рельеф женщины с рогом из пещеры Лоссель и парная группа бизонов из пещеры Тюк де Одубер, выполненная как горельеф, в 3/4 натурального объема.
Предметы искусства малых форм — статуэтки людей и животных и пластинки с их гравированными изображениями — распространены очень широко.
Кроме млекопитающих изображались птицы, рыбы и змеи. Целая серия скульптурных изображений водоплавающих птиц происходит с сибирской стоянки Мальта: птицы изображены в движении — они плывут или летят, раскинув крылья. Также в движении выгравированы и извивающиеся змеи на крупной пластинке из бивня мамонта, найденной на той же стоянке. Изображения рыб, змей известны на гравированных пластинках со стоянок Западной и Восточной Европы. Многочисленные изображения птиц, змей и рыб могут быть связаны с развитием ранних мифологических представлений о стихиях природы — воздухе, земле, воде.
Среди антропоморфной пластики преобладают изображения женщин — так называемых «палеолитических Венер», сейчас их известно около 200. Мужские изображения немногочисленны. Большая часть статуэток изображала женщин в полный рост, хотя известны и изображения женских головок и отдельных частей тела. Многие статуэтки найдены внутри жилищ или рядом с ними. Нередко их находят рядом с очагами или в специально вырытых ямках.
Европейские статуэтки изображают, как правило, обнаженных женщин с подчеркнутыми женскими формами, часто украшенных орнаментированными поясами и лентами, браслетами и даже кольцами, иногда со сложными прическами или головными уборами. Стройный тип «Венер» встречается в основном на сибирских стоянках. Известные женские фигурки со стоянок Мальта и Буреть более схематичны и уплощены, однако черты лица у них проработаны. Особенностью некоторых фигурок является покрывающий их сплошной орнамент, изображающий меховую одежду с капюшоном.
В пластике верхнего палеолита кроме реалистичных женских изображений присутствуют статуэтки, характеризующиеся высокой степенью обобщенности при создании женского образа, — это знаменитые «птички» со стоянки Мезин и рад западноевропейских статуэток с разных стоянок Франции и Италии.
Реализм женских изображений, с одной стороны, а с другой — акцентирование половых признаков, отображение признаков беременности позволяют говорить о значимости выражения именно материнского начала. Считается, что широкое распространение женских статуэток свидетельствует о формировании в верхнепалеолитическую эпоху культа женщины-матери и хранительницы очага.
Женские изображения могли служить талисманами, оберегами и использоваться для совершения различных магических обрядов.
Для изготовления предметов мелкой пластики применялся главным образом бивень мамонта, кость, янтарь, а также мягкий камень — мергель. Однако на стоянках павловской культуры (Чехия, Моравия), которые датируются 26-24 тыс. до н.э., были обнаружены статуэтки женщин и животных из обожженной глины, полученные в результате очень качественного обжига. Там же, на стоянке Долни Вестонице, были найдены остатки примитивной печи-горна для обжигания керамики и множество ее фрагментов. Эти находки датируются примерно тем же временем. То есть — это первое свидетельство изобретения человеком керамики. Еще одна керамическая антропоморфная фигурка была найдена на сибирской стоянке Майна (верхний Енисей). Интересно то, что их творцы, делая качественную керамическую пластику, следовательно, владея высокотемпературным обжигом, не пытались делать керамическую посуду.
Особый вид палеолитического искусства составляет орнамент. Он встречается на женских статуэтках, украшениях, пластинах из бивня и кости и даже на орудиях труда. Древние орнаментальные мотивы чрезвычайно разнообразны — от простейших фигур (точек, черточек, крестиков и их сочетаний) до сложного, искусно выполненного меандрового орнамента из Мезина, шестигранной сетки из Елисеевичей и двойной спирали из Мальты. Часть орнаментов — линии треугольников, косой крест и их комбинации — считаются «женскими», так как ими украшаются женские статуэтки и ряд костяных орудий, традиционно связываемых с женским трудом по изготовлению одежды.
Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 954;