Бронзовый век степей
В степях Евразии в эпоху бронзы развивались производящие формы хозяйства специфически степного типа, основы которого были заложены с началом перехода к энеолиту. Тогда был накоплен первый опыт хозяйственного освоения степей и сложились основы степного скотоводства: преимущественное разведение наиболее приспособленного к степным ландшафтам мелкого рогатого скота при значительной роли охоты. Определенное значение имел природно-климатический фактор: аридность степной зоны в начале палеометаллической эпохи и вызванный этим кризис присваивающего хозяйства.
Эпоха бронзы отмечена уже не эпизодическими, а устойчивыми контактами по всей территории степей. Положительную роль в этом сыграли несколько факторов. Во-первых, распространение колесного транспорта и верховой езды; во-вторых, экстенсивное скотоводство как форма хозяйства с наиболее быстрым воспроизводством; в-третьих, развитие горного дела, металлургии и металлообработки. В эпоху бронзы действовали все известные горно-металлургические центры и области: Кавказ, Урал, Казахстан, Саяны. В-четвертых, в степях сложился принципиально новый, по сравнению с энеолитическим, тип неполивного земледелия. Для земледелия использовались приречные долины степных рек и неорошаемые поля. Это было важным новшеством. Земледелие, как и скотоводство, вырвалось за рамки ограниченности (что имело место при поливном земледелии). В-пятых, появились новые орудия: бронзовый кельт как универсальное орудие (топор, наконечник мотыги или заступ, в зависимости от того, как он надевался на ручку), бронзовый серп, кинжал и втульчатый наконечник копья листовидной формы, бронзовые удила.
Многие новации в животноводстве, транспорте, освоении степных и горно-долинных ландшафтов Евразии в эпоху бронзы принадлежат индоиранцам степной зоны. В степях они были носителями передовых идей в хозяйстве, мировоззрении и являлись лидирующим этносом.
Для эпохи бронзы характерна определенная нивелировка в наборе артефактов и в конструкции археологических объектов. Основным для степных культур становится курган, сооруженный из земли и камней. Много общего в устройстве погребальной камеры и обряде (скорченные погребения).
В степях евразийской части России развивались две большие культурно-исторические общности: катакомбная и андроновская. Во II тысячелетии до н. э. катакомбная культура занимала территорию от Днепра до Средней Волги. Наиболее южные памятники известны в степях Крыма, а самые северные — около Курска и Ельца. Название культуре, благодаря своим особенностям, дали могильники: умерших хоронили не в грунтовых ямах, а в особых нишах — катакомбах, которые устраивали в стенках могильных ям. Вход в катакомбу из ямы заваливали, дно покрывали охрой, известью или выстилали камышом. Скелеты в катакомбах обычно лежали скорченно.
Катакомбные поселения известны на Дону (около Ростова), Кибикинское близ Луганска, Терновское около Камышина на Волге и в других местах. Исследование поселений показало, что население катакомбной культуры вело оседлый образ жизни. В южных районах люди строили жилища, сделанные в виде плетеных из камыша и обмазанных снаружи глиной построек, возведенных на глинобитном основании. В более северных и восточных районах был известен другой тип жилища — небольшие землянки с деревянной крышей.
В инвентаре катакомбной культуры представлены предметы из бронзы: листовидные ножи, топоры с проушинами, шилья и бронзовые украшения. Однако большинство орудий труда еще делали из камня и кости. Это тщательно отретушированные треугольные наконечники стрел, дротиков и копий, довольно архаичные ножи из кремневых ножевидных пластин и скребки. Выделяются по количеству и изяществу изготовления каменные шлифованные топоры с просверленными проушинами. Они так же, как и некоторые бронзовые изделия, костяные булавки и каменные курильницы, очень близки к предметам северокавказской культуры. Влияние культуры Северного Кавказа особенно заметно в южных предкавказских районах распространения катакомбной культуры.
Катакомбная глиняная посуда отличается от примитивной и однообразной по форме посуды предшествующей древнеямной культуры. Известны плоскодонные горшки с выпуклыми боками и зауженной шейкой, поверхность которых украшена орнаментом, нанесенным оттисками крученой веревки, зубчиками гребенки или просто острым предметом. Мотивы орнамента — треугольники, зигзаги, но чаще встречаются круги и спирали, отражающие космические представления древних земледельцев о солнечном божестве и таинственных растительных началах, превращающих зерна в стебли, которые в свою очередь рождают множество таких же зерен.
Входившие в катакомбную общность племена занимались земледелием и скотоводством. Об этом свидетельствуют их прочная оседлость, находки обуглившихся зерен проса в курганах, каменные мотыги для обработки земли. Скотоводство здесь достигло качественно новой ступени. Оно было оседлым, пастушеским. Скот пасли поблизости от поселений. В катакомбах вместе с погребенными обнаружены кости овцы, козы, коровы и лошади, причем в южных районах чаще это кости овцы, а в более северных — кости коровы и свиньи. Вместе с тем на всех поселениях встречаются кости рыб и диких животных.
Территория распространения катакомбной общности огромна, поэтому в отдельных ее участках наблюдаются различия в керамике и другом хозяйственном инвентаре, т. е. выделяются варианты. Их наличие позволяет говорить не о единой культуре, а о ряде ее местных разновидностей, которые составляли катакомбную общность эпохи бронзы.
Довольно сложным остается вопрос о происхождении катакомбной общности. Многое в ней унаследовано от древнеямной культуры, энеолитическое население которой не могло быть уничтожено или полностью ассимилировано катакомбными племенами, однако влияние населения, пришедшего, возможно, с Северного Кавказа несомненно. Основная тенденция сложения катакомбной общности заключалась, видимо, в сосуществовании на протяжении нескольких веков древнеямных катакомбных и других племен, их взаимной ассимиляции и объединении на новой культурной основе.
Нельзя считать окончательно решенным и вопрос о характере катакомбной общности, о том, что она собой представляла как культурное и историко-социальное образование. Большинство исследователей склонны видеть в ней отдельные археологические культуры. Определенный материал по происхождению культур катакомбного круга дает донецкая культура, которую можно рассматривать как древнейшую в ряду катакомбных культур Восточной Европы. При этом надо учитывать основные характеристики культуры: катакомбное погребальное устройство, курильницы и орнамент в виде шнурового штампа, плоскодонные кубки и скорченное трупоположение на боку. В положении погребенных просматривается связь с предшествующей культурой, хотя так называемые скорченные погребения в эпоху бронзы были весьма широко распространены как в Европе, так и в Азии. Керамический инвентарь несет в себе элементы культур шаровидных амфор и шнуровой керамики Центральной и Восточной Европы. В бронзовом инвентаре катакомбной культуры прослеживаются северокавказские традиции, в самих катакомбах — влияние средиземноморского мира. В связи с этим трудно признать решенным вопрос о происхождении катакомб (Кавказ или эгейский мир). В катакомбных культурах действительно много привнесенных, характерных для Европы элементов.
Раскопки археологических комплексов эпохи бронзы в степной части Южного Урала, в Челябинской области, проводимые с 70-х годов прошлого века, явились настоящим открытием. Комплексы Синташта и Аркаим, зафиксированные аэроразведкой, — укрепленные поселения в Южном Зауралье — получили условное название «Страна городов». Сейчас известно более 20 таких укрепленных поселений XX—XVI вв. до н. э.
Синташтинский археологический комплекс включал укрепленное поселение, большой курган, грунтовые и курганные захоронения. Укрепленное поселение опоясывала стена и ров диаметром примерно 10 м. Была еще внутренняя стена. В поселение вели два въезда, с южной и северной сторон, со сложной системой привратных укреплений. Между внешней и внутренней стенами по кругу размещались жилища площадью около 100 кв. м каждое. Стены их были сложены из глины и укреплены столбами, которые поддерживали крышу. Жилища примыкали одно к другому так, что боковая стена одного служила стеной другому. Они были вытянуты и заужены по направлению к внутренней стене. Внутри жилище разделяли перегородками на несколько помещений, в которых находились хозяйственные ямы, очаги, колодцы. В плане, если смотреть на всю конструкцию жилищ в целом, она напоминает колесо со спицами. Очевидно, это не случайно и было связано с представлениями населения о структуре мира.
Поселение протогородского типа Аркаим имеет четко обозначенную планировку укреплений в виде двух колец, площадь внутри их составляет около 20 тыс. кв. м. В целом конструкция похожа на открытую в Синташте.
Оборонительные стены сделаны из грунта, сырцовых блоков и дерева высотой около 3 м. Зафиксированы привратные башни и радиальные стены, разделявшие все пространство на четыре сектора. Внутри поселения по кругу, примыкая друг к другу, располагались жилища, направленные выходами к центру. Каждое помещение занимало площадь более 100 кв. м.
За пределами поселения обнаружены следы мелиоративных сооружений, древней обработанной почвы и некрополи. Наиболее крупные могильники — Синташтинский, Кривое озеро, Большекараганский, Каменный амбар и др.
Могильники синташтинского типа разнообразны, они небольшие по числу погребенных. Известны одиночные, парные и групповые погребения. Интересны парные захоронения мужчины и женщины в позе «объятия» на боку. В устройстве погребения выделяется подземная часть, где совершалось погребение, и наземная, где находят кости жертвенных животных. Внутри могильной ямы устраивались уступы, сверху яма закрывалась деревянным перекрытием, поддерживаемым столбами. Стенки могил укреплялись срубом.
В Большом синташтинском кургане открыта гробница и культовое сооружение многоступенчатого сруба в виде усеченной пирамиды с куполом наверху.
Погребальный инвентарь — это прежде всего изделия из бронзы: рыболовные крючки, серпы, тесла, долота, наконечники копий и топоров, свидетельства металлургического производства в виде шлаков, каменных молотов, керамических сопел. Вместе с тем присутствуют костяные и каменные наконечники стрел, гарпуны и фрагменты зернотерок, глиняные и деревянные сосуды, каменные скульптурки, изображающие человека и животных. Весьма показательно, что в могилах обнаружены остатки колес и костяные псалии.
Считается, что протогорода синташтинской культуры построены по принципу Мандалы «Ригведы», в основе которого колесо, кольцо, страна, пространство, Вселенная, общество и символ космоса.
В Северном Казахстане и Южном Приуралье в XVII—XV вв. до н. э. близкой к синташтинской была петровская культура, изученная по прямоугольным поселениям и могильникам Новониколаевское, Петровка 2 и др. Петровская культура представлена курганными захоронениями с центральной могильной ямой, содержащей мужское погребение с предметами вооружения, остатками боевых колесниц и скелетами лошадей. Насыпи курганов обычно небольшие. Умерших хоронили скорченно на левом боку. Стены и дно могильных ям внутри обмазывали толстым слоем глины, содержащей органические примеси. В ходе реконструкции погребальных сооружений удалось установить, что это были подземные склепы, куда можно было свободно входить. Синташтинские и петровские археологические комплексы, несмотря на различия, характерны для периода расцвета эпохи бронзы. В это время на петровских поселениях Северо-Западного Казахстана и Притоболья бронзовые предметы изготавливались из оловянистой бронзы и из чистой меди. Ведущее место в хозяйстве занимало скотоводство: крупный рогатый скот, овцы, козы, лошади и свиньи. Есть косвенные данные о наличии земледелия. Эти виды деятельности давали основные продукты питания, кости диких животных составляют примерно один процент в общей массе найденных остатков продуктов.
Анализ петровско-синташтинских археологических материалов показал, что формирование культуры проходило сложно, прослеживается местная энеолитическая традиция, влияние культуры катакомбной общности и носителей абашевской культурной традиции. Отмечены и определенные связи со среднеазиатским югом.
На территории степного Казахстана и степной части Южной Сибири в эпоху развитой бронзы сложилась андроновская культурно-историческая общность.
Андроновская общность — это несколько территориально и хронологически различных археологических культур на обширной территории восточной части степного мира. Название культуры и всей общности дал могильник, раскопанный в 1913 г. у дер. Андроново к югу от Ачинска. В Сибири, на Енисее известны могильники Орак I, Новая Черная II, Сухое озеро. Погребальные сооружения представляют собой круглые каменные оградки, внутри которых грунтовые ямы с ящиками, сделанными из поставленных вертикально каменных плит. Сверху их также покрывали каменными плитами. Наблюдается некоторая связь устройства погребальных сооружений с природными условиями. Для лесостепных районов характерны небольшие земляные насыпи (курганы), а грунтовые ямы укреплены деревянным срубом и сверху покрыты бревнами. В западных степных районах Алтая и Казахстана наряду с курганными сооружениями встречаются грунтовые могильники без признаков сооружений на поверхности. В ямах погребены один-два умерших, они лежат на боку, с согнутыми ногами (скорченная поза). Основной инвентарь — керамические сосуды двух типов: банки с прямыми расширяющимися вверху или слегка выпуклыми стенками и нарядные горшки. Банки украшены грубоватыми насечками по сырой глине, образующими елочку, или оттисками зубчатого штампа. Стенки банок более толстые, чем у нарядно украшенных профилированных горшков.
Выделяют две основные андроновские культуры: алакульскую на территории Казахстана, памятники которой относятся к XV—XIII вв. до н. э. и федоровскую XIV—XII вв. до н. э.
Алакульская культура сложилась на базе предшествующей петровской и занимала ту же территорию. Характерны поселения с большими полуземлянками от 100 до 200 кв. м. Погребальные сооружения — земляные курганы с одиночными скорченными захоронениями в грунтовых ямах. С погребенными обычно лежат кости домашних животных: овцы, коровы или лошади. В хозяйственном инвентаре два типа сосудов — банки и горшки, покрытые разным орнаментом в виде зигзагов и треугольников. Среди находок бронзовые ножи, кинжалы и топоры.
Федоровская культура сложилась на базе алакульской. Ее носители расселились на просторах степной части Южной Сибири на восток. Андроновская (федоровская) культура на Енисее появилась в сложившемся виде. Вероятно, XV—XIV вв. были временем широкого распространения андроновцев-федоровцев по восточным лесостепным территориям до Енисея. Примечательны в этом отношении андроновские памятники, открытые в лесостепном Алтае, в Барабе. В курганных могильниках Венгерово I, Танай, Титово, Васьково и других (в Кузбассе) обнаружена целая серия богато орнаментированных горшковидных сосудов и бронзовых украшений. Стратиграфические наблюдения позволили уточнить место андроновских памятников в шкале относительной хронологии. Показательно, что здесь андроновским памятникам предшествовали кротовская и самусьская культуры, которые в основном занимали лесостепные районы.
Вопросы периодизации и хронологии памятников андроновских культур получили особое развитие. В Казахстане стратиграфия слоев эпохи бронзы выявлена на материале поселения Атасу I с разновременными горизонтами: ранний представлен большими прямоугольными строениями, поздний — круглыми в плане жилищами. Основным материалом является керамика трех типов: федоровская, алакульская и валиковая (саргаринская). В последнее время много памятников андроновской культуры было исследовано в урало-казахстанских степях: поселения Никольское I, Петровка II (серия прямоугольных и овальных жилищ), могильники Амагельды, Берлик и др. Различия в керамических комплексах и стратиграфии поселений андроновской культурно-исторической общности эпохи бронзы в Казахстанском и Южноуральском регионах позволили выделить несколько ее разновидностей и установить хронологически последовательные этапы развития культур: петровской, алакульской, федоровской и саргаринской.
В результате раскопок новых памятников и стратиграфических наблюдений стала более ясной динамика внутреннего развития андроновской культурно-исторической общности. Алакульское время характеризуется весьма стабильным развитием хозяйства и культуры. Значительные изменения, происходившие в XV—XIV вв. до н. э., привели к активным перемещениям коллективов, освоению новых территорий на юге, в долинах Чу и Или, в горных долинах Тянь-Шаня и на востоке, вплоть до Приенисейских котловин Южной Сибири. Эти передвижения не случайны, они связаны с еще плохо изученными изменениями в экономической и социальной жизни, которые способствовали образованию федоровской андроновской культуры.
Таким образом, культурно-историческая общность, состоявшая из культур так называемого андроновского типа, объединяла, видимо, разные племена, имевшие схожие типы хозяйства и идеологию. Вероятно, носителями идей, новаций и связующей силой этой общности были древние индоиранцы.
В археологических культурах андроновской общности был достаточно богатый набор металлических изделий. В хозяйстве использовались косари со слабо обособленной рукояткой для заготовки кормов скоту. В ходу были настоящие серпы с отверстием на ручке и кельты. На вооружении андроновцы имели литые втульчатые наконечники копий турбинско-сейминского типа с листовидным пером, бронзовые кинжалы с выемкой около черенка, характерные для эпохи бронзы в Евразии.
На поселениях и в большинстве могильников найдено огромное количество костей домашних животных. Основная масса их принадлежит крупному и мелкому рогатому скоту, а также лошади. Коровы разводились двух пород — малорослой и крупной. Овцы, судя по тканям, сохранившимся в Минусинской котловине в могильнике Орак, тоже были двух пород — тонкошерстной и грубошерстной. Скотоводство носило оседлый характер. Для скота в суровых условиях зимы требовались убежища — загоны. Остатки таких загонов и зимников обнаружены в Казахстане в Малокрасноярке.
Другим основным занятием андроновских племен было земледелие, возделывание злаковых растений. Об этом свидетельствуют остатки обугленных зерен пшеницы и отпечатки стеблей злаков на одном из серпов из поселения Малокрасноярка в Казахстане. Земля обрабатывалась вручную — мотыгами из камня, кости или бронзы. Чаще встречаются каменные прямоугольные мотыги, которые имели боковые выемки для привязывания к рукоятке. Урожай собирали с помощью бронзовых серпов. О характере андроновского земледелия в целом можно судить по топографии поселений. Они, как правило, расположены вблизи широких заливных долин, использовавшихся под посевы. На большинстве поселений обнаружены остатки жилищ в виде полуземлянок, которые сооружались из дерева, дерна и коры. Наряду с ними известны и каркасные жилища, обмазанные глиной. С земледельческой идеологией связан орнамент на сосудах горшковидной формы, свастики на днищах сосудов и бронзовые круглые солярные бляшки из могильников.
На Правобережной Украине, к западу от Днепра, историческое развитие живших там племен во II тысячелетии до н. э. шло своим, особым путем. На этой территории сложились усатовская (Усатовское поселение около г. Одессы) и городецкая (Городок у Житомира) культуры, которые несли в себе традиции предшествовавшей им трипольской энеолитической культуры.
На поселениях послетрипольского времени люди жили в землянках. Расписная керамика и стилизованные антропоморфные статуэтки встречаются редко. Преобладала керамика, украшенная шнуровым узором. Заметно увеличилось количество металлического инвентаря: медные топоры, кинжалы треугольной формы, четырехгранные шилья, кольца. Металлургия здесь развивалась на базе металла, поступавшего из балкано-карпатских и центральноевропейских источников. Вместе с тем использовались каменные шлифованные проушные топоры и другие изделия из камня.
Племена бронзового века Правобережной Украины вели земледельческо-скотоводческое хозяйство, что подтверждается находками на поселениях мотыг и зернотерок. Среди домашних животных преобладала овца. Большую роль особенно у племен, живших по берегам Черного моря, играло рыболовство.
Погребальные сооружения усатовской культуры — это курганы, в центре которых находятся богатые погребения мужчин с многочисленными вещами; погребения, расположенные по краям, значительно беднее.
Археологические материалы свидетельствуют, что усатовские племена получали металл, сурьму и различные предметы с далеких территорий Балкан, Прибалтики, Малой Азии и Крита.
В разных районах Украины и на Дону выделены памятники с многоваликовой керамикой, которая отличается от керамики катакомбной культуры. Многоваликовая керамика изучена по материалам поселений Бабино III на Днепре и Волынцево на Сейме. В бронзовом веке эта культура занимала большую территорию: ее памятники открыты в Молдове, Северо-Западном Причерноморье, а на востоке — на Дону. Некоторые предметы встречаются в Румынии и Поволжье. Культура исследована по поселениям, могильникам и кладам. Поселения, обычно небольшие, расположены на пойменных возвышенностях. Для них характерны слабо углубленные в землю жилища. Погребения, как правило, одиночные, в небольших курганах со скорченным положением скелетов. Среди находок кремневые наконечники стрел и каменные топоры, большое количество изделий из кости и рога, например роговые дисковидные псалии. Керамика разнообразна: крупные горшки с высоким венчиком и маленьким плоским дном, низкие банки и миски, украшенные треугольниками, «елочкой» и налепными валиками. Бронзовые изделия представлены топорами, теслами, ножами, долотами, шильями и кинжалами. Выделяются четыре территориальных варианта культуры: юго-западный, среднеднепровский, нижнеднепровский и донецкий. Хозяйственной основой культуры было пастушеское скотоводство. Разводили коров, овец и коз, лошадей и свиней. Люди этой культуры земледелием занимались очень мало. Считается, что культура многоваликовой керамики на всей территории ее распространения имеет местное происхождение. В погребальном обряде отчетливо проявляется влияние ямной культуры.
Ранний период культуры многоваликовой керамики датируется концом катакомбной культуры, т. е. второй половиной XVII — началом XV в. до н. э.
Определенным показателем имущественных ценностей и символов, идеологического лидерства во II тысячелетии до н. э. служат клады. Среди них особое место занимает так называемый Бородинский клад, обнаруженный в 1912 г. у с. Бородино (Бессарабия). Клад состоит из 17 предметов: два серебряных наконечника копий, серебряный кинжал, большая булавка, сверленые топоры из нефрита, каменные навершия — булавы и фрагменты каменных топоров. Большое копье изготовлено из высокопробного серебра и весит 519 г. Поверхность копья и втулки инкрустированы листовым золотом. Такой прием инкрустации был хорошо известен в крито-микенском мире. С помощью спектрального анализа установлено, что копье сделано из уральского серебра. Такие копья обнаружены в Турбинском могильнике в Приуралье, встречаются они в Поволжье, Северном Казахстане и на памятниках самусьской культуры в Сибири. Это так называемый сейминско-турбинский тип копья. Булавы сделаны из камня, который встречается на Кавказе или в Саянах. Внимания заслуживают нефритовые сверленые топоры. Темно-зеленый нефрит был доставлен к Черному морю из Сибири, с Саянских гор.
Все предметы Бородинского клада представляют художественную и историческую ценность. Они и в древности были сокровищем, о чем свидетельствует факт их присутствия в кладе, и то, что все изделия клада берегли, на них нет следов употребления. Серебряные копья и кинжал заточены только один раз. Ценились и сами редкие металлы — серебро с золотом и привозной нефрит. Эти обстоятельства убеждают, что Бородинский клад принадлежал скорее всего могущественному родовому вождю, предводителю, чья власть простиралась на несколько родов и племен. На это указывают три булавы, которые, возможно, были символами верховной власти, и изящные топоры из нефрита. Вероятно, они служили навершиями жезлов и являлись такими же символами власти, как и булавы.
Уникальные предметы клада подтверждают существование в середине II тысячелетия до н. э. трансконтинентальных связей в Евразии и о символике власти.
Поздняя бронза: культуры, миграции
В конце II тысячелетия до н. э. в степной части Евразии отмечается большое количество археологических культур поздней бронзы. Для этого периода характерно увеличение числа бронзовых изделий, которые становятся более разнообразными. Очевидно, шли поиски наиболее рациональных типов хозяйства, отвечающих местным природным условиям: кочевое скотоводство, оседлое скотоводство в сочетании с земледелием, преобладание земледелия при домашнем скотоводстве.
Определенную роль в образовании новых археологических культур сыграли этногенетические процессы. Из Заволжья началось передвижение живших там племен на запад, по степным просторам к Среднему Дону и Днепру. Это привело к вытеснению представителей катакомбной культуры на Северный Кавказ и в лесостепные районы, где заметно усиливается их влияние. Однако часть носителей катакомбной культуры осталась на месте. Племена из Заволжья своим происхождением были связаны с потомками древнеямной культуры. В результате на огромном пространстве от Днепра на западе и до Урала на востоке, от берегов Черного моря на юге и до Средней Волги на севере сложилась срубная культурно-историческая общность. Считается, что процесс формирования срубной культуры завершился в середине II тысячелетия до н. э. Название ее условно, оно связано с особенностями устройства могил. Могильные ямы, расположенные под насыпью курганов, укреплялись деревянным срубом, а сверху их закрывали бревнами. В некоторых курганах делали довольно сложные сооружения: бревнами обкладывали насыпь кургана, иногда над центральной могильной ямой сооружали двускатную крышу. Курганы, очевидно, принадлежали большим патриархальным семьям, а группы таких курганов были родовыми кладбищами. Умерших хоронили в скорченном положении, рядом с погребенными ставили глиняную посуду, реже клали бронзовые и каменные изделия. Здесь были распространены плоскодонные сосуды и сосуды баночной формы. Они имеют почти отвесные стенки и по своей форме похожи на банки. На сосудах баночной формы обычно отсутствует орнамент. Горшки украшали оттисками шнура, палочки или гребенки, с помощью которых на сырую глину наносились различные геометрические фигуры — ромбы, треугольники, перекрещивающиеся линии.
Отличиями этой культуры являются развитое земледелие и скотоводство, которые почти совсем вытеснили охоту, бронзолитейное производство и строительная деятельность.
Поселки располагались на берегах малых и средних рек. Пойменные земли были достаточно увлажнены и удобны для возделывания. Известно большое количество поселений на Дону и его притоках, в Поволжье и Заволжье. Значительные раскопки проведены на Сухореченском, Ивановском, Краснохолмском поселениях в Оренбургской области. В центре обширных помещений в виде землянок площадью 200—300 кв. м находился очаг, вдоль стен стояли поддерживавшие крышу столбы. Жилища разделялись срубом на две половины: одна имела коническую крышу, вторая — плоскую из жердей, соломы и камыша, и, возможно, предназначалась для зимнего содержания скота.
Высокого развития достигает металлургия бронзы, из которой делали большое количество предметов, прежде всего земледельческих орудий труда: массивные, немного изогнутые серпы, прямые косари (массивные, тяжелые, с немного кривым лезвием ножи) с отверстием на ручке, служившие для рубки кустарника, и кельты разных типов. Разнообразнее стало бронзовое оружие — большие втульчатые двухлопастные наконечники стрел и кинжалы с овальным, похожим на лист, лезвием.
Освоение бронзы — большое культурно-техническое достижение населения срубной культуры. Находки на поселениях и даже в курганах литейных форм и металлических шлаков показывают, что плавка металла и литье производились почти повсеместно. Большой клад медно-бронзовых предметов найден у с. Князь-Григорьевка на Нижнем Днепре: несколько десятков топоров и серпов вместе с кусками еще не обработанной меди. Другой клад — косари, кинжалы и кельты — обнаружен около с. Сосновая Маза близ Хвалынска на Волге. Интересно, что почти все предметы не обработаны после отливки. Хотя литейное производство было местным, оно развивалось на привозном сырье. Металл поступал из богатых медью районов, скорее всего с Северного Кавказа, Урала, из Казахстана, а западные племена срубной культуры получали медь и готовые изделия от племен, живших на территории современных Венгрии, Чехии и Словакии. Очевидно, металл был основным мерилом богатства, поэтому в кладах часто встречаются привозные вещи с Кавказа, Дуная и из стран Средиземноморья.
Основу хозяйства составляли скотоводство и мотыжное земледелие, которые благодаря развитию бронзолитейного производства и появлению новых орудий труда стали более продуктивными. Показательны находки на поселениях костей домашних животных. Кости являются естественными отбросами, накапливающимися в течение длительного времени, и свидетельствуют о составе стада. Среди костных материалов примерно половина принадлежит крупному рогатому скоту, который, надо полагать, в то время был основным источником получения молока и мяса. Многочисленны кости овец, свиней, лошадей. Кости диких животных представлены в ничтожно малом количестве. На поселениях срубной культуры часто встречаются орудия обработки кожи и шкур: лощила, специальные скребки, шилья и проколки для сшивания кожи и шкуры.
Обращает на себя внимание появление в конце срубной культуры крупных курганов, в которых были погребены племенные вожди. Такой курган раскопан в урочище Три Брата около г. Степного. Он поражает 15-метровой высотой, возвышаясь среди курганов общинников, и свидетельствует об особом положении погребенного в нем человека.
В конце бронзового века на востоке степного мира в Хакасско-Минусинском районе складывается карасукская культура. Название ее происходит от р. Карасук в Хакасии. Изучена культура в основном по могильникам на реках Карасук и Уйбат, около сел Сыда, Орак, Джесос, Кривинское и в других местах Хакасско-Минусинской котловины. Выделяются два этапа карасукской культуры на Енисее: карасукский и каменноложский. Первый этап изучен в основном по могильникам, которые представляют собой родовые кладбища, насчитывающие до нескольких сот курганов. Они устраивались в виде круглых или прямоугольных оградок из поставленных на ребро каменных плит. К основным оградам пристраивались более мелкие. Внутри оградок находятся могильные ямы, стены которых укреплены поставленными на ребро каменными плитами. Погребенные лежат на боку с подогнутыми ногами и руками, головой на северо-восток. Около головы обычно ставили глиняные сосуды, рядом со скелетом находят кости животных и бронзовые предметы.
Археологический инвентарь карасукской культуры своеобразен. Это прежде всего касается глиняных сосудов. Большинство из них имеет форму шара, так называемые бомбовидные сосуды: невысокое прямое горло, шаровидные бока и выпуклое дно. Сделаны они техникой выдавливания из куска глины. Их поверхность украшает нарезной или штампованный геометрический орнамент из заштрихованных треугольников или ромбов. Эти же мотивы встречаются на ручках бронзовых карасукских ножей, кинжалов и кельтов.
Среди орудий труда из бронзы многочисленны ножи. Наиболее характерны коленчатые ножи, лезвие которых образует с ручкой тупой угол. Нож был необходим скотоводу в его повседневной жизни. Некоторые ножи имеют на ручке кольцо, грибовидную шляпку или изображение головы барана. Наряду с ножами были распространены бронзовые кельты, кинжалы, боевые топоры и чеканы. Отлитые из бронзы чеканы похожи на удлиненные молоточки с острым граненым бойком и обухом. Они надевались на деревянную ручку и, видимо, являлись боевым оружием.
Наряду с бронзовыми лапчатыми подвесками в виде фигурного стерженька, заканчивающегося небольшими отростками — лапками, широко употреблялись украшения в виде согнутого гвоздя с большой шляпкой, нашивки, бронзовые браслеты и перстни, трубчатые пронизки, выпуклые бляшки, имитированные из камня раковины каури и аргалитовые бусы.
Хозяйство и быт населения карасукской культуры всецело зависели от развития скотоводства, которое было экономически выгодным и весьма перспективным занятием: люди получали мясо, молоко, молочные продукты, шерсть, кожи. Животные использовались и как средство передвижения. В карасукское время уже была распространена верховая езда на лошади. Скотоводство карасукских племен было яйлажным: летом скот отгоняли на летние пастбища в горы, зимой возвращали в долины. Вместе со скотом передвигалось и население, поэтому культурный слой большинства карасукских поселений ничтожен. Летние жилища были легкими, переносными, а зимой люди жили в землянках. Большую роль в быту играли повозки. Карасукская повозка была нарисована на плите из могилы у дер. Знаменка в Хакасии.
В результате особенностей хозяйства сложилась и своеобразная идеология древних скотоводов. Образы животных наполняют все карасукское искусство. Головки баранов и других животных украшали ручки ножей, кинжалов, шильев. В них реализм удивительно сочетается со стилизацией. Это искусство древних скотоводов, у которых идеи родства, представления о предках, так же как и представления о добрых и злых духах, были связаны с животным миром и в значительной степени с домашними животными, игравшими основную роль в их хозяйстве.
Для каменноложского этапа характерны небольшие кладбища. Погребали на спине, в вытянутом положении, головой на северо-восток. В керамике доминируют сосуды яйцевидной формы, чашки, сосуды на поддоне. Орнамент становится проще и беднее, он наносится только по венчику в виде насечек, треугольников, ромбов.
Для восточной части степного евразийского пояса поздней бронзы характерно отношение карасукская культура — карасукская эпоха. Первоначально карасукская культура воспринималась как стадиальное образование, сменившее андроновскую культуру на той же территории. Поэтому выделялись десять вариантов карасукской культуры. На первый взгляд это выглядело убедительно: материалов было мало и они в какой-то мере несли в себе общие черты в обряде погребения, орнаменте, некоторых специфических бронзовых вещах. Дальнейшее накопление материала показало, что в конце эпохи бронзы в Южной Сибири и Казахстане сложилось несколько самостоятельных археологических культур со схожим в той или иной степени археологическим материалом. В этом смысле можно говорить о карасукской эпохе. Но здесь имеет место один аспект. На восток от карасукской культуры характерные бронзовые вещи — коленчатые ножи, лапчатые подвески, скобковидные бронзовые предметы — встречаются на обширной территории Северного Китая и Монголии. Этот факт объясняется по-разному. Одни ученые считают, что карасукская культура возникла в результате распространения карасукского комплекса и его носителей с востока. Но достаточно веские доказательства есть и у сторонников распространения карасукских бронз на восток.
Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 1109;