Оптовая и розничная торговля.
Согласно расчетам Д. Норта и Дж. Уоллиса, доля трансакционного сектора в США возросла с 26,6 % валового национального продукта (ВНП) в 1870 г. (из них 23 % ВНП приходится на трансакционные услуги, оказываемые частным сектором, и только 3,6 % ВНП – государственным) до 54,9 % ВНП в 1970 г. (41 и 13,9 % соответственно), но трансакционные издержки на единицу национального продукта уменьшились, в частности, из-за роста государственного трансакционного сектора.
Вне зависимости от выбора схемы количественной оценки трансакционного сектора внутри фирм, необходимо, по мнению Д. Норта и Дж. Уоллиса, выполнение двух условий:
1. Выделение профессий, которые напрямую связаны с выполнением трансакционных функций: а) приобретение ресурсов; б) распределение производимого продукта; в) координация и контроль за выполнением трансформационных функций.
2. Определение величины трансакционных издержек через вычисление заработной платы занятых во внутрифирменном трансакционном секторе.
Создание единой универсальной методики, которая позволила бы однозначно определить абсолютную величину ТИ корпорации невозможно. Все трансакционные издержки можно разделить на две группы по степени возможности определения для фирмы их реальной стоимости, выраженной в денежном эквиваленте:
1. Явные трансакционые издержки: все трансакционные издержки, которые имеют определенную рыночную цену в денежном выражении и могут быть отражены в бухгалтерских документах, например, затраты на рекламу, услуги адвоката;
2. Неявные трансакционные издержки: не выраженные в денежной форме трансакционные издержки, которые не могут быть зафиксированы в бухгалтерских документах, например, затраты, складывающиеся от потерь свободного времени. Они могут быть покрыты (как и вмененные) за счет экономической прибыли от производства и реализации. Таким образом, трансакция понимается как активное экономическое взаимодействие хозяйствующих субъектов, охватывающих материальные, контрактные аспекты обмена и используются для обозначения, как обмена товаров, так и обмена различными видами деятельности.
В целом, оценку можно провести путем анализа дохода посреднических фирм, либо путем суммирования прямых денежных затрат и затрат времени, помноженных на среднюю почасовую заработную плату.
А вот разнообразие подходов к анализу трансакционных издержек и значительное расхождение по поводу не только сферы их образования, но и содержания, свидетельствуют о том, что развитие теории трансакционных издержек находится на стадии описания их видовых характеристик и формирования подходов к раскрытию закономерностей их образования.
Следует отдельно остановиться на таком типе трансакционных издержек, как налоги. Это классический тип трансакционных издержек для любого хозяйствующего агента. В обмен на уплату налогов мы получаем от государства трансакционные блага, к которой можно отнести:
1. наличие денежной системы. Деньги – это основной элемент экономии на издержках измерения. А поскольку выпускать их имеет право только государство, считается, что это есть трансакционное благо, предлагаемое государством обществу как механизм экономии на трансакционных издержках.
2. система мер и весов, система различных стандартов, снижающая наши издержки измерения.
3. гарантии наших прав и свобод, личной безопасности. Гарантии обеспечиваются наличием судов, вооруженной силы, как санкции за покушение на частную собственность, а также самих законов как формальных институтов.
4. предоставление фоновой информации, прежде всего правовой, которую государство предлагает нам бесплатно для пользования.
Отдельно выделяют налоги, предоставляющие социальные блага в виде образования, здравоохранения, культуры.
В случае исчезновения государства мы перестали бы нести издержки в виде налогов, но величина трансакционных издержек возросла бы в разы. Трансакционная часть увеличилась бы, поскольку государство может осуществлять снижение издержек за счет эффекта масштаба при принуждении, стандартизации и т.д. Социальные блага также стали бы недоступны большинству населения. Однако за все эти блага мы склонны недоплачивать, поскольку это функция государства и реализуется она за счет собираемых налогов.
Фактическое поведение человека, уклоняющегося от налогов, это поведение «безбилетника». Это экономический феномен, который проявляется в том, что потребитель общественного блага старается уклониться от его оплаты. При этом безбилетники занижают ценность чисто общественного блага, а это приводит к более низкому объему его производства по сравнению с эффективным объемом. Общество сталкивается с этой проблемой, когда любой член общества может пользоваться всеми благами независимо от того, платят они налоги или нет, и в каком размере он это осуществляет. Т.обр., возможность бесплатного потребления чисто общественных благ обуславливает неэффективность их производства.
Сегодня нет связи между уплатой налогов и осуществлением гражданских прав и свобод. А раньше существовал имущественный ценз (19 в), в соответствии с которым к выборам допускались только крупные налогоплательщики, в чем виделась справедливость – ты содержишь государство, значит ты можешь им распоряжаться. Однако победил принцип поголовной демократии.
Итак, налоги – это специфический вид трансакционных издержек, которые государству нужно собрать, чтобы минимизировать наши издержки.
Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 464;